Программа факультатива «Живой лоскуток

Программа разработана для учащихся 7-9 классов. Программа содержит разделы по обучению учащихся лоскутному шитью в разных  техниках. Рассматривается обучение техникам квадрат, полоски, витражи. Также даётся понятие цвета и оттенков, что такое шаблон и виды шаблонов. Сочетание цвета и фактуры ткани, подбора композиции для работы и её планирование.  Подразумевает развитие творческих способностей у учащихся старших классов. Главная задача стоящая перед преподавателем приобщить учащихся к  лоскутном...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа факультатива « Живой лоскуток» разработана учителем профессионально-трудового обучения Гладун А.И.. на основании следующей литературы: Максимова М, Кузьмина М « Лоскутики», издательство «ЭКС МО- Пресс», 2000г., Ногель О., « Художественное лоскутное шитьё». М- школа-Пресс, 2000г.
В последние годы стали очень популярны занятия декоративно-прикладным творчеством. Возрос интерес к национальным ценностям, художественным традициям своего народа. Поиски новых средств выразительности приводят к желанию вникнуть в истоки национальной культуры.
Лоскутная техника, т. е. шитьё из лоскутков - это народное прикладное искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Не случайно у разных народов в разные времена мы встречаем изделия, ставшие истинными произведениями искусства. Как художественная работа шитьё из лоскутков по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики. Но если мозаичное панно представляет собой элемент украшения и выполняет сугубо декоративную функцию, то изделия из лоскутков приносят вместе с тем и конкретную пользу, делают наш дом не только краше, но и удобнее, уютнее. Выдержанные в едином цветовом, сюжетном или орнаментальном решении изделия из лоскутков могут придать интерьеру помещения стилевую направленность, индивидуальность. Создаваемые изделия могут выполнять не только декоративную функцию, как, например, различного рода декоративные панно и свободные композиции, но и утилитарную: сумки, пледы, подушки, покрывала, настенные и напольные ковры.
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.
Цель курса - формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественной деятельности через лоскутное шитьё.
Основными задачами программы являются:

1. Обучение доступным приемам трудовой творческой деятельности.
2. Коррекция недостатков познавательной, эмоционально-волевой сферы.
3. Планирование, организация и выполнение работы с опорой на учебно-техническую документацию, оценивание результатов работы на каждом этапе.
4. Готовить учащихся к профессиональному самоопределению.
5. Развитие эмоционально-эстетического отношение к миру, к человеку и к предметам.
6. Воспитание положительных качеств личности.

Лоскутное шитьё формирует у школьников чувство хозяина - в доме всё пригодится, всему есть применение. Искусство составления гармоничного узора из случайных, оказавшихся под рукой лоскутков, развивает художественный вкус, фантазию. А процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца.
Немаловажно, что этот вид рукоделия не требует особых материальных затрат, так как для выполнения работ используется бросовый материал.
Полученные учащимися знания и умения пригодятся им в жизни, а формируемые при этом такие важные качества личности, как настойчивость, терпение, аккуратность в труде, творческая фантазия будут способствовать успеху в любой работе.
Программа кружка рассчитана на учащихся 5-9 классов коррекционной школы с общим объёмом 35 часов, один год обучения (изучение в объёме 1 час в неделю). Основное содержание программы составляют практические работы (до 90% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.

Межпредметные связи - рисование, чтение, математика, литература, русский язык.
Виды контроля:
Поскольку уроки носят практический характер, то существуют следующие виды контроля:
текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный, итоговый.








Материально- техническое обеспечение программы

Кадры Учитель трудового обучения
Материально-технические ручные иглы, наперсток, швейные машины, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек
Наглядные средства обучения Электронные книги, журналы с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, презентации, готовые поделки в технике «пэчворка»
Помещение Школьная мастерская

Прогнозируемые результаты

• - овладение учащимися знаний об используемых приспособлениях и инструментах, о подборе ткани по цвету и фактуре;
• - овладение детьми умений и навыков правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;
• - сформировать устойчивый интерес детей к декоративно-прикладному искусству, шитью;
• - повысить активность участия детей в творческих конкурсах, выставках, научно-практических конференциях;
• - рост самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений.
• - самостоятельная ориентировка в задание; работа по составленному плану; осуществление необходимых контрольных действий по качеству работы; работа по учебно-технической документации; употребление в речи технических терминов.








Тематический план

тема

Всего часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

Вводное занятие

Цвет, композиция, орнамент

Техника « квадрат». « Двухцветная шахматка»

Техника « Уголки» ( чешуйка)

Техника «Спираль»

Техника « Полоски»

Узор «бревенчатая изба», « ананас»

Техника « Витражи»

Выполнение творческого проекта « Весёлые лоскутки»

Итого:

1

1

5

5

5

5

4

9



35

1

1

1

1

1

1

1

1



8

1

4

4

4

4

3

7



27








Содержание программного курса
Вводное занятие - 1 час.
Лоскутное искусство и его роль в жизни человека. Использование изделий в стиле «пэчворк» в оформлении интерьера. Подготовка лоскута к работе (стирка, декатировка, крахмаление).
Материалы, инструменты и приспособления. Правила техники безопасности. Виды швов, применяемые при стачивании лоскута. Эскиз-шаблон-деталь. Отделка изделий. Демонстрация изделий, выполненных в различных техниках лоскутного искусства.
Цвет, композиция, орнамент - 1 час
Основы цветоведения. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Смещение цветов. Основные понятия об орнаменте, видах орнаментов. Композиция орнамента, пропорции, ритм, симметрия. Применение орнамента в Казахском национальном костюме и предметах быта.


Наглядность: цветовой круг, образцы хроматических и ахроматических цветов, виды орнамента, предметы быта.

Практическая работа: упражнения по рассортировке тканей на холодные и теплые тона, сочетание контрастных и родственных цветов ткани.

Учащиеся должны знать: основы цветоведения, группы «холодных» и «теплых» цветов, их сочетание, свойства материалов, виды орнамента и способы его нашивания.
Учащиеся должны уметь: владеть цветовой грамотой, разделять «холодные» и «теплые» тона, подбирать их сочетания, подбирать орнамент, вырезать его и использовать различные способы нашивания орнамента на основу.

Техника «квадрат» - 5 часов.
Рисунок. Перевод рисунка на ткань. Расчёт и раскрой квадратиков. Соединение, способы соединения квадратов. Двухцветная «шахматка». «Шахматка» по диагонали.

Наглядность: - изделия с примененной техникой: двухцветная «шахматка», «шахматка» по диагонали, учебно-техническая документация.

Практическая работа: скатерть, коврик на пол.

Учащиеся должны знать: как производить расчет квадратов и способы их соединения.

Учащиеся должны уметь: рассчитывать, раскроить по шаблону квадраты и соединить их, использую технологию.

Техника «уголки» («чешуйка») - 5 часов.
Техника выполнения изделий из уголков. Складывание лоскута в форме уголка. Соединение уголков с основой. Окантовка готового изделия.

Наглядность: образцы готовых изделий: прихватки «рыбные», подставка под
горячее, грелки на чайник, учебно-техническая документация.

Практическая работа: пошив прихватки «рыбки» подставка под горячее (на выбор).

Учащиеся должны знать и уметь: технику складывания уголков и способ их настрачивания на основу, производить наиболее рациональный выбор складывания уголков.

Техника «спираль» - 5 часов.
Форма лоскута в «спираль». Технология соединения лоскутов: по форме, по цвету. Составление блоков в изделиях.

Наглядность: образцы готовых изделий - диванная подушка, панно,
коврики на стену, прихватки, пледы, декоративные наволочки. УТД.

Практическая работа: учащиеся выполняют работу по самостоятельному выбору.

Учащиеся должны овладеть: технологией соединения лоскутов различной формы без предварительного сметывания по часовой стрелке, начиная от «зрачка». Нашивание лоскута используя учебно-техническую документацию и осуществлять необходимые контрольные действия в процессе выполнения задания.

Техника «полоски» -5 часов.
Знакомство с многообразием национальной одежды республики Казахстан и России. История казахской одежды и русского национального костюма. Назначение, ткани и отделка. Характерные особенности костюма. Применение техники «полоски» при пошиве казахского и русского национальных костюмов. Раскрой полос. Способы стачивания: прямое стачивание, диагональное с основой и без основы.

Наглядность: рисунки костюмов, населяющих РК, предметы быта,
эскизы костюмов, УТД.

Практическая работа: - Зарисовка видов орнамента, изготовление предметов быта: сумка (аяқ - қап), изготовление көрпе, фартука с русским национальным орнаментом.

Учащиеся должны уметь: раскрывать полоски различной ширины и длины и уметь стачивать любым способом на выкроенную основу или без основы.

Техника «Витражи» - 4 часа
Использование техники «витражи» (магический квадрат) для покрывал, сумок, жилетов и т.д. Техника выполнения магического квадрата - детали. Подбор ткани для фона и для цветков. Раскрой квадратов. Техника складывания квадратов - цветка, их соединение в одно полотно. Обработка «конвертиков. Обработка кроев» под рамку», обработка углов.

Практическая работа: прихватка.

Наглядность: изделия с примененной техникой, УТД.

Учащиеся должны: совершенствовать умение работать вручную,
складывать квадраты и выкраивать квадратики и уголки
для «конвертиков».

Выполнение творческого проекта «Веселые лоскутки» - 9 часов
Выдвижение проблемы (выбор темы), обсуждение, анализ. Требование, ограничения, условия необходимые для выполнения проекта. Сбор информация, специальной литературы. Планирование и изготовление изделий в стиле «пэчворк». Реклама. Оформление творческого проекта.



Учащиеся должны: показать знания и умения, полученные на факультативных знаниях выбрать свою тему обосновать выбор, составить план на изготовление изделия, выполнить техническую документацию, чертежи, схемы, инструкционные карты, подсчитать стоимость своего изделия и провести анализ и сделать вывод.







Использованная литература:

1. Максимова М, Кузьмина М, Лоскутики издательство «ЭКС МО - Пресс», 2000г.
2. Ногель О., «Художественное лоскутное шитье. М - школа - Пресс, 2000г.
3. Журнал «Школа и производство» № 2 № 4 - 2000г.

Ресурсы:
• vilushka.ru/izd_L.html
• loskutnik.ru/
• loskutnik.ru/article/view/loskutnye_prihvatki.html
• tehnologia.59442s003.edusite.ru/p54aa1.html











Календарно-тематическое планирование

Дата план

Дата

факт

Тема урока

Кол-во часов

Теория

Практика

1



Вводное занятие

1

1

-

2



Цвет, композиция, орнамент

1

1

1

3



Техника « квадрат».

« Двухцветная шахматка»

5

1

4

4



Техника « Уголки»

( чешуйка)

5

1

4

5



Техника «Спираль»

5

1

4

6



Техника « Полоски»

Узор «бревенчатая изба», « ананас»

5

1

4

7



Техника « Витражи»

4

1

3

8



Выполнение творческого проекта « Весёлые лоскутки»

9

1

7

Всего: 35 8 27

© 2010-2022