• Преподавателю
  • Технология
  • Применение электронных таблиц Excel при обработке данных на интегрированном уроке технология + информатика

Применение электронных таблиц Excel при обработке данных на интегрированном уроке технология + информатика

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение электронных таблиц Excel при обработке данных

Одной из самых продуктивных идей в области компьютерных информационных технологий стала идея электронной таблицы. Многие фирмы разработчики программного обеспечения для ПК создали свои версии табличных процессоров - прикладных программ, предназначенных для работы с электронными таблицами. Отечественные школьные компьютеры также оснащены упрощенными (учебными) версиями табличных процессоров.

Табличные процессоры (ТП) - удобный инструмент всех тех, кому приходится работать с числовой информацией. Эти программы позволяют создавать таблицы, которые (в отличие от реляционных баз данных) являются динамическими, т. е. содержат так называемые вычисляемые поля, значения которых автоматически пересчитываются по заданным формулам при изменении значений исходных данных, содержащихся в других полях. При работе с табличными процессорами создаются документы - электронные таблицы (ЭТ). Электронная таблица (документ) создается в памяти компьютера. В дальнейшем ее можно просматривать, изменять, записывать на магнитный диск для хранения, печатать на принтере.

Excel - это комплекс программ! Он входит в состав пакета задач Microsoft Office и предназначен для решения любой математической, экономической, физической и т.п. задачи, при условии, что исходная информация и результаты могут быть представлены в виде таблицы.

На практике встречающиеся задачи имеет конечное число исходных элементов, например:

- это может быть одно данное

- либо несколько данных, которые можно расположить в одной строке.

- либо прямоугольная таблица или матрица данных.

Отсюда следует, что программный комплекс Excel имеет универсальное применение для решения огромного множества задач практически из любой области знаний. Единственное требование - это, чтобы исходная информация и результаты могли быть представлены в виде таблицы.

Цель уроков - дать возможность учащимся школы, обстоятельно познакомиться с программным комплексом Excel.

Тема раздела: Информационные технологии в домашней экономике

Тема урока: «Планирование и учет расходов на питание семьи»

Цели: Систематизировать и расширить знания по теме бюджет семьи.

Научить учащихся самостоятельно рассчитывать расходную часть семейного бюджета с помощью электронных приложений компьютера..

Развивать экономическое мышление.

Оборудование: компьютер, электронное приложение, рабочие тетради учащихся, карточки с вариантами блюд, карточки со стоимостью продуктов.

Подготовительная работа: создать таблицы в приложении EXСEL для автоматического подсчёта суммы ежедневного расхода и итоговой суммы недельного расхода бюджета семьи и для расчета себестоимости продуктов при изготовлении блюд в домашних условиях; поместить созданные таблицы на рабочий стол, присвоив им название "Сумма" и "Себестоимость" соответственно; составить карточки для подсчёта себестоимости полуфабрикатов или готовых изделий, выяснить их стоимость, а так же стоимость продуктов входящих в их состав в розничной торговле; познакомить учащихся с темой и задачами будущего урока, обсудить форму проведения урока; учащимся в течении недели фиксировать все денежные доходы семьи.

Место проведения урока: кабинет информатики.

I Организационный момент

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка наличия тетрадей и выполнения домашнего задания.

II Вступительное слово учителя.

Сообщение темы урока

III Повторение пройденного материала по вопросам

  • Что такое бюджет семьи?

  • Каким бывает бюджет?

  • Из каких статей складывается доходная часть бюджета?

  • Из каких статей складывается расходная часть бюджета?

  • Назвать способы экономии средств семейного бюджета.

IV Практическая работа

Задание№1

В течение недели в рабочую тетрадь записывались все продукты питания, которые приобретались в семье ученика. На уроке необходимо внести все записанные продукты в электронную таблицу, которая создана заранее, и посчитать, сколько расходовалось денег ежедневно, и какая сумма денег уходила на продукты питания, которые приобретались несколько раз в неделю. А также посчитать общий расход на продукты за всю неделю.

Найти на компьютере, на рабочем столе документ Excel "Сумма". Открыть его; появится таблица учёта Затем внести в электронную таблицу учёта данные за неделю. При заполнении таблицы подсчёт сумм будет выполняться в автоматическом режиме.

По итогам подсчёта сделать и записать вывод внизу таблицы о соответствии расходной части бюджету семьи. Если расходная часть слишком велика, внести свои предложения по экономии средств семейного бюджета

Таблица 8

«Последовательность выполнения практической работы»

Применение электронных таблиц Excel при обработке данных на интегрированном уроке технология + информатика

Продолжение таблицы 8

Применение электронных таблиц Excel при обработке данных на интегрированном уроке технология + информатика

Применение электронных таблиц Excel при обработке данных на интегрированном уроке технология + информатика

Применение электронных таблиц Excel при обработке данных на интегрированном уроке технология + информатика

Продолжение таблицы 8

Применение электронных таблиц Excel при обработке данных на интегрированном уроке технология + информатика

Применение электронных таблиц Excel при обработке данных на интегрированном уроке технология + информатика

Задание №2

Раздаются карточки с названием полуфабрикатов или готовых изделий, в которых указан перечень и необходимое количество используемых продуктов для приготовления 1 килограмма изделия. Найти на компьютере, на рабочем столе документ Excel "Себестоимость". Открыть его; появится таблица расчёта продуктов. В таблицу внести данные карточки. Произвести расчет себестоимости предложенных полуфабрикатов или изделий, используя стоимость продуктов, которые в них входят, при условии, если их приготовить в домашних условиях. При заполнении таблицы подсчёт суммы будет так же выполняться в автоматическом режиме

По итогам подсчёта сравнить себестоимость изделий, приготовленных в домашних условиях и стоимость продуктов питания, приобретенных в магазине. Сделать соответствующий вывод.

V Ответы учащихся

Учащиеся после выполнения практической работы озвучивают свои

результаты, делают соответствующие выводы.

Далее идет коллективное обсуждение услышанных выводов, в ходе которых учащиеся могут задать свои вопросы.

Первая практическая работа должна показать, что учёт расходов может являться ориентиром к планированию семейного бюджета. Расходы не должны быть случайными.

Вторая практическая работа наглядно показывает, насколько выгоднее уметь готовить пищу в домашних условиях. Однако такое мнение может сложиться не у всех.

На уроке важно создать открытую доверительную обстановку, чтобы школьники могли свободно выражать свою точку зрения. Не нужно запрещать высказывать самые на первый взгляд безумные идеи.

VI Подведение итогов урока

Домашний учёт позволит точно определить, сколько каких продуктов нужно семье на месяц. Анализ статей расходов на питание на протяжении нескольких месяцев просто необходим, так как это позволяет лучше планировать и сохранять средства.

VII Выставление оценок

При оценивании учащихся учитывается то, насколько ответственно они подошли к выполнению домашнего задания, собирая информацию о приобретенных продуктов питания у всех членов семьи. Если таблица окажется слишком маленькой, то это может быть следствием того, что учащийся домашнюю работу выполнил фиктивно. Это может подтвердиться в его выводах, которые могут быть необъективными.

Применение электронных таблиц Excel при обработке данных на интегрированном уроке технология + информатика

8

© 2010-2022