План-конспект урока «Приготовление обеда в походных условиях»

Цели урока: ·         Познакомить с этапами подготовки к туристическому походу с учетом решения экологических задач. ·         Научить приготовлению обеда в походных условиях. ·         Воспитывать бережное отношение к природе, рациональному использованию продуктов, самосохранению собственной жизни и здоровья в походе.Оборудование:·         Транспарант “Обед в походных условиях”, “Новые слова”.·         Коллекция “Дикорастущие растения и блюда из них”.·         Фотографии туристических походов, иллюстрации типов костров (Рисунок 1), растений, ягод, грибов.·         Доклады: “Состав суточного рациона туриста”, “Хранение, транспортировка и учет продуктов в походе”, “Кух... ·         “Биология”, 6-7 классы.
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели урока:

  • Познакомить с этапами подготовки к туристическому походу с учетом решения экологических задач.

  • Научить приготовлению обеда в походных условиях.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, рациональному использованию продуктов, самосохранению собственной жизни и здоровья в походе.

Оборудование:

  • Транспарант "Обед в походных условиях", "Новые слова".

  • Коллекция "Дикорастущие растения и блюда из них".

  • Фотографии туристических походов, иллюстрации типов костров (Рисунок 1), растений, ягод, грибов.

  • Доклады: "Состав суточного рациона туриста", "Хранение, транспортировка и учет продуктов в походе", "Кухонный инвентарь и посуда для приготовления пищи в походе. Костровые приспособления", "Питание группы в экстремальных условиях".

  • Рюкзак с продуктами для похода.

  • Таблица "Типовое меню".

  • Технологическая карта "Правила безопасности при варке пищи на костре", "Кулеш "Походный"".

  • Тетради с походными рецептами первых, вторых блюд, напитков, мучных изделий (Рисунок 2).

  • Кухонный инвентарь, посуда.

Межпредметные связи.

  • "ОБЖ", 6 класс.

  • "Биология", 6-7 классы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение технико-технологических сведений.

1) Сообщение темы урока:

"Обед в походных условиях".

2) Учитель:

Для сохранения здоровья, "отдыха от города",получения "мышечной радости" человек идет на природу. Тяжелый рюкзак - не лучший спутник в походе. Облегчить его - дело не простое. Но этому надо и можно научиться. Какие виды походов вы знаете?

(поход выходного дня, многодневные категорийные путешествия).

Одно-двух дневные походы - это отдых, это праздник. Поэтому здесь все должно быть праздничным: и настроение, и питание. Рацион свой туристы стараются сделать праздничным.

3) Сценка "Подготовка к походу".

Посмотрим, что взяли с собой в поход наши туристы?

Ученик вынимает из рюкзака снаряжение:

Отправляемся в поход.
Кто и что с собой возьмет?
Сваренные вкрутую яйца,
Бутерброды с колбасой,
Небольшой кусочек сыра
И бутылочку с водой.
Колбасу, кусочки хлеба,
Мы пожарим над костром.
Вот и праздничные блюда.
Угощайтесь всем столом.

Учитель:

- Такой "разнообразный" обед настроение не поднимет. Поэтому разрабатывать меню нужно не только для многодневных походов, но и для походов выходного дня. Для этого выбираем завхоза,который разработает меню и распределит подготовку блюд среди участников похода.Завхозом у нас будет бригадир, а все остальные -участники похода. Будем "облегчать" ваши рюкзаки, но не скорейшим съедением продуктов, а правильной их подготовкой. Ведь в многодневный поход всякие разносолы с собой не возьмешь: ни мешок картошки, ни кочан капусты, а уж свежий хлеб тем более.

4) Состав суточного рациона туриста.

Учитель:

- Походный режим питания - это трехразовое горячее и один сухой паек на большом привале.Хотя может быть по-другому, но об этом чуть позже.Составляя суточный рацион, нужно помнить, что чем разнообразнее продукты и сами блюда, тем больше организм туриста получает необходимых питательных веществ: белков, жиров, углеводов,витаминов. Как мы называем такое питание?

(рациональное, сбалансированное)

Мы готовились к данному уроку, у нас есть доклады на некоторые темы. Расскажите, что необходимо брать с собой в поход, чтобы питание было рациональным.

Доклад - сообщение ученика:

Белки получают с мясной пищей. Это могут быть мясные консервы, сублимированное мясо (это способ сушки), бульонные мясные кубики, копченое мясо, сырокопченая колбаса, которая долго не портится. Пищу, богатую белками, дают в первой половине дня, так как она способствует выработке энергии, а если употреблять ее за ужином, то это будет препятствовать наступлению сна.

Жиры получают со сливочным маслом,растительным маслом, салом, сухариками. Вместо растительного масла можно применять халву.Использовать смесь орехов с изюмом, курагой.

От 15 до 25 % от калорийности рациона должны составлять крупы.

В походе используют пищевые концентраты,суповые наборы, готовые каши, блюда быстрого приготовления: картофельное пюре.

Большая часть продуктов берется в сушеном виде.

Учитель:

А какие продукты можно взять с собой в сушеном виде?

(картофель, капуста, лук, морковь, перец,томатная паста, фрукты)

Сейчас в магазинах можно приобрести сушеные овощи и фрукты и не обременять себя этим занятием. Но лучше делать это самим, так как вы будете знать, что вы насушили и что ваши продукты не подвергались дополнительной обработке,которая может быть вредна для организма. Это использование красителей и консервантов.

А с какими продуктами в походе мы получим витамин Д?

(это витамин солнца, надо больше времени проводить на воздухе)

5) Хранение, транспортировка и учет продуктов.

Учитель:

С продуктами определились, а ведь самое главное- это правильно организовать хранение продуктов. Как это сделать?

Доклад - сообщение ученика:

Если в поход мы берем сухари, крупы, макаронные изделия, сухое молоко, вяленую рыбу, чай, муку, то эти продукты долго не портятся. Главное, нужно продукты расфасовать, разложить по полиэтиленовым пакетам с учетом одноразового использования. А чтобы целлофан не рвался, каждую такую норму заворачиваем в мешок из легкой ткани.На мешочках можно сделать надписи.

Растительное масло, томатный соус хранят в небольших пластиковых бутылках.

А если мы используем консервы, то их лучше использовать сразу, чтобы затем не отравиться. И обязательно перед употреблением посмотреть срок годности на крышке.

6) "Типовое меню" - работа с таблицей.

Учитель:

Кто при подготовке похода заблаговременно составляет меню?

(завхоз)

Закупка продуктов проводится по запланированному ассортименту и в требуемых количествах. Предусмотренное таким меню количество дней составляет цикл питания, который может повторяться несколько раз. У вас на столах лежит "Типовое меню", которое рассчитано на 3этапа сложности. В меню входит завтрак, ужин и питание на привале и в движении. На каждом этапе своя норма калорийности питания. Как вы думаете,с чем это связано?

Типовое меню.

Повторяемость блюд на каждом этапе - трое суток. По мере усложнения маршрута при переходе от одного этапа к другому увеличивается и калорийность питания.

1-й этап. Общая калорийность питания в день 2700- 3 000 ккал.

Завтрак (1000-1100 ккал)

Каша гречневая с маслом и сахаром. Компот.Сухари и галеты.

Питание на привалах и в движении (700 ккал), г

Сыр 25. Колбаса, корейка 25. Консервы рыбные 25.Сухари 40.

Сахар, конфеты 50. Глюкоза 10. Напитки сладкие.

Ужин (1000-1100 ккал)

Вермишель с мясом. Кисель. Сухари и печенье.

2-й этап. Общая калорийность питания в день 3400- 4 000 ккал.

Завтрак (1100-1500 ккал)

Картофельное пюре на молоке с мясом и маслом.Чай с сахаром. Сухари и печенье.

Питание на привалах и в движении (до 1200 ккал), г.

Колбаса, корейка 25. Паштет мясной 20. Вобла вяленая 10. Сыр 25.

Халва 25. Сухари 40. Сахар, конфеты 80. Глюкоза 20.Напитки сладкие.

Ужин (1100-1300 ккал)

Толокно с маслом на молоке. Кисель. Сухари и галеты.

3-й этап. Общая калорийность питания в день 4500-6500 ккал.

Завтрак (1500-1800 ккал)

Суп мясной с макаронами. Мясо свиное сублимированное жареное с картофельным пюре и томатным соусом. Кисель. Сухари и сушки.

Питание на привалах и в движении (1700-3000 ккал), г

Колбаса и копчености 25-50. Паштет печеночный25-50. Печень трески, шпроты 25-50. Сыр 25 - 50. Масло шоколадное 30. Халва 40-60. Орехи грецкие с изюмом 50.Сахар, конфеты 60. Глюкоза 50. Сухари 50-100. Напитки сладкие.

Ужин (1 300-1700 ккал)

Кильки. Толокно на молоке с маслом и сахаром.Мясо консервированное, жареное с луком. Кисель холодный. Чай с сахаром и повидлом. Сухари и галеты.

С увеличением сложности маршрута,увеличивается калорийность блюд. Чтобы вы добавили или изменили в меню каждого из этапов?

А завхоз, составляя меню, должен учитывать вкусы членов похода?

7) Кухонный инвентарь и посуда для приготовления пищи, костровые приспособления.

Учитель:

В походе блюда могут готовиться на костре,примусе, в земляной духовке. Как необходимо разводить костер?

Доклад - сообщение ученика:

Костер должен располагаться не ближе 8-10 метров от палатки. При разведении костра в хвойном лесу не следует разводить большой костер, так как искры могут привести к самому опасному верховому пожару. И не разводить костер близко к деревьям и кустарникам, на участках с сухой травой, на вырубках. С костровой площадки надо снять дерн,вокруг убрать сухую листву, хвою. Лучше использовать старое кострище.

Уходя с места привала, костер заливают водой,кострище закрывают дерном. Такое бережное отношение к природе позволит в течение многих лет использовать одни и те же красивые места.

Сначала используют костер типа "шалашик" для быстрого получения необходимой величины пламени. Как только такой костер хорошо разгорится, добавляют крупно поколотые дрова -это тип "колодец".

Для приготовления блинов, оладьев, шашлыка, для жарения на углях применяется такой тип очага, как"канава" длиной около 1 метра и глубиной 15-20 см.

Рисунок 1.

План-конспект урока «Приготовление обеда в походных условиях»

8) Правила безопасности при варке пищи на костре.

Прочитаем правила безопасности при варке пищи на костре. (Правила лежат на столах)

Меры безопасности при варке пищи на костре.

  • Ведра и котелки, висящие над огнем, передвигать или снимать, только предварительно надев рукавицу.

  • Нельзя работать у костра без одежды, защищающей тело от ожогов.

  • Нельзя ставить посуду с горячей едой на землю рядом с людьми. Ничего не подозревающие туристы могут случайно задеть ведро и обварить ногу. Ведра с приготовленной пищей должны либо висеть ближе к стойке (не над огнем), либо стоять на земле у самой стойки, "на виду", либо размещаться на специально установленной перекладине на видном месте.

  • Необходимо постоянно следить за костром.

Какая посуда используется в походе?

(котелки, ведра с крышкой, 2-3 фанерки: для нарезки продуктов, в качестве подставки,кухонные ножи, миски, ложки, половник)

А если вы забыли половник?

(консервную банку прикрепляют к деревянной ручке)

Учитель:

Отправляясь в поход, не забывайте, что мы можем отрицательно воздействовать на природу:вытаптывать почву, уничтожать растительность,животных, насекомых. Полиэтиленовая тара,консервные банки, бутылки и другие отходы засоряют опушки лесов, поляны, берега рек и водоемов. Оставленный костер нередко становится причиной пожара. Помните, что это мы в гостях у природы, а природа любит порядок.

9) Питание группы в экстремальных условиях.

Учитель:

В походе может быть чрезвычайное происшествие,болезнь одного из участников, неблагополучные обстоятельства. Как долго группа может находиться без продуктов?

Доклад - сообщение ученика:

Голод мучителен первые 3-5 дней, организм перестраивается на питание собственными запасами. Главное - это полная уверенность в благополучном окончании похода.

Пищу можно добыть охотой, рыбалкой, отыскать съедобные орехи, ягоды, грибы, растения. Нельзя употреблять неизвестные ягоды и грибы.

У растений можно есть корни, луковицы, стебли,листья, почки. Но не путать съедобные растения с ядовитыми. Никогда не употреблять растения,выделяющие млечный сок или растения с неприятным запахом.

Учитель:

У нас собрана коллекция растений с рецептами блюд из них. На уроках ОБЖ вы тоже знакомились с такими блюдами.

10) Способы обеззараживания воды.

Учитель:

В поход большое количество воды не возьмешь,поэтому возможно питье из неизвестных источников: реки, озера. Такую воду необходимо очищать. Какие способы очистки воды вы помните?

(кипячение - после трех минут кипячения микробы начинают погибать, а через 10 минут - вода очищена от микроорганизмов;

  • фильтр из консервной банки - в дне банки пробить много дырочек, на дно положить камушки, потом угли, сверху засыпать чистым песком;

  • фильтровать через несколько слоев марли;

  • добавить в воду марганцовку до получения светло-розового цвета или раствор йода.)

Мы вами подготовили много рецептов первых,вторых блюд, напитков, даже мучных изделий в походе. Вы можете приготовить салаты из дикорастущих трав, эти же травы использовать для первых и вторых блюд, для заваривания чая.Расскажите о самых интересных блюдах?

Рисунок 2.

План-конспект урока «Приготовление обеда в походных условиях»

11) Работа с рецептом приготовления кулеша.

Сегодня мы с вами познакомимся с блюдом полужидким - это кулеш. Откуда произошло это слово? В южных областях слово кулеш обозначало:кашица, размазенька, саламатка, завара разного рода. В Рязанской губернии так называли жидкую размазню, похлебку с солониной из горохового толокна с салом. В Псковской губернии кулеш,куленя - это толстяк. По густоте кулеш занимает промежуточное место между супами и вторыми блюдами. Туристы чаще называют это блюдо"суп-каша". Оно заменяет обед из двух блюд,экономит топливо и время.

Прочитаем рецепт и разберем последовательность приготовления кулеша.

Кулеш "Походный".

Продукты: макаронные изделия 0,6 кг, морковь сушеная 5 ст.л., лук сушеный 2 ст. л., сухая томатная паста 10 г, тушенка 100 г, соль1 ст. л., перец красный по вкусу, зелень сушеная 2 ст. л., лавровый лист 3 шт.

Рецепт.

В 7 литров кипящей воды всыпают макаронные изделия и варят 20-25 минут. Затем добавляют смесь и оставляют котел на слабом огне еще 10 минут. В готовое блюдо кладут сливочное масло по 0,5 ст. л.на порцию. Вместо макаронных изделий можно использовать пшенную, гречневую или рисовую крупу. Если по каким-либо причинам был пропущен обед, то для кулеша может быть использован любой суп и половина крупы, приготовленной для вечерней каши.

12) Правила безопасности труда при работе с ножами, с электроплитой, с горячей жидкостью.

III. Практическая работа.

  • Приготовление кулеша.

  • Заваривание травяных чаев.

  • Дегустация приготовленных блюд.

Итог урока. Анализ работы учащихся и допущенных отклонений



© 2010-2022