Самодельное наглядное пособие. Горное жилище осетин. Методический материал

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образование и науки РСО- Алания

МБОУ СОШ №41









Самодельное наглядное пособие.

Горное жилище осетин.







учитель технологии: Кантемирова С.Б.















г.Владикавказ

Самодельное наглядное пособие. Горное жилище осетин. Методический материал





Самодельное наглядное пособие. Горное жилище осетин. Методический материал







Поселение в горах и на равнине у осетин называются «хъᴂу». Решающее

значение при выборе места поселения имели соображения безопасности

и обороны, близость водных источников и другие хозяйственные интересы.

Селения могли называться именем местности или по какому-либо харак-

терному признаку. Селения обычно делились на фамильные карталы. Если

фамилия основывала собственный отселок, то он мог носить фамильное наз-

вание- например «поселение Абаевых», «поселение Гутиевых».

Горные селения не имели улиц, их заменяли переулки, по которым можно

было пройти пешком или проехать верхом на лошади. Посторонний человек

с трудом ориентировался в большом горном поселении.

Равнинны селения осетин первоначально строились так же, как горные-

без определенного плана. Это было удобно и в военном отношении, позво-

ляя успешнее держать оборону, дезориенировть нападавих.

Осетины тщательно выбирали место для постройки дома. В некоторых

районах Осетии существовал такой обычай: там, где предполагалось строи-

тельство дома, зарывали в землю глиняный кувшин с налитым в него до по-

ловины молоком. Кувшин этот открывали через месяц, и если молоко забро-

дило, то считали, что Покровитель места (Бынатыхицау) согласен и место

счастливое.

На новом месте перед началом строительства осетины разжигали костер,

чтобы «прогнать» злых духов.

«Хᴂдзар». Осетинское слово «хᴂдзар» имеет два значения, в широком

смысле оно означает «дом,жилище», а в узком- главное жилое помещение,

где горит очаг, именуемый по- осетински «къона».

Хᴂдзар по линии очага делился на две части: правую (мужскую) и левую

(женскую). В мужской половине хᴂдзара находилась большая часть мебели.

У очага стояло почетное кресло хозяина дома, деревянный диван, стулья.

Здесь же, на колышках, вбитых в стену, вверх ножками лежал традицион-

ный трехногий столик («фынг»). На стенах мужской половины помещения

висели мужские бурки, башлыки и оружие, являвшееся главной гордостью

хозяина дома.

На женской половине дома была расставлена домашняя утварь-дере-

Вянная посуда, рога для напитков, глиняные кувшины и др. У очага стояла

люлька для ребенка, ящик для хранения посуды, корыто («арынг»). Здесь

ежедневно готовили пищу, делали сыр и другие продукты длительного

хранения, ткали сукно, шили одежду и т.д. К хᴂдзару примыкала кладовая

(«къᴂбиц»), в которой единолично распоряжалась старшая хозяйка

(«ᴂфсин»).

Женщины без особой необходимости на мужскую половину хᴂдзара

не ходили, тем более, что пищу для хозяина дома и гостей подавали млад-

шие мужчины семьи. Не только женщина не имела права свободного вхо-

да на мужскую половину, но и мужчина также не переступал мысленную

границу, делившую помещение хᴂдзара. Подавая еду, младшие мужчины

переступали эту условную границу только позади очага и никогда- впереди него.

В доме было несколько опорных столбов («цᴂджындз»), центральный из

которых, как правило, был украшен резьбой.

Когда молодому человеку приходило время жениться, он пристраивал к

Хᴂдзару новое помещение- семейную комнату «уат». Здесь стояла деревян-

ная кровать, устланная войлоком или ковром. Здесь же хранились много-

численные тюфяки, одеяла и подушки.

Жилище в качестве одного из основных мест ведения хозяйства было отда-

но в почти безраздельное владение женщине. Мужчина чувствовал себя

чуть ли не гостем, несмотря на то, что в силу господствующего положения

в семье и обществе восседал в доме на почетной половине. Но, например,

находиться днем в семейной комнате считалось для мужчины позором.

Самодельное наглядное пособие. Горное жилище осетин. Методический материал



Литература:

К.С.Челехсаты Осетия и осетины. 1994г

В.С.Газданова Традиционная культура осетин

Интернет ресурсы

© 2010-2022