- Преподавателю
- Технология
- Самодельное наглядное пособие. Горное жилище осетин. Методический материал
Самодельное наглядное пособие. Горное жилище осетин. Методический материал
Раздел | Технология |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кантемирова С.Б. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образование и науки РСО- Алания
МБОУ СОШ №41
Самодельное наглядное пособие.
Горное жилище осетин.
учитель технологии: Кантемирова С.Б.
г.Владикавказ
Поселение в горах и на равнине у осетин называются «хъᴂу». Решающее
значение при выборе места поселения имели соображения безопасности
и обороны, близость водных источников и другие хозяйственные интересы.
Селения могли называться именем местности или по какому-либо харак-
терному признаку. Селения обычно делились на фамильные карталы. Если
фамилия основывала собственный отселок, то он мог носить фамильное наз-
вание- например «поселение Абаевых», «поселение Гутиевых».
Горные селения не имели улиц, их заменяли переулки, по которым можно
было пройти пешком или проехать верхом на лошади. Посторонний человек
с трудом ориентировался в большом горном поселении.
Равнинны селения осетин первоначально строились так же, как горные-
без определенного плана. Это было удобно и в военном отношении, позво-
ляя успешнее держать оборону, дезориенировть нападавих.
Осетины тщательно выбирали место для постройки дома. В некоторых
районах Осетии существовал такой обычай: там, где предполагалось строи-
тельство дома, зарывали в землю глиняный кувшин с налитым в него до по-
ловины молоком. Кувшин этот открывали через месяц, и если молоко забро-
дило, то считали, что Покровитель места (Бынатыхицау) согласен и место
счастливое.
На новом месте перед началом строительства осетины разжигали костер,
чтобы «прогнать» злых духов.
«Хᴂдзар». Осетинское слово «хᴂдзар» имеет два значения, в широком
смысле оно означает «дом,жилище», а в узком- главное жилое помещение,
где горит очаг, именуемый по- осетински «къона».
Хᴂдзар по линии очага делился на две части: правую (мужскую) и левую
(женскую). В мужской половине хᴂдзара находилась большая часть мебели.
У очага стояло почетное кресло хозяина дома, деревянный диван, стулья.
Здесь же, на колышках, вбитых в стену, вверх ножками лежал традицион-
ный трехногий столик («фынг»). На стенах мужской половины помещения
висели мужские бурки, башлыки и оружие, являвшееся главной гордостью
хозяина дома.
На женской половине дома была расставлена домашняя утварь-дере-
Вянная посуда, рога для напитков, глиняные кувшины и др. У очага стояла
люлька для ребенка, ящик для хранения посуды, корыто («арынг»). Здесь
ежедневно готовили пищу, делали сыр и другие продукты длительного
хранения, ткали сукно, шили одежду и т.д. К хᴂдзару примыкала кладовая
(«къᴂбиц»), в которой единолично распоряжалась старшая хозяйка
(«ᴂфсин»).
Женщины без особой необходимости на мужскую половину хᴂдзара
не ходили, тем более, что пищу для хозяина дома и гостей подавали млад-
шие мужчины семьи. Не только женщина не имела права свободного вхо-
да на мужскую половину, но и мужчина также не переступал мысленную
границу, делившую помещение хᴂдзара. Подавая еду, младшие мужчины
переступали эту условную границу только позади очага и никогда- впереди него.
В доме было несколько опорных столбов («цᴂджындз»), центральный из
которых, как правило, был украшен резьбой.
Когда молодому человеку приходило время жениться, он пристраивал к
Хᴂдзару новое помещение- семейную комнату «уат». Здесь стояла деревян-
ная кровать, устланная войлоком или ковром. Здесь же хранились много-
численные тюфяки, одеяла и подушки.
Жилище в качестве одного из основных мест ведения хозяйства было отда-
но в почти безраздельное владение женщине. Мужчина чувствовал себя
чуть ли не гостем, несмотря на то, что в силу господствующего положения
в семье и обществе восседал в доме на почетной половине. Но, например,
находиться днем в семейной комнате считалось для мужчины позором.
Литература:
К.С.Челехсаты Осетия и осетины. 1994г
В.С.Газданова Традиционная культура осетин
Интернет ресурсы