Опыт работы учителя

" Я учитель технологии сельской школы. Мною была разработана своя методика урока. Каждый урок технологии кроме традиционных этапов включает в себя и новые этапы урока, которые помогают расширить творчество учащихся. Эти нестандартные новые этапы урока я покажу на одном конкретном уроке ««Художественное точение. Изготовление пасхального сувенира», который я провёл в 7 классе. Этап урока: Развитие базы знаний На уроке учащимся предлагаю большой запас информации в области искусства, науки, литературы, математики, который связан с темой урока. Для этого широко использую информационные компьютерные технологии, мультимедиа оборудование. Ребятам была представлена презентация о развитии этого вида искусства в России. Я рассказал им о Петре Первом, как основоположнике художественного точения в России, о его мастерской в Летнем Дворце и на слайдах показал работы Петра. Также ребята познакомились с работами мастеров Петровской эпохи: известным механиком Иоганном Блеером, Андрей Нартовым. Закончилась презентация работами К.Г. Фабедже, как шедевра токарного искусства в изготовлении пасхального сувенира. Целью этого этапа урока стало вызвать интерес к изучаемой теме, дать информацию, которая является толчком к творчеству, к желанию работать необычно усердно, творчески. Следующий этап урока: Создание правильной атмосферы для творчества Я считаю, что особенно удачно атмосфера творчества создаётся на уроке, когда дети работают в группах, применяют «мозговой штурм». На уроке «Художественное точение» дети разбились на группы и разработку конструкций сувенира. Мы с ребятами вспоминаем всё, что знаем и умеем, и применяем прошлые знания и умения в новой ситуации. Но очень важно, чтобы в новых изделиях не повторялись только старые, приобретённые навыки. Важно увести детей от репродуктивного метода, а привести к творческому. В этом сос... Например, на предыдущих уроках ребята учились вырезать на плоскости, а на этом уроке они познакомились с работой на полукруглой поверхности. Все эти этапы делают урок технологии творческим, необычным и очень продуктивным. Проводя уроки технологии по данной методике, ребята накапливают знания, развивают свои творческие способности и на итоговом уроке создают и защищают свой творческий проект. В проектном обучении изменяется роль учителя. Он превращается из «урокодателя» в организатора познавательной и творческой деятельности учащихся. Работа над проектами не нова, но, я разработал свою методику, которая базируется на четырёхэтапной модели творческого процесса Уоллеса. Каждый проект начинается с подготовки – «формулировка задач и начальные попытки её решения» (по Уоллесу) Следующий этап просветление. Неожиданно «включается лампочка» и ученик может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. В момент просветления в разум приходит творческое решение старой задачи. Конечно, не всегда у ученика наступает этот этап. Если ученик затрудняется, то на помощь приходит учитель. Он наталкивает школьника на решение данной проблемы. На этапе проверка,ученик выполняет творческий проект. Анализирует, делает выводы, которые ему помогут в дальнейшем. Можно с уверенностью сказать, что проектное обучение, позволяющее развивать творческую
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я учитель технологии сельской школы. Тема моей опытной работы:

«Развитие воображения и творческих способностей учащихся посредством обучения художественной обработки материалов на уроках технологии и кружковой деятельности»

В Концепции модернизации российского образования говорится, что современная модернизации российской школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Не знания, умения, навыки, а РАЗВИТИЕ личности ребёнка, его индивидуальных способностей - важнейшее условие для успешного обучения.

Много лет назад английский психолог Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса:

Подготовка:

Инкубация

Просветление:

Проверка:

Можно ли обучить творчеству?

Учёный Гайес полагал, что творчество можно расширить следующими средствами:

а) Развитие базы знаний.

б) Создание правильной атмосферы для творчества.

в) Поиск аналогий.

Целью моей работы стало не только НАУЧИТЬ учащихся, а РАЗВИВАТЬ в них творческую креативную личность, способную решать нестандартные ситуации в жизни.

Опираясь на методику Гайеса, мною была разработана своя методика проведения уроков технологии.

Каждый урок технологии кроме традиционных этапов включает в себя и новые этапы урока, которые помогают расширить творчество учащихся.

Эти нестандартные новые этапы урока я покажу на одном конкретном уроке ««Художественное точение. Изготовление пасхального сувенира», который я провёл в 7 классе.

Этап урока: Развитие базы знаний

На уроке учащимся предлагаю большой запас информации в области искусства, науки, литературы, математики, который связан с темой урока. Для этого широко использую информационные компьютерные технологии, мультимедиа оборудование.

Ребятам была представлена презентация о развитии этого вида искусства в России. Я рассказал им о Петре Первом, как основоположнике художественного точения в России, о его мастерской в Летнем Дворце и на слайдах показал работы Петра. Также ребята познакомились с работами мастеров Петровской эпохи: известным механиком Иоганном Блеером, Андрей Нартовым. Закончилась презентация работами К.Г. Фабедже, как шедевра токарного искусства в изготовлении пасхального сувенира.

Целью этого этапа урока стало вызвать интерес к изучаемой теме, дать информацию, которая является толчком к творчеству, к желанию работать необычно усердно, творчески.

Следующий этап урока:

Создание правильной атмосферы для творчества

Я считаю, что особенно удачно атмосфера творчества создаётся на уроке, когда дети работают в группах, применяют "мозговой штурм". Суть его в том, что группа детей генерирует как можно больше идей, не высказывая, критики в адрес других членов. Этот прием облегчает развитие творческой идеи.

На уроке «Художественное точение» дети разбились на группы и разработку конструкций сувенира вели вместе в группе. Забегая вперёд, скажу, что изделия в творческих группах получаются совершенно разными.

На мой взгляд, это самый творческий этап урока, и он особенно нравиться моим ученикам.

Этап урока: Поиск аналогий

Прежде чем приступить к изготовлению сувенира, мы с ребятами вспоминаем всё, что знаем и умеем, и применяем прошлые знания и умения в новой ситуации. Но очень важно, чтобы в новых изделиях не повторялись только старые, приобретённые навыки. Важно увести детей от репродуктивного метода, а привести к творческому. В этом состоит задача учителя на этом этапе урока.

Например, на предыдущих уроках ребята учились вырезать на плоскости, а на этом уроке они познакомились с работой на полукруглой поверхности.

Все эти этапы делают урок технологии творческим, необычным и очень продуктивным.

Проводя уроки технологии по данной методике, ребята накапливают знания, развивают свои творческие способности и на итоговом уроке создают и защищают свой творческий проект.

В проектном обучении изменяется роль учителя. Он превращается из

«урокодателя» в организатора познавательной и творческой деятельности учащихся.

Работа над проектами не нова, но, я разработал свою методику, которая базируется на четырёхэтапной модели творческого процесса Уоллеса.

Каждый проект начинается с подготовки -

«формулировка задач и начальные попытки её решения» (по Уоллесу)

Перед учеником ставится задача, которую он пытается обдумать и предложить свои методы её решения.

Очень важно, что эта задача ставиться перед учеником задолго до начала работы над проектом. Делается это для того, чтобы ученик мог обдумать проблему, отключиться от неё, переключиться на другой предмет. На это у него есть время.

Например, за несколько уроков до началом работы над проектом, я перед учениками ставлю задачу.

Затем начинается следующий этап модели творческого развития -

инкубация (отвлечение от темы)

Следующий этап просветление.

Неожиданно "включается лампочка" и ученик может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. В момент просветления в разум приходит творческое решение старой задачи.

Конечно, не всегда у ученика наступает этот этап. Если ученик затрудняется, то на помощь приходит учитель. Он наталкивает школьника на решение данной проблемы.

На этапе проверка,ученик выполняет творческий проект. Анализирует, делает выводы, которые ему помогут в дальнейшем.

Можно с уверенностью сказать, что проектное обучение, позволяющее развивать творческую, активную личность, поможет нам сформировать новую плеяду мастеров.

Работа над проектами, начавшись на уроках технологии, переходит на занятия кружка «Юный резчик». Именно благодаря кружку, ребята могут осуществить задуманное, более полно развить свою фантазию и творческие способности. Благодаря работе этого кружка мы с ребятами смогли выполнить сложные творческие работы.

На основе Четырёхэтапной модели творческого процесса, мною была разработана программа кружка «Юный резчик». Эта программа прошла апробацию в нашей школе.

Три года я уже проработал по ней. Программа признана одной из лучших программ педагогов дополнительного образования в Министерстве образования Ставропольского края. Я очень надеюсь, что она станет элективным курсом по дисциплине Технология.

Работа по методики, где во главу угла ставиться ТВОРЧЕСТВО и ФАНТАЗИЯ ребёнка, даёт свои результаты.Мои ученики неоднократные победители районных и зональных олимпиад, конкурсов и фестивалей.

На базе нашей школы были проведены районные семинары для учителей технологии, на которых я делился опытом своей работы. И мне очень приятно, что он заинтересовал коллег не только нашего района. В этом году я принял участие в подготовке заданий к краевой олимпиаде.

Удачное распространение опыта можно видеть в Вознесеновской школе. С учителем технологии Майстренко М.А. мы находимся в постоянном творческом сотрудничестве.

В этом году работы своих учеников я представил на краевом фестивале педагогических идей в г. Невинномысске «Талант- 2007».

Но самая главная результативность моей работы представлена перед вами и находится в моей родной школе. Это работы, выполненные моими воспитанниками.

Дети вырастают и уходят от нас, а их творчество, теплота работ остаётся в школе. Когда я иду по школе и вижу работы своих бывших учеников и нынешних, моё сердце наполняется радостью.

Я вижу, что мои труды не проходят даром. У нас с детьми большие планы на будущее…

© 2010-2022