Рабочая программа. Внеурочная деятельность Мастерская чудес

Раздел Технология
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №2»

Кемеровская область город Таштагол

РАССМОТРЕНО:

На заседании ШМО

Протокол №____от________

Руководитель ШМО: __________/Старикова О.А./

Принято

Педагогическим советом

Протокол №____от_________

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_________/Старикова Н.А./

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «ООШ№2»

_________/Зайцева Е.Е/

Приказ №____от_________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»

«Декоративно - прикладное искусство»

для обучающихся 1- 4 классов

на 2015 - 2016 учебный год





Автор составитель

Бурова Ольга Владимировна

Учитель технологии

МБОУ «ООШ №2»









2015 год

Пояснительная записка

Цели программы:


  1. Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства.

  2. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

  3. Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.



Задачи программы:





  1. Научить приемам исполнительного мастерства.

  2. Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.

  3. Научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

  4. Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.

  5. Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

  6. Воспитывать чувство ответственности.

Реализация программы:



Форма - групповая.

Наполняемость в группе 10-12 человек.

Возраст детей 7-10 лет.

Режим работы- 1 раз в неделю.

Продолжительность 1 занятия- 35-40 минут.

Место проведения- классная комната.

Вид деятельности- декоративно-прикладная.

Планируемые результаты:


В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  1. Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  2. Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  3. Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:

  • стремление к творческой реализации средствами художественной деятельности;

  • эстетическое отношение к красоте окружающего мира;

  • чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению Декоративно-прикладного искусства - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать речь других;

  • умение совместно обсуждать план и этапы намеченной работы;

  • развивать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:

  • умение определять и стилизовать под руководством учителя самые простые и общие природные формы;

  • умение осознанно использовать образно-выразитеные средства для решения творческой задачи.

Формы учёта знаний, умений.

  1. Тематические выставки согласно тематического плана.

  2. Традиционные выставки, приуроченные к календарным праздникам.

  3. Выполнение самостоятельной творческой работы.


Содержание курса 3 класс

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2


2


2

Работа с природными материалами

6


6

Выставка работ

3

Работа с бумагой

6


6

Творческая работа

4

Поделки из ненужных вещей

6


6

Творческая работа

5

Работа с пластилином

7


7

Тематическая выставка

6

Работа с тканью

6


6

Выставка поделок

7

Отчетная выставка работ школьников

1


1

Итоговая выставка

8

Итого

34


34


Второй год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага, картон и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно - прикладного искусства, изготовление простейших декоративно - художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Тема 1. Вводное занятие. (2ч.) Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок. Экскурсия в школьный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества. Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музея.

Тема 2. Работа с природными материалами. (6ч.) Дары леса. Заготовка природного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Практическая работа: сбор природного материала для изготовления фигурок, аппликаций, букетов, тематических композиций.

Тема 3. Работа с бумагой. (6ч.) Создание занимательных игрушек из бумаги. Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

Тема 4. Поделки из ненужных вещей. (6ч.) Умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции. Практическая работа: выполнение работ из различных материалов.

Тема 5. Работа с пластилином. (7ч.) Познакомить с видами и способами лепки из пластилина и теста, с видами глиняных народных игрушек. Практическая работа: изготовить изделия для украшения своей квартиры, подарки друзьям и близким.

Тема 6. Работа с тканью. (6ч.) Выполнение изделий из ткани и других волокнистых материалов, виды работ, технологий изготовления. Практическая работа: выполнение подарков к празднику, изготовление игрушек, сувениров, украшений.

Тема 7. Отчетная выставка работ школьников.(1ч.)

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация проведения школьной выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. Практическая работа: проведение выставки.

  1. Календарно-тематическое планирование 3 класс

№ урока

Дата

Тема урока

Кол. часов

Вид контроля

Пр.р.

Коррекция

1


Вводное занятие.

2


2


1/1


Собираем листья для поделок.

1


1


1/2


Сушим листья для поделок.

1


1


2


Работа с природными материалами.

6


6

2/3


Ежик из сосновой шишки.

1


1

2/4


Аппликация из листьев.

1


1

2/5


Сувенир из ракушек.

1


1

2/6


Сувенир из ракушек.

1


1

2/7


Гербарий.

1


1

2/8


Цветы из листьев.

1


1

3


Работа с бумагой.

6


6

3/9


Апликация. Вырезание и аппликация из геометрических фигур (круги и части круга)

1


1

3/10


Комочки из бумаги. Радуга.

1


1

3/11


Комочки из бумаги. Радуга.

1


1

3/12


Оригами. Коробочка.

1


1

3/13


Оригами. Закладка.

1


1

3/14


Конверт для поздравления.

1


1

4


Поделки из ненужных вещей.

6


6

4/15


Фоторамка из трубочек из старого каталога.

1


1

4/16


Фоторамка из трубочек из старого каталога.

1


1

4/17


Подставка для карандашей из бутылки.

1


1

4/18


Декупаж бутылки.

1


1

4/19


Бабочка из фантиков.

1


1

4/20


Браслет из старого каталога.

1


1

5


Работа с пластилином

7


7

5/21


Аппликация на стекле.

1


1

5/22


Лепка. Цветы.

1


1

5/23


Лепка из пластилиновых шариков.

1


1

5/24


Лепим зайца.

1


1

5/25


Мраморная лепка.

1


1

5/26


Мраморная лепка.

1


1

5/27


Лепим птиц.

1


1

6


Работа с тканью

6


6

6/28


Создаем рельеф на пластилине.

1


1

6/29


Кукла. Рванка-мотанка.

1


1

6/30


Куклы. Обереги.

1


1

6/31


Куклы. Обереги.

1


1

6/32


Куклы из ткани и крупы.

1


1

6/33


Саше. Оберег.

1


1

7


Отчетная выставка работ

1


1

Итого


34


33








Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса

Список литературы для учителя

1. Григорьев, Е. И. Современные технологии социально - культурной деятельности [Текст]/ Е. И. Григорьев.- Тамбов, 2004.- 60с.

2. Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. [Текст] : Учебно - методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов - организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК /В.Н. Иванченко.- Ростов: Из-во Учитель, 2007. -288с.

3. Беспятова ,Н.К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации [Текст]/ Н. К. Беспятова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 176с.

Дополнительная литература:

1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно - прикладного творчества[Текст] : учебно - методическое пособие /С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. - Ростов р/Д: Феникс, 2006. - 347с.

2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. [Текст]/ П. П. Блонский. - Воронеж: НПО «Модек», 1997. - 278с.

3. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия [Текст]/ И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994. - 32с.

4. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей [Текст]/ З. А. Каргина // Внешкольник. - 2006. - № 5. - С. 11-15.

5. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек - сувениров[Текст]: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений / 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.

6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения).]

7. Паньшина, И. Г. Декоративно - прикладное искусство. [Текст]/ - М.: 1975. - 112с.

8. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1985. - 112с.

9. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.-111с. - (Стандарты второго поколения).

10. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 232 с.

11. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. - 2004. - №7. - С. 36-49.

12. Сборник авторских программ дополнительного обр. детей / Сост. А. Г. Лазарева. - М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. - 312с.

13. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст]/ Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 240с.

14. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. для проф. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1992. - 159с.

Список литературы для детей

1. Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка. [Текст]/ Н. М Войдинова. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 160с.

2. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины [Текст]/ Е. В. Чернова - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 48с.

Терминологический словарь

к программе «Декоративно ̶ прикладное искусство»

  • Авторская кукла - особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.

  • Барельеф - вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.

  • Горельеф - вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

  • Декоративность - общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

  • Задача - то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.

  • Инструкция - содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

  • Кукла - предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.

  • Кокошник - от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.

  • Композиция - строение, соотношение и взаимное расположение частей.

  • Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

  • Обрядовые куклы - служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.

  • Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал - пластилин.

  • Рельеф - один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».

  • Силуэт - ограниченное контуром отображение чего-либо.

  • Символ - то, что служит условным знаком какого - либо понятия, явления, идеи.

  • Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) - предмет, предназначенный напоминать о чём-то.

  • Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.

  • Технология - совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве.

  • Традиция - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

  • Тряпичная кукла - детская кукла - игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.

  • Эскиз (фр. esquisse) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз - быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.

© 2010-2022