- Преподавателю
- Технология
- Проект Изготовление судомодели подводной лодки 941 АКУЛА
Проект Изготовление судомодели подводной лодки 941 АКУЛА
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яшина М.А. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «АТОМНОГО РАКЕТОНОСЦА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИ ПРОЕКТА 941 "АКУЛА"»
1. ВЫБОР ТЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Мир кораблей увлекателен и романтичен для людей любого возраста. Занятия судомоделированием позволяют лучше познать мир техники, развивают конструкторские способности, техническое мышление и являются одним из важных способов познания окружающей действительности. Даже начинающий судомоделист сумеет построить из материалов, которые найдутся в каждом доме, несложные модели кораблей разных времен и народов. А их запуск может стать одной из самых незабываемых страниц детства.
К сожалению, в нашей школе нет ни одной судомодели, даже как образца. Поэтому было решено изготовить судомодель как наглядное пособие
.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТА
Для разработки проекта проведем исследование.
-
Что было?
Постройка моделей судов - очень древнее искусство.
До сих пор археологи находят на стоянках первобытного человека примитивные модели лодок - детские игрушки.
Судно древнего Египта
В древности модели судов имели религиозное и культовое значение, поэтому в Долине царей при раскопках были найдены многочисленные модели судов.
Роскошные модели из золота и серебра найдены в гробницах фараонов и знати, модели из дерева -в простых могилах бедного люда.
В России начало строительству моделей положил Пётр I, который повелел создавать модель каждого строящегося корабля для проверки его предполагаемых мореходных качеств.
Начиная с VII в. во всех странах к изготовлению судомоделей относятся как к созданию произведений искусства. Модели тех времён бережно хранят в музеях и частных собраниях.
Венецианская галера Французский галеас
В нашей стране в последние годы, в связи с массовым развитием судомоделизма как технического вида спорта, постройка моделей судов получила самое широкое распространение. Существуют разные виды судомоделей:
-
Самоходная модель - к ней относят все плавающие модели судов, которые приводятся в движение парусами или механическими двигателями. Самоходные модели судов и кораблей делятся не только по типу (военные, гражданские, подводные лодки, яхты), но и по размеру корпуса (длине) и типу двигателя, поэтому каждый класс разбит еще и на категории.
-
Несамоходная настольная модель не предназначена для плавания. Эта модель - уменьшенная копия настоящего судна, образец ювелирной точности, изящества, мастерства. Настольные макеты участвуют только в стендовых соревнованиях, где оцениваются их внешний вид и масштабность, то есть соотношение с истинными размерами корабля. Цель ее постройки - воссоздать исторически точную и технически верную копию старинного или современного судна.
-
Спортивные или гоночные модели - в эту группу входят модели парусных и моторных судов, которые построены с соблюдением твердых правил. Это позволяет проводить соревнования моделей и сравнивать их между собой. Различают следующие виды: парусные, скоростные (глиссеры) и радиоуправляемые модели.
Чтобы принять участие в соревнованиях, спортивная модель должна быть построена согласно международным правилам, утвержденным для соответствующего класса и типа модели. Регаты тоже проводятся по точным международным предписаниям.
-
С какими проблемами сталкивается потребитель, желая приобрести судомодель?
Интервью «Ваше мнение» Судомодель подводной лодки
Опрашиваемые люди
Хотели бы вы приобрести эту вещь для себя? Почему?
Ваши рекомендации производителю
Дети (начальная школа)
Да, чтобы играть
Больше таких игрушек
Сверстники
Да, только плавающую, чтобы играть, участвовать в соревнованиях
Больше различных видов судомоделей или конструкторов
Старшеклассники
Да, только радиоуправляемую, для развлечения
Больше различных моделей и подешевле
Взрослые
Возможно. Как сувенир
Слишком дорого, снизить цену
Предложения по разрешению проблем.
В результате исследования проекта и учета пожеланий потребителя при конструировании следует учесть следующие факторы:
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРОЕКТА
При выборе конструкции и технологии изготовления изделия возможны различные варианты.
Вариант 1.
Настольная модель подводной лодки.
Достоинства: простота конструкции, низкие трудозатраты, оптимальная стоимость.
Недостатки: неудобство влажной уборки.
Вариант 2.
Самоходная модель с резиномеханическим двигателем.
Вариант 3.
Спортивная скоростная модель, работающая от микродвигателя.
Достоинства: высокая скорость, радиоуправляемая модель. Недостатки: дорого.
Достоинства: простота конструкции, низкие трудозатраты, оптимальная стоимость. Недостатки: в период хранения выходит из строя резиновый двигатель.
-
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ПРОЕКТА
Анализируя все варианты, решено выполнить первый вариант - настольная судомодель, которая может служить хорошим учебным пособием как уменьшенная копия настоящего судна.
Простота технологии изготовления данной модели, доступность материалов, а также минимальные затраты времени на ее изготовление и финансов позволяют сделать вывод об удачном выборе для осуществления проекта.
Цель ясна: изготовить настольную модель подводной лодки как учебное пособие.
Атомный подводный крейсер «Акула»
Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен Н.С.Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.
Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй в 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции (см. ниже).
Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.
Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС, сообщив:
Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система - «Тайфун» имеется и у нас.
Брежнев специально назвал «Акулу» «Тайфуном», чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.
Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16БРПЛ.
В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.
27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты - выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.
В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракетР-39.
ТРПКСН проекта 941 «Акула»
Основные характеристики
Тип корабля
ТРПКСН
Обозначение проекта
941 «Акула»
Разработчик проекта
ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор
С. Н. Ковалёв
Классификация НАТО
SSBN « Typhoon »
Скорость (надводная)
12 узлов
Скорость (подводная)
25 узлов
(46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения
400 м
Предельная глубина погружения
500 м
Автономность плавания
180 суток (6 месяцев)
Экипаж
160 человек
(в т.ч. 52 офицера)
Размеры
Водоизмещение надводное
23 200 (28 500) т
Водоизмещение подводное
48 000 (49 800) т
Длина наибольшая (по КВЛ)
172,8 м
Ширина корпуса наиб.
23,3 м
Средняя осадка (по КВЛ)
11,2 м
Силовая установка
-
2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ[1]по 190 МВт каждый.
-
2 турбины по 45000 - 50000 л.с. каждая
-
2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
-
4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
-
Резервные:
-
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
-
Свинцово-кислотная АБ, изделие 144
-
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
6 ТА калибра 533 мм;
22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80 или ракетоторпеды «Водопад»
Ракетное вооружение
20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
ПВО
8 ПЗРК «Игла»
Изображение
-
ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ
Выбор материалов:
-
бруски;
-
жесть;
-
древесина;
-
проволока диаметром 2-3 мм;
-
клей «Момент».
Инструменты: ножовка, дрель, линейка, ножницы по металлу, наждачная бумага, напильник.
Для выполнения проекта понадобятся:
№ п/п
Деталь
Кол-во
Материал
Размер, мм
1
Корпус
1
Древесина
420 х 50 х 50
2
Подставка
1
Древесина
450 х 70 х 20
3
Надстройка (рубка)
1
Древесина
65 х 50 х 25
4
Горизонт. и вертик. руль, винт
1
Жесть
100 х 200
5
Перископ,антенна, якорь
1
Проволока
500 х 3
6
1
Краска
7
1
Лак
-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА на изготовление модели подводной лодки типа «Акула»Номер
детали
Номер
операции
Описание операции
Графическое изображение
Инструменты и приспособления
1
2
3
4
5
1
1
Выбрать заготовку размером 420 х 45 * 50 мм
Линейка, карандаш, пила
2
Выполнить разметку на обоих плоскостях по шаблону
Линейка, карандаш
3
Боковые грани строгать в размер
Шерхебель, рубанок
4
Зачистка корпуса модели, шлифование
Напильник, шлифовальная шкурка
1
2
3
4
5
2
1
Выбрать заготовку для надстройки модели (рубка) размером 65 х 50 х 25 мм
Линейка, карандаш
2
Выполнить разметку и строгать в размер
Линейка, карандаш, пила
3
Зачистка подставки модели
Напильник, шлифовальная шкурка
4
Перископ, антенна, якорь, пушка - все выполняется из алюминиевой проволоки диаметром 3 мм
Ножницы по металлу, кусачки
5
Выполняются горизонтальные и вертикальные рули, а также винты из жести
Ножницы по металлу
6
Сборка отдельных деталей в готовую модель
Дрель, сверло, выжи- гатель, паяльник
7
Отделка модели
Шпатель, кисть, шлифовальная шкурка
3
1
Выбор заготовки для настольной подставки модели размером 450 х 70 х 20 мм
Ножовка по дереву
2
Снять фаску под углом 45 градусов по периметру подставки
Напильник
3
Зачистка и шлифовка подставки
Напильник, шлифовальная шкурка
4
Выпилить 4 ножки для подставки из многослойной фанеры диаметром 10 мм, размером 20 х 20 мм и соединить с подставкой
Ножовка, шлифовальная шкурка, дрель, отвертка
5
Соединить подставку с корпусом модели, используя стержни с резьбой
Дрель, гаечный ключ 0,5
-
РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОЕКТА
Расчет себестоимости проекта.
Себестоимость изделия - действительная стоимость, вложенная производителем в изготовление данного изделия.
С = М3 + Роп + А,
где С - себестоимость изделия (продукции, товара, услуг);
М3 - материальные затраты на производство изделия;
Роп - расходы на оплату труда;
А - амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов (амортизация - это перенос стоимости основных фондов на вновь созданный продукт).
-
Материальные затраты (М3) считают по формуле:
М3 = Ц1 + Цг + Цз,
где Ц1 - цена, затраченная на приобретение необходимых материалов;
Ц2 - цена затрат на электроэнергию для освещения за время выполнения изделия;
Цз - цена затрат на электроэнергию за время выполнения изделия на станке.
а) Расчет цены затрат на приобретение необходимых материалов Ць
№
п/п
Материал
Кол-во
Размер материала
Цена, р.
Стоимость, р.
1
Брусок
1
420 х 50 х 50
200
16
2
Древесина
1
450 х 70 х 20
160
10
3
Жесть
1
100 х 200
18
18
4
Проволока
1
500 х 3
3
3
5
Гуашь
1
6
6
6
Лак
1
40
40
7
Клей «Момент»
1
22
22
Итого Ц(
115
б) Расчет затрат на электроэнергию для освещения: Ц2 = 0 (так как вся работа выполнялась при дневном свете).
М3 = Ц! + Ц2 = 115 + 0 = 115 р.
-
Расходы на оплату труда (Роп).
Вычисления на заработную плату производят, учитывая разряд (примерно):
-
оплата плотника 3-го разряда - Цз = 40 р. / ч.;
-
оплата плотника 2-го разряда - Ц3 = 30 р. / ч.
а) Определить время (Т), затраченное на изготовление изделия, если работа выполнялась 3 дня по 2 часа.
Т = 3 х 2 = 6 часов.
б) Необходимо определить стоимость работы за 6 часов (Ci).
С, = Цз х Т = 40 * 6 = 240 р.
в) Расходы на оплату труда равны ее стоимости: Роп = Q.
Роп = Ci = 240 р.
-
Амортизационные отчисления (Ао):
а) К ним относятся расходы на амортизацию инструментов Аоь
Наименование инструмента
Стоимость, р.
Сверло
2
Ножовка по дереву
45
Ручная дрель
150
Ножницы по металлу
120
Напильник
40
Итого
357
Полное списание инструмента производится через два года (24 месяца). Следовательно, амортизационные отчисления инструментов Aoi составляют:
-
за один месяц А = 357 : 24 = 14,9 р.;
-
в день А = 9,6 : 26 = 0,6 р. (в месяце 26рабочих дней)',
-
Aoi = 60 к.
б) Амортизационные отчисления оборудования А02 составляют 10 % от их стоимости.
Наименование оборудования
Стоимость, р.
Амортизация, р.
Слесарный верстак
12000
1200
Итого
1200
Срок эксплуатации станков - 10 лет, что составляет 10 х 300 = 3000 дней.
Амортизация оборудования за один день составит:
1200 : 3000 = 0,4 р. = 40 к.
Ао = Aoi + А02 = 60 + 40 = 100 к. = 1 p.
-
Плата за аренду помещения Оа, коммунальные услуги и Здр в нашем случае равны нулю, так как производство ведется в школьных мастерских (Оа не учитываем).
-
Расчет себестоимости изделия:
С = М3 + Роп + Ао + Оа + Здр = 115 + 240 + 1 = 355 р.
С = 355 р.
-
РЕКЛАМА
Мир кораблей увлекателен и романтичен для людей любого возраста!
Настольные модели, которые станут не только украшением вашего дома, офиса, но и пополнят чудесную коллекцию.
Плавающие модели снабжены простейшими двигателями. Их запуск может стать одной из самых незабываемых страниц детства.
Конструкторы для судомоделистов позволят заниматься судомодельным творчеством самостоятельно.
Обращаться по адресу: Ул.Коминтерна, д 5.
ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ
Изделие изготовлено аккуратно и качественно. Оно удобное, переносное, не дорогое, все технологические операции соблюдены.
Изделие хорошо вписывается в интерьер кабинета и является учебным пособием. Изготовленная стендовая модель полностью соответствует намеченной цели.
Положительные стороны:
-
цель достигнута;
-
материалы общедоступны;
-
технология изготовления посильна;
-
изделие соответствует назначению;
-
стоимость изделия не высокая.
Отрицательные стороны:
- трудоемкость влажной уборки.