- Преподавателю
- Технология
- Программа дополнительного образования «Мир игрушек»
Программа дополнительного образования «Мир игрушек»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Золотухина Н.Ю. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Гимназия № 1 города Новопавловска»
Кировский район Ставропольский край
Программа дополнительного образования
«Мир игрушек»
Возраст с 8-12 лет.
Срок реализации программы - 1 учебный год.
программу подготовил
учитель технологии
Золотухина Наталья Юрьевна
Новопавловск 2015 г.
Пояснительная записка
Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному. Она служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания. Игра и игрушка неотделимы друг от друга, а где игрушка - там детство, там сказка. Мягкая игрушка - это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация.
Программа актуальна т.к. мягкая игрушка - это хороший сувенир ко дню рождения, к Новому году. Решается материальная проблема приобретения подарков, т.к., имея минимум материала, можно подготовить оригинальное изделие.
Прикладное творчество - это процесс создания работ ручного труда с использованием различного подручного материала (бумага, ткань, бисер, воск, нитки и т. д.).
С древних времен люди использовали прикладное творчество как способ украшения одежды, обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Возможно, первым толчком к появлению этой деятельности явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Позже стали использовать различные виды рабочего материала - кожа, мех, ткань, бумага.
Занятия с детьми творчеством любого вида являются необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память. Происходит разностороннее психическое развитие ребёнка, раскрывается его личность, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями и умениями. Появляется способность использовать их для решения задач в различных ситуациях (в том числе нестандартных), уверенность в правильности принятия обоснованных решений.
Изготовление игрушки занимает особое место среди других видов декоративно-прикладных ремесел. Игрушки нравятся всем - и взрослым и детям. Но если у взрослого, забавная игрушка вызывает добрую улыбку, перенося его в мир детства, то для ребенка игрушка - его неизменный спутник, его друг. Она знакомит нас с окружающим миром, пробуждает мысль, будит фантазию, воспитывает чувства.
В процессе работы над созданием игрушки у ребенка развивается фантазия, воображение, логическое мышление, память, умение работать самостоятельно. Воспитывается трудолюбие и художественный вкус, формируется творческое отношение к труду, вырабатываются навыки и умения, которые пригодятся в жизни.
На основании Закона Российской Федерации «Об образовании», основным документом, определяющим целенаправленность и содержание учебно-воспитательного процесса, является дополнительная образовательная программа, которая должна обеспечивать определенное государственным стандартом качество образования, уровень развития детей, адекватный современному уровню общественного развития.
Основная цель программы:
способствовать формированию творческой и компетентной в области прикладного творчества личности, посредством обучения художественному ручному труду.
Основные задачи:
- формирование и расширение предметного кругозора детей в области
художественного ручного труда, в том числе истории развития игрушки,
как одного из направлений народного творчества;
- обучение детей изготовлению поделок из различных подручных
материалов;
- формирование у детей навыков культуры труда, общетрудовых знаний
и умений;
- развитие творческих способностей детей, их фантазии, интеллекта,
логического мышления, познавательного интереса;
- развитие у детей развитие мелкой моторики пальцев рук;
- воспитание у детей усидчивости, умения преодолевать трудности,
аккуратности при выполнении заданий;
- воспитание интереса детей к творческой деятельности.
Характеристика программы
Направленность: художественно-эстетическая.
Тип программы: дополнительная образовательная программа.
Вид программы: модифицированная.
Организационно-педагогические основы обучения
Программа предназначена для занятий с детьми различных возрастных категорий (7-12 лет), желающими научиться изготавливать игрушки, картины, поделки из различного материала и предметы интерьера своими руками.
Для организации работы формируются группы. Количество занимающихся в группе - 12-15 человек.
Программа рассчитана на 1 года обучения.
Рекомендуемый режим занятий: 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Основные формы работы кружка:
- групповые занятия (теоретические и практические) по утвержденному
расписанию;
- занятия по подгруппам в количестве не менее 5 человек;
- воспитательные мероприятия (по плану работы кружка и отдела);
- выставки поделочных работ.
-
Основные формы учета знаний и умений детей в различные периоды
обучения:
- зачет по основам знаний в области прикладного творчества
(тестирование; творческое задание; самостоятельная работа);
- зачет по технике изготовления поделок (выставка творческих работ
обучающихся).
Требования к образовательным результатам
Современное качество содержания образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Изучая программу кружка «Мир игрушки», обучающийся постепенно сможет овладеть компетентностями, относящимися к прикладному творчеству, как к предмету деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
-
Компетенции
Значимые действия и умения
Предметные
- владение навыками работы с бумагой и картоном, пластилином, природным материалом, тканью, нитками, бисером, бусинами и прочими материалами;
- владение правилами вырезания деталей по шаблонам, порядком выполнения аппликаций из ткани, ниток, бумаги и пр. материалов, владение приёмами изготовления простейших игрушек в различных техниках;
- умение самостоятельно подбирать технику и материалы, а также, выполнять и оформлять работы.
Учебно-познавательные
- владение знаниями и умениями, направленными на организацию цели обучения, на самооценку учебно-познавательной деятельности;
- владение креативными навыками продуктивной деятельности в области прикладного творчества;
- владение приемами действий в различных ситуациях, в том числе нестандартных;
- умение планировать свои действия при выполнении творческой работы.
Компетентности личностного самосовершенствования
- владение навыками безопасного обращения с ножницами, клеем и прочими орудиями труда;
- проявление любознательности, инициативы и познавательной активности;
- способность применять знания и умения в области прикладного творчества в различных ситуациях соответственно возрасту;
- забота о сохранении своего здоровья, соблюдение правил гигиены.
Коммуникативные
- умение выражать в понятной форме последовательность изготовления поделки, сувенира и т. д.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате занятий по программе «Мир игрушки» обучающиеся приобретут первоначальные знания, умения и навыки, связанные с деятельностью в области изготовления игрушки, в основе которой предусмотрено:
- владеть навыками безопасного обращения с ножницами, клеем и прочими инструментами;
- знать основы терминологии в области художественного ручного труда и изготовления игрушек;
- уметь вырезать детали по шаблонам, владеть порядком выполнения различных техник;
- владеть навыками аккуратной работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, нитками, природным материалом, бисером и пр.;
- знать приёмы изготовления простейших игрушек в различных техниках;
- уметь самостоятельно выполнять простейшие изделия из подручного материала.
- владеть навыками культуры труда, общетрудовых знаний и умений.
Учебно-тематический план
№
Темы
Общее количество часов
В том числе
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Беседа о декоративно-прикладном творчестве. Инструктаж по ТБ и ПДД.
6
3
3
2
Основы материаловедения. Инструменты и приспособления для ручных работ.
6
3
3
3
Декоративные куклы для домашнего дизайна. Куклы-травницы, куклы-обереги, куклы-чучела для сада и пр.
30
6
24
4
Полезные игрушки из серии «Вторая жизнь вещей»
42
3
39
5
Игрушки-сувениры, рамки для фотографий и декоративные панно из природного материала: растительного, животного и минерального происхождения.
27
3
24
6
Объемные каркасные игрушки из ткани и нитяных помпонов.
21
3
18
7
Игрушки-сувениры к праздникам: Новый год, Рождество. (Изготовление декоративных елочек, праздничных венков и елочных игрушек). День защитника Отечества, Международный женскому дню (открытки и сувениры), Пасхе (праздничные веночки, декор яиц, изготовление тематических игрушек) и пр.
36
6
30
8
Индивидуальные занятия. Изготовление изделий к выставкам.
36
-
36
9
Экскурсии. Экскурсии в парковые зоны для ознакомления с окружающей средой и сбора природного материала, экскурсии в краеведческие музеи для ознакомления с историей игрушки и прикладного народного творчества.
6
-
6
10
Итоговое занятие. Инструктаж по ТБ и ПДД.
6
6
-
ВСЕГО ЧАСОВ
216
33
183
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
Оборудование
Вводное занятие. Беседа о декоративно-прикладном творчестве. Инструктаж по ТБ и ПДД.
2
Ножницы,
линейки.
2
Ножницы,
линейки.
2
Ножницы,
линейки.
Основы материаловедения. Инструменты и приспособления для ручных работ.
2
Ножницы,
линейки,
шаблоны,
циркуль,
технологические карты.
2
2
Декоративные куклы для домашнего дизайна. Куклы-травницы, куклы-обереги, куклы-чучела для сада.
2
Ученические столы,
ученические стулья,
ножницы,
линейки,
шаблоны,
циркуль,
технологические карты,
образцы готовых изделий.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Полезные игрушки из серии «Вторая жизнь вещей»
2
Ученические столы,
ученические стулья,
ножницы,
линейки,
шаблоны,
циркуль,
технологические карты,
образцы готовых изделий.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Игрушки-сувениры, рамки для фотографий и декоративные панно из природного материала: растительного, животного и минерального происхождения.
2
Ученические столы,
ученические стулья,
ножницы,
линейки,
шаблоны,
циркуль,
технологические карты,
образцы готовых изделий.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Объемные каркасные игрушки из ткани и нитяных помпонов.
2
Ученические столы,
ученические стулья,
ножницы,
линейки,
шаблоны,
циркуль,
технологические карты,
образцы готовых изделий.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Игрушки-сувениры к праздникам: Новый год, Рождество. (Изготовление декоративных елочек, праздничных венков и елочных игрушек). День защитника Отечества, Международный женскому дню (открытки и сувениры), Пасхе (праздничные веночки, декор яиц, изготовление тематических игрушек) и пр.
2
Ученические столы,
ученические стулья,
ножницы,
линейки,
шаблоны,
циркуль,
технологические карты,
образцы готовых изделий.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Индивидуальные занятия. Изготовление изделий к выставкам.
2
Ученические столы,
ученические стулья,
ножницы,
линейки,
шаблоны,
циркуль,
технологические карты,
образцы готовых изделий.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Экскурсии. Экскурсии в парковые зоны для ознакомления с окружающей средой и сбора природного материала, экскурсии в краеведческие музеи для ознакомления с историей игрушки и прикладного народного творчества.
2
2
2
Итоговое занятие. Инструктаж по ТБ и ПДД.
2
2
2
ИТОГО
216
Содержание программы
Содержание учебного материала состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть занятия способствует повышению количества и качества знаний учеников по данному предмету. В процессе обучения ученики получают сведения о терминологии, методах обучения, техниках изготовления игрушек, приёмах конструирования и использования различных материалов.
Практическая часть занятия включает в себя повторение определённых действий с целью достижения необходимой точности и скорости их выполнения. С помощью упражнений формируются двигательные навыки, без которых учащиеся не смогут точно осуществить технологический процесс и получить качественный результат труда. В процессе выполнения практических упражнений у учащихся формируется динамический стереотип, развивается мелкая моторика пальцев, но это не должно сводиться к бездумному повторению действий. В каждом действии должно быть творческое начало.
Воспитательные мероприятия составляют отдельный раздел и проводятся по плану работы учреждения.
-
Вводное занятие
Теория
Правила поведения в группе и в здании школы. Инструктаж по ТБ и ПДД. Беседа о декоративно-прикладном творчестве. Ознакомление с работами, выполненными ранее детьми этого возраста.
-
Практика
-
Познавательно-развлекательная игра «Веселые фигуры».
2. Основы материаловедения. Инструменты и приспособления для ручных работ.
Теория
Ознакомление с различными видами материалов, их происхождение, основные свойства. Правила использования материалов и правила пользования инструментами.
Практика
Рабочее место оборудуется столом, стулом. Инструменты: ножницы, различные виды клея, ножницы, иголки, шаблоны, карандаши, кисти и пр.
3. Декоративные куклы для домашнего дизайна. Куклы-травницы, куклы-обереги, куклы-чучела для сада и пр.
Теория
Знакомство с историей возникновения народной и современной игрушки, изучение различных техник изготовления.
Практика
Заготовка шаблонов и материалов для изготовления кукол. Изготовление декоративных кукол для домашнего и садового дизайна, оформление композиций.
4. Полезные игрушки из серии «Вторая жизнь вещей»
Теория
Знакомство с техниками изготовления полезных игрушек из подручных материалов (ненужных и использованных старых вещей): колпаки на чайник из старых шапок, игрушки из тапочек и перчаток, вазы из банок и бутылок, старых пластинок и пр.
Практика
Создание образа будущей игрушки, подготовка требуемых материалов, заготовка шаблонов и декоративных элементов, создание игрушки.
5. Игрушки-сувениры, рамки для фотографий и декоративные панно из природного материала: растительного, животного и минерального происхождения.
Теория
Знакомство со свойствами природных материалов и с техниками исполнения, правила работы с природными материалами.
Практика
Подборка материалов для дальнейшей работы, обработка перед сборкой, создание и оформление работ из природных материалов.
-
Объемные каркасные игрушки из ткани и нитяных помпонов.
Теория
Знакомство с техникой изготовления, выбор темы для будущей работы.
Практика
Подготовка проволочного или деревянного каркаса, пошив формы и изготовление помпонов для работы по созданию игрушки.
-
Игрушки-сувениры к праздникам: Новому году, Рождеству, дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Пасхе и другим праздникам.
Теория
Изучение истории праздничных игрушек и сувениров, изучение разнообразных техник исполнения.
Практика
Изготовление декоративных елочек, праздничных венков и елочных игрушек к Новому году и Рождеству, открыток и сувениров ко дню защитника Отечества, Международному женскому дню, праздничных веночков, декор яиц, изготовление тематических игрушек к Пасхе и прочим праздникам.
8. Индивидуальные занятия. Изготовление изделий к выставкам.
Практика
Подготовка к выставкам творческих работ детей, выполненных за учебный год.
9. Экскурсии.
Практика
Экскурсии в парковые зоны для ознакомления с окружающей средой и сбора природного материала, экскурсии в краеведческие музеи для ознакомления с историей игрушки и прикладного народного творчества.
10. Итоговое занятие.
Теория
Подведение итогов работы за учебный год, обсуждение результатов выставок. Инструктаж по ТБ и ПДД.
Методическое обеспечение программы
Методика обучения
Обучение детей по данной программе предполагает использование на занятиях разнообразных педагогических приемов и методов, как классических, так и эвристических, направленных на выявление и развитие творческих способностей обучающихся.
Для организации и осуществления учебно-познавательной деятельности используются следующие методы:
- словесные, которые включают в себя рассказ, объяснение, устный инструктаж;
- наглядные, к которым относятся иллюстрации и демонстрации;
- практические - упражнения, учебно-практические работы;
- репродуктивные и проектные, отражающие степень самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала: повторение, алгоритмизация;
- самостоятельные и несамостоятельные, характеризующие степень управления педагогом познавательной деятельности учащихся: задания, указания.
Для стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности используются:
- познавательные игры;
- создание эмоциональных ситуаций;
- предъявление требований;
- убеждение;
- поощрение.
Для контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности используются следующие методы:
- устный контроль и самоконтроль объединяют индивидуальный опрос учащихся, фронтальный опрос, устный самоконтроль и взаимоконтроль учащихся;
- практический контроль и самоконтроль применяются для диагностики уровня развития навыков и умений обучаемых: контрольные учебно-практические работы.
Необходимо учитывать возрастные психофизиологические особенности детей, их индивидуальные особенности.
Основная структура занятия
Групповое занятие - наиболее оптимальная форма работы кружка.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя проверку готовности учащихся к занятию, вводный инструктаж, технику безопасности.
В основной части занятия стоит задача овладения теоретическими и практическими знаниями учебной программы. В этой части занятия необходима физкультминутка, чтобы дать отдых глазам и пальцам.
В заключительной части подводятся итоги занятия, даётся оценка выполненной работы.
Музыкальное сопровождение на занятии используется для поддержания работоспособности учеников.
Этапы учебного процесса
Изучение материала должно осуществляться в несколько этапов.
1. Ознакомление.
На первом этапе даются первоначальные знания по обработке рабочего материала. При объяснении техники выполнения приема идет показ педагогом на практике. После этого ученики приступают к выполнению приёма, опираясь на наглядное пособие.
2. Разучивание.
Задача второго этапа - овладеть техникой выполнения изучаемого приёма по обработке рабочего материала. Главным является многократное повторение, а также использование дополнительных методических приемов (слуховых и зрительных ориентиров).
3. Совершенствование.
Третий этап - это закрепление изучаемого приема и дальнейшее совершенствование в технике. На этом этапе продолжается повторное выполнение, разбор ошибок, если они есть.
4. Проверка знаний и умений.
Задача педагога - не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, благодаря которым можно своевременно выявить и предупредить возможные отклонения от прогнозируемого результата.
Инвентарь и оборудование.
Инвентарь и оборудование, необходимые для занятий по программе «Мир игрушки»:
- ученические столы;
- ученические стулья;
- ножницы;
- линейки;
- шаблоны;
- циркуль;
- технологические карты;
- образцы готовых изделий и пр.
Список использованной литературы
-
Майко Диан Босек «Чудесные фигурки из ниток», Харьков, 2014
-
Н.П. Роенко «Поделки, обереги. Картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков, 2012
-
Т.Ф. Плотникова «Мозаика из яичной скорлупы», Москва, 2012
-
Хелен Уолтер «Цветы из бумажных лент», Москва, 2008
-
Л.П. Васильева-Гангнус «Уроки занимательного труда», Москва, 1978
-
Б.П. Осмачкин «Сувениры своими руками», Киев, 1987
-
Жаннетт Кнаке «Мягкие картины своими руками», Москва, 2007
-
К. Стародуб «Игрушки и поделки из природных материалов», Ростов-на-Дону, 2006
-
С.Н. Гришечкина, В.А. Козюлина «Поделки. Игрушки, подарки своими руками», Ярославль, 2007
-
Мэри Оно, Рошин Оно «Оригами: фигурки животных из бумаги», Харьков, 2013
-
С. Соколова «Театр оригами: игрушки из бумаги», Москва, 2001
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
s30893898787.mirtesen.ru/
-
umelyeruchki.ru/
-
sdelaysam-svoimirukami.ru/myagkie-igrushki/
-
whatpresent.ru/
16