Авторская программа Полезные навыки для 10-11 классов

Программа курса «Полезные навыки» для учащихся 10 – 11 классов относится к курсам по выбору и рассчитана на 34 часа (17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Программе присуща развивающая функция. В основе обучения учащихся используется современная деятельностная образовательная технология - проект.   Цель курса: создание целостного представления о культуре питания и грамотного приготовления пищи.   Программа курса «Кулинария и эстетика быта» способствует закреплению и развитию приобретённы...
Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа курса «Полезные навыки» для учащихся 10 - 11 классов относится к курсам по выбору и рассчитана на 34 часа (17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Программе присуща развивающая функция. В основе обучения учащихся используется современная деятельностная образовательная технология - проект.

Цель курса: создание целостного представления о культуре питания и грамотного приготовления пищи.

Задачи курса:

- расширение знаний о значении питания для здоровья человека;

- развитие кулинарной грамотности и культуры питания;

- воспитание сознательного соблюдения правил санитарии и гигиены и правил безопасной работы в быту;

- совершенствование практических умений и навыков ведения домашнего хозяйства;

- развитие творческой инициативы, воспитание уважения к семейным традициям.

В процессе освоения данной программы обучающиеся приобретут следующие знания о:

- культуре застолья, правилах приёма гостей, основах рационального питания, сервировке стола;

- правилах кулинарной обработки пищевых продуктов, условиях их хранения;

- правилах безопасной работы с кухонными инструментами, приспособлениями, оборудованием;

- правилах санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов;

- технических характеристиках и назначении кухонной бытовой техники;

На основе усвоенных знаний формируются умения:

- правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов;

- соблюдать правила безопасной работы при работе с кухонными инструментами, приспособлениями, оборудованием;

- владеть способами первичной и тепловой обработки продуктов;

- находить нужный рецепт кулинарного блюда, составлять технологическую карту его приготовления с учетом особенностей первичной и тепловой обработки продуктов;

- самостоятельно готовить блюда в соответствии с технологической картой или кулинарным рецептом;

- сервировать стол различного назначения: к завтраку, обеду, ужину, семейному празднику;

- владеть кулинарной этикой и правилами этикета;

- разрабатывать индивидуальные и коллективные творческие проекты.

Программа курса «Кулинария и эстетика быта» способствует закреплению и развитию приобретённых программных знаний при изучении предмета «Технология» основной общеобразовательной школы.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития учащегося, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальными в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания в школе будет способствовать воспитанию физически и нравственно здорового поколения.

Теоретическое обучение направлено на формирование у учащихся знаний устройства кухонного оборудования, приспособлений и инструментов, применяемых при выполнении кулинарных работ, а также знаний технологии приготовления блюд.

При выполнении практических работ особое внимание уделяется формированию у школьников правильных приемов работы, соблюдению правил санитарии и гигиены при обработке продуктов, организации рабочего места, безопасности труда, способности анализировать собственный опыт.

Объем учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы учащихся. Учащимся могут быть предложены различные темы для разработки проектов: «Сервировка стола к семейному празднику», «Если ребенок отказывается есть» (оформление детских блюд), «Мое особенное блюдо» (разработка собственного рецепта), «Меню для семейного пикника» и другие. Выполнение творческих проектов помогает лучше усвоить учебный материал, способствует организации совместного досуга детей и родителей. Появляются возможности для общения в кругу семьи на качественно новом уровне: формируется чувство общности, взаимоуважение и доверие, возрождение духовных ценностей и семейных традиций.

Использование технологии проектной деятельности позволяет учителю получить запланированный результат. Уроки проводятся в следующих формах: проблемно-поисковая деятельность, игровая деятельность, защита и презентация проекта. Изучение тем предполагает тесную взаимосвязь с информационной работой и психолого-педагогической работой, проводимой в школе в рамках предпрофильной подготовки учащихся.

Для оценивания достигнутых результатов используются Таблица успешности освоения курса «Полезные навыки» для педагога и Дневник самооценивания «Я знаю, как это сделать» для учащихся.

Достижения обучающихся по выполнению творческих проектов могут войти в состав индивидуальной накопительной оценки «портфолио».

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

- внутренняя позиция учащихся на уровне уважительного отношения к семье, ориентации на содержательные моменты семейного уюта и принятия образца «хорошего семьянина»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных современных источников информации;

- проектировать свою деятельность;

- принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач, применять знания на практике;

- работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию.







Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие (1 ч).

Краткое содержание курса. Санитарно - гигиенические требования. Правила безопасной работы при приготовлении пищи. Значение рационального питания для здоровья человека.

Тема 2. Технические характеристики и назначение бытовой техники (1 ч).

Использование кухонной бытовой техники для облегчения и ускорения приготовления пищи. Предназначение бытовой техники для определенного вида работы. Знакомство с техникой, имеющейся в кабинете. Правила безопасной работы.

Тема 3. Правила сервировки стола(2 ч).

Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину или чаю. Сочетание сервировки стола с меню и правильное расположение предметов сервировки. Последовательность действий, которая помогает быстро и правильно расставить предметы сервировки.

Тема 4. Салаты и закуски. Приготовление и оформление(4 ч).

Особенности русской кухни. Разнообразие ассортимента холодных и горячих закусочных блюд. Виды закусок и салатов. Традиционный порядок подачи их к столу. Продукты для приготовления закусок и салатов. Способы приготовления.

Тема 5. Блины. Оладьи (4 ч).

Популярные изделия русской народной кулинарии. Разновидности блинов и оладьев: сдобные, постные, красные, крестьянские, царские, боярские. Рецепты и способы приготовления блинов и оладьев.

Тема 6. Молоко и молочные блюда (4 ч).

Способы использования молока в кулинарии. Разнообразие продуктов, изготовленных из молока. Особенности приготовления блюд из молока. Рецепты молочных блюд.

Тема 7. Защита творческих проектов (1 ч).

Тема 8. Оформление блюд для детей (2).

Особенности приготовления детских блюд. Сырье для оформления детских блюд. Способы оформления детских блюд.

Тема 9. Бульоны и супы (4 ч).

Значение супов в рационе здорового питания. Способы приготовления супов (заправочные, пюреобразные, прозрачные). Последовательность закладки продуктов.

Способы приготовления овощных пюреобразных супов. Приготовление щей.

Тема 10. Мясные блюда (4 ч).

Значение мяса для организма человека. Правила покупки мяса, показатели свежести мяса. Виды мяса, используемые для приготовления вторых блюд. Способы тепловой кулинарной обработки мяса. Рецепты и приготовление блюд из мяса.

Тема 11. Соусы к мясным блюдам (1 ч).

Значение соусов в кулинарии. Виды соусов. Способы приготовления соусов.

Тема 12. Пироги, пирожки и изделия из теста (4 ч).

Исторические сведения о пирогах и изделиях из теста. Значение пирогов в создании уютной атмосферы в доме. Ассортимент пирогов и изделий из теста. Рецепты и способы выпечки и жарки пирогов и изделий из теста.

Тема 13. От меню до этикета (1 ч).

Прием гостей. Способы организации. Меню для приема гостей. Способы быстрого приготовления и оформления блюд. Оформление стола. Важные мелочи. Правила приема гостей и этикет.

Тема 14. Защита творческих проектов (1 ч).






Примерное тематическое планирование

10 класс


Тема

Количество учебных часов

всего

теория

практика

1


Вводное занятие. Техника безопасности при приготовлении пищи. Значение рационального питания для здоровья человека.

1

1


2

Технические характеристики и назначение бытовой техники.

1

1


3

Правила сервировки стола.

2

1

1

4

Салаты и закуски.

Приготовление и оформление.

4

1

3


5

Блины и оладьи. Рецепты.

4

1

3

6

Молоко и молочные блюда.

4

1

3

7

Защита творческих проектов.

1


1

Итого

17

6

11


11 класс


Тема

Количество учебных часов

всего

теория

практика

8

Оформление блюд для детей.

2


2

9

Бульоны и супы.

4

1

3

10

Мясные блюда.

4

1

3

11

Соусы к мясным блюдам.

1


1

12

Пироги, пирожки и изделия из теста.

4

1

3

13

От меню до этикета

1

1


14

Защита творческих проектов.

1


1

Итого

17

4

13


Литература и другие источники информации

Грекулова А.Л. Энциклопедия домашнего хозяйства. М.: Советская энциклопедия, 1979.

Покровский А.А. Книга о вкусной и здоровой пище. М.: Пищевая промышленность, 1978.

Соловых З.Х., СоловыхА.В. Каждую крошку в ладошку. Минск: Полымя, 1990.

Под общей редакцией Голодяева Ю.А. Поиск. Экспертиза. Выбор. Пенза , 2005.

Ковалев Н.И. Технология приготовления пищи. М.: Пищевая промышленность, 2001.

kedem.ru/voyaj/cuisine/shi/

supercook.ru/za-28-a.html

kedem.ru/serving/fundamentals/generalization/

webkuhar.ru/blyuda-iz-myasa/znachenie-myasnyx-blyud-v-pitanii.html

kulina.ru/articles/rec/vtorii_bluda/mysnii/

vashaibolit.ru/429-racionalnoe-pitanie-i-ego-znachenie-dlya-zdorovya-heloveka.html

Авторская программа Полезные навыки для 10-11 классов

© 2010-2022