- Преподавателю
- Технология
- Методическая разработка Изготовление трехмерной композиции Русская береза в разное время года
Методическая разработка Изготовление трехмерной композиции Русская береза в разное время года
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Голикова В.В. |
Дата | 17.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
(МОУДОД Станция юных техников ВК)
г. Волгодонск
Методическая разработка
для сопровождения дополнительных образовательных программ.
Изготовление трехмерной композиции
«Русская береза в разное время года»
Объединение «Творческая мастерская
«Архитектура и дизайн»
Педагог
дополнительного образования
Голикова В.В.
2015г.
Тема: Изготовление трехмерной композиции из бумаги.
«Русская береза в разное время года»
Цель: Способствовать развитию объемно - пространственного
представления учащихся, творческого мышления и
технической интуиции.
Задачи; Обобщить знания и умения учащихся при работе с бумагой:
умение пользоваться шаблоном;
умение использовать копировальную бумагу при
копирование чертежа;
уметь читать чертеж.
Воспитывать проектное мышление.
Развивать наблюдательность, внимательность и
исследовательские навыки;
эстетический вкус, аккуратность при работе с клеем, точность
при работе с ножницами.
Приобретение художественно - творческих навыков.
Привить бережное отношение и любовь к природе родного
края.
Пополнение словаря профессиональными терминами.
Оборудование:
Презентация «Русская береза»;
Картон;
Цветные карандаши или краски;
Цветная бумага;
Копировальная бумага;
Фигурный дырокол;
Искусственный снег;
Клей карандаш, ножницы, простой карандаш,
Линейка;
4 квадрата: белый, синий, зеленый, желтый;
8 желтых кружочков.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово педагога.
1. У многих стран мира есть свои растения - символы: у Ливана - ливанский кедр, у Канады - клён, у Японии - сакура, у Индии - лотос.
И в наших лесах много деревьев, почитаемых народом, например, рябина. Она издавна на Руси пользовалась большим почётом, в народе слагали о лесной красавице песни, наделяли её волшебной силой. Рыбак брал с собой рябиновую палку - с ней не страшна буря. Считали, что рябина может противостоять злым козням колдунов и ведьм, поэтому на новорождённого ребёнка надевали ожерелье из рябины, листья её подстилались в обувь новобрачных. Веткой рябины крестьяне слегка ударяли коров , чтобы у них было молоко. Плоды и цветки рябины широко применяются в медицине.
- Другое дерево - осина. «Золушкой русского леса», «говорливой хозяйкой», «заклятым деревом», «трепетной» называют в народе это стройное дерево с зеленовато-серой корой и негустой кроной, раскрашивающейся в осеннюю пору в красный, суриковые и лимонно-жёлтые цвета.
Согласно одной из легенд, состоялся как-то спор между деревьями, кто больше пользы приносит людям. И сосна, и лиственница, и ясень и кедр, и берёза наперебой хвастали друг перед другом своими заслугами, и только осине нечего было сказать, но потом само время развеяло мифы о бесполезности осины. На протяжении столетий почки и листья её применяются народными целителями.
Спор деревьев
Был спор однажды учинён
В лесу среди деревьев.
О пользе для людей был он -
Гласит одно поверье.
Об их собраньи знали все:
Кустарники, травинки.
Предстали им во всей красе
Берёза, Кедр, Осинка,
Могучий Дуб. Наперебой
Друг перед другом стали
Хвалиться пользой и собой,
Чтоб люди выбирали.
Дуб говорит: «Я царь средь вас!
Им жёлудь витаминов даст,
В коре им польза будет».
Заметил Кедр: «Я уступлю
В непрочном матерьяле.
Но масло в шишках я даю.
О нём люди прознали!»
«А я живительный дам сок. -
Ответила Берёзка, -
Ещё целебный есть настой
На бруньках - на серёжках».
«А что молчишь, Осина, ты?»
«Поставим в споре точку?»
«Смотрите, как от страха
Дрожат её листочки!» -
Деревья говорили вслед.
Осина же решила,
Что для людей в ней пользы нет…
«И поделом ей было».
Идут века, бегут года…
Осина нам полезна:
Настой на почках нам всегда
Нужен в делах болезных,
Никто не может обойтись
Без спичек из осины,
Коль суеверен, положись
На кол в борьбе с вампиром.
Таков её огромный вклад -
Утёрла нос Осинка!
Об этом знают все подряд:
Кустарник и тростинка.
Олеся Петровичева, 10 класс.
У: - Верба, ива, ель, сосна, черёмуха, калина…
Каждое из этих деревьев имеет своё значение в устном народном творчестве, в поэзии и живописи, но более всего жизнь и судьба русского человека связана с красавицей, о которой эти загадки:
Стоит Алёнка - платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.
Она весну встречает - серёжки надевает.
Накинута на спинку зелёная косынка.
А платьице - в полоску:
Ты узнаёшь… (берёзку)?
- Итак, сегодня мы поговорим о берёзе. Известно, что ни в какой стране нет такого изобилия берёз, как у нас в России.
Белоствольная нежная берёзка с давних пор олицетворяет русскую природу, Россию.
2.Презентация «Русская береза».
3.Формулировка темы и цели занятия.
- Данная тема больше подошла бы к занятию по окружающему миру, но мы находимся на занятии в объединении «Архитектура и дизайн».
- Сформулируйте тему нашего урока.
(Изготовление березы).
-Я уточню. Мы будем изготавливать панно в трехмерном измерении с изображением березы.
III. Основная часть.
1.Словарная работа.
Понятие «композиция» (от лат. Сompositio - сочинение, составление, соединение) обычно используется применительно к произведениям искусства. Рассматривая градостроительство как творческую деятельность, направленную на создание не только удобной и здоровой, но и эстетически совершенной среды обитания, мы правомерно используем такие понятия как «градостроительное искусство», градостроительный ансамбль», « художественный образ города», «градостроительная композиция».
Различают и выделяют три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.
Фронтальная композиция характеризуется тем, что она имеет или абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно (картинная плоскость во всех ее разновидностях и со всеми особенностями), или плоскую форму с меньшим или большим барельефом (барельефы, горельефы, неглубокие фасады зданий и т. д.) Из этого следует, что фронтальная композиция характеризуется в основном двухмерностью, а иногда и небольшой глубиной.
Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основные пространственные координаты (высоту, ширину и глубину), и обозреваемой со всех сторон. При этом имеется в виду, что ни одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим объем в плоскость.
Трехмерный - имеющий три измерения (Длину, ширину, высоту), т.е. пространство.
Глубинно-пространственная композиция строится из различных материальных предметов (скульптур, мебели, стендов и других объемов и поверхностей), пространства (интерьера, открытого пространства) и интервалов между ними.
Панно (фр. panneau от лат. pannus - кусок ткани) - живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.
2.Подготовительный цикл.
-Я предлагаю изготовить композицию «Русская береза в разное время года».
Для этого давайте разделимся на 4 группы. (По 2 человека в группе).
-Представители каждой группы подойдите и выберите круг того цвета который вам больше нравится.
- Цвет круга - указывает на время года, которое вы отобразите в своей композиции
Желтый - осень.
Зеленый - весна.
Белый - зима.
Желтый - лето.
План работы творческих групп.
1ученик: 1.Копирует шаблон.
Значение слова Шаблон по Ефремовой:
Шаблон - 1. Пластина с профилем, контуром предмета или иное приспособление, являющееся образцом при изготовлении изделий.
2.перен. Образец, которому слепо подражают.
Избитая форма выражения мысли: штамп..
2.Цветовое оформление: раскрашивает фон, березу.
3.Композиционное оформление: изготавливает при
помощи дырокола листики. Наклеивает листики или
снег.
4.Продавливает линии сгиба.
5.Вырезает углы на чертеже, сгибает и склеивает нижнюю
часть макета.
2 ученик: 1.Копирует шаблон на серую сторону картона, т.к. ствол
березы белый и для аккуратности работы с копиркой делает
копирование на серой стороне.
2.Вырезает березу, сохраняя форму коробки. (Не разрезает
края изделия.)
3.Переворачивает работу на белую сторону.
4.Цветовое оформление березы.
5.Композиционное оформление - листья, снег, рамка.
6.Продавливает линии сгиба.
7.Вырезает углы на чертеже, прогибает линии и склеивает
верхнюю часть макета
Групповая работа: Склеивают две части вместе.
3.Творческая работа групп.
4. По мере усталости детей проводится
Физ. минутка:
Дунул ветер на берёзку
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
IV. Итог занятия:
1.Выставка композиции.
2. - Чем занимались на занятии?
- Что такое «композиция?»
-Как называется объемная композиция, имеющая три измерения?
у: - Пальмы, баобабы, кофейные деревья… названия эти связаны с далёкими странами. А вот нашу Родину невозможно представить без берёзки, белоствольной красавицы.
О белоствольной берёзе можно говорить ещё долго: тема эта неисчерпаема. Пройдут сотни лет, но берёза не потеряет своей значимости:
Как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой РОССИЯ.
3. Релаксация.
Ваше настроение в конце занятия я хотела бы увидеть на желтых кружочках, которые у вас лежат у вас на столе. Это солнышко, которое радует нас в любое время года. Нарисуйте ваше настроение на желтом кружочке и прикрепите вокруг нашей композиции.
И закончим занятие стихотворением «Берёзка»
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей.
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей,
Вся в белое платье одета
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд её лёгкий чудесен
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней!
Он делит с ней радость и слёзы,
И так уж она хороша,
Что кажется - в шуме берёзы
Есть русская наша душа.
В. Рождественский
Литература:
1. Баринова И. И. География России. Природа, 8кл: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М: Дрофа, 1997, с. 110.
2. Ситдикова Ф. Берёза - символ России. Сценарий весеннее - летнего праздника. Ж. Воспитание школьников. № 4, 2004.
festival.1september.ru/articles/577088/
slideshare.net/irinush_ka/ss-7980937
Приложение: