Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Традиционный народный костюм уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа. Интерес к русскому костюму существовал всегда.В проекте затрагивается история русского народного костюма,знакомство с элементами народного женского костюма. Эта проектная работа больше походит на программу по изучению народного костюма в школе. Проект разделен на этапы, включающие различные виды декоративного творчества, изучаемые в школе.Элементы ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе



Итоговая проектная работа по вариативному модулю
«Изучение традиционных технологий рукоделия
при изготовлении народного и современного костюма»

















ТЕМА ПРОЕКТА:


«Изучение русского народного костюма

на уроках технологии в школе»









Автор - составитель: Федорова Нина Анатольевна, учитель технологии, СОШ №2, г.п. Запрудня Талдомского р-она









2014г.

Содержание



  1. Введение

  • Цель и задачи . ……………………………………………..

  • Актуальность проекта. ……………………………………

  • Этапы проекта ……………………………………………..



  1. Основная часть «Рукотворный мир технологии»

  • Общие сведения о народном костюме

  • Рубаха

  • Вышивка тамбурным швом

  • Счетная вышивка

  • Сарафан

  • Лоскутное творчество

  • Карман «лакомник»

  • Пояса

  • Головные уборы

  • Обувь, прическа

  • Элементы народных технологий в современной одежде



  1. Заключение



  1. Список используемой литературы.









Введение

Традиционный народный костюм уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа.

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Цели:

  • Изучить историю русского народного костюма.

  • Развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
    Задачи:

  • Познакомить с элементами народного женского костюма.

  • Пробудить интерес и уважение к народному творчеству, к культуре своего народа, его традициям, обычаям.

  • В своих практических работах учащиеся должны сшить рубаху и сарафан.

  • Украсить их вышивкой.

Актуальность проекта

Пожалуй, ни одна страна в мире не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника, это - своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма. Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Этапы проекта

Работа по сохранению и исследованию традиций должна вестись системно и последовательно, только тогда она сможет принести свои плоды.

В каждой параллели (5-11класс) по программе изучаются разделы:

- материаловедение

- конструирование и моделирование изделий

- технология изготовления изделий

- декоративно-прикладное творчество

- художественная обработка материалов

- творческая деятельность.

11 класс

Технология проектирования изделий.

5 класс

Ткачество, ручные швы, изготовление фартука.На каждом этапе возможно более глубокое и практическое изучение элементов народного костюма. К выпускным классам (9, 11) учащиеся получат достаточный объем информации по народному женскому костюму.

Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

6 класс

Изготовление юбки, счетная вышивка

10 класс

Дизайн изделий.

9 класс

8 класс

Семейная экономика, художественная обработка материалов.

7 класс

Силуэт и стиль в одежде,

изготовление плечевого изделия.

Я предлагаю разделить проект на этапы, включающие различные виды декоративного творчества. А поучаствовать в них могут учащиеся тех параллелей, чья подготовка будет соответствовать данному уровню сложности.

На каждом этапе необходимо выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом. При этом надо строго соблюдать последовательность выполнения операций, безопасные приемы действий.

Работы могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности ученика, его предпочтение, меру художественно-эстетического вкуса. Коллективные работы способствуют развитию навыков совместной деятельности, позволяют выполнять трудоемкие работы и ускоряют сам процесс изготовления изделия.

В заключении подводим итоги:

  • возможные варианты работ в классе и дома по всем направлениям изучения народного костюма,

  • реализация выполненного народного костюма,

  • выявление понравившихся видов творчества.

Основная часть

Рукотворный мир технологии

  • Общие сведения о народном костюме.

Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму.

Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России:


- с понёвой,
- с сарафаном,
- с юбкой-андараком,
- с кубельком.

Из огромного разнообразия женской русской народной одежды можно выделить два основных типа - южнорусский и северорусский.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

В южнорусский поневный комплекс входили: богато вышитая рубаха, клетчатая понева, пояс, передник ("запан"), 'навершник" - наплечная одежда типа укороченной рубахи, головной убор "сорока", обувь. Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школеПроект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Северорусский сарафанный комплекс составляли: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения, обувь.

Андарак - юбка из шерстяной или полушерстяной самодельной ткани с заложенными складками, которые внизу украшались широкой полосой тканого и вышитого орнамента. Андрак использовался преимущественно на севере Черниговщины. Так называли и юбки из полосатой самодельной ткани на Полесье.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Андараки, так же как и описанные полосатые юбки, носили подпоясанными широкими поясами с белыми холщовыми или хлопчатобумажными рубахами со стоячим или отложным воротником.

Кубелек - женская одежда типа несшитого, распашного впереди платья из крашеного холста, шелка, парчи, тафты. Шился кубелек из нескольких полотнищ ткани, с отрезным лифом, в талию. Передние полы и спинка делались цельными, прилегающими. Присборенные на плечах рукава заканчивались обшлагами. Снизу к лифу пришивалась широкая, присборенная, не зашитая впереди юбка. Застегивался на металлические, серебряные или низанные жемчугом пуговицы и петли из металлической золотной или серебряной тесьмы. Кубелек являлся одеждой казачек Нижнего и Среднего Дона до середины XIX века. Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Женская одежда более выразительна, в художественно-образном решении. К характерным чертам также можно отнести значительную длину одежды, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких одеваемых одна поверх другой одежд, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски отдельных частей костюма.

Русская народная одежда различалась

- по назначению (будничная, праздничная, обрядовая),

- по ней можно было судить о возрасте,

- о семейном положении.

Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).

Нам трудно понять, как в курной избе русского крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, как в этих условиях создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное» - русский народный костюм. Из тесной курной избы, где люди ютились вместе с телёнком, ягнятами и курами, выходила женщина в белом шушпане с яркой тканой каймой, в искусно сплетённых лаптях, голову её покрывал красный с узором платок. Она шла легкой красивой поступью сильного ловкого человека и, как все женщины в мире, чувствовала себя в праздничном наряде красивой и радовалась этому. То была одна из немногих доступных русской крестьянке радостей, в которой тесно переплелось ощущение праздника и удовлетворение творчеством. Работала крестьянка не разгибая спины, повседневная забота обо всём - о семье, хозяйстве, cкотине - отнимала у неё все силы, не оставляла времени для себя, и только лишь зимними вечерами, качая одной ногой люльку ребёнка, другой приводила она в движение колесо прялки. И свивалась тонкая нить для будущей рубашки, понёвы или шушпана, а душа тянулась к красоте, к ярким краскам, воображение по кусочкам создавало будущий наряд - освящённый обычаем, но всегда новый и желанный для каждой женщины. Чем привычнее была форма, тем с большим искусством сочетала крестьянка цвета, располагала отделку, и ценность каждой купленной ленты, пуговки, бусины, блёстки определяла их место в орнаменте костюма.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Такая информация, рассказанная учителем, будет интересна детям.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Учащиеся всех классов могут собрать информацию о народном женском костюме в виде: докладов, сообщений, презентаций, информационных листков. Это будет информационный банк. К любому уроку в нем можно найти нужный материал.

Теперь о том, для кого мы будем шить русский костюм. Наряжать в народный русский костюм мы будем куклу!Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

У русского писателя Евге́ния Ива́новича Но́сова есть рассказ «Кукла». Не поленитесь, прочитайте его. Я привожу лишь фрагмент этого рассказа.

И вдруг Акимыч сказал: «Вот, гляди...». Рядом с дорогой валялась кукла. «Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье…».

Акимыч решил похоронить куклу. Зрелище изуродованной игрушки было для него очень тяжелым: «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется... Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги - не могу видеть. Колотит меня всего». Акимыч выкопал для куклы могилку и закопал ее. Потом он с болью сказал: «Всего не закопать».

Рассказ ставит перед читателем сложнейшие вопросы, касающиеся нравственной чистоты и совести. Изуродованная игрушка возмущает доброго старика. Разве может позволить добрый, порядочный человек изуродовать человеческий облик? В сломанной кукле всегда есть что-то трагическое.

Рассказ заставляет задуматься о вопросах совести. Кукла для ребенка является живым существом. Дети заботятся о кукле. Почему же, вырастая, они становятся другими? Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Девочки часто приносят в школу кукол, видно жалеют их выбрасывать. Я принимаю всех: и больших, и маленьких. Вот такой дар мы и нарядим в русский народный костюм.

  • Рубаха

Рубаха считалась основным и наиболее стабильным видом крестьянской одежды. Она входила в состав каждого ансамбля. Конструктивное членение рубахи в основном зависело от ширины холста. Ширина холста и экономичность кроя определяли линию притачивания рукава и длину плечевых срезов.
Народный крой очень мудрый. Каждая основная деталь с прямыми линиями кроя, а также и полики, клинья, ластовицы рукавов не только несут конструктивные и эстетические функции, но и способствуют экономичности кроя.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Полик - это прямоугольная или трапециевидная деталь кроя, соединяющая перед и спинку по линии плеча. Полики прямоугольной формы соединяют четыре полотнища холста, образуя плечевой пояс в изделии. Косые полики (трапециевидные детали, полученные из прямоугольных) соединяются широким основанием с вертикальным разрезом, узким - горловиной. Полик обеспечивает высокую функциональность народной одежды. Применение полика в рубахах прямого кроя определено высоким мастерством ремесленника XIX века, стремившегося к максимальной практичности, которая превратилась в искусствоПроект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Основы русского кроя
Крой традиционного русского костюма - безлекальный. Объём одежды создаётся не вытачками или вырезами, а складками или сборками. Отсюда детали русского кроя имеют прямоугольную, квадратную и треугольную формы с минимальными отходами (выпадами). Размеры деталей, а точнее их ширина, определялись шириной полотна, сходящего с ткацкого станка, т.е. 36-42 см. этот размер являлся модулем, на основе которого строился русский крой.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Последовательность выполнения рубахи:

- раскройПроект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

- вышивка на рукавах

- вышивка стана

- сшивание рукавов

- пришивание рукавов к лифу

- обработка горловиныПроект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

- обработка низа рубахи

- обработка среднего шва подола

- пришивание стана к лифу

- влажно-тепловая обработка

Раскрой рубахи могут выполнить ученицы 7 класса. Девочки 5,6 классов соединят детали швом «назад иголка» и косыми стежками. Горловину и низ рукавов смогут обработать уголками или полоской ткани ученицы 7,8,9 классов.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

  • Вышивка тамбуром

Нарядность этим довольно-таки простым сарафанам и рубахам придавали причудливые узоры и орнаменты, красовавшиеся на подоле или рукавах сарафанов, вышитые тамбурным швом.

Это - односторонний глухой шов, состоящий из ряда петелек, которые выходят одна из одной. Таким образом, получается некое подобие цепочки, связанной крючком - на лицевой стороне, а на изнанке - строчка. Вышивать можно справа налево, сверху вниз по контуру нанесенного рисунка.

На самом деле данный шов имеет множество названий - мышиная тропка, цепочка, петелька, косичка. Этот декоративный шов, зародившийся еще в 6-3 веках до нашей эры, получил свое название от специальных пялец, которые применялись для вышивки шелковых покрывал и ковров, и были похожи на тамбур - большой барабан.

Вышивать его можно двумя способами: при помощи обычной иголки или же специальной, напоминающей крючок. Конечно, более распространенным является первый способ по причине доступности, но настоящие мастерицы пользуются только специальным крючком.
Тамбурные швы могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с какими-нибудь другими.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школеПроект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Тамбурный шов мы изучаем в 5 классе. Девочки пользуются иглой. Попробовать выполнять тамбур крючком можно в старших классах. Имея отдельные образцы элементов рисунка, учащиеся смогут сами составить свой рисунок.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

У рубахи вышиваются рукава и низ стана. Вышитая рубаха считалась спасением от недуга.

  • Счетная вышивка

Счетная вышивка - вышивка, выполненная по счету нитей, связанная со структурой ткани полотняного переплетения.

Роспись - вышивальный шов; прием двустороннего шитья. Выполняется короткими стежками одинаковой величины, заполняющимися узорами в виде клеток, шашек, диагональных линий, сочетается со счетной гладью, набором.

Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.

В русских деревнях и селах с пятилетнего возраста начинали обучать девочку женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, а в некоторых районах и плести кружева. К 13-15 годам она должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны и т. д. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах - крестному, попу, дьякону и т. д.

В орнаментах мастерицы изображали четыре стихии:Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Царь - Огонь;

Царица - Водица;

Мать - Сыра Земля;

Воздух - Господин

Это особый язык декоративно-прикладного искусства, который говорит не словами, а символами.

Вселенную обозначали в виде спирали.

Царь - огонь.
К огню русский человек издавна питал уважение. Огонь и Солнце - сыны Вселенной, неба. Солнце и луну - источники света изображали фигурами в виде круга, квадрата и ромба. Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Посланцы солнца на Земле - олень и конь.

Воду изображали горизонтальной волнистой линией. Дождь - наклонной волнистой линией.

Мать - Сыра Земля словно живое существо: засыпало на зиму и просыпалось от лучей солнца, пила воду и родила урожай. Земли символизировались образом женщины - женской фигуры. Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Воздух - Господин
Огонь не может жить без воздуха; посланниками солнца, тепла и света, символом счастья и радости считались в древности птицы, сулившие наступление весны, урожай и богатство.

В виде дивных растений показывали «древо жизни».

Народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.

В славянской традиции ромб - один из самых любимых знаков. На женской одежде он встречается чаще, чем на мужской; но и женщины, и мужчины носили пояса, украшенные ромбовидным орнаментом. Ромб - безусловный оберег. Это знак земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства. Ромбы изображали на кухонной утвари, вырезали на фасадах домов. Считалось, что семья, охраняемая ромбами, живёт в достатке и всегда будет многочисленна. В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Ромбы с продолженными сторонами и со сторонами, снабженными «гребешками» (прямыми отростками), назывались репьями. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Наряду с «гребенчатым» в орнаменте часто использовались ромбы с «крючьями», между которыми помещались маленькие ромбики. Ромб мог обозначать землю, растение и женщину одновременно. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Значение цвета в вышивке

Большое символическое значение имеет и цвет изображаемого символа, знака.

Чаще всего в русской вышивке используются два цвета: красный и белый. Кроме этих цветов используют золотой, черный и синий.

Белый - чаще всего цвет фона, этот цвет олицетворяет землю; это женский, нежный цвет символизирует чистоту свет, благо.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Красный (или золотой) - цвет Солнца, Огня; цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести … Это мужской, сильный цвет;

Красный узор, вышитый крестом по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную энергию Солнца и готовую произвести все живое.

Черный - связан с пониманием краткости человеческой жизни; чаще использовался в одежде пожилых людей.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Если рубаха будет выполнена из ткани с крупным переплетением нитей, то вышить ее можно росписью.

Орна́мент (лат. - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.

Девочки могут составить из отдельных элементов символов свой орнамент.

  • СарафанПроект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век, с севера на юг, от крестьянки до дворянки. В русских деревнях по сарафану можно было узнать о социальном статусе женщины и о настроении.

В правление Петра I традиционный русский сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Возвращение же сарафана в гардероб русских дам произошло с началом правления Екатерины II.

Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Косоклинные сарафаны шили из "волосины" - шерсть овцы, сотканной и окрашенной в чёрный цвет отваром из ольхи и дуба. Различались праздничные и "буденные" сарафаны. Праздничные на каждый день декорировались по подолу "читаном" ("гайтаном", "гайтанчиком") - тонкой в 1 см тесьмой домашней работы из красной шерсти. Верх украшался полоской бархата. Однако не только шерстяные сарафаны носились каждый день. Как легкая, домашняя одежда бытовая "саян" - прямой сарафан из сатина, собранный в мелкую складку по спинке и бокам. Молодые носили "красные" или бордовые саяны, а пожилые - синие и черные.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школеПроект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Каргопольские сарафаны обычно шились из домотканой пестряди - мелкой или средней величины клетки. (рис. 8) Основные цветовые сочетания - красный, белый, синий, бежевый, но использовались и другие оттенки - сиреневый, розовый, голубой, коричневый. Позже сарафаны стали шить из покупной фабричной светлой ткани с яркими букетиками цветов. Крой при этом остался таким же, но иногда добавлялась пышная оборка по подолу, украшенная лентами и кружевом.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

«Лягушкой» называется, распространенный во многих видах сарафанов, как северных, так и южных губерний, цельнокроеный со спинкой треугольник, к которому крепятся лямки.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школеПроект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Крой прямого и косоклинного сарафанов.

Раскрой сарафана могут выполнить ученицы 8,9 классов. В разделе семейной экономики обязательно надо упомянуть об экономном крое русской одежды и бережном отношении к ней (низ сарафана с изнанки подшит «старенькой» тканью …).Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

  • Лоскутное творчество

Знакомя девочек с техникой лоскутного шитья, я всегда читаю им рассказ Евгения Носова «Лоскутное одеяло». Приложение 1. Прочитайте, чтоб душа не оскудела! Читая этот рассказ, на глаза наворачиваются слезы. В лоскутном одеяле - история семьи, целого народа… И я с благодарностью вспоминаю свою бабушку, которая научила меня вязать.

Действительно, жизнь человека в единении с природой подсказала форму и краски рукотворных вещей.

Красно-коричневый лоскут напоминает весеннюю влажную пашню;

ярко-желтый - солнечную поляну одуванчиков или медвяной сурепки;

цветастый лоскут символизирует пестрое разнотравье на летнем лугу;

бледно-зеленый - поспевающие озимые хлеба, со свежей утренней росой.

Работы в лоскутной технике разного уровня сложности могут выполнять учащиеся всех параллелей. Применительно к народному костюму это может быть:

- украшение стана и горловины рубахи,

- украшение сарафана,

- карман-лакомник,

- передник…


  • Карман лакомник

Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Карман -Лакомник - это небольшая сумочка или карманчик, который прикреплялся к поясу шнуром или подвешивался на петельках. Лакомник был неотъемлемой частью женского костюма конца XIX - начала XX в.в. В таких кармашках носили ключи, деньги, сладости, разные мелкие вещи. Помимо этого он служил украшением, так как шили лакомник из ярких тканей, красиво отделывали тесьмой, вышивкой, кружевом и бисером.
Иногда лакомник украшали игрушкой - зайчиком. Когда детей угощали сладостями, им казалось, что это именно зайчик дарит детям сладкие призы.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Порядок изготовления лакомника с росписью:Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

- определить размер кармана,

- разработать схему вышивки,

- подобрать материалы,

- вышить карман,

- закрепить подкладку,

- соединить лицевую часть с задним слоем ткани, закрепить петельки,

- обшить два слоя ткани обтачкой,Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

- ВТО изделия.

Можно выполнить карман в лоскутной технике или с вышивкой тамбуром.



  • Пояса "Пояс верный, друг сердечный"

Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Пояс является неотъемлемой частью русской народной одежды, как мужской, так и женской. Практическое назначение пояса состоит в том, чтобы удерживать одежду на стане распашную верхнюю одежду, иногда не имевшую застежки.

Изготовлением поясов из шерстяных, льняных, конопляных нитей и лыка занимались преимущественно сами крестьяне. В XIX веке зажиточные крестьяне имели покупные пояса фабричного производства. По праздникам они щеголяли в поясах из шелка, с бисером и блестками. В крестьянских семьях нарядные пояса переходили по наследству и бережно сохранялись. Так как пояс в народном костюме выполнял функцию оберега, то при его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, передававшиеся изустно на протяжении веков. В монастырских мастерских тканьё поясов сопровождалось молитвами.

Традиционным цветом для поясов был красный, символизировавший жизненную силу и долголетие. По мере совершенствования способов изготовления тканых полос получают распространение узорные пояса. Их орнамент был преимущественно геометрическим, а его символика восходила к языческим временам.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Ткачество поясов на бердышке можно показать в 5,6 классах как образец ткацкого производства. А соткать поясок смогут ученицы старших классов.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школеПроект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе








  • Головные уборыПроект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе


Если рассматривать русские народные костюмы, то в глаза сразу же бросаются изумительные головные уборы.

Наиболее роскошным являлся женский головной убор. По его деталям часто можно было узнать, откуда владелица, ее возраст, семейное и классовое положение.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

В первую, очередь, четко различался девичий и женский («бабий») головной убор. Незамужние носили более скромные уборы; также для девичьего убора была характерна открытая макушка и волосы на виду (пример - обруч, повязка), в то время, как замужние прятали волосы целиком.

Женский головной убор всегда сочетался с прической. Девушки носили 1 косу, а замужние крестьянки - плели 2, оборачивая их вокруг головы или укладывая в пучок. Конец косы девушки украшали накосником, он мог быть любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школеПроект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Ученицы 10 и 11 классов могут изготовить головной убор.

А вот носить головной убор оказалось очень не просто. Мы целый урок учились надевать кокошник, чтобы он не сваливался на нос.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школеПроект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе









  • Обувь

Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Обувь была разнообразной. В сельской местности основным видом обуви были лапти. Бытовали лапти будничные и праздничные. Плели их из лыка липы, вяза. Иногда как материал использовалась простая веревка. Такие лапти назывались - чуни.

Большинство городского населения носило кожаную обувь, простейшей кожаной обувью были легкие туфли, но больше были распространены сапоги. Их носили все: и мужчины, и женщины, и дети.

У сапог в древности была одна особенность - правый сапог не отличался от левого. Они кроились одинаково и форму ноги приобретали в носке. Женщины носили безкаблучные сапоги из цветной кожи, которые украшались вышивкой.

Наша кукла оказалась в разных ботиночках. Поэтому необходимо подумать и об обуви.

  • Элементы народных технологий в современной одежде и аксессуарах

В школе мы шьем фартуки в 5 классе и юбки в 6 классе. Для их отделки можно использовать лоскутную технику и вышивку.

Очень любят девочки шить сумки для себя и для младших сестренок и даже для кукол. Такую сумку можно украсить вышивкой, а можно выполнить из лоскутков.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Прихватки, обложки для книги, открытки, панно, игольницы… - вот где можно разгуляться фантазии! Все это можно украсить в народном стиле. Например, эту сумку можно декорировать не пуговицами, а вышивкой тамбурным швом. Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Вот мой сюрприз - моя задумка -

В подарок - новенькая сумка!

У друзей и у прохожих

Нету на нее похожих!

Посмотри: фасон и цвет…

Лучшей сумки в мире нет!




Заключение

Моя проектная работа не совсем обычная. Она больше походит на программу по изучению народного женского костюма в школе. А ведь есть и мужской народный костюм. Элементы костюма изучаются и выполняются постепенно, а потом объединяются в целостный образ. И большинство учениц смогут сказать, что вот это выполнила она. Почти во всех разделах программы можно упоминать о русском народном костюме. А сколько творческих работ индивидуальных и групповых можно провести! Это и работа с бумажной куклой, аппликация из ткани, лоскутная мозаика для коллективной работы… Но, увы, уже двадцатая страница. Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Кому могут пригодиться наши костюмы? В классе кукла в русском костюме нужна как наглядное пособие.

У нас замечательный музей с печкой и утварью крестьянской избы. И там нет русского народного костюма.

Для детского сада по просьбе воспитателей я уже шила на кукол костюмы. А садиков у нас в поселке три.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе

Ученики каждый год ставят спектакли. Их показывают и в ДК поселка. В школе есть костюмерная. Сшить костюм можно и для малышей и для подростка.Проект Изучение русского народного костюма на уроках технологии в школе



Прекрасное в русском народном костюме проявляется в его способности преображать человека - делать его красивым, а также в удобстве, экономичности и целесообразности, в творческом раскрытии возможностей и особенностей материалов, в гармоничности колористики и рациональности конструкции, в красоте силуэта и в вырастающих на основе всего этого декоративном великолепии, глубине идейно-образного содержания и его широком положительном общечеловеческом значении.

  • Список используемой литературы.

  1. Государственные образовательные стандарты второго поколения. -М.: Просвещение, 2010.

  2. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа,2006.

  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Божьева Н.П. Русский орнамент в вышивке: традиции и современность: Учебное пособие. - М.: Северный паломник, 2008.

  5. Еременко Т.И. Иголка-волшебница: Кн. для учащихся 5-8 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1988.

  6. Рукоделие (Серия «Рукоделие - опыт мастеров, т.1). - М.: Асцендент. - 1994.

  7. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. - М.: Культура и традиции. - 2003 г.

  8. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. - М., 1990.

  9. Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера XIX - начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». - М.: Северный паломник, 2006.

  10. Лазарева Т.А. Рукотворные чудеса. - М.: Изд-во «Краун», 2005.

  11. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. - М.: Наука. - 1978.

  12. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит.изд. ц. ВЛАДОС, 2003.

  13. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Н. Соснина, И. Шангина. - СПб.: Искусство-СПб,2006.

  14. Школа и производство. Журнал. 1999-2012.

  15. Народное творчество. Журнал. 1994-2012.

  16. Чудесные мгновения - традиционный костюм. Журнал. 2002-2012.



1


© 2010-2022