Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе Чудеса аппликации». Оригами-мозаика

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Калда

МО «Барышский район» Ульяновской области


Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

естественно -математического цикла

_________/ Г.А.Батраева /

Протокол №___

от «28» ____08________ 2014 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________ /Абушаева Г.Х./


«_28_» __08__________ 2014 г.

Утверждаю

Директор МОУ СОШ с. Калда

МО «Барышский район»

________ / Таиров И.А. /

Приказ № _150___

от «_29__» __08__________ 2014 г.


Рабочая программа

Наименование учебного предмета: «Чудеса аппликации».Оригами-озаика.

Классы: 5

Уровень общего образования: основное общее образование.

Учитель технологии Шапиров Дамир Абдрахманович

Срок реализации программы 2014 - 2015 уч. год

Количество часов по учебному плану: в год - 70 ч; в неделю - 2 часа.

Планирование составлено на основе регионального базисного учебного плана, федерального государственного образовательного стандарта общего образования


Рабочую программу составил: Шапиров Дамир Абдрахманович







Пояснительная записка.

Формирование творческой личности - одна из задач на современном этапе. Занятия художественно - творческой деятельностью создают основу для полноценного развития личности, содержательного общения между детьми и взрослыми, разнообразят досуг и заполняют свободное от учебы время учащихся. Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Такая техника содержит значительный элемент творчества.

Искусство оригами - загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями. Это даже не фокус, это - чудо!

Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук. Повтор и ритмичность в складывании модулей модульного оригами и составлении орнаментов в технике «оригами-мозаика» уравновешивает психическое состояние человека, улучшает память и глазомер.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. А именно: повышенная истощаемость, низкая работоспособность, незрелость эмоций, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, не сформированы навыки интеллектуальной деятельности. Восприятия характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживается недостаточность словестно-логических операций. У детей страдают все виды памяти, необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации.

Целью данной программы является создать условия для развития коммуникативных отношений между детьми через приобщение их к творчеству и возможности ощутить себя авторами художественного произведения.

Задачи программы:

Обучающие:

1. Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами.

2. Обучать различным приемам работы с бумагой.

3. Формировать умения следовать устным инструкциям.

4. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «Оригами-мозаика. Модульное оригами».

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

3. Развивать художественный вкус, творческие способности детей.

4. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к искусству оригами.

2. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

3.Расширять коммуникативные способности детей.

4.Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Актуальность появления программы вызвана большими возможностями коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии, которое открывает оригами: развивает психические процессы, мелкую моторику рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка в познавании окружающего мира. Оригами является универсальным способом образования, его можно прекрасно сочетать с занятиями по развитию речи, математики, рисованию, обучению грамоте.

Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы теоретических, практических занятий и упражнения. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Учащиеся знакомятся со средствами художественной выразительности, формами и мотивами орнаментов, построением орнаментальных композиций, объемных пространственных изделий. Воспитанники изготавливают предметы быта в технике «Оригами - мозаика»; изделия, сувениры, игрушки в технике «Модульное оригами».

Основными критериями эффективности реализации данной программы являются:

  • Усвоение и применение детьми полученных знаний, умений, навыков.

  • Самостоятельное выполнение изделий от начала и до конца.

- Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия в технике «Оригами-мозаика. Модульное оригами», пользуясь инструкционными картами и схемами;

- Развитие внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

- Создание игровых ситуаций, расширение коммуникативных способностей детей; Обучение аккуратности в работе.

Все сформированные знания, умения и навыки пригодятся для социальной адаптации и дальнейшей жизнедеятельности учащихся.

Методическое обеспечение

Программа факультатива "Оригами-мозаика. Модульное оригами» рассчитана на 1 год. Годовой курс программы составляет 70 часов. Занятия проводятся в 5 классе по 2 часа в неделю.

Для успешной реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение:

  1. Светлое помещение.

  2. Необходимое количество часов.

  3. Канцелярские принадлежности (цветная бумага, карандаши, фломастеры, тетради в клетку, картон, ватман).

  4. Шаблоны квадратов разной величины.

  5. Образцы орнаментов, мозаик, выполняемых в технике «Оригами - мозаика».

  6. Схемы работ, выполненных в технике «Модульного оригами».

Формы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой - организация работы в группах.

индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Учебно - тематическое планирование.

№ п.п

Наименование темы

Кол-во

часов

Содержание занятия


Теория

Практика

1

Введение

2

Правила поведения в мастерской, ТБ при работе с ножницами, клеем. История возникновения «Оригами - мозаика», «Модульного оригами».

Подготовка инструментов, рабочего места к работе

.Свойства бумаги.

2

Средства художественной выразительности

3

Понятия: цвет, линия, объем, ритм, форма, композиций, орнамент.

Выполнение рисунков и орнаментов с использованием основных средств художественной выразительности.

3

Основные базовые формы, используемые в оригами-мозаике, модульном оригами.


7

Базовые формы.

Треугольник, воздушный змей, блинчик, дом, дверь, квадрат, водяная бомбочка, рыба, птица, катамаран, лягушка.

Упражнения по выполнению базовых форм.

4

Изготовление панно, предметов быта

30

Способы соединения модулей в изделии. Технологическая последовательность изготовления панно.

Изготовление модулей, составление рисунка,

соединение модулей в рисунке. Составление композиции.

5

Изготовление изделий в технике «Модульное оригами»

28

Понятие «Модульное оригами». Модули, используемые в работе.

Изготовление поделок,

сувениров, игрушек.

Изделия: дед мороз, снеговик, снегурочка, лисичка, зайчик, невеста, жених, вазы, корзинка, цветы. Чиполлино, Синьор-Помидор, граф Вишенка, Редиска, Принц Лимон, лебеди, павлины. Шкатулки.

Итого:

70

Содержание программы факультатива «Оригами. Мозаика»

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

Основные направления работы факультатива. Правила поведения на факультативных занятиях. ТБ при работе с ножницами, клеем ПВА. Свойства бумаги. История возникновения «Оригами - мозаики». Показ работ, выполненных в технике «Оригами - мозаика», «Модульное оригами».

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. (3 ч)

Технические сведения: Основы художественного изображения. Освоение средств художественной выразительности: цвет, линия, объем, светотональность, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, орнамент.

Практические работы: Выполнение рисунков с использованием основных средств художественной выразительности. Составление орнаментов.

БАЗОВЫЕ ФОРМЫ ОРИГАМИ (7 ч)

Технические сведения: Технология выполнения основных базовых форм оригами - треугольник, воздушный змей, блинчик, дом, дверь, квадрат, водяная бомбочка, рыба, птица, катамаран, лягушка.

Практические работы: Упражнения по выполнению базовых форм.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАННО, ПРЕДМЕТОВ БЫТА В ТЕХНИКЕ «ОРИГАМИ - МОЗАИКА» (30 ч)

Технические сведения: Способы соединения модулей в изделии (клеевой, безклеевой). Модули, используемые в работе. Технологическая последовательность выполнения панно.

Практические работы: Изготовление панно по выбранному рисунку, изготовление предметов быта.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ «МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ»

(28 ч)

Технические сведения: Понятие «Объемное оригами». Модули, используемые в работе.

Практические работы: Изготовление поделок, сувениров, игрушек в технике «Модульное оригами». Изделия: дед мороз, снеговик, снегурочка, лисичка, зайчик, невеста, жених, вазы, корзинка, цветы. Чиполлино, Синьор-Помидор, граф Вишенка, Редиска, Принц Лимон. Лебеди, павлины. Шкатулки.

К концу курса учащиеся должны знать: основные средства художественной выразительности, историю возникновения орнамента, способы соединения модулей в изделии, технологическую последовательность изготовления панно в технике «Оригами - мозаика», «Модульное оригами».

Должны уметь: изготавливать изделия в технике «Модульное оригами» и «Оригами - мозаика».

Календарное планирование

№п\п

Тема

дата

теория

практика

1

Организационное занятие. Подготовка инструментов, рабочего места к работе. Свойства бумаги.

+

2

Правила поведения в мастерской, ТБ при работе с ножницами, клеем. История возникновения «Оригами - мозаика», «Модульного оригами».

+

3

Средства художественной выразительности

+

4

Понятия: цвет, линия, объем, ритм, форма, композиций, орнамент

+

5

Выполнение рисунков и орнаментов с использованием основных средств художественной выразительности.

+

6

Основные базовые формы, используемые в оригами-мозаике,

+

7

Технология выполнения основных базовых форм оригами - треугольник, воздушный змей, блинчик, дом, дверь.

+

8

Упражнения по выполнению базовых форм.

+

9

Упражнения по выполнению базовых форм.

+

10

Технология выполнения основных базовых форм оригами - квадрат, водяная бомбочка, рыба, птица, катамаран, лягушка

+

11

Упражнения по выполнению базовых форм.

+

12

Упражнения по выполнению базовых форм.

+

13

Изготовление панно, предметов быта

+

14

Способы соединения модулей в изделии. Технологическая последовательность изготовления панно

+

15

Изготовление модулей для панно в технике «Мозаика»

+

16

Составление композиции

+

17

Соединение модулей в рисунке.

+

18

Рабочий рисунок. Особенности составления.

+

19

Композиция «Петух»

+

20

Подбор бумаги по цвету. Расчет количества заготовок. Нарезка бумаги.

+

21

Выполнение модулей для картины

+

22

Сборка готового изделия. Выполнение отделочных работ

+

23

Картина «Василек»

+

24

Подбор бумаги по цвету. Расчет количества заготовок. Нарезка бумаги.

+

25

Выполнение модулей для картины

+

26

Выполнение модулей для картины

+

27

Сборка готового изделия. Выполнение отделочных работ

+

28

Панно «Букет цветов»

+

29

Подбор бумаги по цвету. Расчет количества заготовок. Нарезка бумаги.

+

30

Выполнение модулей для картины

+

31

Выполнение модулей для картины

+

32

Сборка готового изделия. Выполнение отделочных работ

+

33

Картина «Роза»

+

34

Подбор бумаги по цвету. Расчет количества заготовок. Нарезка бумаги.

+

35

Выполнение модулей для картины

+

36

Сборка готового изделия. Выполнение отделочных работ

+

37

Композиция «Нарцисс»

+

38

Подбор бумаги по цвету. Расчет количества заготовок. Нарезка бумаги.

+

39

Выполнение модулей для картины

+

40

Выполнение модулей для картины

+

41

Сборка готового изделия. Выполнение отделочных работ

+

42

Изготовление изделий в технике

«Модульное оригами»

+

43

Понятие «Модульное оригами». Основные понятия.

+

44

Модули, используемые в работе

+

45

Сувенир «Дед мороз»

+

46

Подбор бумаги по цвету. Расчет количества заготовок. Нарезка бумаги.

+

47

Выполнение модулей для поделки

+

48

Выполнение модулей для поделки

+

49

Сборка готового изделия. Выполнение отделочных работ

+

50

Сборка готового изделия. Выполнение отделочных работ

+

51

Изделие «Снеговик»

+

52

Подбор бумаги по цвету. Расчет количества заготовок. Нарезка бумаги.

+

53

Выполнение модулей для поделки

+

54

Сборка готового изделия. Выполнение отделочных работ

+

55

Сувенир «Невеста»

+

56

Подбор бумаги по цвету. Расчет количества заготовок. Нарезка бумаги

+

57

Выполнение модулей для поделки

+

58

Сборка готового изделия. Выполнение отделочных работ

+

59

Изделие «Жених»

+

60

Подбор бумаги по цвету. Расчет количества заготовок. Нарезка бумаги

+

61

Выполнение модулей для поделки

+

62

Сборка готового изделия. Выполнение отделочных работ

+

63

Изделие «зайчик»

+

64

Подбор бумаги по цвету. Расчет количества заготовок. Нарезка бумаги.

+

65

Выполнение модулей для поделки

+

66

Сборка готового изделия. Выполнение отделочных работ

+

67

Сувениры «Лебедь», «Павлин»

+

68

Подбор бумаги по цвету. Расчет количества заготовок. Нарезка бумаги. Выполнение модулей для поделок.

+

69

Сборка готовых изделий. Выполнение отделочных работ.

+

70

Подведение итогов работы факультатива «Оригами-мозаика», «Модульное оригами» за год. Выставка работ учащихся.

+

Литература для учителя.

  1. Афонькин. С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома, М.: «Акин», 2008

2. Гончар В. В. Модульное оригами. - М.: Айрис, 2009. ISBN 978-5-8112-

3465-3.

  1. Журнал Оригами. Искусство складывание из бумаги, М.: Молодая гвардия, 2005-2010

  2. Калашникова А. А. Авторская программа Мозаика учебного объединения оригами. Енисейск, 2003

  3. Материалы VII, VIII Сибирских конференций по оригами. Оригами в учебном процессе, 2006-2010

  4. Ник Робинсон Оригами для чайников. Как сделать оригами. Схемы и модели из бумаги для детей и взрослых.- М.: «Диалектика», 2010. -С. 256.

  5. Остроун Н., Лев А. Оригами. Мозаика. - М.: Айрис-Пресс, 2006-144 с

  6. Остроун Н., Лев А. Оригами. Мозаичные узоры. - М.: Айрис-Пресс, 2006-64 с

  7. Проснякова.Т. Забавные фигурки. Модульное оригами.-М.:- Аст-Пресс, 2011-104

  8. Сержантова Т.Б. Оригами. Новые модели. М.: Айрис-Пресс, 2004- 184

  9. Соколова С. В Школа оригами. Аппликация и мозаика, - М.: Эксмо, 2005-175 с

  10. Соколова С.В. Знакомство с окружающим миром с помощью техники оригами, - М.: Айрис-Пресс, 2006- 64 с

  11. Зайцева А.А. Модульное оригами: забавные объемные фигурки,- М.: Эксмо, 2005-175 с

  12. Сухова О. Модульное оригами. Лебеди, цапли, ,- М.: Эксмо, 2011-50 с

  13. Фоняков И. О. Япония в моем блокноте. С.Пб.: Издательство Союз, 2003

Литература для учащихся.

1. Соколова С.В. Оригами для дошкольников, - СПб.: Детксво-Пресс, 2004- 60 с

2.Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М.: Айрис-Пресс,

2006-206

3. Сержантова Т.Б. Оригами. Модели для малышей. М.: Айрис-Пресс,

2006-68

4. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. М.: Айрис-Пресс, 2004

5. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. М.: Айрис-Пресс, 2006



© 2010-2022