• Преподавателю
  • Технология
  • МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВЫЯВЛЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВЫЯВЛЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

модульно-компетентностноЕ обучениЕ:

Выявление, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта

В современных условиях, средние профессиональные учебные заведения, к которым относится и наш металлургический техникум, при проектировании профессиональных образовательных программ имеют возможность определять тот практический опыт, умения и знания, которые будут востребованы на рынке труда.

Наше учебное заведение, осуществляющее подготовку кадров по специальностям разного направления (металлургия, автоматизация технологических процессов, экология, теплотехника, экономика и др.) при проектировании профессиональных образовательных программ, должно стремиться максимально использовать возможности самостоятельно разрабатывать содержание обучения и реализовывать его, используя академические свободы, заложенные в образовательном стандарте.

Задача подготовки специалистов в металлургическом техникуме может быть решена широким применением многоступенчатости, причем каждая ступень обучения носит характер профессиональной завершенности. Многоступенчатость, делающая новую образовательную модель более адаптированной по отношению к интересам и возможностям личности и потребностям заказчиков кадров, основана на взаимосвязи преподавателей техникума и предприятий - социальных партнеров, в сочетании с усилением общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки.

В качестве основного механизма, который призван обеспечить студента (обучающегося) необходимыми как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями рассматривается модульно-компетентностный подход, находящийся в русле концепции непрерывного в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника. Целью данного подхода является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования - с другой.

Модульно-компетентностный подход в обучении предоставляет студенту широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только профессиональные, но и общие, сквозные и ключевые компетенции. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда.

Данный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения, создает возможность осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения, переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций. Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей.

Использование модульно-компетентностного подхода к обучению специалистов позволяет учебному заведению стать владельцем обучающего интеллектуального ресурса. В этой связи на первый план выдвигаются три важнейшие проблемы - проблема выявления, обобщения и распространения эффективного передового педагогического опыта в области модульно-компетентностного обучения, являющегося, бесспорно, современной педагогической инновацией. Речь, следовательно, идет о том, что преподаватель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.

Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер, направленный на успешное осуществление учебного процесса, улучшение качества работы всего педагогического коллектива. Поскольку, с моей точки зрения, основные принципы выявления, обобщения и распространения эффективного педагогического опыта как в области модульно-компетентностных технологий обучения, так и в других областях педагогической науки, не имеют четких различий, то я, в дальнейших своих рассуждениях на эту тему, позволю себе говорить только об «эффективном педагогическом опыте».

Что такое эффективный педагогический опыт? Под эффективным опытом, в широком смысле, следует понимать высокое профессиональное мастерство преподавателя, когда значительные положительные результаты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке принципов и методов. Эффективный опыт в узком смысле несет в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это новаторство. Вместе с тем, эффективный опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют педагогическую науку и практику. Кто должен этим заниматься? На практике изучением, обобщением и распространением эффективного педагогического опыта, разработкой вопросов его использования в работе преподавателей занимаются научные работники, методисты, руководители образовательных учреждений, сами педагоги - «носители» эффективного опыта.

В процессе выявления, обобщения, распространения и внедрения эффективного педагогического опыта можно выделить несколько этапов. 1. Выявление опыта и его оценка. Эффективный опыт выявляется в процессе длительного наблюдения за работой преподавателя. 2. Изучение опыта. Приступая к изучению опыта, необходимо четко сформулировать цель и задачи, на основании их составить программу, определить методику изучения. Основной метод изучения опыта - непосредственное наблюдение за работой преподавателя. Целенаправленность, планомерность и систематичность его проведения, правильная фиксация результатов - вот главные условия его эффективного использования. 3. Обобщение опыта. Большое значение имеет изучение и анализ документации из опыта преподавателя, (докладов и тезисов выступлений на заседаниях педсовета, методического объединения, научно-практических конференциях, методических разработок преподавателя).

Как это выявить? Педагогическая наука разрабатывает критерии, по которым можно выявить эффективный педагогический опыт. Все их следует рассматривать в системе, что позволит дать комплексную оценку эффективного опыта. Высокая результативность - один из важнейших критериев эффективного педагогического опыта. Результаты обучения и воспитания, достигнутые преподавателями, опыт которых определяется как эффективный и передовой, должны значительно отличаться от результатов массового опыта педагогов.

Стабильность результатов предполагает достижение высоких положительных результатов на протяжении длительного времени. Эффективный педагогический опыт характеризуется перспективностью развития, применения его на практике, возможностью дальнейшего развития. В связи с этим важно выяснить, за счет чего достигнуты высокие результаты. Не может быть использован опыт, положительные результаты которого достигнуты, в основном, за счет некоторых индивидуальных особенностей педагога, специального подбора состава студентов, использования методов, противоречащих принципам обучения и воспитания.

Эффективный педагогический опыт неотделим от понятия новизны в деятельности педагога, имеющей очень широкий диапазон. Она может быть проявлена на различных уровнях. Новизна на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания и т. д.). Эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса. Рационализация отдельных сторон педагогического труда.

Как это изучить и обобщить? Более сложной и объемной является работа по изучению и обобщению системы работы преподавателя. Она включает в себя:

  • знакомство с уровнем теоретической и методической подготовки преподавателя;

  • оценку работы преподавателя по (тематическому планированию, использование дополнительной литературы, правильный подбор материала и т. д.);

  • посещение серии занятий по одной или нескольким темам;

  • изучение деятельности преподавателя по совершенствованию своего педагогического мастерства (самообразование, участие в коллективных формах методической работы, помощь коллегам);

  • анализ и оценку качества знаний, умений и навыков студентов.

Для организации передачи эффективного педагогического опыта должны быть использованы разнообразные формы работы:

  • самообразование преподавателей;

  • методические объединения, различные конкурсы профессионального мастерства;

  • постоянно действующий режим консультирования, осуществляемый методистами и коллегами;

  • курсы повышения квалификации;

  • творческие семинары и научно - практические конференции;

  • научные публикации в специальных периодических изданиях.

В создании и передаче эффективного опыта большую роль играет личность преподавателя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы.

В реальной практике преподаватели часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта и опыта своих коллег. Хотя, совершенно очевидно то, что выявление, обобщение и распространение эффективного и передового педагогического опыта позволяет успешнее осуществлять учебный процесс, улучшать качество работы всего педагогического коллектива.

Резюме. Педагогический опыт - это актуальный творческий опыт, основанный на достижениях педагогов для получения высоких результатов в обучении, развитии и воспитании студентов при оптимальной организации учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей учащегося и личных возможностей. Эффективный педагогический опыт - это совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной работы, основа профессионального мастерства, один из источников развития педагогической науки. Основными критериями эффективного педагогического опыта являются высокая результативность, стабильность результатов, наличие перспектив его развития.

Важнейшими задачами в развитии практики преподавания должны стать выявление, изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта в области модульно-компетентностного обучения, позволяющего подготавливать высококвалифицированных специалистов, способных работать в условиях постоянно изменяющейся ситуации в сфере рынка труда, и непрерывно, в течение всей жизни, продолжающих свой профессиональный рост.


© 2010-2022