Рабочая программа по технологии для 6 класса (домоводство)

Рабочая программа создана на основе програамы общеобразовательных учреждений "Технология трудовое обучение 1-4, 5-11 классы" под редакциейЮ.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко.М. Просвещение 2012 год.В программу входят следующие разделы: кулинария,интерьер жилого дома, Гигиена девушки, элементы материаловедения, элементы машиноведения, рукоделие, проектирование и изготовление конической или клиньевой юбки. Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, , учебно-тематическое план...
Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Технология. 5-11 классы» под редакцией Ю.Л.Хотунцева, В.Д.Симоненко М: «Просвещение», 2010год.

Главная цель предмета «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

В процессе изучения предмета должны быть решены следующие задачи:

- научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, умения, полученные на уроках;

- воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство ответственности;

- формировать эстетический вкус;

- прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;

- развивать логическое мышление и творческие способности.

Календарно-тематическое планирование рассчитан на 68 часов - в год, в неделю - 2 часа.

Самое серьезное внимание следует уделять соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Поэтому первые уроки посвящены изучению тем: «Правила техники безопасности» и «Гигиена девушки» и в дальнейшем напоминать об этих правилах в начале изучения каждой новой темы, при работе и демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ.

В учебнике «Технология. Обслуживающий труд» для учащихся 6 класса под редакцией В.Д.Симоненко разделы расположены следующим образом:

- Введение;

- Основы материаловедения;

- Швейная машина;

- Проектирование и изготовление швейного изделия;

- Декоративно прикладное творчество. Счетная вышивка;

- Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды;

- Кулинария;

- Технология ведения дома. Интерьер жилого помещения.

Согласно этому порядку расположены разделы в календарно - тематическом планировании.

Знания основных видов и свойств тканей, получаемые школьниками при изучении подраздела «Элементы материаловедения», необходимы при конструкторской разработке моделей и изготовлении швейных изделий. Объем нового материала по данной теме составляет четыре параграфа плюс практические работы предложенные в программе - три, освоить за два часа невозможно. Поэтому сокращено количество часов на изучение темы: «Гигиена девушки. Косметика» в пользу материаловедения. На занятиях по конструированию учащиеся учатся читать и строить чертеж, пользоваться чертежными инструментами, знакомятся с особенностями строения фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями.

Работе на швейной машине отводится большое количество учебного времени, так как овладение навыками этой работы - обязательное условие дальнейшего успешного выполнения программы, залог высокого качества швейных изделий.

Одним из ведущих подразделов программы является «Кулинария», которая включает в себя обучение навыкам приготовлении пищи наиболее простыми способами - варкой и жареньем, а также ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд из рыбы, молока и других продуктов.
































Учебно-тематическое планирование по технологии


Класс 6

Учитель Абузарова М.С.

Количество часов:

Всего - 68 часов; в неделю - 2 часа.

Плановых контрольных уроков - часа; практических - 30 час. Административных контрольных уроков - 2 часа.

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Технология 5-11 классы». М.: «Просвещение» 2010 год.

Учебник «Технология. Обслуживающий труд»: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д.Симоненко. - М. «Вентана - Граф» 2010.

Дополнительная литература: Поурочные разработки по технологии: 6 класс. Давыдова М.А. -М.: ВАКО, 2010.-208с.








Раздел

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Формы контроля

Дата

1

Вводное

Занятие (2)

Введение

1

ИНМ

Знать содержание курса.

3.09

2

Правила техники безопасности

1

Прак.

Знать правила техники безопасности при работе в кабинете технологии. Уметь организовать труд и оборудовать рабочее место с учетом внутреннего распорядка и санитарно-гигиеническим требованиям

Сам. работа

4.09

УУД

Познавательные: находить в учебниках и других источниках достоверную информацию;

Регулятивные: планировать учебную деятельность;

Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе;

Личностные: осознавать свои эмоции, черты, целостность мира и многообразия взглядов.

3

Гигиена девушки. Косметика (2)

Уход за волосами

1


ИНМ

Знать санитарно - гигиенические требования к предметам и средствам ухода за волосами

Фронтальный опрос

10.09

4

Средства и инструменты для ухода за волосами

1

ИНМ

Уметь применять полученные знания на практике

Фронтальный опрос

11.09

УУД

Познавательные: находить в учебниках и других источниках достоверную информацию;

Регулятивные: планировать учебную деятельность;

Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе;

Личностные: осознавать свои эмоции, черты, целостность мира и многообразия взглядов.

5

Элементы материаловедения (4)

Натуральные волокна животного происхождения

1

ИНМ

Знать способы получения натуральных волокон животного происхождения

Фронтальный опрос

17.09

6

Сравнение волокон шерсти и натурального шелка

1

Прак.

Уметь производить сравнение волокон

Сам. работа

18.09

7

Выполнение из бумаги макетов саржевого, сатинового и атласного переплетения


1

Прак.

Знать виды ткацких переплетений. Уметь выполнять макеты ткацких переплетений

Сам. работа

24.09

8

Контрольная работа по теме: «Материаловедения»

1

К

25.09

УУД

Познавательные: находить в учебниках и других источниках достоверную информацию;

Регулятивные: планировать учебную деятельность;

Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе;

Личностные: осознавать свои эмоции, черты, целостность мира и многообразия взглядов.

9

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине (4)

Регуляторы швейной машины

1

ИНМ

Знать применение зигзагообразной строчки

Фронтальный опрос

1.10

10

Регулировка качества машинной строчки

1

Прак.

Уметь использовать в работе зигзагообразную строчку

Сам. работа

2.10

11

Устройство машинной иглы

1

ИНМ

Знать устройство иглы

Фронтальный опрос

8.10

12

Замена иглы

1

Прак.

Уметь производить замену иглы

Сам. работа

9.10

УУД

Познавательные: находить в учебниках и других источниках достоверную информацию;

Регулятивные: планировать учебную деятельность;

Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе;

Личностные: осознавать свои эмоции, черты, целостность мира и многообразия взглядов.

13

Проектирование и изготовление конической и клиньевой юбки

Конструирование и моделирование конической и клиньевой юбок (6)




Одежда и требования к ней









1














ИНМ




Знать эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования




Фрональный опрос



15.10

14

Снятие мерок

1


Прак

Уметь снимать и записывать мерки

Сам. работа

16.10

15

Конструирование юбок


1


ИНМ


Знать общие сведения о системах конструирования одежды

Фронтальный опрос

22.10

16

Конструирование юбки

1

Прак.

Уметь применять полученные знания на практике

Сам. работа

23.10

17

Моделирование юбок

1

ИНМ

Знать приемы моделирования юбок

Фронтальный опрос

5.11

18

Моделирование юбок

1

Прак.

Уметь выполнять моделирования юбок

Сам. работа

6.11

УУД

Познавательные: находить в учебниках и других источниках достоверную информацию;

Регулятивные: планировать учебную деятельность;

Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе;

Личностные: осознавать свои эмоции, черты, целостность мира и многообразия взглядов.

19

Технология обработки конических и клиньевых юбок (20)


Раскрой юбки

1

ИНМ


Знать правила раскроя

Фронтальный опрос

12.11

20

Раскрой юбки

1

Прак.

Уметь применять полученные знания на практике

Сам. работа

13.11

21

Подготовка юбки к примерке

1

ИНМ

Знать технологическую последовательность обработки юбки

Фронтальный опрос

19.11

22

Подготовка юбки к примерки

1

Прак.

Уметь применять полученные знания на практике

Сам. работа

20.11

23

Проведение примерки

1



ИНМ

Знать технологию проведения примерки

Фронтальный опрос

26.11

24

Устранение дефектов

1

Прак.

Уметь проводить примерку и устранять дефекты

Сам. работа

27.11

25

Обработка вытачек

1

ИНМ

Знать технологию обработки вытачки

Фронтальный опрос

3.12

26

Обработка вытачек

1

Прак

Уметь выполнять обработку вытачки

Сам. работа

4.12

27

Обработка боковых срезов

1

ИНМ

Знать технологию обработки боковых срезов

10.12

28

Обработка боковых срезов

1

Прак

Уметь выполнять обработку боковых срезов

Сам. работа

11.12

29

Обработка застежки

1

ИНМ

Знать технологию обработки застежки - молнии

Фронтальный опрос

17.12

30

Обработка застежки

1

Прак

Уметь выполнять обработку застежки

Сам. работа

18.12

31

Обработка пояса

1

ИНМ

Знать технологию обработки пояса

Фронтальный опрос

24.12

32

Обработка пояса

1

Прак

Уметь выполнять обработку пояса

Сам. работа

25.12

33

Обработка нижнего среза

1

ИНМ

Знать технологию обработки нижнего среза

Фронтальный опрос

15.01

34

Выполнение обработки нижнего среза

1

Прак

Уметь выполнять обработку нижнего среза юбки

Сам. работа

16.01

35

Обработка петли

1

ИНМ

Знать технологию обработки петли

Фронтальный опрос

22.01

36

Выполнение обработки петли

1

Прак

Уметь выполнять обработку петли

Сам. работа

23.01

37

Окончательная обработка изделия

1

ИНМ

Знать приемы влажно - тепловой обработки

Фронтальный опрос

29.01

38

Готовое изделие


К

30.01

УУД

Познавательные: находить в учебниках и других источниках достоверную информацию;

Регулятивные: планировать учебную деятельность;

Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе;

Личностные: осознавать свои эмоции, черты, целостность мира и многообразия взглядов.

39

Рукоделие (8)

Подготовка к вышивке

1


ИНМ

Знать общие сведения из истории народной вышивки.

Уметь подбирать иголки и нитки для вышивки.

Фронтальный опрос

5.02

40

Изготовление сувенира

1

Прак.

Уметь применять полученные знания на практике

Сам. работа

6.02

41

Технология выполнения счетных швов

1

ИНМ

Знать технологию выполнения счетных швов

Фронтальный опрос

12.02

42

Изготовление счетных швов

1

Прак.

Уметь выполнять счетные швы

Сам. работа

13.02

43

Способы увеличения рисунка

1

ИНМ

Знать способы увеличения и уменьшения рисунка.

Уметь увеличивать рисунок

Фронтальный опрос

19.02

44

Изготовление образцов вышивки

1

Прак.

Уметь выполнять различные виды швов

Сам. работа

20.02

45

Свободная вышивка по контуру

1

ИНМ

Знать технологию выполнения вышивки по контуру

Фронтальный опрос

26.02

46

Отделка швейного изделия вышивкой

1

Прак.

Уметь выполнять отделку швейного изделия вышивкой

Сам. работа

27.02

УУД

Познавательные: находить в учебниках и других источниках достоверную информацию;

Регулятивные: планировать учебную деятельность;

Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе;

Личностные: осознавать свои эмоции, черты, целостность мира и многообразия взглядов.

47

Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды

(4)

Виды фурнитуры

1

ИНМ

Знать виды фурнитуры

Фронтальный опрос

5.03

48

Пришивание пуговиц

1

Прак.

Уметь пришивать фурнитуру

Сам. работа

6.03

49

Правила ухода за одеждой

1

ИНМ

Знать правила ухода за одеждой и обувью

Фронтальный опрос

12.03

50

Подшивание низа брюк

1

Прак.

Уметь подшивать низ брюк

Сам. работа

13.03

УУД

Познавательные: находить в учебниках и других источниках достоверную информацию;

Регулятивные: планировать учебную деятельность;

Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе;

Личностные: осознавать свои эмоции, черты, целостность мира и многообразия взглядов.

51

Кулинария (14)

Физиология питания




1

ИНМ

Знать общие сведения о значении минеральных веществ и микроорганизмов

Фронтальный опрос

19.03

52

Блюда из молока

1

Прак.

Уметь определять качество молока

Сам. работа

20.03

53

Блюда из рыбы и нерыбные продукты моря

1

ИНМ

Знать общие о пищевой ценности рыбы

Фронтальный опрос

2.04

54

Разделка соленой рыбы

1

Прак.

Уметь определять качество рыбы, готовить блюда из рыбы и подавать их к столу

Сам. работа

3.04

55

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

1

ИНМ.

Знать правила варки крупяных каш и макаронных изделий

Фронтальный опрос

9.04

56

Приготовление блюд из макаронных изделий

1

Прак.

Уметь проводить первичную обработку круп и макаронных изделий

Сам. работа

10.04

57

Блины, оладьи, блинчики

1


ИНМ

Знать технологию выпечки блинов, оладий и блинчиков

Фронтальный опрос

12.04

58

Блины, оладьи, блинчики

1

Прак.

Уметь приготавливать тесто и выпекать блины

Сам. работа

16.04

59

Сладкие блюда

1

ИНМ

Знать технологию приготовления компотов и киселей

Фронтальный опрос

17.04

60

Приготовление сладких блюд

1


Прак.


Уметь варить компот и кисель

Сам. работа

23.04

61

Сервировка стола к ужину

1

ИНМ

Знать правила сервировки стола к ужину

Фронтальный опрос

24.04

62

Элементы этикета

1

ИНМ

Уметь сервировать стол к ужину и принимать гостей

Фронтальный опрос

30.04

63

Заготовка продуктов

1

ИНМ

Знать технологию засолки огурцов

Фронтальный опрос

7.05

64

Засолка огурцов

1

Прак.

Уметь проводить первичную обработку и засолку огурцов

Сам. работа

8.05

УУД

Познавательные: находить в учебниках и других источниках достоверную информацию;

Регулятивные: планировать учебную деятельность;

Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе;

Личностные: осознавать свои эмоции, черты, целостность мира и многообразия взглядов.

65

Интерьер жилого дома (4)

Понятие о композиции в интерьере

1

ИНМ

Знать общие сведения из истории интерьера, разрабатывать интерьер

Фронтальный опрос

14.05

66

Роль освещения в интерьере

1

ИНМ

Знать роль освещения в интерьере, способы оформления интерьера

Фронтальный опрос

15.05

67

Санитарно - гигиенические требования

1

ИНМ

Знать санитарно - гигиенические требования к уборке жилых и производственных помещений

Фронтальный опрос

20.05

68

Выполнение эскиза планировки

1

Прак.

Уметь выполнять эскиз интерьера детской комнате

Сам. работа

27.05

УУД

Познавательные: находить в учебниках и других источниках достоверную информацию;

Регулятивные: планировать учебную деятельность;

Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе;

Личностные: осознавать свои эмоции, черты, целостность мира и многообразия взглядов.













Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе


Обучающиеся должны знать:

- Санитарные требования к помещению кухни и столовой; правила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды;

- Общие сведения о значении минеральных солей и микроорганизмов в жизнедеятельности организма, о кулинарном значении молока, способы сохранения свежего молока, технологию приготовления молочных блюд;

- Общие сведения о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря, о возможности кулинарного использования рыбы разных пород, методы определения качества рыбы;

- Способы первичной обработки рыбы, технологию приготовления котлетной массы и рыбных полуфабрикатов, способы тепловой обработки рыбы;

- Виды жаренья продуктов, их отличительные особенности, посуду инвентарь для жаренья;

- Технологию приготовления кулинарных блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря, способы определения готовности и правила подачи рыбных блюд к столу;

- Правила варки крупяных каш различной консистенции, особенности приготовления блюд из бобовых и макаронных изделий, соотношение крупы бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш и гарниров;

- Способы приготовления теста, виды пищевых разрыхлителей теста, технологию выпечки блинов, оладий, блинчиков;

- Виды и кулинарные свойства крахмала, технологию приготовления компотов и киселей; правила сервировки стола к ужину;

- Общие сведения о процессах, происходящих при солении и квашении овощей, технологию квашения капусты, засолки огурцов, помидоров, грибов, зелени, мочения яблок;

- Значение композиции в интерьере, способы оформления интерьера, роль освещения в интерьере, санитарно - гигиенические требования к уборке жилых и производственных помещений;

- Правила санитарии, гигиены, безопасности работы с колющим и режущим инструментом, с электрооборудованием, электронагревательными приборами;

- Основы семейного уюта, традиционные и семейные праздники;

- Способы получения натуральных волокон животного происхождения, получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях, свойство натуральных волокон животного происхождения, нитей и тканей на их основе, саржевые и атласные переплетения;

- Принцип действия механизмов преобразования движения, их обозначения на кинематических схемах, назначение, устройства и принцип действия регуляторов швейной машины;

- Композицию, ритм, орнамент в вышивке, холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета, способы увеличения и уменьшения рисунка;

- Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью, материалы и отделки, применяемые при изготовлении юбок, основные конструкции юбок и их условные обозначения, основные приемы моделирования конических и клиньевых юбок, правила подготовки выкройки к раскрою;

- Назначение, конструкция, условные графические обозначения и технология выполнения следующих швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с одним закрытым срезом, шва встык, накладного с двумя закрытыми срезами, основные технологические приемы обработки юбки;

- Правила подготовки ткани к раскрою и технологию раскроя ткани, технологическую последовательность обработки юбки; основные требования по уходу за одеждой и обувью;

- Санитарно - гигиенические требования к предметам и средствам ухода за волосами; требования к прическе.

Обучающиеся должны уметь:

- Работать с бытовыми электроприборами, с моющими и чистящими химическими веществами, мыть посуду, применять моющие и дезинфицирующие средства для мытья посуды;

- Определять качество молока, проводить его тепловую обработку, готовить молочные супы и каши, оценивать качество готовых блюд;

- Определять качество рыбы, оттаивать мороженную и вымачивать соленую рыбу, проводить первичную обработку рыбы, приготавливать рыбную котлетную массу с помощью мясорубки, варить и жарить рыбу и рыбные полуфабрикаты, готовить блюда из рыбной котлетной массы, определять готовность рыбных блюд, подавать их к столу;

- Проводить первичную обработку круп, бобовых и макаронных изделий; варить крупяные рассыпчатые каши, готовить запеканки, крупеники, котлеты, биточки из круп, варить бобовые и макаронные изделия;

- Приготавливать тесто и выпекать блины, оладьи, блинчики, варить компоты и кисели;

- Готовить ужин, сервировать стол к ужину, принимать гостей;

- Квасить капусту, проводить первичную обработку и засолку огурцов, томатов, зелени, гробов;

- Выполнять эскизы интерьера, проводить сухую и влажную уборку, пользоваться пылесосом и другими электроприборами;

- Определять раппорт саржевого и атласного переплетения, лицевую и изнаночную стороны и дефекты ткани;

- Регулировать качество машинной строчки, устанавливать иглу в швейную машину, подбирать иглу и нить в зависимости от вида ткани.

- Определять неполадки швейной машины. Вызванные неправильной установкой иглы, чистить и смазывать швейную машину;

- Подбирать одежду к традиционным праздникам, строить симметричный узор, орнамент в квадрате, в полосе, определять размер и место узора на изделии подбирать нитки по цвету тональности, насыщенности, выполнять счетные швы и свободную вышивку по рисованному контуру;

- Подбирать ткань и отделку для изготовления юбки, снимать и записывать мерки, читать и строить чертежи конической и клиньевой юбок, моделировать конические и клиньевые юбки, подготавливать выкройки юбок к раскрою;

- Выполнять на швейной машине настрочной шов с открытым срезом, настрочной шов с одним закрытым срезом, шов встык, накладной шов с двумя закрытыми срезами, обрабатывать клиньевую и коническую юбки(обработка пояса юбки корсажной тесьмой, обработка застежки тесьмой «молния», застежки на крючки и петли, обработка низа юбки ручным и машинным способами, обметывание петель);

- Готовить ткань к раскрою, выполнять экономную раскладку выкройки на ткани, раскраивать коническую и клиньевую юбки, подготавливать детали кроя к обработке, обрабатывать детали кроя, проводить примерку, определять и исправлять дефекты, выполнять окончательную отделку и определять качество готового изделия;

- Выполнять простейший ремонт подкладки и карманов, отпарывать и пришивать фурнитуру, подшивать низ брюк тесьмой.













Перечень учебно - методического обеспечения

Распечатки тестов в количестве равном числу обучающихся в классе.

Индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления).

Схемы, плакаты, таблицы.

Интернет-ресурсы:

- информационный проект кафедры технологии лицея №8 «Олимпия» г. Волгограда //master-class.narod.ru;

- Ярославский институт развития образования. Раздел «Техгология»

//ipk.yar.ru;

- игры и задачи на развитие творческого мышления //rozmisel.ru;

- сайт о стиле и моде //sarafan.ru;

- сайт о стиле и моде //shpilka.ru;

- сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //sneg.by.ru;

- академия школы дизайна //designacademy.ru;

- культурно-просветительский ценр дизайна упаковки //kpcdesig.ru;

- интернет-портал, просвященный рекламе, маркетингу //sostav.ru;

- детский театр моды «Меланж» //melange.by.ru;

- виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, керамика и др.) //webvernisage.com.






Список литературы (основной и дополнительный)

Крупская, Ю.В. Технология: учебник для учащихся 6 класса (вариант для девочек) / Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко. - 2-е изд., перераб. / под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010г.

Дополнительные пособия для учителя:


  1. Бейкер, Х. Плодовые культуры / Х. Бейкер. - М.: Мир, 2009г.;

  2. Карпов, А.А. Розы. Выращивание. Дизайн. Продажа / А.А. Карпов. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2009г.;

  3. Левицкая, Л.В. Заняия по трудовому обучению / Л.В.Левицкая и др. - М.: Просвящение, 2008г.;

  4. Хуравская, В.М. Десять творческх проектов для учащихся 6-9 классов / В.М. Хуравская, В.Д. Симоненко. - Брянск: НИЦ «Октид», 2009г.




15


© 2010-2022