- Преподавателю
- Технология
- План-конспект урока по теме: Мозаика на изделиях из древесины
План-конспект урока по теме: Мозаика на изделиях из древесины
Раздел | Технология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Каплина Ю.Е. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МАОУ СОШ №1 п. Энергетик
Учитель: Каплина Юлия Евгеньевна
Открытый урок по предмету Технология (технический труд)
7 класс Дата проведения: 12 ноября 2014г.
Тема урока: Мозаика на изделиях из древесины.
Цели урока:
-
образовательные:
познакомить с основными способами выполнения мозаики на изделиях из дерева; научить выполнять простейшие элементы мозаичных рисунков.
-
Развивающие:
-
развить творческие способности, внимание, воображение, навыки самостоятельной и групповой работы;
-
развивать познавательную мотивацию через создание эмоционального настроя;
-
развивать контроль и самооценку;
-
развивать информационную культуру, кругозор и познавательный интерес;
-
-
воспитывающие:
-
воспитывать аккуратность, внимание, терпение, самостоятельность, чувство товарищества;
-
воспитывать умение рационально использовать время урока;
-
формировать стремление учащихся овладеть технологией изготовления мозаичных наборов.;
-
воспитывать ответственность при выполнении заданий и бережное отношение инструментам и материалам.
-
Задачи урока:
-
конкретизировать понятие класс, используя личный опыт учащихся;
-
сформировать представление о классификации объектов;
Формирование УУД:
Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты.
Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем, приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений
Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников процесса.
Тип урока: комбинированный.
Карта обеспеченности урока:
Материально-техническое оснащение урока
Учителя
Обучающегося
План-конспект урока, технологическая карта урока, ПК, проектор
Тетрадь
Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. -М.: Вентана- Граф, 2012
Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2012
Презентация «Мозаика на изделиях из древесины», видео «Мастер-класс»
Шпон, образцы мозаики
Шпон, шаблоны мозаики
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Ожидаемые результаты | время |
1 | Организация урока |
Здравствуйте ребята, садитесь, давайте познакомимся. Меня зовут Юлия Евгеньевна, для того чтобы я запомнила ваши имена напишите их на листочках. Сегодня к нам на урок пришли гости, повернитесь посмотрите и улыбнитесь им.
| Обучающиеся воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Самоорганизация. Способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. | 1 мин. |
2 | Актуализация знаний постановка учебной цели | Дерево в интерьере нашего дома является тем материалом, фактура, цвет и "живое" тепло которого создают атмосферу психологического отдыха. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная обработка дерева является едва ли не самым древним видом народного творчества. Живы памятники деревянного зодчества и отдельные предметы, относящиеся к IX - XIV столетиям. СЛАЙДЫ Какой вид художественной обработки древесины представлен на данном слайде? СЛАЙД Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги коромысла, чашки, ложки).СЛАЙДЫ № Техник резьбы по дереву было много: объемная, рельефная, плоско-рельефная, выемчатая с подборкой фона. Основными видами древесины для резьбы служили липа, осина, береза, ольха, самшит, дуб. Какие народные промыслы связанные с обработкой древесины вы знаете? Сообщения учащихся о народных промыслах связанных с обработкой древесины. Какие части дерева могут еще использоваться для изготовления изделий? СЛАЙДЫ Просмотр слайдов с изделиями из древесины. Какой вид художественной обработки изделий из древесины был еще изображен на слайдах? Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры. К таким узорам относится мозаика. Как вы думаете какие материалы используют для изготовления мозаики. (камни, стекла, керамика, древесины, слоновую кость, металла и т. д.). СЛАЙД 17,18,19,20 С каким материалом вы работали на предыдущих уроках? (древесина, фанера) Сформулируйте тему нашего урока. «Мозаика на изделиях из древесины» Какова цель урока? Мы должны познакомиться с основными способами выполнения мозаики на изделиях из дерева; научиться выполнению простейших элементов мозаичных рисунков. Запишите тему в тетрадь | Слушают Просматривают слайды
Поднимают руки Отвечают: резьба.
Отвечают: резьба, деревянные игрушки
Отвечают на вопрос: кора (береста у березы), ветки для декоративной отделки изделий, корни. Отвечают на вопрос: мозаика
Отвечают на вопросы
Высказывают свои предположения Высказывают свои предположения Записывают тему урока. | Формируются мотивы достижения цели путем эффективного взаимодействия участников группового процесса, упорядоченного обмена информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса, визуализацией информации. | 6 мин. |
3 | Изложение нового материала | Мозаика - изображение, рисунок или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц. СЛАЙД История мозаики берет начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века. Мозаика может представлять собой орнамент. СЛАЙД Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. («Орнамент» в переводе с латинского означает «узор».) Орнаменты могут быть выполнены любыми красками, карандашом, а также средствами скульптуры. Очень много орнаментов и в вышивке. Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней Азии. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои особые узоры, непохожие на другие. В них отразилась национальная культура народов. Например, русский орнамент содержит изображения полевых цветов, колосьев ржи и пшеницы, листьев, плодов садовых деревьев и кустарников - символа плодородия. Изображение птицы в русском орнаменте - символ счастья. Расскажите, где вам встречались изделия, предметы оформленные мозаикой? | Слушают, записывают определения в тетрадь, высказывают свои предположения
Отвечают на вопрос. (интерьер, стены зданий, шкатулки, рамки картин, вазы и т.д.) | Обеспечение психологического комфорта учащихся, формирование познавательного интереса к предмету. Нацеливание учащихся на учебную деятельность, систематизацию знаний. | 5 мин |
4 | Физкультминутка | Давайте ребята отдохнем. Очень мы трудиться любим! Шеей влево, вправо крутим. Из шпона сделана фанера, если правда, топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух мы вздохнем поглубже и продолжим наш урок! | Повторяют движения | Так ребята отдыхают перед новой формой работы | 2 мин |
5 | Практическая работа | - Так что же приблизительно представляет собой мозаика из дерева? Из какого древесного материала изготавливают мозаику? Ответить на данный вопрос вам поможет следующая работа. Задание: - Класс делиться на 2-3 группы. Работая в группах, соберите по заданному рисунку, из данных частей мозаичный орнамент. Посмотрим, какие композиции у вас получатся. (мозаика из шпона) Обратите свое внимание на работы. Теперь вы понимаете, что сущность мозаики заключатся в составлении определенного рисунка из различных элементов, например, дерева. Смотреть , как выполняются задания, делать пометки, чтобы оценить работу. | Отвечают на вопросы Обучающиеся выполняют задания. | понимание, обоснованное применение операций. совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля | 10 мин |
6 | Продолжение нового материала | А сейчас познакомимся с основными видами мозаики. Слайд Инкрустация - украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов. Инкрустированная поверхность является плоской, почти без выступов. Слайд Следующий вид отделки древесины мозаикой - интарсия. Интарсия - инкрустация деревом по дереву. Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в основном из ценных пород. В углубления определенных контуров вклеиваются деревянные вставки различной формы, цветов и текстуры. Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, иногда лакируют. Слайд Еще один вид отделки - маркетри. Маркетри - украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона различных пород и текстуры. В маркетри разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по определенному рисунку. Слайд Самым современным и менее трудоемким видом отделки древесины мозаикой является - паркетри. Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок типа паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур. Этот набор делается способом склеивания, предварительно нарезанных элементов шпона вплотную друг к другу. Главная задача при сборке - максимально плотно уложить кусочки шпона, с тем, чтобы швы были практически не заметны. Выполняя практическую работу какую технику вы применяли? |
Зачитывают в слух текст слайда, записывают определения в тетрадь
Отвечают на вопрос |
| 10 мин |
7 | Практическая работа | Слайды - Таким образом, вы познакомились с основными видами мозаики по дереву. А теперь назовите какой вид мозаики изображен на каждом из слайдов? - Выполнение мозаики очень трудоемкая и сложная работа, которая под силу только мастерам. - Для того чтобы понять как создается орнамент, посмотрите видеоролик. Во время просмотра запишите краткую последовательность выполнения орнамента. СЛАЙД Наблюдать за выполнением работы, отвечать на возникающие в процессе работы вопросы, проверять качество выполнения задания, делать пометки, чтобы оценить работу. | ответ учащихся: инкрустация, интарсия, маркетри, паркетри.
Смотрят видеоролик, записывают.
| понимание, обоснованное применение операций. совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля | 5мин |
8
| Подведение итогов Рефлексия | Давайте посмотрим что получилось. Обсуждение допущенных ошибок. - Как вы считаете, действительно ли был создан орнамент? А в какой технике был выполнен мозаичный орнамент? СЛАЙД А теперь каждый из вас оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей. Выскажите одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я научился… я попробую… мне захотелось… Выставить оценки учащимся | Сравнивают, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; Проговаривают последовательность своих действий при выполнении набора мозаики отмечая возникшие трудности при этом и их причины. Продолжают выбранную фразу. | умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Построение логической цепочки рассуждений и доказательство. | 5 мин |
9 | Домашнее задание | Запишите в дневниках домашнее задание. Найти изделия или изображения изделий с различными видами мозаики. Технология 7 класс Симоненко В.Д. стр49-58 | Ребята записывают.
| Закрепление в выполнении домашнего задания знаний, полученных на уроке. | 1 мин |
Приложение 1.