- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по столярному делу для 7 класса
Рабочая программа по столярному делу для 7 класса
Раздел | Технология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | ЧЕСНОКОВ Е.П. |
Дата | 30.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5
Утверждена
педагогическим советом
СКОШ№359
от 29 августа 2014 года
Рабочая программа
по столярному делу
для 7 класса
на 2014-2015 учебный год.
7 класс
Объяснительная записка.
Столярное дело - яркое и неповторимое явление национальных культур, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.
Одним из наиболее распространенных технологических приемов в изготовлении изделий из дерева является пиление, строгание и операции выдалбливания.
Работа с древесиной как вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
На занятиях столярного дела у обучающихся формируется объемное видение предметов, осмысляются особенности формы и материала, развиваются чувства цельности композиции и понятие гармонии формы и содержания.
Занятия столярным делом дают обучающимся хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, развивают чувство материала, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.
Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению изделий из древесины ручным способом.
Программа включает теоретические и практические занятия.
При составлении программы учтены принципы повторяемости материала и постепенности ввода нового.
Программа включает разделы:
-
Техника безопасности при работе ручным столярным инструментом.
-
Строение древесины. Физические свойства древесины
-
Хранение и сушка древесины
-
Резьба по дереву.
-
Круглые лесоматериалы
-
Выжигание по дереву.
-
Выполнение криволинейных отверстий. Обработка кромок.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, их вырезыванием, скреплением деталей в изделия и украшением их.
Приобретают навыки владения инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.
Планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы входит в программу обучения.
Большое внимание уделяется технике безопасности. Много внимания уделяется эстетическому воспитанию при декорировании изделий.
Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию детей с ООП.
Цели и задачи программы:
-
ознакомление обучающихся с народными промыслами и традициями декоративно-прикладного искусства народов России и других стран;
-
ознакомление с основами художественного конструирования деревянных изделий, построения орнаментов и эскизов;
-
ознакомление с технологией изготовления деревянных изделий,
-
развитие умений и навыков декорирования различными способами;
-
развитие творческих способностей и дарований; развитие художественного вкуса через анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приемов их отделки;
-
развитие умения проводить коллективный анализ, разборку и оценку художественных произведений, как иллюстративного материала, так и своих собственных; воспитание чувства ответственности ребенка за качество своего труда в процессе подготовки и участия в коллективных выставках работ;
-
формирование у обучающихся основ целостной эстетической культуры через познание художественного образа изделий из древесины;
-
формирование у обучающихся уважительного отношения к труду, и народным традициям;
-
воспитание способности осмысления ребенком роли и значения искусства в жизни народа, в быту и повседневной деятельности; самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей;
-
предоставление обучающимся возможности личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности построения мира, в котором они живут, перспективы «будущего».
В зависимости от поставленных задач данная программа предполагает использование на занятиях различных методов обучения (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.), чаще всего, в их гармоничном сочетании.
Почти каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение графических зарисовок, эскизов в альбоме, изготовление изделий из древесины.
Содержание и структура программы построены с учетом соблюдения принципа интеграции, художественного конструирования, орнаментики, истории народных традиций и промыслов, материаловедения.
Специфика предлагаемой программы заключается в том, что освоение обозначенных выше дисциплин, художественно-эстетическое и трудовое воспитание обучающихся происходят в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления изделий из дерева, которая в данной программе является ведущей дисциплиной
По окончании обучения обучающиеся должны получить основы знаний: -
об организации и составе рабочего места, о применяемых инструментах и приспособлениях;
-
о правилах безопасности работы с ручным столярным инструментом;
-
о художественном конструировании и построении орнаментов и эскизов;
-
о физических и художественных свойствах древесины, материалов для декора;
-
о технологических процессах изготовления изделий из древесины, изучаемых в рамках данной программы; об оборудовании и производстве;
Обучающиеся должны уметь:
-
подготавливать своё рабочее место;
-
пользоваться рабочими инструментами: пила, рубанок, стамеска, ножами для резьбы по дереву и т. п. в соответствии с их назначением и с соблюдением правил безопасности;
-
использовать естественные свойства и фактуру материалов при выполнении своих работ;
1 четверть (54 час)
Вводное занятие
Задачи обучения в 8 классе. Обязанности школьников по сбережению оборудования мастерской. Техника безопасности при работе ручным столярным инструментом.
Древесина и ее использование.
Теоретические сведения: использование древесины в быту и строительстве.
Заготовка сырья: лес. Строение и свойства древесины.
Столярные изделия.
Практические работы.
Приемы работы фуганком.
Теоретические сведения и демонстрация:
Фуганок его устройство и наладка .
Практические работы: заготовки выстроганные в размер для будущих работ.
Демонстрация: Шкатулка с крышкой. Анализ и планирование изготовления изделия.
Практические работы: отмерить и отпилить стороны шкатулки, склеить шкатулку, изготовит дно и крышку.
2 четверть.
Вводное занятие. Задачи обучения в 8 классе. Обязанности школьников по сбережению оборудования мастерской. Техника безопасности при работе ручным столярным инструментом.
Резьба по дереву: геометрическая резьба
Теоретические сведения: резьба как способ украшения деревянных изделий.
Сколыши - основной элемент геометрической резьбы. Разметка геометрического орнамента.
Практические работы: изготовление дощечки образца .Разметка геометрического орнамента на сторонах шкатулки. Резьба сколышей.
3 четверть.
Вводное занятие. Техника безопасности при работе ручным столярным инструментом.
Резьба по дереву: геометрическая резьба
Теоретические сведения: резьба как способ украшения деревянных изделий.
Треугольники - как элемент геометрический резьбы. Разметка геометрического орнамента треугольники.
Практические работы: изготовление дощечки образца .
Изготовление шкатулки -ларца. Разметка орнамента и резьба.
4 четверть.Вводное занятие. Техника безопасности при работе ручным столярным инструментом.
Выполнение криволинейных отверстий. Обработка кромок.
Теоретические сведения: геометрические формы (круг, овал, )
Виды сверл. Работа на сверлильном станке. Устройство, техника безопасности при работе на станке.
Практические работы: разметка овала по шаблону. Высверливание отверстий по разметке. Изготовление рамки для фотографий овальной формы.