Устройство токарного станка по дереву

Урок технологии для 6  класса по теме:   «Устройство токарного станка по дереву» разработан  в соответствии с ФГОСами второго поколения, который способствует развитию познавательных способностей через модуль «Обработка древесины на токарных станках» учителем высшей категории Донцовой Н. П.  Особенностью данного урока является наличие переходного этапа от повторения  пройденного к изучению нового материала, позволяющего сформулировать проблему, над которой класс будет работать в течение урока.  К...       Этот урок способствует включению учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию сложных изделий; развивает познавательный интерес, техническое мышление, пространственное воображение, интеллектуальные и творческие способности.
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок технологии по ФГОС второго поколения



Учитель технологии МБОУ СОШ № 2 г. Батайска: Донцова Наталья Павловна

Класс: 6



Тема: Устройство токарного станка по дереву.

Модуль: Технология обработки древесины.

Цели урока:

Предметные:

  • Способствовать изучению устройства токарного станка; объяснить назначение и принцип работы станка для точения древесины.

  • Способствовать формированию представления о художественно-прикладной обработке древесины.

  • Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

Личностные цели:

  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, выделять главное при выстраивании технологического процесса, обобщать и систематизировать успехи в работе, определять и объяснять технологические понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время урока).

  • Создавать условия для развития трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

  • Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности, формирование бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам.

  • Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности формы).

  • Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мышц рук при разметке, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе).

  • Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся в теории и практике.

Метапредметные цели:



  • Сформировать алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

  • Создать условия для комбинирования известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.

  • Выявить проявление инновационного подхода к решению учебных и творческих задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.

  • Создать условия для развития умения организовывать свою практическую деятельность.

Задачи:

  • Способствовать изучению устройства токарного станка для точения древесины, объяснить назначение и принцип работы.

  • Способствовать изучению инструментов, применяемых при точении.

  • Сформировать навыки выбора и крепления заготовки в станке.

  • Создать условия для формирования приемов работы на токарном станке.

  • Создать условия для развития технического кругозора школьников.

  • Воспитывать аккуратность и безопасность во время работы.

Методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютер; мультимедийный проектор; экран; станок токарный для точения древесины СТД-120М; разметочный инструмент; набор токарных резцов.

  • Дидактическое обеспечение: презентация; творческие проекты учащихся, выполненные токарным способом; образцы готового изделия; заготовки для точения; таблица с чертежами изделий и технологические карты.

  • Словарная работа: токарный станок; передняя бабка; задняя бабка; подручник; патрон; планшайба; трезубец; фасонная поверхность; фасонная деталь, резец; крючок;

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Вид урока: урок-практикум.

















Ход урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Осуществляемые действия

Получаемый

результат

Осуществляемые действия

Получаемый

результат

Осуществляемые действия

Получаемый

результат

Осуществляемые действия

Получаемый

результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Мотиваци

онно-

целевой

этап

(3 мин).

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности к уроку;

- доведение до учащихся плана урока. Насколько трудоемка работа по изготовлению изделия цилиндрической формы вручную? (Ответы учащихся). Каким образом быстрее и проще это сделать? (Ответы учащихся).

Сегодня изучаем с вами устройство, назначение и управление токарным станком СТД-120М. Тему урока можно сформулировать так: «Устройство токарного станка по дереву». Цель: Способствовать изучению устройства токарного станка; объяснить назначение

и принцип работы станка для точения древесины.

- активное слушание учителя; отвечают на вводный вопрос

пытаются сформулировать тему урока.

формулирования собственных ожиданий (целей):

формирование

знаний по устройству станка и принципу его работы.

слушание собеседника.

-построение понятных для собеседника высказываний.

помощь учителю в проверке явки на урок.

выявление готовности к

уроку.

эмоциональный настрой на урок положительный.

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

2. Повторение

пройденного

материала

(10 мин).

Повторение темы «Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом».

-Тест (приложение 1).

- Игра «Крестики-нолики». Учитель

выполнение теста; взаимоконтроль и внесение

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-

осуществляют совместную деятельность в парах с учетом

конкретных

продуктивное общение в совместной деятельности,

проявляя

принимают и сохраняют учебную задачу, планируют

- оценивание результатов по алгоритму

-адекватное восприятие оценки учителя

повторение ранее изученного материала

развитие

проявление эмоционального отношения в

учебно- познавательной







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

предлагает 9 вопросов по пройденной теме. Ученики чертят в тетради схему. На утвердительный ответ ставят «х», н а отрицательный - «0». В конце проверка правильных ответов.

корректив учебно-познавательную деятельность.

познавательной деятельности

учебно - познавательных задач

толерантность в общении

сотрудничество с учителем и одноклассниками

самостоятельности учащихся в теории и практике

деятельности;

- развитие самостоятельности учащихся в теории и практике.

3. Актуализация знаний

(20 мин).

- Сообщение 2-х учеников на тему: «История создания токарных станков».

- Рассказ учителя «Устройство станков СТД-120М или ТД-120» в объеме учебника § 10.

- Демонстрация работы станка.

- Самостоятельная работа:

Учащиеся читают текст учебника и отвечают на вопрос «Каково назначение составных частей станка?».

- Проверка записей в тетрадях.

- Демонстрация способов крепления заготовок (рис. 30, 31 § 10) .

- Рассказ учителя о правилах безопасности во время работы на станке в объеме учебника § 10.

увидев работу станка в работе учащиеся понимают назначение составных частей станка;

извлечение нужной информации.

самостоятельная работа с текстом учебника и текстом рабочих

тетрадей.

участие в

учебном диалоге с учителем,

одноклассниками,

соблюдая правила речевого поведения;

высказывание и обоснование своей точки зрения.

продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении.

контроль процесса и результатов деятельности, осознают возникшие трудности.

умение

планировать процесс познавательно-трудовой деятельности.

желание

приобретать

новые знания,

совершенство-

вать имеющиеся; осознание

трудностей и

стремление их

преодолеть.

умение

анализировать свою работу, обобщать и систематизировать успехи в работе, определять и объяснять технологические понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время урока.

4. Физкультминутка (2 мин)

5. Практиче

ская работа (30 мин).

Цель: Ознакомление с устройством

токарного станка по обработке древесины.

- Подготовить в тетради таблицу и записать основные характеристики токарного станка (зад. 6).

- Определить расстояние от линии центров до станины.

-Определить максимальное расстояние между центрами.

- Определить допустимую длину вылета пиноли.

- Поупражняйся в креплении заготовок на станке (в патроне, в центрах, на планшайбе)

- Разгадайте кроссворд (приложение 2).

формирование знаний:

по устройству станка;

принципу работы станка;

способах крепления заготовок.

осуществляют ознакомление: с устройством станка;

основными характеристиками;

приспособлениями для крепления заготовок;

разгадывают кроссворд.

осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно - познавательных задач.

общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении.

контролируют процесс и результаты деятельности, осознают возникшие трудности, организуют свою учебную деятельность.

осознание цели; планирование действий;

реализация намеченного.

проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно- познавательной деятельности;

выдвижение гипотез, основанных на жизненном

опыте учащихся.

формирование и развитие самостоятельности учащихся в теории и практике;

умение организовать свою практическую деятельность.

6. Уборка рабочих мест (6 мин).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Итог

урока (3 мин)

Оценки за правильность выполнения практической работы - выставляются учителем, а за соблюдение правил техники безопасности и за кроссворд - выставляются по группам друг другу самими учениками.


самооценка

освоение новых видов деятельности

осознание себя

как личности, индивидуальности; способность к самооценке своих действий и оценке действий своих товарищей

8. Реф-лексия (3 мин).

Рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока. Объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке. Выставление оценок.

формирование умений полно и точно выражать свои мысли

оценка и самооценка учебной деятельности; обобщение и систематизация знаний

внимательное отношение к вопросам учителя и к действиям своих товарищей

9. Дома-

шнее задание (3 мин).

Прочитать параграф 10, стр. 38- 44;

Принести заготовки из древесины 50х350 мм;

Подготовить информацию на тему «Токарные изделия».

Сообщение о теме следующего урока.

закрепление полученной информации

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.








Приложение 1

Тест 12. Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках


  1. Какую форму детали можно получить на станке, если главное движение - вращательное?

а) форму цилиндра;

б) форму конуса;

в) форму тел вращения.

  1. Какая графическая документация используется при изготовлении деталей на токарных и фрезерных станках?

а) схемы, графики, диаграммы;

б) технологическая и операционная карта;

в) чертеж, эскиз, технический рисунок.

  1. Разрез - это:

а) геометрическая фигура, полученная при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью;

б) геометрическая фигура, полученная при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью, и все то, что находится перед секущей плоскостью;

в) геометрическая фигура, полученная при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью, и все то, что находится за секущей плоскостью.

  1. Деталирование - это:

а) процесс составления рабочих чертежей деталей по сборочным чертежам;

б) процесс сборки изделия по отдельным чертежам;

в) процесс создания рабочих чертежей.

5. Для выявления поперечной формы предмета применяют:

а) сечение;

б) разрез;

в) срез.

  1. Торцевая кромка детали, срезанная на конус, - это:

а) уступ; в) фаска;

б) галтель; г) выступ.

Угол профиля между боковыми сторонами витка на метрической резьбе равен:

в) 75°;

г) 55°.

а) 50°;

б) 60°;


  1. Сечения и разрезы на чертежах выделяются:

а) штриховкой под углом 60°;

б) штриховой под углом 45°

в) штрихпунктиром под углом 45°.

  1. Какой линией обозначается на чертеже контур резьбы?

а) сплошной толстой основной линией;

б) сплошной тонкой линией;

в) волнистой линией;

г) зубчатой линией.

10. Сечение и разрез применяются для выявления:

а) внутренней формы детали;

б) внутренней формы и конструктивных элементов детали;

в) внешней формы предмета.

Приложение 2

Кроссворд



8






2



12


3

7

10



9

11

13

14

1 1

4

5

6

с

т

а

н

о

к

т

о

к

а

р

н

ы

й












































По вертикали:

  1. Основная корпусная деталь станка (станина);

  2. Точение при перемещении стамески вдоль оси вращения (продольное);

3. Устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую (электродвигатель);

4. Узел станка, который передвигается по направляющим (каретка);

5. Приспособление для крепления длинных заготовок с поджатием их центром задней бабки (трезубец);

6. Подвижная в осевом направлении гильза в задней бабке токарного станка (пиноль);

7. Нечто задуманное, как цель работы, деятельности (замысел)',

8. Приспособление для крепления заготовок большого диаметра (планшайба);

9. Брусок из мелкозернистого абразивного материала для доводки лезвия стамески (оселок);

10. Приспособление для крепления коротких заготовок небольшого диаметра (патрон);

11. Деталь задней бабки токарного станка, которая служит для окончательного поджатия заготовки (маховик);

12. Главный вал станка с вращательным движением (шпиндель);

13. Приспособление, к которому прижимают стамеску при точении (подручник);

14. Деталь клиноремённой передачи (шкив).





© 2010-2022