Урок по экономике Спрос и предложение

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по экономике Спрос и предложениеУрок по экономике Спрос и предложениеУрок по экономике Спрос и предложениеУрок по экономике Спрос и предложениеУрок по экономике Спрос и предложениеУрок по экономике Спрос и предложениеУрок по экономике Спрос и предложениеУрок по экономике Спрос и предложениеУрок по экономике Спрос и предложениеУрок по экономике Спрос и предложениеДата: 01.03 2016г. План урока № 13 - 14

___________________________________________________________________________________Сабақтың тақырыбы

Тема урока: «СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

___________________________________________________________________________________

Сабақ мақсаты\ Цель урока:

Формирование знаний о спросе и предложении, умений изображать графически смещение спроса и предложения.

Сабақ міндеттері\ Задачи урока:

  1. Научить решать и графически иллюстрировать задачи на определение величин спроса и предложения, параметров рыночного равновесия.

  2. Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого и аналитического мышления учащихся.

  3. Формировать умение работать в группах, умение оценивать ответы друг друга. Воспитывать чувство патриотизма, здоровый образ жизни.

Сабақ түрі\ Тип урока: комбинированный

Оқытудың әдістері\ Методы обучения: наглядно - иллюстративный, беседа, работа в группах.

Сабақтың материалдық техникалық жабдықталуы\

Материально-техническое оснащение: презентация, карточки - задания, стикеры, бумага, маркеры, раздаточный материал.

Сабақтың мазмұны мен барысы

Ход и содержание урока:


  1. Ұйымдастыру кезеңі\ Организационный момент: Проверка учащихся.

Сообщение темы и цели урока.

  1. Өткен тақырыптарды қайталау\ Повторение пройденного материала:

Подберите к каждому понятию соответствующее ему определение (карточки - задания).

Термины

Определения

1

Рынок

А) Товар особого рода, выполняющий функцию всеобщего эквивалента при обмене.

2

Цена

Б) Субъекты рынка.

3

Товар

В) Внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, а также удельный вес в общем объеме.

4

Деньги

Г) механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и его структуры.

5

Структура рынка

Д) Соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия приложения капитала, рынки сырья и рынки сбыта.

6

Инфраструктура

Е) тип организации хозяйства, при котором люди производят продукцию лишь для удовлетворения собственных потребностей.

7

Конкуренция

Ж) Совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег

8

Натуральное хозяйство

З) Комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный режим функционирования отдельных рынков.

9

Рыночный механизм

И) Продукт труда, созданный для обмена путем купли - продажи.

10

Продавцы и покупатели

К) Количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара


Впишите в таблицу ваш вариант ответа:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ж

к

и

а

в

з

д

е

г

б

Обменяйтесь карточками друг с другом. Проверьте правильность ответов. Поставьте свою оценку. Теперь снова поменяйтесь карточками. И поставьте оценку согласно правильным ответам. (слайды).


  1. Жоспар бойынша жаңа материалды баяндау\ Изложение нового материала по плану:

В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Что определяет их цены? Это, пожалуй, главный вопрос, который пытались решить не только продавцы и покупатели, но и экономисты всех времен.

Наиболее краткий ответ на него таков: цену определяет соотношение спроса и предложения.

Итак, тема нашего урока: «Спрос и предложение».

Спрос.

Величина спроса - это количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закономерность изменения величины спроса определяется шкалой спроса и графическим изображением в виде кривой спроса - D, где Р - цена, Q - количество товара.

Р

D

Q

На основании этого можно сформулировать закон спроса: Чем выше цена, тем меньше количество проданного товара.

Обоснование закона спроса может подтверждаться следующими явлениями в экономике:

  1. Ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным. Чем выше цена, тем более непреодолимым становится ценовой барьер. Для его снижения широко практикуются распродажи.

  2. Эффект дохода: снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя. Доход в этом случае не меняется, а экономия денег даёт возможность приобрести новый товар.

  3. Эффект замещения: если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешёвому товару.

  4. Эффект Гиффена: английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837-1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведёт к повышению спроса. В семьях с низким достатком увеличиваются расходы на основные продукты питания, несмотря на их удорожание.

Кривая спроса показывает, как изменяется величина спроса на товар или услугу при изменении цены. Но величина спроса может измениться, даже если цены останутся такими же. Смещение кривой спроса может произойти в результате:

  • Уровень дохода населения.

  • Цены на дополняющие товары.

  • Цены на товары - заменители.

  • Мода, вкусы и предпочтения.

  • Климатические и сезонные условия.

У всякого рынка две стороны: продавцы и покупатели.

Если для покупателей цена определяет величину спроса на товар или услугу, то для производителей она определяет величину предложения.

Предложение.

Величина предложения - это количество товара, которое продавец предложить к продаже по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закономерность изменения величины предложения определяется шкалой предложения и графическим изображением в виде кривой предложения - S.

Р

S

Q

На основании этого можно сформулировать закон предложения: Чем выше цена, тем больше товара предлагается к продаже.

Как и кривая спроса, кривая предложения может сдвигаться в результате:

  • Цены на ресурсы: сырьё, топливо, электроэнергия.

  • Усовершенствование технологии производства.

  • Цены на товары - заменители.

  • Количество конкурентов.

Взаимодействие спроса и предложения формирует цены на рынке. При пересечении кривых спроса и предложения определяется точка равновесия.

Р

D S

Е

Q

Равновесная цена - цена, при которой количество товара, предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара, которое готовы купить покупатели. Данная цена устраивает продавца и покупателя.

В точке - Е - равновесия величины спроса и предложения совпадают. Она всегда находится на пересечении кривых спроса и предложения.

Если рыночная цена больше равновесной, то возникает избыточное предложение (избыток) - это ситуация на рынке, когда объем предложения превышает объем спроса на товар.

Если же рыночная цена устанавливается ниже равновесной, то возникает неудовлетворительный спрос (дефицит) - это, ситуация, когда объем спроса превышает объем предложения.


  1. Жаңа материалды бекіту\ Закрепление нового материала:

Учащиеся делятся на 4 группы. Работа в группах с раздаточным материалом «Зерновой дисбаланс», «В пиве - яд!».

Учащимся необходимо проанализировать статью, построить графики спроса и предложения. Презентация каждой группы графика. Защита ответа.

Обсуждение ответов с учащимися. Тесты для закрепления нового материала (работа в группах). Проверка ответов.

Вывод: цену на товар или услуги определяет соотношение спроса и предложения.

Величина спроса - это количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Величина предложения - это количество товара, которое продавец предложить к продаже по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают, называется равновесной.

Если величина предложения товара превысит величину спроса на него, то на рынке возникнет избыток этого товара; если же величина спроса на товар будет больше величины его предложения, то товар станет дефицитным.

  1. Үй жұмысы\ Домашнее задание: найдите информацию об «Эффекте Гиффена» и товаров «Веблена». Постройте графики спроса и предложения.


  1. Сабақтың қортындысын шығару\ Подведение итогов урока: Выставление оценок за активность и работу в группах.

ЗАДАНИЕ 1.

Подберите к каждому понятию соответствующее ему определение.

Термины

Определения

1

Рынок

А) Товар особого рода, выполняющий функцию всеобщего эквивалента при обмене.

2

Цена

Б) Субъекты рынка.

3

Товар

В) Внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, а также удельный вес в общем объеме.

4

Деньги

Г) механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и его структуры.

5

Структура рынка

Д) Соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия приложения капитала, рынки сырья и рынки сбыта.

6

Инфраструктура

Е) тип организации хозяйства, при котором люди производят продукцию лишь для удовлетворения собственных потребностей.

7

Конкуренция

Ж) Совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег

8

Натуральное хозяйство

З) Комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный режим функционирования отдельных рынков.

9

Рыночный механизм

И) Продукт труда, созданный для обмена путем купли - продажи.

10

Продавцы и покупатели

К) Количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара




Впишите в таблицу ваш вариант ответа:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
















ЗАДАНИЕ 2.

Статья: «УРОЖАЙ ЗЕРНА В КАЗАХСТАНЕ»

Казахстан по состоянию на 5 ноября намолотил 19,95 млн. тонн зерновых, что на 16% больше чем в прошлом году.

Как указывается в сводке Минсельхоза, зерновые убраны с 14,73 млн. га, что составляет 99,99% общей уборочной площади. Средняя урожайность повысилась до 13,5 ц/га с 12,5 ц/га в 2014 году.

В 2014 году в республике было собрано 17,162 млн. тонн зерновых и бобовых культур в весе после доработки, доля пшеницы составила 75,7%. В 2014 - 2015 сельхозгоду (июль - июнь) Казахстан отгрузил на экспорт более 6,6 млн. тонн зерна.

Источник: Казах - ЗЕРНО

Задание: Постройте график «Урожай зерна в Казахстане». Покажите смещение кривой предложения. Что послужило причиной изменения предложения зерна на казахстанском рынке? Объясните свой ответ.

ЗАДАНИЕ 2.


Статья: В ПИВЕ - ЯД!


Постоянное употребление пива превращает его в клеточный яд, при злоупотреблении которым возрастает риск заболеваемости гепатитом, циррозом печени, снижается мозговая активность. Словосочетание «пивное сердце» давно и крепко вошли во врачебную терминологию. В состав пива часто входит множество вредных веществ - продуктов распада хмеля, которые придают основной элемент специфического опьянения. Среди них, согласно исследованиям российских ученых, присутствует кадаверин - трупный яд. Также в пиве содержится много женских гормонов - фигура любителя пива приобретает соответствующие очертания: широкие бедра, живот, большая грудь. Пивной алкоголизм - такой же, как водочный или коньячный. А вот последствия его часто оказываются намного хуже.

Источник: «Мегаполис», 2004г.

Задание: Постройте график. Покажите графически, как изменится спрос на пиво? Как изменилось рыночное равновесие? Объясните свой ответ.


ЗАДАНИЕ 2.

Статья: «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НАПИТКИ»

Под действием кофеина организм за несколько часов расходует свои резервы, мобилизуя последние ресурсные возможности, что приводит к переутомлению и последующему истощению организма, так как стимуляторы, входящие в состав энергетических напитков заставляют работать в напряжении все жизненно - важные органы.

Лучше их назвать «энергоотнимающими» напитками.



Источник: «Нац. центр проблем формирования здорового образа жизни»

Задание: Покажите графически, как изменится спрос на энергетические напитки? Как изменилось рыночное равновесие? Объясните свой ответ.


ЗАДАНИЕ 2.


Статья: «ФИГУРА - ЗЕРКАЛО ЗДОРОВЬЯ»


По данным национальных исследований, проведенных Казахской академией питания, более половины населения Казахстана имеет избыточную массу тела и ожирение. Между тем избыточный вес и ожирение относятся к числу пяти основных факторов, повышающих рис преждевременной смерти.

С увеличение массы тела растет и риск развития хронических неинфекционных заболеваний.

Для того, чтобы контролировать свой вес, необходимо правильно питаться и быть физически активным:

Соблюдать режим питания

Уменьшить калорийность рациона.

Исключить алкогольные напитки, сладкие газированные напитки, чипсы и др. вредные продукты.

Источник «Нац. центр здорового питания»



Задание: Постройте график «Полезных продуктов». Покажите смещение кривой спроса. Что послужило причиной изменения спроса «полезных продуктов» на рынке? Объясните свой ответ.



Тест 1


  1. Экономические законы спроса и предложения - это:

  1. Законы государственного планового ценообразования на социально-значимые товары

  2. Законы естественного развития общества

  3. Всеобщие экономические законы, действующие во всех обществах

  4. Законы конкурентного ценообразования в смешанной экономике


  1. Закон спроса характеризует:

  1. Прямую зависимость величины спроса от цены товара

  2. Отрицательную зависимость величины спроса от цены товара

  3. Зависимость цены от спроса

  4. Пропорциональную зависимость цены от спроса


  1. Увеличение спроса означает, что кривая спроса смещается:

  1. Вправо вверх

  2. Влево вниз

  3. Перемещается по кривой вверх

  4. Перемещается по кривой вниз


  1. Уменьшение спроса означает, что кривая спроса смещается

  1. Вверх вправо

  2. Перемещается по кривой снизу вверх

  3. Вниз влево

  4. Перемещается по кривой сверху вниз


  1. Закон предложения характеризует:

  1. Прямую зависимость величины предложения от цены товара

  2. Обратную зависимость величины предложения от цены товара

  3. Зависимость цены от предложения

  4. Пропорциональную зависимость цены от предложения
















Тест 2


  1. Уменьшение величины спроса имеет непосредственным следствием

  1. Увеличение предложения

  2. Снижение цены

  3. Уменьшение предложения

  4. Снижение равновесной цены


  1. К взаимодополняющим товарам относятся

  1. Ржаной хлеб и одежда

  2. Пиво и квас

  3. Чай и кофе

  4. Фотоаппараты и пленки


  1. К взаимозаменяемым товарам относятся

  1. Хлеб и спички

  2. Чай и кофе

  3. Видеомагнитофон и кассеты

  4. Бензин и автомобиль


  1. Если большинство людей вдруг решат, что вредно для здоровья, то при прочих равных условиях:

  1. Повысится спрос на рыбу и понизится спрос на мясо

  2. Повысится спрос и на рыбу и на мясо

  3. Понизится спрос и на рыбу и на мясо

  4. Понизится спрос на рыбу и повысится спрос на мясо.


  1. Понижение цены на бензин вызовет сдвиг

  1. Влево кривой спроса на автомобили

  2. Вправо кривой предложения на автомобили

  3. Вправо кривой спроса на автомобили

  4. Перемещение по кривой спроса на автомобили




Тест 3


  1. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

  1. Цена равна издержкам

  2. Спрос равен предложению

  3. Уровень технологии меняется постепенно

  4. Стоимость товара равна затратам труда на его изготовление


  1. Спрос на продукт определяется тем:

  1. Сколько покупатели хотят и могут купить по предлагаемым ценам

  2. Сколько данного товара на рынке

  3. Сколько покупатель может позволить себе купить

  4. Сколько производители создадут данного товара.


  1. Цена на обувь может возрасти из-за:

  1. Уменьшения спроса на обувь

  2. Снижения себестоимости производства пары обуви

  3. Совершенствования технологии производства пары обуви

  4. Уменьшений предложения на обувь


  1. Какой характер носит зависимость спроса и цены:

  1. Прямой

  2. Пропорциональный

  3. Обратный

  4. Не пропорциональный


  1. Причиной увеличения спроса на роликовые коньки может быть:

  1. Снижение цен на подшипники

  2. Приближение летних каникул

  3. Ожидание наступления сезона дождей

  4. Подорожание апельсинового сока




Тест 4


  1. Выберите пару товаров - заменителей

  1. Перьевые ручки и чернила

  2. Джинсы и футболки

  3. Масло и маргарин.

  4. Автомобильные покрышки и бензин


  1. Если рыночная цена опустилась ниже равновесной, то:

  1. Возникает дефицит товаров

  2. Появляются избытки товара

  3. Сформируется рынок покупателей

  4. Формируется рынок продавцов


  1. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:

  1. По часовой стрелке

  2. Вверх и вправо

  3. Вниз и влево

  4. Вверх


  1. Закон спроса характеризует:

  1. Зависимость цены товара от величины спроса

  2. Прямую зависимость величины спроса от цены товара

  3. Обратную зависимость величины спроса от цены товара

  4. Зависимость спроса от предложения товаров.


  1. Совершенствование технологии сдвигает:

  1. Кривую спроса вниз и влево

  2. Кривую спроса вверх и вправо

  3. Кривую предложения вверх и влево

  4. Кривую спроса и предложения вправо.






© 2010-2022