Программа по внеурочной деятельности Северные узоры

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Северные узоры»

Пояснительная записка

Направленность программы. Программа по внеурочной деятельности«Северные узоры» является программой декоративно- прикладного творчества, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - долговременной (4 года обучения).

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Северные узоры» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год. Программа переработана и дополнена.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших вышивальных швов, истории и традициях вышивки народов России, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах вышивания, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах декоративно- прикладного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно- прикладному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия по декоративно- прикладному творчеству являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта, духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы:

Приобщение через декоративно- прикладное творчество к видам рукоделия, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через декоративно- прикладное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

  • художественно-творческой - развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

  • технической- освоения практических приемов и навыков декоративно- прикладного мастерства по вышивке (простейших швов, схем).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный - 1 год обучения для обучающихся 7лет;

  • развивающий - 2-3год обучения для обучающихся 8-10лет;

  • исследовательский- 4 год обучения для обучающихся 11 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года - тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по декоративно- прикладному творчеству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами вышивания, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративно- прикладного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов прикладной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора декоративно- прикладного искусства вышивания, художественных средств выразительности через вышивку. Они приобретают опыт по вышиванию гладью, крестиком, вышивки по трикотажному полотну. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила вышивания с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (33 часа в год для учащихся 1-го года и 34 часа в год для 2-4 года обучения).. Таким образом, полный курс обучения (4 года) составляет 135 часов.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно- прикладного искусства вышивания может каждый ребёнок.

Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные - возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

Освоение детьми программы «Северные узоры» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно - познавательный интерес к различным видам прикладного творчества;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на прикладное творчество как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать творческие задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды вышивки в декоративно- прикладном творчестве, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности прикладного творчества, материалов и техник по вышиванию, применяемых в творчестве;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям декоративно - прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в прикладной - творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий по вышиванию у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, моторика рук, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;

  • итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся.





Первый год обучения. Ознакомительный этап: 7 лет.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия по декоративно- прикладному творчеству. Для ребёнка 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на умение пользоваться инструментами и приспособлениями для вышивания разного характера, пялца, игла, нить, канва, мулине. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории ышивания в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших вышивальщиц нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

1. Мир вышивки

  • Знакомство с различными материалами для вышивания, приёмами работы с ними.

  • Основы цветоведения. Основные цвета. Теплые цвета. Холодные цвета.

  • Художественный язык вышивального искусства: гладь, крестик, полукрестик, вышивание на трикотажном полотне.

2. Выставки, экскурсии

Учебно-тематический план

Наименование темы (раздела, главы)

Всего часов

Кол-во часов

Кол-во часов

теоретические

практические

1

Мир вышивки

30

4

25

2

Выставки, экскурсии

3

2

2

Всего 33часа

Всего 6 часов

Всего 27 часов




Второй - третий год обучения. Развивающий этап: 8-10 лет.

Декоративно- прикладное творчество (вышивка) - наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует виды вышивки, экспериментирует с материалами, знакомится с вышивкой и традициями народов России. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

  1. Основы вышивания в декоративно- прикладном творчестве

  • Разновидность материалов по вышиванию, приёмы работы с инструментами и приспособлениями: игла, мулине, канва.

  • Выбор цвета в и схемы вышивания в одежде, картинах. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания видов вышивки.

  • Схемы вышивки. Роль схемы рисунка в творческой деятельности по вышиванию. Упражнения на выполнение обозначений в вышивании разного характера. Художественный язык вышитого рисунка.

  • Основы технологии вышивания. Цвет в вышивке. Основные виды вышивки.

  • Основы и приемы вышивания. Понятия вышивания крестиком, гладью, полукрест, вышивание на трикотажном полотне. Основные приемы вышивания.

  • Выполнение вышивки по схеме. Умение выполнять приемы вышивания.

Беседы по истории декоративно- прикладного творчества. Экскурсии на выставки декоративно- прикладного творчества. Выставки, праздничные мероприятия.

  1. Техника вышивания.

  • Инструменты и материалы для разного вида вышивки. Приемы безлопастной работы при выполни вышивки.

  • Схемы вышивки. Приемы вышивания. Цветовая гамма при подборе вышивания.

  • Сочетания техник по вышиванию.

  • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.

  • Гравюра на картоне.

  • Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

Связь с рисунком, композицией, живописью.


  1. Декоративно - прикладное искусство.

  • Декоративно - прикладное искусство - художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.

  • Техника создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика, цветоведение, флористика.

  • Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.

  • Беседы по декоративно - прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.

  1. Выставки, экскурсии

Учебно-тематический план

Наименование темы (раздела, главы)

Всего часов

Кол-во часов

Кол-во часов

теоретические

практические

1

Основы вышивания картин.

53

8

45

2

Оформление работ по вышиванию.

12

5

8

3

Выставки, экскурсии

3


Всего 68часов

Всего 14часов

Всего 52 часа

Четвертый год обучения - исследовательский этап: 11 лет.

На исследовательском этапе необходимо научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способности, ставить перед собой задачу и осуществить ее выполнение. Знание и умения, полученные впервые годы обучения, применяются в создании творческих работ. На этом этапе акцент на обучающий компонент делается в разделе декоративно - прикладного творчества. Дети знакомятся со спецификой работы дизайнера, последовательностью работы над проектом.

1.Основы рукоделия (аппликация из ткани, пуговиц)

  • Художественные рукоделие. Ткань, пуговицы - свободное владение.

- Воздействие цвета и формы на человека. Гармония цветовых отношений.

  • Композиция. Основные правила композиции:

а) объединение по однородным признакам.

б) соблюдение закона ограничения.

в) основа живой и статичной композиции.

г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства.

  • Беседы по истории аппликации с показом иллюстративного материала.

2.Бумагопластика

  • Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника.

  • Графика. Материалы - тушь, перо.

  • Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции рисунка

  • Связь с рисунком, композицией, живописью.

3.Изготовление мягких игрушек

  • Художественное конструирование.

  • Этапы работы дизайнера над проектом, архитектурные фантазии.

  • Особенности формообразования в пластике.

  • Работа по методу проекта: индивидуальная, коллективная. Обращение к предметам народного быта.


  1. Декоративно - прикладное творчество.

  • Декоративно - прикладное творчество - выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.

  • Техника создания изделий: Вышивание, аппликации. шитье.

  • Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, подбор материалов.

  • Беседы по декоративно - прикладному творчеству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.

  • Посещение выставок.


  1. Выставки, экскурсии

Учебно-тематический план

Наименование темы (раздела, главы)

Всего часов

Кол-во часов

Кол-во часов

теоретические

практические

1

Основы рукоделия (аппликации из ткани и пуговиц)

12

4

8

2

Бумагопластика

8

3

5

3

Изготовление мягких игрушек

13

1

2

4

Выставки, экскурсии

1


Всего 34часа

Всего 11часов

Всего22 часа

Календарно-тематический план первого года обучения

уро

ка

Тема (раздел, глава). Тема урока

Кол- во

часов

Тип урока

Содержание

учебного

материала

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Контроль качества образования. Формы контроля

Домашнее задание

Дата

Дата

План

Факт

1-2

Знакомство с вышивкой, освоение навыка.

2

Урок усвоения новых знаний. Урок-игра

Условия безопасной работы. Введение в образовательную программу. Индиви-дуальная работа.

Знать и применять основные требования безопасности приемов вышивания.

Стартовый контроль

Самоконтроль.

Альбом по вышиванию, презентация.


4-5

Знакомство с техника вышивания.

2

Урок усвоения новых знаний

Азы вышивания. Запяливание. Организация рабочего места. Основные цвета. Подбор цвета по гамме цвета. Радуга. Индивидуальная работа.

Знать основные правила приемов вышивания.


6-15

Простые вышивальные швы.

10

Отработка приёма вышивания в разных направлениях (гладь, крестик, полукрестик, вышивание на трикотажном полотне, стежок в перед, тамбурный шов, крестик) Индивидуальная работа.

Знать выразительные цвета в вышивании, уметь подбирать и использовать их в собственной творческой деятельности.

16-22

Вышивание салфетки.

7

Комбинированный урок.

Расчет схемы рисунка. Выбор стежков вышивания, цветовой гаммы ниток, работа с канвой. Индивидуальная работа.

Знать выразительные возможности тона и пятна в изобразительном искусстве, уметь использовать их в собственной творческой деятельности

Самооценка

Альбом, схема по вышиванию, принадлежности для вышивания.


23-29

Вышивание картины

7

Комбинированный урок

Расчет схемы рисунка. Выбор стежков вышивания Индивидуальная работа.

Знать основные характеристики и свойства цвета.



















Календарно-тематический план

второго года обучения

уро

ка

Тема (раздел, глава). Тема урока

Кол- во

часов

Тип урока

Содержание

учебного

материала

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Контроль качества образования. Формы контроля

Домашнее задание

Дата

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие

1

Урок усвоения новых знаний

Условия безопасной работы. Введение в образовательную программу. Индивидуальная работа.

Знать и применять основные требования безопасности

Стартовый контроль

Альбом по вышиванию, схемы по вышиванию

2-11

Цветы для мамы.

10

Выполнение техники вышивания. Орнаментальная композиция. Организация рабочего места.

Уметь использовать технику вышивки в картинах.

Диагностика

Альбом вышивания, мулине, канва, схемы по вышиванию.

12-13

Оформление работы.

2

Комбини-рованный урок

Научиться оформлять работу в раму.

Знать приемы техники безопасности.

Самоконтроль.

Рама, готовая вышитая работа.

14-18

Рождественское чудо.

5

Комбини-рованный урок

Выполнение техники вышивания по схемам. Орнаментальная композиция. Организация рабочего места.

Знать приемы техники безопасности.

Самооценка

Альбом вышивания, мулине, канва, схемы по вышиванию.

19

Оформление работы.

1

Научиться оформлять работу в раму.

Знать основные приемы техники безопасности.

Самоконтроль.

Рама, готовая вышитая работа.

20-29

Весеннее настроение.

10

Комбини-рованный урок

Стихия весеннего пробуждения природы в технике вышивания.

Знать основные характеристики и свойства цвета.

Самоконтроль. Самооценка.

Альбом вышивания, мулине, канва, схемы по вышиванию


30-31

Оформление работы.

2

Комбини-рованный урок

Научиться оформлять работу в раму.

Знать основные приемы техники безопасности.

Самоконтроль. Самооценка.

Рама, готовая вышитая работа.


32-41

«Веселые зверята»

10

Комбини-рованный урок

Научиться вышивать по схемам работу, подбирать цвета. Готовить канву к вышиванию.

Самоконтроль. Самооценка.

Альбом вышивания, мулине, канва, схемы по вышиванию


42-43

Оформление работы.

2

Комбини-рованный урок

Научиться оформлять работу в раму.

Знать основные приемы техники безопасности

Самоконтроль.

Рама, готовая вышитая работа.


44-52

«Украшаем полотенце»

10

Урок усвоения новых знаний

Научиться украшать полотенца в технике «крестиком» Подбирать и распределять рисунок и схему по вышиванию.

Знать основные приемы техники безопасности

Самоконтроль, самооценка.

Схемы по вышиванию, нитки мулине.Поло-тенце вафельное.


53-54

Оформление работ

2

Выставка работ учащихся

Оформление выставки.

Самоконтроль.

Рефлексивный контроль.


55-62

Орнаменты и обереги.

8

Урок усвоения новых знаний

Цветовой фон в технике монотипии. Дома - линиями, штрихами. Люди - силуэты. Цвет как выразитель настроения

Иметь представление о технике монотипии.

Альбом, графические материалы, стекло, гуашь, акварель, картон


63- 64

Оформление работ.

2

Комбини-рованный урок

Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала

Знать понятие «гравюра», иметь представление о русской деревянной архитектуре

Альбом, графические материалы, гуашь, акварель, картон


65-67

Выставки и экскурсии.

3

Итоговое занятие, экскурсия в музей на выставку.




























Календарно-тематический план

третьего года обучения

уро

ка

Тема (раздел, глава). Тема урока

Кол- во

часов

Тип урока

Содержание

учебного

материала

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Контроль качества образования. Формы контроля

Домашнее задание

Дата

Дата

План

Факт

1

2

Вводное занятие

2

Урок усвоения новых знаний

Введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями.

Знать и применять основные требования безопасности

Стартовый контроль

Диагностика

Самоконтроль.

Альбом, графические материалы


3

4

Листья и веточки

2

Комбини-рованный урок

Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости

Альбом, графические материалы, тушь, перо


5

6

Осенние листья

2

Комбини-рованный урок

Композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия - тушь, перо

Уметь работать с природным материалом

Альбом, графические материалы, тушь, перо, листья сухие


7-8

Рисующий свет

2

Комбини-рованный урок

Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды

Знать основы изобразительной грамоты: светотень

Альбом, графические материалы, гуашь, кисти


9-10

Натюрморт

2

Комбини-рованный урок

Наброски с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень - падающая.собственная

Знать основные правила построения предметов в натюрморте

Самоконтроль.

Альбом, графические материалы


11-12

Натюрморт из трёх предметов

2

Понятие «тон». Одноцветная акварель - «гризайль». Тоновая растяжка.

Знать понятие «тон», «гризайль», иметь представление о правилах построения предметов в натюрморте

Альбом, графические материалы, акварель, гуашь, кисти


13-15

Дворец Снежной королевы

3

Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

Знать выразительные возможности цвета. Уметь работать в группах.

Самооценка.

А3, графические материалы, акварель, гуашь, кисти


16

«Новогодний вернисаж»

1

Выставка работ учащихся

Самоконтроль.


17-18

Зимние забавы

2

Комбини-рованный урок

Движение в композиции. Ритм цветочных пятен.

Фигура человека в движении. Личный опыт.

Понимать роль пропорций в изображении фигуры человека.

Самоконтроль.

Альбом, графические материалы, акварель, гуашь, кисти


19-

21

Натюрморт

3

Комбини-рованный урок

Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

Знать выразительные возможности цвета. Уметь с помощью цвета передавать настроение в натюрморте

Самоконтроль.

Альбом, графические материалы, гуашь, кисти


22

Этюды с натуры «Фрукты и овощи»

1

Природная форма - лист. Тоновая растяжка цвета, акварель

Первичные навыки живописной работы


23-24

Пейзаж в живописи

2

Урок усвоения новых знаний

Изобразительные свойства акварели. Беседа о пейзаже, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

Знать выразительные возможности цвета. Основы воздушной перспективы.

Альбом, графические материалы, акварель, кисти


25-26

«Улицы моего города»

2

Комбини-рованный урок

Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры.

Иметь представление о правилах построения в пространстве.

Простой карандаш, ластик, альбом


27

Экскурсия

1

Рефлексивный контроль


28-30

«Цветы и бабочки»

3

Комбини-рованный урок

Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа.

Уметь правильно разместить композицию

Самооценка

Деревянная основа, клей ПВА, гуашь, кисти


31-33

Итоговая творческая работа

3

Комбини-рованный урок

Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.

Применять в графической работе различные техники и приемы

Самооценка

Материалы по выбору


34

Итоговая выставка

1

Выставка работ учащихся

Анализ результатов собственной художеств. деятельнос-ти


Календарно-тематический план

четвертого года обучения

уро

ка

Тема (раздел, глава). Тема урока

Кол- во

часов

Тип урока

Содержание

учебного

материала

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Контроль качества образования. Формы контроля

Домашнее задание

Дата

Дата

План

Факт


ОСНОВЫ РУКОДЕЛИЯ (АППЛИКАЦИИ ИЗ ТКАНИ И ПУГОВИЦ)


1

Вводное занятие

1

Урок усвоения новых знаний

Условия безопасной работы. Введение в образовательную программу. Индивидуальная работа.

Знать и применять основные требования безопасности

Стартовый контроль

Презентация работ.


2-13

Основы рукоделия (аппликации из ткани и пуговиц)

12

Комбини-рованный урок

Основные приемы композиции. Работа над композицией из ткани и пуговиц.

Развитие композиционного мышления и воображения в технике аппликации, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла

Самоконтроль

Материалы: (нитки, пуговицы, ткань)





14-21

8

Комбини-рованный урок

Основные приемы техники квилинга.

Знать технику и приемы квилинга

Самоконтроль.

Цветная бумага, клей, ножницы.


22-34

1

Комбини-рованный урок

Иметь представление о технике «монотипии»

Самооценка.

Альбом, графические материалы, гуашь, кисти


6-7

2

Комбини-рованный урок

Создание работы в технике «граттаж»

Иметь представление о технике «граттаж»

Самоконтроль.

Альбом, графические материалы, гуашь, кисти, восковая свеча, зубочистка


8-10

3

Комбини-рованный урок

Основные приемы композиции. Работа над композицией

Создавать композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент)

Самооценка.

А3, графические материалы, гуашь, кисти


11

1

Комбини-рованный урок


12

1

Комбини-рованный урок

Создание работы в новой технике

Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла

Самоконтроль.

Альбом, графические материалы, гуашь


Итого

12



БУМАГОПЛАСТИКА

13

Комбини-рованный урок

Работа по представлению графическими материалами

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Диагностика

Альбом, графические материалы


14

Комбини-рованный урок

Работа-фантазия в черном и белом цвете

Создавать графическими средтвами творческие работы на основе собственного замысла

Самоконтроль.

Альбом, графические материалы, черная и белая гуашь


15-16

Комбини-рованный урок

Понятие «тон». Одноцветная акварель - «гризайль». Тоновая растяжка.

Знать понятие «тон», «гризайль», иметь представление о правилах построения предметов в натюрморте

Самооценка.

Альбом, графические материалы, акварель


17-18

Комбини-рованный урок

Работа по представлению графическими материалами

Изображать графическими средствами животных и птиц. Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке.

Самоконтроль.

Альбом, графические материалы


19-20

Комбини-рованный урок

Работа на воображение

Создавать графическими средствами творческие работы на основе собственного замысла

Самооценка.

Альбом, графические материалы, гелиевые ручки, краски, фломастеры


Итого

8



ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЯГКИХ ИГРУШЕК


Самоконтроль.

21

Любимые животные

1

Комбини-рованный урок

Лепка животных

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Использование приёмов работы со скульптурными материалами.

Передача в объёмной форме фактуры.

Моделировать с помощью трансформации природные формы.

Самоконтроль

Пластилин или глина, стеки, клеенка


22-23

Знакомство с рельефом

2

Комбини-рованный урок

Создание рельефного изображения на заданную тему

Пластилин или глина, стеки, клеенка, пластиковое или картонное основание


Итого

13



ВЫСТАВКИ И ЭКСКУРСИИ

34

«Новогодний вернисаж»

1

Выставка работ учащихся

Различать виды искусства. Высказывать суждения по вопросам языка художественной выразительности и изобразительного искусства. Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам изобразительного искусства.

Анализ результатов собственнойхудожест-венной деятельнос-ти


Итого

1



Прогнозируемые результаты

Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

  • названия основных и составных цветов;

  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;

  • изобразительные основы декоративных элементов;

  • материалы и технические приёмы оформления;

  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

  • пользоваться материалами.

Обучаемые второго-третьего года обучения

Должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной - Лебедевой;

  • основы графики;

  • правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

  • проявлять творчество в создании работ.

Обучаемые четвертого года обучения

Должны знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;

  • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;

  • различные виды декоративного искусства;

  • творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.

  • правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Должны уметь:

  • работать в определённой цветовой гамме;

  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;

  • передавать пространственные планы способом загораживания;

  • передавать движение фигур человека и животных;

  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

  • свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.




Учебные пособия для учителя.

  1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? - М.,1998г.

  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.,1985г.

  3. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. - М., 2009.

  4. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. - М., 2009.

  5. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. - М., 2009

  6. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.,1987г.

  7. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.,1994г.

  8. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М.,1983г.

  9. Орлова Л.В. Хохломская роспись. - М.,1998г.

  10. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.- М., 1981г.

  11. Программно - методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

  12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 1999 г.

  13. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

  14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

  15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. - М., 1978г.

  16. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе. - М..1988г.

  17. Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983г.

  18. Б.М. Неменский. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы/ Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.A. Неменская., изд. «Просвещение», 2006

  19. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [ Б.М.Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. - М.: Просвещение, 2011

Учебная литература для учащихся

  1. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева. -М., 2003.



© 2010-2022