Учебная программа Прикладная экономика

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебная программа

«Прикладная экономика»

для учащихся 9 классов общеобразовательных школ


Пояснительная записка

Активное развитие рыночных отношении в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях, поэтому необходимость обучения школьников основам рыночной экономики и предпринимательства сейчас уже практически ни у кого не вызывает сомнений.

В мире экономическое направление образования давно считается приоритетным, а последние года особое внимание уделяется такому его разделу, как финансовая грамотность. В Казахстане у значительной части населения отсутствует финансовая культура. Это ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. В предстоящее десятилетие потребность в повышении уровня финансового образования будет только увеличиваться, и финансовое образование станет насущной необходимостью. Именно экономическое образование дает ключевые социальные компетенции, которыми должно овладеть подрастающее поколение.

Основной и главной задачей экономического образования молодежи состоит в ее подготовке к рыночным условиям хозяйствования, формирование у них нового экономического мышления.

Программа курса построена таким образом, что школьники не только знакомятся с основными экономическими понятиями, но и приобретают прикладные знания по предпринимательской деятельности, бизнесу, основам менеджмента и маркетинга.

Предложенная программа затрагивает практически все самые актуальные проблемы рынка и создает определенные возможности для маневрирования по отдельным темам курса.

Цель, задачи и принципы реализации содержания программы

Исходя из концепции современной школы, можно выделить следующие основные цели преподавания экономики, финансовой грамотности, менеджмента и других разделов прикладного характера:

- формирование базового уровня экономической и финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни казахстанского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников;

- формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

- выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений, как в личной, так и в общественной жизни.

Реализация поставленных целей направлена на воспитание молодых людей, которые:

- будут ответственными гражданами своей страны;

- смогут максимально эффективно использовать свои возможности на благо и себя и общества;

- будут инициативны, активны, самостоятельны в принятии решений;

- смогут мыслить системно, объективно, заменяя эмоциональные суждения объективным и обоснованным анализом;

- будут ориентированы на самообразование и развитие своей личности.

Практическая направленность

Содержание занятий знакомит учащихся с основными экономическими понятиями, формирует у них навыки применения полученных знаний в жизни и развивает экономическое мышление. Учащиеся смогут анализировать свои доходы и расходы, делать осознанный выбор, принимать обдуманные решения, зарабатывать, сохранять и приумножать свои средства, хорошо ориентироваться в окружающей жизни.

Формы работы

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения, использовать разнообразные формы организации занятий.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, игровой, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному изучению материала.

Во время занятий используются активные формы обучения, направленные не только на усвоение и закрепление материала, но, прежде всего, на развитие познавательной активности учащихся и формирование основ экономического мышления, которые лежат в основе практической деятельности.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать и понимать:

- виды экономических систем

- формы организации производства

- основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета

- возможные виды сбережений

- формы государственного вмешательства в экономику

Учащиеся должны уметь:

-владеть способами познавательной деятельности

-приводить примеры элементов различных экономических систем

-описывать экономическую сферу жизни общества

-понимать рациональное поведение потребителя, деятельность предпринимателя, роль государства в рыночной экономике.

-объяснять происхождение денег, торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности.

-применять полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

-совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать и творчески перерабатывать социальную информацию, поступающую из различных источников и на различных носителях (бумажных, электронных)

Учащиеся должны обладать навыками:

-учебно-исследовательской и проектной деятельности

-активными формами работы

-элементами научных поисков.

Общая характеристика курса

Повышение финансовой грамотности детей школьного возраста - немаловажный аспект в развитии экономического потенциала страны. В большинстве развитых стран мира азы экономики преподаются со школьной скамьи. Поэтому очень важно уже в юности предоставить им возможность изучить эту важнейшую сферу жизни и выработать устойчивые финансовые привычки. Тогда, повзрослев, они смогут избежать многих трудностей и ошибок.

Уметь обращаться с деньгами, быть финансово грамотным необходимо каждому человеку независимо от его жизненных и финансовых обстоятельств. Бюджетный и балансовый принципы управлений личными финансами способствуют выработке разумного отношения к деньгам.

Изучение данного курса позволит учащимся в будущем хорошо ориентироваться во взрослой жизни, принимать верные финансовые решения и быть ответственным за свои финансовые поступки. Умение правильно управлять своими финансами не только заложит основы их будущей финансовой стабильности, но и поможет им достигнуть поставленных целей в жизни.

Поэтому данный элективный курс может быть интересен для учащихся, как расширяющий кругозор, повышающий экономическую грамотность, особенно для тех ребят, которые в будущем выберут в высших учебных заведениях экономические специальности.

























Учебно-тематический план

9 класс

«Прикладная экономика»

(Первый год обучения)


Темы

Основные понятия, изучаемые в теме

Количество

часов

1

Основные экономические понятия.

Потребности, потребитель, экономика, ресурсы, труд, профессия, деньги, товар. Услуга, продавец, покупатель.

1

2

Экономика, экономия и финансовая грамотность (задачи курса).

Экономика, экономия, ресурсы, сбережения, финансы, финансовая грамотность. Выбор.

1

3

Основные вопросы экономики. Экономические системы.

Главная цель экономики. Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономика.

1

4

Ресурсы.

Природные ресурсы. Основы природопользования.

1

5

Экономия ресурсов.

Экономия природных ресурсов. Ресурсы возобновляемые и не возобновляемые. Ресурсы Казахстана.

1

6

Производство.

Цель производства. Производственные ресурсы.

1

7

Отрасли экономики.

Разделение труда. Специализация. Производительность труда.

1

8

Государственный бюджет.

Источники доходов и основные статьи расходов государства. Налоги.

1

9

Грамотный потребитель.

Потребитель на рынке товаров и услуг.

1

10

Рациональное поведение потребителя.

Как правильно покупать. Польза и вред рекламы.

1

11

Рынок труда. Заработная плата. Спрос и предложение на рынке труда.

Спрос и предложение. Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

1

12

Профессии. Роль образования при выборе профессии.

Профессия. Специальность. Должность. Карьера.

1

13

Откуда у человечества деньги?

Причина появления денег. Функция и свойства денег. Номинал. Инфляция.

1

14

Торговля. История и современность.

История торговли. Великий шелковый путь.

1

15

Виды и формы торговли.

Оптовая и розничная торговля. Формы розничной торговли.

1

16

Международная торговля.

Внешняя торговля. Импорт. Экспорт. Таможенные пошлины.

1

17

Какие деньги участвуют в международной торговле?

Валюта, национальная валюта Казахстана. Валютный курс.

1

18

Способы хранения денег.

Виды денег. Банк. Счет. Вкладчик. Использование банкоматов.

1

19

Банковская система РК.

Национальный банк РК. Банки второго уровня. Кредитование.

1

20

Профессия - предприниматель.

Профессионально важные качества и свойства личности предпринимателя.

1

21

Профессия - предприниматель.

Профессионально важные качества и свойства личности предпринимателя.

1

22

Начни свой бизнес. Кредиты.

Кредиты. Виды кредитов.

1

23

Начни свой бизнес. Кредиты.

Кредиты. Виды кредитов.

1

24

Проект «Как открыть фирму».

Индивидуальный предприниматель. Товарищество.

1

25

Проект «Как открыть фирму».

Фирма. Регистрация.

1

26

Проект «Как открыть фирму».

Слоган. Логотип.

1

27

Бизнес-план.

Планирование. Бизнес-план фирмы.

1

28

Затраты. Себестоимость.

Затраты прямые и косвенные. Себестоимость.

1

29

Калькуляция себестоимости.

Калькуляция себестоимости.

1

30

Азбука бухучета.

Актив. Пассив.

1

31

Азбука бухучета.

Баланс предприятия. Сальдо.

1

32

Знакомство с маркетингом.

Макросреда. Микросреда. Комплекс маркетинга. Продвижение.

1

33

Профессии сферы финансов.

Банкир. Менеджер. Инкассатор. Оператор. Бухгалтер. Аудитор. Аналитик.

1

34

Диагностика знаний учащихся.

Исследование уровня усвоения учащимися основных понятий курса.

1


Итого:

34





































Список используемой литературы

1. Л. Б, Азимов и др. Преподавание экономики в школе Основные экономические понятия. М., 1999

2. Методическое пособие для преподавателей «Основы экономики и финансовой грамотности» - издательский центр ЦАО «Достижение молодых» г.Алматы, 2010.

3. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов «Основы экономики и финансовой грамотности» - издательский центр ЦАО «Достижение молодых» г.Алматы, 2010.

4. О.Р. Верховская «Экономическая терминология» 1996.

5. В.А.Гачко, С.Д. Волков Экономика. Учебное пособие для школ. СПб.: ЛОИРО,1999.

6. Самуэльсон П. Экономика М.2002

7. Б.И. Мишин Настольная книга учителя экономики. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя. «Аристель» 2003

8. Е.В. Савицкая Уроки экономики в школе. Пособие для учителя в 2частях. Вита-Пресс 2001

9. Журналы «Экономика в школе»






© 2010-2022