Технологическая карта урока технологии на тему Натуральные волокна животного происхождения

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока технологии в 5 классе _____._____. 20____г.

Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях текстильного и ткацкого производства. Производство пряжи из шерсти в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.

Тип 1 урока:

Урок усвоения новых знаний

Тип 2 урока:

Комбинированный урок

Цель урока

Способствовать формированию и развитию умений и навыков определять вид тканей по их свойствам, правильного ухода за тканями из волокон животного происхождения.

Задачи урока:

Образовательные: Создать условия для ознакомления учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучения происхождения шерстяных и шелковых волокон, этапов первичной обработки шерсти и шелка, изучения свойств шерстяных и шелковых тканей. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов. Создать условия для исследования свойств волокон животного происхождения органолептическим методом.

Развивающие: Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

Воспитательные: способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию взаимопомощи, активности, аккуратности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, способствовать формированию эстетических взглядов.

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

- волокна животного происхождения, прядильное, ткацкое, отделочное производства.

Уметь:

- определять свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе

Личностные

Самоконтроль. Самоопределение. Смыслообразование. Нравственно - этическое оценивание.

Метапредметные

Коммуникативные

Коррекция высказанных мнений. Определение целей. Осознанно и произвольно строить высказывания. Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Контроль, оценка действий и коррекция их и высказанных мнений. Договариваются и приходят к общему мнению. Обмениваются мнениями по изученному материалу, делиться впечатлениями.

Регулятивные

Целепологание, планирование, прогнозирование. Контроль . Коррекция. Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов, прослушивают ответы. Принимают, сохраняют учебную цель и задачи. Контроль и коррекция. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные

Формирование познавательной цели, Формулирование проблемы. .Работа с разными источниками. Анализ с целью выделения признаков. Формулирование проблемы. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ с выделением главных понятий. Синтез как составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий. Установления причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Понимать на слух ответы учащихся.

Межпредметные связи

История, информатика и ИКТ, русский язык и литература.

Ресурсы урока

Презентация «Швейное материаловедение», Схема «Классификация текстильных волокон», «Своя игра», КОЗ с тестами по теме «Материаловедение», тексты для КОЗ по истории появления шерсти и шелка, анаграммы, опорная схема «Классификация текстильных волокон»

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

УМК

Учебник: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 6 кл.- М.: ДРОФА, 2014.

Ход урока

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап, _____ мин

Девочки, обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждой из вас есть листочек. Я прошу вас подойти и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. (приклеивают на дерево). Те, кто выбрал зелёный листочек - ожидают успех от занятия, красный лист - желание общаться, жёлтый лист - проявлять активность, оранжевый - будут настойчивы. И помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. Теперь мы можем приступить к работе!

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, ____мин

Расшифруйте анаграммы. ( по группам, кто быстрее и правильно, получает 3 балла)

Анаграмма - загадка с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

Учащимся класса раздаются карточки - задания, которые они должны расшифровать и поставить слова в логическом порядке.

Какой раздел мы начинаем изучать?

Что мы уже изучили в 5 классе из раздела «Материаловедение»?

Пригодятся ли нам в жизни эти знания и где?

Давайте вспомним классификацию текстильных волокон. Растительные волокна и их свойства мы изучили. Какие волокна мы будем изучать в этом году?

Учащиеся расшифровывают анаграммы, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и задачи урока, записывают схему «Классификация текстильных волокон»

«Анаграммы»

кТнаь оВолнко

лХпоко

ёЛн

рПжяа

риалотеведеМатение

Презентация «Классификация текстильных волокон»

Опорная схема «Классификация текстильных волокон»

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

4

Актуализация знаний, _____ мин

Сегодня на уроке вы познакомитесь с натуральными волокнами животного происхождения со свойствами шерстяных и шелковых тканей. Ткани из этих волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

Сегодня мы продолжим изучение раздела "Материаловедение". В этом году мы будем работать с тканями из шерстяных и шёлковых волокон.

Для этого у нас открываются 2 лаборатории по исследованию текстильных волокон. В течение всего занятия будем следить за результативностью работы их научных сотрудников. Но прежде чем перейти к исследованиям, давайте вспомним, что нам известно по теме "Материаловедение". Для этого проведем соревновательную игру.

«Своя игра»

Каждая лаборатория по очереди выбирает вопрос, за правильный ответ получает в свой актив балл.

"Своя игра". Презентация (5 слайд)

Предметные: закрепление знаний о производстве нитей из волокон растительного происхождения.

Метапредметные: способность к рассуждениям.

Личностные: умение ясно излагать свои мысли.

5

Первичное усвоение новых знаний, _____ мин

Загадка: он ни ночью и ни днем без работы не сидит и из тутовых листочков золотую нить сучит. Кто это? (тутовый шелкопряд)

Учитель. А теперь переходим к нашим исследованиям. Из темы занятия видно, что мы будем работать с натуральными волокнами животного происхождения - шерстью и шёлком.

Лабораториям дается задание изучить историю происхождения волокон. Учащиеся выполняют компетентностно-ориентирован-ное задание по теме урока. Затем заслушиваются отчеты о проделанной работе.

Компетентностно-ориентированное задание (далее КОЗ) «Происхождение шерсти и шелка»

Предметные: формирование понятий :ткачество, материаловедение; овладение способами определять свойства

хлопчатобумажных и льняных тканей.

Метапредметные: умение выстраивать технологическую цепочку.

Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи.

6

Первичная проверка понимания, _____ мин

Сейчас свой отчет о проделанной работе представит нам лаборатория по исследованию шерсти, а затем лаборатория по исследованию шелка.

Учащиеся отвечают на вопросы тестов КОЗ

Усвоение знаний и способов действий на уровне воспроизведения.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

7

Первичное закрепление, _____ мин

Практическая работа № 1. "Исследование волокнистого состава тканей"

Учащиеся выполняют практическую работу

Практическая работа № 1. "Исследование волокнистого состава тканей"

Оборудование и материалы: образцы тканей, лупа, пинцет, толстая игла, спички.

Порядок выполнения работы:

1) рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого из них поверхность блестящая, а у какого - матовая;

2) сравните на ощупь мягкость и гладкость каждого образца ткани;

3) другую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва;

4) рассмотрев обрыв нити, определите извитость волокон;

5) Обобщите полученные данные. Определите по таблице вид ткани каждого образца.

Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений

12

Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция, _____ мин

Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь их определять.

Вопрос. От чего зависят свойства тканей?

Вопрос. Давайте вспомним, на какие группы делятся свойства тканей?

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся еще с 5 новыми свойствами ткани.

Драпируемость - это способность ткани образовывать мягкие складки. (Демонстрация). Хорошей драпируемостью обладают ткани из длинных и тонких волокон.

Износостойкость - устойчивость ткани к воздействию света, тепла.

Пылеемкость - способность ткани воспринимать пыль и другие загрязнения.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух.

Намокаемость - способность ткани впитывать воду. (Демонстрация).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

(От волокнистого состава, вида переплетения, особенности отделки).

(Физико-механические, гигиенические, технологические).

Предметные: определение свойств ткани, самостоятельное вы-полнение учащимися заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Метапредметные: умение сравнивать , делать выводы.

Личностные: воспитывать аккуратность, умение работать в парах.

13

Обобщение и систематизация знаний, _____ мин

Задание «Слова потерялись» ( по группам)

Учащимся класса раздаются карточки-задания с недописанными словами. Им необходимо дописать слова полностью. После выполнения задания проводится проверка.

Ребята, назовите мне те слова, которые у вас получились после выполнения данной работы.

Ответ: Гигроскопичность, драпируемость, теплозащитность, воздухопроницаемость.

А что эти слова могут характеризовать?

Ответ: Свойства волокон.(презентация)

4. Задание «Заполнить таблицу»

Работая с текстом учебника стр 38, заполните таблицу 3

5. Анализ заполнения таблицы.

6. Работа по определению свойств натуральных волокон.

Что такое гигроскопичность?

Ответ: Гигроскопичность - способность волокна хорошо впитывать влагу и быстро высыхать.

Что такое теплозащитные свойства?

Ответ: Теплозащитные свойства - способность волокон сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.

Как натуральное волокно шерсти и шелка пропускает воздух?

Ответ: Натуральное волокно шерсти и шелка могут хорошо пропускать воздух.

Отвечают на вопросы, работают с карточками, заполняют таблицу.

Технологическая карта урока технологии на тему Натуральные волокна животного происхождения

Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

14

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, _____ мин

Предлагает разноуровневое д/з, проводит инструктаж по его выполнению.

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Составить и оформить коллекцию тканей и других текстильных изделий. Темы коллекций могут быть разнообразными:

"Разновидности тканей по волокну",

"Разновидности тканей по назначению",

"Разновидности тканей по способу отделки" и т. д.

- Подготовить интересные сообщения по данной теме.

Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях

Мотивация на выполнение домашнего задания, определенного педагогом.

Самоопределение в со-держании, способах и сроках выполнения домашнего задания на основе информации, полученной в результате самоконтроля и самооценки

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

15

Рефлексия, подведение итогов занятия _____ мин

Далее обучающимся предлагается оценить свою деятельность на уроке.

Далее обучающимся выставляются оценки за работу на уроке, при этом учитываются:

- качество и объём выполненной практической работы.

Выставляет оценки за урок.

Учитель благодарит учащихся за плодотворную работу.

Учащиеся выполняют задание рефлексии.

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок прошёл плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву красные яблоки, если урок прошёл хорошо, но мог быть и лучше - прикрепите жёлтые яблоки, если урок не отличается от прежних уроков, и ни чего нового не принёс - зелёные яблоки

Предметные:

формирование интереса к предмету «Технология», получение учащимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно-познавательной деятельности.

Метапредметные: умение анализировать и делать выводы.

Личностные: Умение адекватно оценивать свою работу.



© 2010-2022