Рабочая программа по технологии 8 класс

Пояснительная записка              Рабочая программа по «Технологии» для 8 класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)...
Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Технологии» для 8 класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, учебного плана Лицея, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (по 1часу в неделю)

Главной целью является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения технологии:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска. и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественная обработка материалов, информационные технологии;

  • Овладение способами деятельностей по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;

  • Освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; Способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами , тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.

В 8 классе осуществляется знакомство с основами домашней экономики, некоторыми видами декоративно-прикладного творчества, электротехническими и ремонтными работами.

Главной задачей является, освоение технологических приёмов и формирование знаний и умений выполнения различных технологических операций, в особенности применяемых для бытового назначения. Овладение учащимися теоретическими и практическими, современными, прогрессивными и востребованными технологическими процессами, навыками использования технических средств, ремонтно-бытовых инструментов, электронной аппаратуры, умениями своевременно и грамотно устранить возникшие неполадки в бытовом столярно-слесарном оборудовании.

Оканчиваются курсы технологии во всех классах выбором и изготовлением творческих проектов, выполненных учащимися.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно, формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты технологического образования состоят:

  • в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

  • в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

  • в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Изучение технологии призвано обеспечить:

  • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснить объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

  • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

  • приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;

  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствие с технологической культурой производства;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

  • владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектирования объекта труда;

  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

  • обоснование критериев и показателей качеств промежуточных и конечных результатов труда;

  • выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности;

  • расчет себестоимости продукта труда;

  • примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду конкретной предметной деятельности

  • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • осознание ответственности за качество результатов труда.

  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

  • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

  • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Знать: Понятие-семья, её функции, потребности .Потребности семьи, правила покупок Назначение торговых символов, этикеток,штрих-кода Основы рационального питания, распределения расходов. Варианты использования приусадебного участка,нормы потребления и урожайность.

Историю развития энергетики, виды энергии, технику безопасности. Устройства защиты, электроизмерительные приборы. Принцип работы элекроосветительных приборов Устройство, назначение,правила работы бытовых нагревательных приборов, электропечей, электрических двигателей, пылесосов, стиральных машин, холодильников, швейных машин.

Устройство оконных и дверных блоков, технологию установки дверного замка, технологию утепления дверей и окон

Уметь: Планировать, вести учет доходов и расходов. Планировать покупки собирать информацию о товаре Разбираться в полученой информации Рациональное ведение домашнего хозяйства. Рассчитывать количество садово-огородных культур, нормы потребления и урожайность.

Основные навыки по электротехнике, применение их на практике .Пользоваться электротехническим инструментом Подбирать мощность лам для светильников Рационально использовать бытовые нагревательные приборы, электропечи, холодильники, пвлесосы, стиральные и швейные машины и другую бытовую электротехнику. Производить ремонт оконных и дверных блоков. Устанавливать дверной замок. Производить утепление дверей и окон.Выполнять и защищать свои творческие проекты





Тематическое планирование по технологии 8 класс.

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка на учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Из них

Практические работы, ч.

Вводное занятие

1

1

Домашняя экономика

10

10

Электричество в вашем доме

15

12

3

Культура дома: ремонтно-строительные работы.

4

3

1

Творческий проект

4

2

2

Всего часов

34

28

6



Содержание дисциплины «Технология» 8 класс.

Домашняя экономика. (10ч.)

Цели и задачи экономики.

Семья - первичная социально-экономическая ячейка общества. Состав семьи. Экономические связи в семье. Недвижимость, личная и коллективная собственность, распределительные отношения в семье. Экономические связи в семье. Экономические связи в семье с другими семьями, предприятиями, государством, обществом.

Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация семьи. Ресурсы семьи (земля, капитал, люди, технологии и т.д.). Личное предпринимательство. Цели и задачи экономики семьи.

Бюджет семьи. (4ч.)

Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия, доход на капитал, ценные бумаги, от приусадебного участка, предпринимательской деятельности. Забота государства о семье и её бюджете. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета и его законном использовании. Деловая игра «Бюджет семьи». Профессия бухгалтера.

Расходы семьи.(2ч.)

Постоянные и переменные расходы. Экономия средств. Ограниченность ресурсов семьи, рост потребностей. Распределение бюджета. Хозяйственная книга.

Расходы на энергоносители: газ, уголь, дрова и т.д. Расчет потребностей в энергоносителях средней семьи. Расходы на услуги: отопление, водоснабжение, телефон и другие средства информации и телекоммуникации, квартплата, оплата за детский сад и другие платные учреждения образования и медицинские услуги.

Расходы на питание. Физиологически обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью. Меню семьи. Учет биологических требований к питанию семьи и её экономических возможностей. Затраты на питание. Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое обоснование. Расходы на одежду и отдых. Непредвиденные расходы. Прожиточный минимум семьи. Расчет потребительской корзины. Черта бедности. Бюджет школьника. Анализ ежедневных, еженедельных, месячных и годовых расходов. Лицевой счет школьника.

Менеджмент в семейной экономике.(4ч.)

Осуществление учета, планирования, организации и контроля в семейной экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи - залог его успеха в жизни.

Производство товаров и услуг в условиях семьи. Рациональное использование ресурсов семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи о благополучии всех. Экономические возможности и экономические потребности семьи. Покупка товаров и услуг. Правила покупки товаров и услуг. Анализ рекламы. Изучение конъюнктуры рынка. Реклама товаров на упаковках. Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами. Вложение семейных средств в банки, ценные бумаги и т.д.

Электричество в вашем доме (15ч.).

В природе существуют различные виды энергии: механическая, тепловая, химическая, электрическая, световая, атомная. Наука о получении, передаче и применении электрической энергии в практических целях называется электротехникой. Знание электротехники необходимо и при работе в других отраслях экономики, таких как связь, радиовещание и телевидение, автоматика и телемеханика и др. Каждый человек должен обладать минимумом основных навыков по электротехнике. Чтобы уметь грамотно эксплуатировать электросеть, правильно выбрать новое электрооборудование для своей квартиры, выполнить мелкий ремонт проводки. При этом он должен твердо знать правила электробезопасности, чтобы своими действиями не нанести вреда себе и окружающим.

Электрические измерительные приборы (2ч.).

Контроль параметров элементов эл. Цепи проводится с помощью электроизмерительных приборов. Сила тока измеряется амперметром, а напряжение на нагрузке - вольтметром. Электроизмерительные приборы бывают двух типов: стрелочные и цифровые. Предел измерения измерительного прибора - это наибольшее значение измеряемой величины.

Квартирная проводка и системы электрического тока (5ч.)

При монтаже электропроводки жилы проводов приходиться соединять между собой, делать от них ответвление или присоединять к зажимам, клеммам различных устройств. Различают разъемные и неразъемные соединения проводов. При монтаже квартирной электропроводки следует правильно выбирать сечение проводов. Установку электротехнической арматуры проводить в соответствии с ГОСТом. Различают системы тока: однофазная и трехфазная. Максимальная мощность бытовой электросети.

Практическая работа. Зарядка электротехнической арматуры.

Бытовые нагревательные приборы. Электромагниты. (4ч.)

Конструкция и принцип действия бытовых нагревательных приборов. Нагревательные элементы. Конструкция лампы накаливания. Требования к нагревательному элементу электронагревательного прибора. Типы нагревательных элементов и их устройство. Элементы электроутюга. Устройство электромагнита. Назначение сердечника в электромагните. Магнитное поле электромагнита. Сила притяжения электромагнита. Монтаж обмоток электромагнита. Основные части электромагнитного реле. Применение электромагнитов. Пути экономии электроэнергии.

Практическая работа. Ремонт соединительных элементов бытовых электроприборов.

Практическая работа. Сборка схемы с использованием электромагнитного реле.

Двигатели переменного и постоянного тока.

Назначение, принцип действия двигателей постоянного тока с электромагнитным возбуждением и возбуждением от постоянных магнитов. Использование двигателей постоянного тока на транспорте. Понятие о двигателях переменного тока.

Основные части коллекторного электродвигателя и их назначение. Устройство и принцип действия коллектора. Применение электромагнита в коллекторном электродвигателе. Способы подключения к источнику тока обмотки возбуждения электродвигателя. Способы изменения скорости вращения якоря двигателя постоянного тока. Устройство и назначение стиральной, швейной машин, холодильника и электрического пылесоса.

Практическая работа. Сборка схемы управления двигателем постоянного тока.

Культура дома: ремонтно-строительные работы .(4ч.)

Элементы оконного блока. Инструменты для изготовления вставок и брусков, применяемые при ремонте оконных блоков. Укрепление угловых соединений. Устройство дверного блока. Укрепление петель. Разметка и обработка гнезда врезного замка. Разметка и крепеж запорной планки. Утеплитель для двери. Уплотняющий валик и его применение.

Практическая работа: Ремонт старого оконного блока.

Творческий проект. (4ч.)

Составляющие проектирования. Определение «проектирование». Требования, предъявляемые к творческому проекту. Оценки творческого проекта. Технологическая карта творческого проекта.



Календарно-тематическое планирование по технологии 8 класс.


Название разделов и тем

Вид занятия

Общее кол-во

часов

Из них

Дата проведения (план)

Дата проведения

(факт)

Теоретич.

Практическ.

1

Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в кабинете, санитарно-гигиеническим требованиям. Введение.

вводный

1

1

2

Домашняя экономика.

10

10

2.1

Я и наша семья.

Комб

1

1

2.2

Семья и бизнес.

Комб

1

1

2.3

Потребности семьи.

Комб

1

1

2.4

Бюджет семьи.

Комб

1

1

2.5

Расходы на питание.

Комб

1

1

2.6

Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета.

Комб

1

1

2.7

Маркетинг в домашней экономике. Реклама товара.

Комб

1

1

2.8

Трудовые отношения в семье.

Комб

1

1

2.9

Экономика приусадебного участка.

Комб

1

1

2.10

Коммуникации в домашней экономике.

Комб

1

1

3

Электричество в вашем доме.

15

3

3.1

Электрические измерительные приборы: вольтметр, амперметр, омметр.

Комб

1

1

3.2

Авометр.

Комб

1

1

3.3

Однофазный переменный ток.

1

1

3.4

Трёхфазная система переменного тока.

Комб

1

1

3.5

Выпрямители переменного тока.

Комб

1

1

3.6

Квартирная электропроводка.

Комб

2

1

1

3.7

Бытовые нагревательные приборы и светильники.

Комб

2

1

1

3.8

Бытовые электропечи.

Комб

1

1

3.9

Электромагниты и их применение.

Комб

1

1

3.10

Электрические двигатели.

Комб

2

1

1

3.11

Электрический пылесос. Стиральная машина.

Комб

1

1

3.12

Холодильники. Швейная машина.

Комб

1

1

4

Культура дома: ремонтно-строительные работы.

4

3

1

4.1

Ремонт оконных и дверных блоков.

Комб

2

1

1

4.2

Технология установки дверного замка.

Комб

1

1

4.3

Утепление дверей и окон.

Комб

1

1

5

Выбор, оформление и изготовление творческого проекта

Комб

4

2

2



Список методической литературы по предмету.

Рабочая программа составлена на основании программы для общеобразовательных школ "Технология" Ю.Л. Хохотунцев, В.Д. Симоненко и учебника "Технология" 8 класс под редакцией В.Д. Симоненко и Дополнительно использовалась следующая литература:

В.И. Коваленко, В.В. Куленёнок "Объекты труда"; "Краткая энциклопедия домашнего хозяйства" редактор А.Л. Геркулова; И.В. Лиспиц "Экономика без тайн"; И.Х. Наназашвили "Строительные материалы, изделия и конструкции"; Г.И. Перевертень, " Самоделки из разных материалов".«Технический справочник учителя труда: Пособие для учителей 4-8 кл./Ю.А. Боровков, С.Ф. Легорнев, Б.А. Черепашенец.-2-е изд, перераб. И доп. -М.: Просвещение, 1980г.

- Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей 4-8 кл. - 2-е изд., перераб. и доп. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. - М.: Просвещение, 1999.

«Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей техн. труда и руководителей кружков. -М.: Просвещение,1994г.

  • «Объекты труда: 5кл.: Обработка древесины и металла, электротехнические работы: Пособие для учителя. -М.: Просвешение,1990г.



© 2010-2022