«Метод проектов как средство развития творческих способностей на уроках технологии»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











«Метод проектов как средство развития творческих способностей на уроках технологии»








Выполнила: Саушкина Людмила Александровна,

учитель технологии

ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево














2015г.



Оглавление

Введение 3

  • Паспорт СДП 3

  • Актуальность описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов) 4

  • Цели, задачи ИР 6

  • Ожидаемые результаты 6

Основная часть 7

  • Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели, обоснование темы и идеи, теории и др.)

  • Описание изменений в образовательном процессе:

  • Изменения в содержательно-технологическом блоке 9

  • Изменения в контрольно-оценочном блоке 11

  • Изменения в ресурсном обеспечении 13

Заключение

Выводы по ИР 14

Прогноз: эффекты и риски

Список информационных источников (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные) 15

Приложения 17




...Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво -
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить...


М. Цветаева


Актуальность данной работы состоит в том, что образование находится в напряженном процессе реформирования. Меняется жизнь - меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Современные стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Портрет выпускника основной школы по ФГОС это - гражданин:

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике и т.д. [1].

Актуальность изучаемой проблемы находит отражение и в государственных документах в области образования. В «Концепции модернизации Российского образования» говорится, что стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал» [2].

«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения».Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа": утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-27 [3].

В послании Губернатора Самарской области Николая Ивановича Меркушкина депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона 26 декабря прошлого года создание целостной системы работы с одаренными детьми определено задачей особой важности [4].

Цель школы на данном этапе - формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. От школы ждут не «нашпигованных» знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.

Именно поэтому творческие способности ребенка, чтобы развиваться, должны найти применение в какой-либо деятельности. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который предоставляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности.

Психологом школы вначале учебного 2013-2014 года было проведено комплексное психодиагностическое обследование (тестирование учащихся и родителей) семи классов (4,5, и 7-е) с целью выявления детей, имеющих высокий уровень форсированности учебно-познавательной мотивации и отдельных дарований учащихся. Количественный анализ данных тестирования показал, что 11% имеют высокий уровень сформированной учебно-познавательной мотивации и у 23% учащихся имеют отдельные проявления одаренности, среди них творческая -3%, художественно-исполнительская -3%, техническая -1%.

Поэтому возникла ситуация противоречия:

  • между современными требованиями к развитию творческих способностей в современном образовании и недостаточному желанию учащихся стремиться к творчеству и самовыражению;

  • между современными требованиями к творческому развитию педагогов и недостаточным внедрением в образовательный процесс ими творческих технологий.

На основе выявленных противоречий можно сформулировать существующую проблему: педагоги и учащиеся пока не готовы к полноценной творческой деятельности.

Цель: Создать благоприятные условия для развития творческих способностей учащегося на уроках технологии посредством метода проектов.

Задачи:

  1. Продолжить выявление творческих способностей у детей с использованием различных диагностик;

  2. Отобрать средства обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

  3. Организовать индивидуально-групповую работу с детьми посредством метода проектов;

  4. Подготовить учащихся к решению творческих заданий на олимпиадах, конкурсах и конференциях различного уровня.

Ожидаемые результаты:

Для учащихся:

  • Творческая самореализация учащегося: проявление у обучающихся таких качеств как самостоятельность, инициативность, креативность;

  • Рост участия в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.;

Для учителя:

  • Сформированная система работы с творчески способными учащимися

  • Повышение собственной квалификации по тематикам творческого развития как учителя в связи с переходом на новые образовательные стандарты.


Основная часть

Творчество - это прекрасный, необычайно тяжелый

и изумительно радостный труд. (Н. Островский)

Творчество - необходимый элемент гармоничного развития личности. Его можно проявлять во всех видах человеческой деятельности.

Творчество - это вид деятельности человека, результатом которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и общественной значимостью. Это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Это - привнесение в мир чего-то нового.

Творчество, по определению, взятому из энциклопедического словаря, - это "деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью" [6]. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Творческая деятельность рассматривается нами как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности": умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

В. Г. Разумовский изучал психологическую сторону творчества с целью развития творческих способностей. В современной психологии существует две точки зрения на творчество.

1. Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет)

2. Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту.

В Большой советской энциклопедии творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. А. В. Усова в своих работах отмечает, что развитие у учащихся творческих способностей - составная часть воспитания. Творческие способности человека развиваются на основе высокоразвитого мышления, глубоких знаний в специальной области, практического опыта и интереса к делу.

Широкие возможности регулярной творческой деятельности на уроках технологии предоставляет применение метода проектов.

Метод проектов - система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Возник во второй половине XIX века в США.

Проект - это буквально "брошенный вперед", т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта.

Е.С. Полат дает следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» [7]. Метод проектов, по определению Е.С. Полат, «предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению».

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

  • Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села.

  • Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

  • Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Описание изменений в образовательном процессе:

Творческая самореализация учащихся проявляется в выборе темы проекта, которая показывает насколько серьезно и осознанно подходит ученик к данной работе. Наиболее плодотворным направлением в нашей школе являются проекты в декоративно-прикладном искусстве, т.к. любое изделие, выполненное в данной области, дает реальные возможности для выявления и развития творческих возможностей учащихся. Доступная технология изготовления изделий народного творчества, красота форм, декоративное оформление изделия пробуждают в учащихся желание творить красоту. При выполнении проекта я поощряю творческую самостоятельность, которая проявляется в выборе технологии изготовления, обоснованном изменении формы, конструкции или декоративного оформления изделия.

Порядок выполнения проектов

Этап проекта

Период работы

Учитель

Учащиеся

1

Поисковый этап

1.Поиск и анализ проблемы.

2.Выбор темы проекта.

3.Планирование проектной деятельности по этапам.

4.Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта

Сентябрь-октябрь

Формулирует

  • Проблему проекта

  • Сюжетную ситуацию

  • Цель и задачи

Осуществляют

  • Личностное присвоение проблемы

  • Вживание в ситуацию

  • Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач

2

Конструкторский этап

1.Поиск оптимального решения задачи проекта.
-исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.
-выбор технологии изготовления
-экономическая оценка,
- экспертиза.

2.Составление конструкторской и технологической документации

Январь

Организует деятельность, предлагает

  • Организовать группы

  • Распределить амплуа в группах

  • Спланировать деятельность по решению задач проекта

  • Возможные формы презентации результатов

Осуществляют

  • Разбивку на группы

  • Распределение ролей в группе

  • Планирование работы

  • Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3

Технологический этап

1.Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

2.Выполнение запланированных технологических операций.

3.Текущий контроль качества.

4.Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

Февраль-март

Не участвует

  • Но консультирует учащихся по необходимости

  • Ненавязчиво контролирует

  • Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

  • Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

Работают активно и самостоятельно

  • Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

  • Консультируются по необходимости

  • «добывают» недостающие знания

  • Подготавливают презентацию результатов

4

Заключительный этап

1.Оценка качества выполнения проекта.

2.Анализ результатов выполнения проекта.

3.Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)

Апрель

Принимает отчет

  • Обобщает и резюмирует полученные результаты

  • Подводит итоги обучения

  • Оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.

  • Акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе, на общий результат и др.

Демонстрируют

  • Понимание проблемы, цели и задач

  • Умение планировать и осуществлять работу,

  • Найденный способ решения проблемы

  • Рефлексию деятельности и результата

  • Дают взаимооценку деятельности и её результативности

Проект - это метод обучения

  • Может применяться на уроке и во внеурочное время.

  • Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.

  • Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен

  • Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим

Критерий оценивания творческого проекта

Критерий оценивания


Критический

1 балл

Допустимый

2 балла

Оптимальный

3балла

Оригинальность решения проблемы


    Правильность постановки цели и задач


      Соблюдение алгоритма выполнения дизайн - проекта


        Аккуратность оформления проекта


          Защита проекта


          Итого:


          В результате работы в 5 классе на основании наблюдений я сделала следующие выводы:

          - Оригинальность создаваемых образов наблюдается у меньшей половины класса. В большинстве же дети создают однотипные, неоригинальные образы.

          - Гибкость мышления развита у учащихся ниже среднего, т. е. большинство детей не способны быстро перестраиваться с одной идеи на другую, не могут комбинировать и варьировать.

          - Дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока более расположены к творчеству.

          И как результат: работы творческого уровня, в которые девочки постарались внести что-то свое, интересное, ни как у других, дети унесли домой, а вот обычные, по шаблону дети с легкостью оставили в классе.

          Уровень творческих притязаний

          Постепенно, в течение года, уровень творческих притязаний учащихся повышается. Урок «Умелые ручки» я проводила в октябре. Урок прошел на «ура». Неработающих детей не было. Все дружно взялись выполнять задание, детям хотелось быстрее увидеть результаты своей работы: что же у них получилось. Я предложила учащимся оформить игольницу самостоятельно дома. На следующий день ребята стали приносить и показывать свои работы: здесь были и клоуны, и пираты, озорные девчушки с хвостиками и бабушки…

          На уроке «Отделка фартука» (февраль) практическая работа проводилась с применением технологии уровневой дифференциации: почти все ученицы выбрали творческий уровень.

          5 класс

          (11 уч.)

          Дата проведения

          Высокий

          Средний

          Низкий

          Урок «Умелые ручки»

          октябрь

          3

          3

          5

          Урок «Отделка фартука»

          февраль

          7

          3

          1

          Ресурсное обеспечение

          1. Дидактическое обеспечение: образовательная литература (журналы, учебники), плакаты, инструкционные карты, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем, но недостаточно учебно-методической литературы, отсутствуют наглядные материалы (новые таблицы, иллюстрированные плакаты и т.д.).

          2. Информационно-методические условия: в школе имеется постоянный выход в Интернет, имеется кабинет для проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций,

          3. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов: в школе имеется психолог, которая ведет учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся, проводит психологические диагностики, беседы и тренинги с учащимися.

          4. Материально-техническое обеспечение: оборудование учебных помещений в основном соответствует федеральным требованиям: имеется ученическая мебель, оборудовано рабочее место учителя (компьютер), но крайне слабо обеспечена материально-техническая база для проведения уроков технологии: в кабинете нет проектора, отсутствует оборудование для художественного и технического творчества с использованием ручных и электрических инструментов.

          5. Кадровые ресурсы: педагоги, прошедшие подготовку по внедрению инновационных технологий и развитию творческого потенциала личности в обучении; педагог-психолог.













          Заключение

          Метод проектов, различные творческие задачи и задания позволяют выявлять и развивать у учащихся способности, умения по выполнению оригинальных объектов, проектов и т.д., а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности человека.

          Это видно из результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся. Одним из ярких результатов творческой деятельности учащихся являются призовые места на городских конкурсах.

          Выводы

          1. Трудно творить без определённого запаса знаний. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения.

          2. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.

          3. Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.

          4. При использовании метода проектов у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.

          5. Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками образовательного процесса.

          «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил и способностей» В.А. Сухомлинский



          Список информационных источников:

          Нормативно-правовая база

          1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - М.: Просвещение. 2013 г.

          2. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

          3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа": утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-27.

          4. Послание Губернатора Николая Меркушкина к депутатам Самарской Губернской Думы и всем жителям региона sam_region.livejournal.com

          Основная литература

          1. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике nauka-pedagogika.com/pedagogika-13

          2. Большая советская энциклопедия. slovari.yandex.ru

          3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования//Е. С. Полат - М.: Норма, - 648 с.

          4. Примерные программы по учебным предметам, Технология 5-9 классы-проект,--М. Просвещение 2012-(Стандарты второго поколения)

          5. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты; / авт. сост. Н.А.Пономарева.- Изд.2-е.- Волгоград: Учитель,2013.

          6. Технология. Творческие проекты. Организация работы. авт. сост. А.Д. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель,2012

          Дополнительная литература

          1. Модная аппликация. К. Матителло. - М.: Издательство Эксмо, 2006.

          2. Аппликация. Л.Каченаускайте. - М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

          3. Журналы «Креативное рукоделие» ЗАО «Издательский дом «Бурда».

          4. Забавные поделки шаг за шагом. Н.В. Чен, М.В. Бедина, Клуб семейного досуга. Белгород, 2012.


          © 2010-2022