Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению. 6 класс. 1 четверть

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению. 6 класс. 1 четверть.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное общеобразовательное казенное учреждение иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «специальная (коррекционная) школа-интернат №25 г. Братск»

665717 Иркутская обл., г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Комсомольская 10в, тел/факс: 8(3953)41-39-17,

E-mail: [email protected]


РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО «__» ______________ Директор ГОКУ СКШИ № 25

учителей-предметников ___________________ ______________ Е.Н. Костина

Протокол № ___ от «_» _______ Заместитель директора по УР «___» _______________ 2015г.

____________________________ Белорыбцева А.В. _______ М.П.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по профессионально - трудовому обучению (столярное дело) для 6 класса

на 2015/2016 учебный год


Составил: учитель первой квалификационной категории

Дятлов Василий Викторович



Братск

2015 г.









Пояснительная записка

1 .Рабочая программа по курсу профессионально - трудового обучения (столярное дело) составлена в соответствии с адаптированной основной образовательной программой, разработанной образовательным учреждением на основе программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой: программа профессионально - трудового обучения (столярное дело) В.В. Воронковой, опубликована в сборнике «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. М., Владос, 2011

2. Использован учебник - учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы, Москва «Просвещение», 1988 г. (автор - Б.А. Журавлёв). Также при составлении рабочей программы использовалось методическое пособие «Развёрнутое тематическое планирование Столярное дело» (для коррекционных учреждений VIII вида: 5-9 классы), автор - О.В. Павлова.

3. Программа рассчитана на - 210 уроков.

4. Обучение профессиональному труду направлено на решение следующих задач:

-воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);

-уважение к людям труда;

-сообщение знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде - вовремя приходить на занятия, организованно входить в кабинет, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики руки.

В первую очередь, программа по профессионально - трудовому обучению рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII типа. Цель программы - подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.



.

Поурочное планирование уроков «Профессионально-трудового обучения (столярное дело)» для 6 класса


Тема урока


Тип

урока

Образовательная задача

Содержание,

Инструктаж № …

Оборудование

(словарная работа)

Э.О.Р.

Требования к уровню

подготовки учащихся

(результат)

Вид контроля

Кол. час.

Дата

Плани

руемая

Факти

ческая

1 четверть(54часа)


Вводное занятие (1 ч)

1

Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда.

Объяснение нового материала.

Формировать представление о задачах обучения в 6 классе, об обязанностях учащихся, об охране труда;

повторить знания, полученные в 5 классе.

Задачи обучения в 6 классе. План работы на четверть. Первичный инструктаж по охране труда. Повторение знаний, полученных в 5 классе (материалы и инструменты, применяемые на занятиях по столярному делу; организация рабочего места, устройство верстака, его регулировка и др.).

Инструктаж № 1.

Инструкции по охране труда.

Плакаты.

( С.Р.:

Техника безопасности, инструктаж, правила безопасной работы).

Знать правила безопасной работы в мастерской.

Уметь организовывать рабочее место.

Ответы на вопросы.

1

Изготовление изделия из деталей круглого сечения (11 ч)


2

Знакомство с изделием (ручка для лопаты, граблей или швабры).

Объяснение нового материала.

Формировать преставление о материалах для изготовления ручки, умение выполнять технический рисунок изделия с обозначением размеров.

Ручка для лопаты или граблей. Материалы для её изготовления. Технический рисунок изделия с обозначением размеров.

Инструктаж №23.

Доска, мел, плакаты, технологическая карта, линейка, карандаши,

угольник, рейсмус. (С. Р.: план, чертёж, рейсмус.).

Знать материалы для изготовления ручки.

Уметь выполнять технический рисунок изделия с обозначением размеров.

Ответы на вопросы.

1

3

Последовательность изготовления изделия.

Объяснение нового материала.

Формировать представление о последовательности. изготовления изделия, умение составлять последовательность.

Составление последовательности изготовления изделия с опорой на образец, предметно-технологической карты.

Инструктаж №23.

Доска, мел, линейка, карандаш, тетрадь, угольник, рейсмус, технологическая карта, плакат.

Знать названия операций по изготовлению изделия.

Уметь составлять последовательность изготовления изделия.

Заполнение технологи

ческой карты.

1

4

5

Выпиливание заготовки.

Комбинированный.

Формировать умение выпиливать заготовки.

Подбор материала. Разметка с припусками на обработку. Выпиливани6е заготовки по заданным размерам. Технические требования к выполнению данной операции. Инструктаж №4, 23.

Доска, мел, линейка, угольник, план, чертёж.

(С.Р.: заданные размеры, черновая заготовка, лицевые стороны, разметка.)

Знать:

- правила подбора материала;

- правила безопасной работы при пилении.

Контроль за действием.

Контроль качества.

2

6

7

Выстрагивание бруска квадратного сечения.

Комбинированный.

Формировать умение выстрагивать заготовку квадратного сечения.

Правила безопасности при строгании изделия. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Технические требования к выполнению операции. Инструктаж № 2,3.

Верстак, заготовки, линейка, угольник, карандаш, рубанок, рейсмус, заготовки.

(С.Р.: строгание под рейсмус, Квадратное сечение, технические требования.).

Знать правила безопасной работы при строгании.

Уметь выстрогать заготовку квадратного сечения.

Контроль за действием. Контроль качества.

2

8

Разметка центра на торце заготовки.

Комбинированный.

Формировать умение выполнять разметку центра на торце изделия.

Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей. Разметка центра на торце заготовки.

Доска, мел, угольник, верстак, линейка, карандаш.

(С. Р.: центр, торец, диагональ.).

Знать правила нахождения центра квадрата, прямоугольника.

Уметь выполнять разметку центра на торце изделия.

Контроль за действием. Контроль качества.

1

9

10

Скругление углов заготовки.

Комбинированный.

Формировать умение выполнять скругление углов заготовки сострагиванием рёбер.

Сострагивание рёбер восьмигранника (скругление). Технические требования к выполнению данной операции.

Инструктаж №2.

Верстак, рейсмус, карандаш, рубанок.

(С. Р.: скругление, восьмигранник.).

Знать правила безопасной работы при зачистке и шлифовании изделия.

Уметь выполнять скругление углов заготовки сострагиванием рёбер.

Контроль за действием. Контроль качества.

2

1112

Отделка изделия.

Комбинированный.

Формировать умение выполнять отделку изделия.

Способы отделки изделия. Обработка ручки напильником или шлифование. Правила безопасности при отделке изделия. Оценка качества готового изделия.

Инструктаж № 8.

Верстак, заготовка, шлифовальная шкурка.

Знать правила безопасной работы при зачистке и шлифовании изделия.

Уметь выполнять отделку изделия.

Контроль за действием. Контроль качества.

2



Строгание. Разметка рейсмусом (10 ч)


13

Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение.

Комбинированный.

Формировать понятие о видах, устройстве, назначении столярного рейсмуса, умение выполнять разметку с помощью рейсмуса.

Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение. Правила безопасности при работе с рейсмусом. Приёмы разметки бруска рейсмусом.

Инструктаж № 23.

Верстак, линейка, карандаш, рейсмус.

(С. Р.: Рейсмус, колодка, брусочки, клин, риска.).

Знать виды устройство, назначение столярного рейсмуса.

Уметь выполнять разметку с помощью рейсмуса.

Ответы на вопросы. Контроль за действием.

1

14

Последовательность изготовления заготовки (дощечка).

Комбинированный.

Формировать умение составлять последова тельность изготовления изделия (дощечки).

Составление последовательности изготовления заготовки.

Доска, мел, карандаш, линейка, угольник, рейсмус, верстак.

(С. Р.: план, последовательность, технологическая карта.).

Знать названия операций по изготовлению изделия.

Уметь составлять последовательность изготовления изделия

Заполнение технологической карты.

1

1516

Разметка и выпиливание заготовки.

Комбинированный.

Формировать умение выполнять разметку и выпиливание заготовки.

Подбор материала. Выбор и обозначение лицевой стороны прямоугольной заготовки. Разметка бруска с припуском на обработку. Выпиливание заготовки по линиям разметки. Технические требования к выполнению данной операции.

Инструктаж № 4.

Верстак, угольник, рейсмус, линейка, ручная пила.

(С. Р.: линии разметки, припуск, технические требования.).

Знать правила безопасной работы при пилении, подбора материала, выбора лицевой стороны бруска.

Уметь выполнять разметку и выпиливание заготовки.

Контроль за действием. Контроль качества.

2

1718

Строгание лицевой пласти и лицевой кромки.

Комбинированный.

Формировать умение выполнять строгание лицевой пласти и лицевой кромки.

Последовательность строгания прямоугольной заготовки.

Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Предупреждение ошибок при строгании брусков.

Инструктаж№2.

Доска, мел, верстак, угольник, линейка, карандаш, заготовка.

(С. Р.: лицевая пласть, лицевая кромка, контроль, предупреждение ошибок.)

Знать:

- правила безопасной работы при строгании;

- последовательность строгания прямоугольной заготовки.

Уметь выполнять строгание лицевой пласти и лицевой кромки.

Контроль за действием. Контроль качества.

2

19

Разметка толщины заготовки.

Комбинированный.

Формировать умение выполнять разметку толщины заготовки.

Установка, рейсмуса. Разметка толщины заготовки.

Верстак, угольник, карандаш, линейка, рейсмус, заготовка.

(С. Р.: толщина заготовки, строгание до риски.).

Знать приёмы работы рейсмусом.

Уметь выполнять разметку толщины бруска.

Контроль за действием. Контроль качества.

1

2021

Строгание пласти бруска до риски.

Комбинированный.

Формировать умение выполнять строгание пласти бруска до риски.

Строгание пласти бруска до риски. Технические требования к выполнению данной операции.

Инструктаж № 2,3.

Верстак, угольник, карандаш, линейка, рейсмус, заготовка.

(С. Р.: толщина заготовки, строгание до риски.).

Знать правила безопасной работы при строгании.

Уметь выполнять строгание пласти бруска до риски.

Контроль за действием. Контроль качества.

2

22

Отпиливание бруска в размер по длине.

Комбинированный.

Формировать умение выполнять разметку и отпиливание бруска в размер по длине, оценивать качество выполненной работы.

Разметка длины бруска. Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы.

Инструктаж № 4.

Доска, мел, верстак, линейка, угольник, карандаш.

(С. Р.: размер)

Уметь: выполнять разметку и отпиливание бруска в размер по длине; оценивать качество выполненной работы.

Контроль за действием. Контроль качества.

1

Геометрическая резьба по дереву (10 ч.)


23

Резьба по дереву.

Объяснение нового материала.

Формировать представление о назначении и видах резьбы по дереву, умение выбирать рисунок для резьбы.

Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Выбор рисунка.

Доска, мел, плакаты, образцы изделий с резьбой, образцы инструментов для резьбы по дереву, образцы мягких пород древесины, учебник, тетради, ручки.

(С. Р.: резьба, орнамент, эскиз, узор, резак, косяк, художественная отделка.).

Знать:

- назначение и виды резьбы по дереву;

- материал для резьбы, инструменты.

Уметь выбирать рисунок для резьбы.

Ответы на вопросы

1

24

Нанесение рисунка на поверхность заготовки.

Объяснение нового материала.

Формировать представление о способах нанесения рисунка на поверхность заготовки, умение наносить рисунок на поверхность заготовки.

Способы нанесения рисунка на поверхность заготовки.

Доска, мел, верстак, угольник, учебник, линейка, карандаш, копировальная бумага, тетради.

(С. Р.: резьба, орнамент, эскиз, узор, резак, косяк.).

Знать способы нанесения рисунка на поверхность заготовки.

Уметь нанести рисунок на поверхность заготовки.

Контроль за действием.

1

2526

Приёмы выполнения геометрической резьбы (на отходах материалов).

Практическая работа.

Формировать умение выполнять геометрическую резьбу (на отходах материалов).

Правила безопасности при резьбе. Приёмы выполнения геометрической резьбы (вырезание треугольников на отходах материалов). Возможный брак при выполнении резьбы.

Инструктаж № 9.

Верстак, подкладная доска, заготовка, резак, рисунки орнамента, копировальная бумага.

Знать правила безопасной работы при резьбе по дереву

Уметь выполнять резьбу (на отходах материалов).

Контроль за действием. Контроль качества.

2

27

28

29

30


Вырезание геометрического орнамента.

Практическая работа.

Формировать умение выполнять вырезание геометрического орнамента.

Вырезание геометрического орнамента. Технические требования к выполнению резьбы.

Инструктаж № 9.

Верстак, подкладная доска, заготовка, резак, рисунки орнамента, копировальная бумага.

Знать правила безопасной работы при резьбе по дереву.

Уметь выполнять вырезание геометрического орнамента.

Контроль за действием. Контроль качества.

4

31

32


Отделка изделия.

Комбинированный.

Формировать представление о приёмах выполнения отделки изделия, умение выполнять отделку изделия одним из способов.

Отделка изделия морилкой, анилиновыми красителями. Правила безопасной работы при отделке. Выполнение отделки изделия. Коллективный анализ выполненных работ.

Инструктаж № 17.

Верстак, подкладной материал, красители, лак, кисть.

(С. Р.: красители, морилка, лак.).

Знать приёмы выполнения отделки изделия.

Уметь выполнять отделку изделия одним из способов.

Контроль за действием. Контроль качества.

2

Практическое повторение (10 ч)


33

42


Изготовление изделий для школы.

Практическая работа.

Формировать умение последовательно изготавливать изделия для школы (по заказу - в рамках программного материала)

Последовательность изготовления изделия.

Инструктажи по ТБ.

Верстак, чертежи, столярные и измерительные инструменты, карандаш.

Уметь изготавливать изделие.

Контроль задействием. Контроль качества.

10

Самостоятельная работа (2 часов)


43

54


Изготовление детской лопатки (настенной полочки) с ориентировкой на чертёж.

Самостоятельная работа.

Формировать умение самостоятельно изготавливать изделие, оценивать качество выполненной работы.

Последовательность изготовления изделия. Анализ выполненной работы.

Инструктажи по ТБ.

Доска, мел, плакаты, технологическая карта, столярные и измерительные инструменты, карандаш.

Уметь:

- изготавливать изделие;

- оценивать качество выполненной работы.

Контроль за действием. Контроль качества.









© 2010-2022