Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс

Рабочая программа составлена на основе: ·        Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61; ·        Закона РФ «Об образовании в РФ » от 21.12.2012 г. № 273 . ·        учебного плана школы; ·        Письма МО РФ ...
Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_______________

И.Н.Дешевых

«_____»_______ 2014г.



Рассмотрено и одобрено

на заседании Педагогического совета

от «_____»_____ 2014г

протокол №______





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ « ЭТИКА И ПСИХОЛГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»

в 10 классе

На 2014-2015УЧ.Г.





Ульяновск 2014

Этика и психология семейной жизни (10 класс для учащихся с лёгкой умственной отсталостью).

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни составлена на основе Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;

  • Закона РФ «Об образовании в РФ » от 21.12.2012 г. № 273 .

  • учебного плана школы;

  • Письма МО РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»;

В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях.

Задачи курса:

  • Формировать представления:

  • о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;

  • о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;

  • об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;

  • об основах семейного законодательства;

  • о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

  • Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

  • Пробудить духовные силы растущего человека, способные противостоять бездуховности, цинизму современного мира

Количество часов:

  • по учебному плану 34 (1 час в неделю)

  • по рабочей программе 34 (1 час в неделю)

Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся.

Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения делится на группы:

I группа

II группа

Аристов Даниил

Парфёнова Ирина

Методы и формы обучения:

- словесные (рассказ, объяснение, беседа)

- наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)

- практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).

Планируемые результаты обучения учащихся I группы (по программе):

  • овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека

  • знать основные родственные связи в семье, различать близких и дальних родственников, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности член6ов семьи

  • понимать важность создания собственной семьи, условий для создания семьи

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Планируемые результаты обучения воспитанников II группы (по программе):

  • понимать значение семьи в жизни человека;

  • понимать важность создания собственной семьи;

Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений обучающихся:

Самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование

Содержание программы:

Вводное занятие. Ознакомление с предметом « Этика и психология семейной жизни».

Семья. Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. Духовные, материальные связи в семье. Влияние семьи на формирование личности ребёнка. Родственники и родственные отношения. Правила поведения в семье, с родственниками. Обобщение знаний по теме. Создание семьи. Представление людей о семейном счастье, чего ожидают молодые люди , создавая семью. Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнёру и их реальное воплощение. Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак. Влюблённость и любовь, нравственность и сексуальность. Этические правила важные во взаимоотношениях юноши и девушки. Принятие решения о вступлении в брак. Главные мотивы, необходимые для принятия этого решения. Что является основой будущего благополучия семьи. Как сообщить родителям о своём решении? Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки). Почему родители могут быть против вашего брака? Урок обобщение знаний по теме.

Календарно - тематическое планирование уроков по курсу

« Этика и психология семейной жизни» для учащихся 10 класса.

Раздел и тема

I полугодие

Кол - во часов

Дата проведения

Мониторинг

Примечание

1.

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с предметом « Этика и психология семейной жизни». Семья. Что такое семья? Значение семьи в жизни человека.


1


и/о


2.

Духовные, дружеские, материальные связи в семье. Общность взглядов, привычек, традиции, семейные праздники.



1







и/о


3.

Влияние семьи на формирование личности ребёнка.

1







и/о







4.

Родственники и родственные отношения.


1





и/о




5.

Родственные связи в семье.

1



и/о

С/Р


6.

Близкие и дальние родственники.

1


и/о




7.

Правила поведения в семье.

1


ф/о




8.

Правила поведения с родственниками.

1


ф/о



9.

Значение родственных связей.

1


и/о




10.

Обобщение по теме « Семья»

1


С/Р

Т


11.

Тема: «Создание семьи». Представление людей о семейном счастье.

1


ф/о



12

Чего ожидают молодые люди, создавая семью.

1


и/о



13.

Причины создания семьи.

1


и/о



14.

Нравственная и материальная готовность человека к созданию семьи.

1


и/о



15.

Физиологическая готовность человека к созданию семьи.

1


и/о



16.

Выбор спутника жизни.

1


и/о



II полугодие

17.

Выбор спутника жизни. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнёру и их реальное воплощение.

1


и/о



18.

19

Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак.

2



и/о



20

Хорошая ли вы хозяйка?

1



и/о



21

22.

Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак.

2


и/о



23.

Хороший ли вы хозяин?

1


и/о



24.

Влюблённость и любовь, нравственность и сексуальность.

1


и/о



25.

Этические правила важные во взаимоотношениях юноши и девушки.

1


и/о



26.

Большая любовь или лёгкое увлечение?

1


и/о



27.

Понимаете ли вы друг друга?

1


и/о



28.

Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие).

1


и/о



29.

Главные мотивы, необходимые для принятия этого решения.

1


и/о



30.

Что является основой будущего благополучия семьи ( уважение, любовь, дружеские чувства и.т.д)

1


ф/о



31

32.

Как сообщить родителям о своем решении? Как следует себя вести в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки).

2


ф/о



33.

Почему родители могут быть против вашего брака?

1


ф/о



34.

Урок обобщение знаний.

1


с/р

Т


Сокращения, применяемые в тематическом планировании:

с/р - самостоятельная работа

и/о - индивидуальный опрос

ф/о - фронтальный опрос

т - тестирование

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класс. Должны знать:

- овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека;

- знать основные родственные связи в семье, различать близких и дальних родственников, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности член6ов семьи;

- понимать важность создания собственной семьи, условий для создания семьи. Должны уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Мониторинг по курсу «Этика и психология семейной жизни»

10 класс

Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.











Условные обозначения:

1 - представление о семье;

2 - понимание о значении семьи в жизни человека;

3 - понятия о родственных связях в семье;

4 - различие близких и дальних родственников;

5 - знание этических правил во взаимоотношениях между юношей и девушкой;

6 - понимание и умение объяснить, какие условия необходимы для вступления в брак;

7 - знание правил поведения в семье;

8 - знание правил поведения с родственниками;

9-умение решать этические задачи;

10 - умение правильно объяснять ситуацию.

Н. г. - Начало года;

К. г. - Конец года.

Уровни оценивания:

Высокий - 50 - 41 б.;

Средний - 40 - 31 б.;

Низкий -30 -21 б.; Несформированный - 20 и ниже.

Контрольно измерительный материал по курсу « Этика и психология семейной жизни».

Тест № 1. Тема: "Семья и её значение в жизни человека."

Начало формы



1.Установление порядка и условий вступления в брак регулируется?.

Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 классГражданским кодексом РФ
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс Семейным кодексом РФ
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс постановлением Правительства РФ
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс Административным кодексом РФ

2. Группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих доходы и расходы, считается.

Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 классделовыми партнёрами
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс сексуальными партнёрами
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс родом
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс семьёй

3. В Российской федерации установлен единый минимальный брачный возраст для мужчин и женщин.

Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс16 лет
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс 18 лет
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс 14 лет
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс 21 год

4. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста.

Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс18 лет
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс 16 лет
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс 14 лет
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс 20 лет

5.После аборта у женщин вероятность выкидышей и преждевременных родов при следующих беременностях

Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 классостаётся неизменной
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс в несколько раз возрастает
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс уменьшается

6. Между кем не допускается заключение брака.

Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 классМежду лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом браке.
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс Между усыновителем и усыновлёнными.
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс Между соседями.

7. Для заключения брака необходимо

Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класссправку из ЖЭКа.
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс согласие бабушки.
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс заявление в орган загса

8.Заключение брака происходит по истечении:

Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 классдвух лет
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс одного года
Рабочая программа по курсу Этика и психология семейной жизни 10 класс одного месяца

Конец формы

Тест № 2.

1.Зачеркни лишнее:

Родные, члены семьи это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, подруга, сестра, дядя, тетя, соседка, племянник, невестка, зять.

2. Родители должны:

а) заботиться о своих детях

б) любить детей

в) воспитывать детей

г) наказывать ремнем

д) обеспечивать условия для развития ребенка

е) давать возможность получать образование.

Работа в группах с документами.

Учащимся предлагаются рабочие листы с извлечениями из Конституции РФ и Семейного кодекса.

Задание №1

Прочитайте ст. 54, 56 Семейного кодекса и ответьте на вопросы

  1. Объясните статью 54.

  2. О каких злоупотреблениях идет речь в ст. 56? Приведите примеры.

  3. Куда может обратиться ребенок, если в семье сложилась неблагоприятная обстановка?

Статья 54.

2.Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 56.

1.Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями, а в случаях , предусмотренных Кодексом , органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих)

2 .При нарушении прав и законных интересов… ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.

Задание №2

Прочитайте статьи 7, 38 Конституции РФ и ответьте на вопросы

1. Почему государство уделяет семье большое внимание?

2. Почему забота о детях, их воспитание определены и как право, и как обязанность?

3. В каких случаях жизни применяется п. 3 статьи 38?

Статья 7.

  1. В Российской Федерации…обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

Статья 38.

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства

  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей

  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Задание №3

Прочитайте ст. 2 Семейного кодекса и ответьте на вопрос

Какие вопросы регулируются семейным законодательством?

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством.

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.



Учебно - методический комплекс к программе:

  1. Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. - СПб.: Питер, 2001.

  2. Этика и психология семейной жизни. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы. - М.: "Просвещение", 1986.

  3. Флоренская Т.А. Этика и психология семейной жизни. Программа курса для учащихся 10-11 классов// Образовательный вестник. 1999. № 2 (3).

  4. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах // Классный руководитель. 2001. № 1, №2, №3.

  5. Трудовой кодекс РФ (выборка).

  6. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

  7. Декларация организации объединенных наций о правах умственно отсталых лиц. Курьер ЮНЕСКО.1981. Июль. С. 18-19.

  8. Конвенция о правах ребенка (выборка).

  9. Уголовный кодекс РФ (выборка).

  10. Опросник профессиональных склонностей / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.

  11. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации, - СПб, 1997.

  12. Психология популярных профессий. Под ред. Головей Л.А., - СПб, 2003.

  13. Ресурсы Интернета: (narmet.ru/pervaya-pomoshh/proverka-puls























© 2010-2020