- Преподавателю
- Технология
- Урок по теме: Безработица
Урок по теме: Безработица
Раздел | Технология |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коваль С.В. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
10
План - конспект урока экономики.
Класс: 10 Дата__________
Тема урока: Рынок труда. Безработица и профсоюзы.
Цели:
Образовательные:
-
Научить основным критериям безработицы;
-
познакомить обучающихся с основными понятиями (безработица, рынок труда, профсоюзы);
-
ознакомить с представлением о том, что такое профсоюзы и как возникли;
-
ознакомить с основными видами безработицы;
-
ознакомить с формами оплаты труда;
Развивающие:
-
убедить в значимости данной темы в повседневной жизни;
-
уметь строить ответы на задаваемые вопросы;
-
способствовать формированию идей и взглядов о рынке труда и безработице.
Воспитательные:
Продолжить развивать следующие навыки:
-
развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений;
-
формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы;
-
слушать и выделять главную мысль;
-
анализировать полученную информацию, кратко конспектировать ее.
Задачи:
-
разобрать понятия что такое «безработица», «профсоюзы», «рынок труда»;
-
понять в чем различие «предпринимателя» от «менеджера»;
-
разобрать сущность безработицы, из-за чего она появляется;
-
ознакомить с возникновением профсоюзов;
-
ознакомить с основными видами безработицы.
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Форма проведения урока:
Словесно - иллюстративная беседа
Методы проведения занятия:
-
словесные (рассказ, беседа)
-
визуальные, наглядные (наглядные пособия, демонстрация).
Объект труда:
«Тест»
Материально - предметное оснащение:
- Оборудование: компьютер, проектор, экран;
- Наглядные пособия: презентация, видео курс безработицы и прожиточного минимума, учебник Автономов В.С. «Введение в экономику 10,11 классы»;
- Раздаточный материал: Тест, критерии оценки теста.
Ход урока:
этап
время
Формы и методы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
замечания
-
организационный
3-5 мин
Фронтальная
Беседа
-
приветствие
-
проверка состава
-
приветствие
-
дежурный отвечает
-
Сообщение темы и цели урока
2-3 мин
Фронтальная
-
рассказывает план урока
-
постановка целей и задач
-
внимательно слушают учителя
-
Изложение нового материала
12-13 мин
Объяснительно - фронтальная
Беседа
Демонстрация
-
изложение нового материала с применением презентации
-
внимательно слушают учителя, важное конспектируют
-
обобщение изученного материала на уроке
4 мин
фронтальная
-
ответы на возникшие вопросы учеников по данной теме
-
задают интересующие их вопросы
-
Практическая работа. Применение полученных знаний
8-9 мин
Индивидуальная
-
Раздает тесты и критерии оценки тестов
решают, используя услышанный и законспектированный на уроке материал
-
комментирование оценки знаний
2-4 мин
Индивидуальная
-
комментирует ответы на тест, поощряет учеников за проделанную работу
Внимательно слушают про ошибки если такие имеются
-
Рефлексия
3 мин
Беседа
Индивидуальная
Расспрашивает об уроке.
Отвечают на поставленные вопросы
Теория для хода урока.
Слайд №1
3 мин теории с видео курсом по «безработице»
Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно:
-
Не имел работы
-
Искал работу
-
Был готов приступить к работе
Слайд №2
30-60 сек
Полная занятость - Состояние занятости, при котором спрос на рабочие руки равен предложению. Полная занятость - по определению международной организации труда (МОТ) - уровень занятости, при котором все лица, вышедшие на рынок труда, способные трудиться и активно ищущие работу, могут получить ее. В СССР этот термин обозначал поголовное вовлечение населения в общественное производство.
Слайд №3
1 мин.
Уровень безработицы в России, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2010 г составил 8,6 проц. Уровень занятости населения - отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста - составил 61,1 проц. См. формулы «занятости» и «безработицы»
Слайд №4
1мин.
Обычно называют три основных типа безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Упоминается также скрытая, сезонная и т.д.
Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг.
Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше.
Циклическая, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины.
Слайд №5
2 мин. теории с видео курсом по «прожиточному минимуму»
Оплата труда - вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику за работу, без вычета налогов и других удержаний.
Оплата труда есть основной мотив трудовой деятельности и денежный измеритель стоимости рабочей силы.
Оплата труда:
- обеспечивает связь между результатами труда и его процессом; и
- отражает количество и сложность труда работников различной квалификации.
Слайд №6
1мин.
Профессиональный союз (профсоюз) - добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.
Слайд №7
1мин.
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.
Слайд №8
1мин.
В конце XVII века в Англии начинается переход от товарного капитала к промышленному. В ходе начавшейся промышленной революции на крупных предприятиях начинают использоваться первые машины - прядильные и паровая.
Развитее машинного производства приводило к распаду цехового и мануфактурного производства. В промышленности всё более начинает развиваться фабричное производство с различными техническими усовершенствованиями.
Слайд №9
30сек.
Английский парламент принял закон, разрешающий полную свободу рабочих коалиций. Это произошло в 1824 году.
Слайд №10
1мин.
в США первый общенациональный рабочий союз, Рыцари Труда (Knights of Labor), возник в 1869, но к концу 19 в. он пришел в упадок, и крупнейшей национальной рабочей организацией стала основанная в 1881 Американская Федерация Труда, АФТ (American Federation of Labor, AFL). В 1955 она слилась с Конгрессом производственных профсоюзов, КПП (Congress of Industrial Organization, CIO), с тех пор эту ведущую профсоюзную организацию США называют АФТ-КПП.
Слайд №11
1мин.
Предшественниками профсоюзов в России принято считать стачечные комитеты, которые возникали в 1890-е. Профсоюзы в собственном смысле слова появились в нашей стране только во время революции 1905-1907. Именно в этот период сложились профсоюзные комитеты на крупных питерских заводах - Путиловском, Обуховском. 30 апреля 1906 в российской столице состоялось первое общегородское собрание рабочих - металлистов и электриков. Эту дату принято считать точкой отсчета истории профсоюзов нашей страны.
Слайд №12
1мин.
Заработная плата различается по странам, регионам, различным видам деятельности и индивидуумам. Ставки заработной платы значительно выше в Соединенных Штатах Америки, чем в Китае или Индии; также они в целом выше на севере и востоке США, нежели чем на юге страны; водопроводчики получают больше, чем сборщики хлопка, врач А может заработать вдвое больше, чем врач Б за такое же количество часов работы в другой местности. Ставки заработной платы также дифференцируются по полу и расовым признакам.
Рефлексия урока учениками:
1 Какова была тема урока?
2 Какая цель стояла перед тобой на уроке?
3 На какие знания, полученные тобой по этому предмету, ты опирался на уроке?
4 На какие знания по другим предметам ты опирался на уроке?
5 Какие новые знания, идеи, правила ты освоил, на уроке?
6 Какие мысли, чувства вызвал у тебя этот урок?