Формирование ключевых компетенций на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование ключевых компетенций на уроках технологии.

Ни для кого сейчас не является секретом тот факт, что наше Российское общество находится в данный момент в состоянии духовно - нравственного кризиса, когда очень актуальна проблема культуры и воспитания культурного человека. Ведь от уровня культуры граждан во многом зависит экономика, политика, национальная безопасность и конкурентноспособность страны.

Среди всех мировых тенденций и инноваций в современном образовании особо хочется выделить компетентностный подход как важный и неотъемлемый этап образования личности. Особое внимание хочу уделить ключевым образовательным компетенциям, потому что они оказались более востребованными в моей работе:

Нередко учителя считают, что общеучебные умения и навыки и ключевые компетенции - это одно и то же. Однако, формируя общеучебные умения и навыки, школа выполняет ведомственный заказ системы образования на подготовку удобного ей человека, умеющего учиться, тогда как, формируя ключевые компетенции, школа выполняет общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить. «Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством технологий (проблемно-диалогического обучения, технологии продуктивного чтения, технологии оценки учебных достижений), метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др., путём реализации личностно-деятельностного подхода при отборе содержания материала, систематического интегрирования предметного содержания при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач.

Каждый из нас много работает над совершенствованием своей методики. Тема моего самообразования «Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий». Я считаю, что данная тема очень актуальна сегодня, т.к. при формировании ключевых компетенций школьников мы опираемся на проектную деятельность (при сбалансированном использовании и других методов и технологий).

Современная педагогика выдвигает специфические требования к содержанию обучения технологии: формировать гибкие, мобильные знания, а также умение применять их в нетипичных ситуациях. Применение компетентностного подхода на своих уроках помогает мне решать эту педагогическую задачу на уроках технологии.

Коммуникативные компетенции:

На уроках кулинарии: умение работать самостоятельно, парно, в группе. Дети учатся соблюдать самоконтроль, распределять обязанности.

Изучая этикет учатся поведению в обществе, общаться со сверстниками и взрослыми людьми. У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества.

Социокультурные компетенции: применение на практике и в жизни ЗУНов.

Девочки учатся рассчитывать семейный бюджет, распределять обязанности в быту. Приобретают навыки при приготовлении пищи, при конструировании и пошиве (пришить пуговицы, наложить декоративную заплатку, штопка), рукоделии (вязание, вышивка).

Мальчики учатся выполнять элементарные ремонтные работы в быту: навыки пиления, строгания древесины; рубка и гибка металла; работа с инструментами - молотком, отвёрткой, пассатижами.

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:

Осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.

Информационные компетенции:

Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира.

Культуроведческая и природоведческие компетенции:

Знакомство с традиционными ремеслами и видами декоративно-прикладных работ своего народа, его культурой, с культурой других стран и народов.

Здоровьесберегающая компетенция:

Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; ухаживать за ребёнком; владеть способами оказания первой медицинской помощи.

Учебно-познавательные компетенции:

Межпредметная связь: география, биология - в материаловедении (знакомство с различными видами волокон, и их происхождением); черчение, математика - при расчётах и построении чертежей; физика - по теме металлообработка; русский язык, литература - оформление сообщений и творческих проектов; ИЗО - при выполнении эскизов изделий).

Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Применяя их в своей работе я решаю главную задачу - научить школьников воплощать в действительность свои идеи, используя и приобретая новые знания о материалах, технике, технологии и т.д.



Список использованной литературы

  1. Компетентностая модель современного педагога: учебно-методическое пособие/ О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.

  2. Лебедева, Г.А. Общекультурная компетентность как показатель социализированности школьника: методические рекомендации/ Г.А.Лебедева. - Соликамск: РИО СГПИ, 2006.

  3. Поляков,С.Д. В поисках реалистического воспитания: книга для учителей, классных руководителей, методистов, администраторов школ/ С.Д.Поляков. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

  4. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе [Текст]: научные труды СГА / ред.кол. В.Н.Фокина, Е.В.Чмыхова, П.Е.Дедик. - М.:Изд-во СГУ,2009.



© 2010-2022