Пояснительная записка к рабочей программе (5 класс) по стандартам второго поколения

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов



СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

_________ /Станкевская Л.П./

подпись Ф.И.О.

Протокол № _____________

заседания МО

от ____ _____________ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР

_________ /Нурисламов С.Ф./

подпись Ф.И.О.

Протокол № _______________

заседания НМС

от ____ _____________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №10

_________ /Озерова Е.В./

подпись Ф.И.О.

Приказ № ______________

от ____ _____________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет Технология. Технологии ведения дома

Уровень общеобразовательный

общеобразовательный, профильный, углубленный

Станкевская Лилия Павловна

Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 5А, 5Б, 5В, 5Г, 5Д


2015-2016 учебный год

Количество часов:

всего 70 ч.; в неделю 2 ч.


  • Программа разработана на основе Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5 - 9 классы : проект. - М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).___________________________________________________________________________________________

указать примерную или авторскую программу/ программы, издательство, год издания при наличии

Сургут, 2015 г.



Пояснительная записка к рабочей программе

учебного курса технологии по направлению «Технологии ведения дома»

для 5-го класса

Рабочая программа по технологии для 5-х классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технологии ведения дома» общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Настоящая программа составлена в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (п. 18.2.2).

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова,. - М.: Просвещение, 2010. - 59 с.

  • Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5 - 9 классы : проект. - М. : Просвещение, 2010. - 96 с. - (Стандарты второго поколения).

  • Тищенко, А. Т. Технология : программа : 5 - 8 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М. : Вентана-Граф, 2012. - 144 с. - с. 3 - 66.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019043-5.

  • Письмо Минобрнауки РФ «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (от 19.04.2011 № 03-255).

  • Письмо Минобрнауки РФ «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (от 24.11.2011 № МД-1552/03).

  • Письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях".

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.2. №2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011.

  • Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 10.

  • Устав МБОУ СОШ № 10.

  • Положение о внутришкольном контроле в МБОУ СОШ № 10.

  • Положение о системе оценки качества образования в МБОУ СОШ № 10.

Обоснование необходимости выбора данного типа программы

Предмет технология входит в образовательную область «Технология» и является необходимым компонентом основного общего образования школьников. Структурирование учебного материала, определение последовательности изучения этого материала, распределение часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности составлено на основе Примерной программы по технологии в рамках направления «Технология ведения дома» 5 - 9 классы, 2010. (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа позволяет всем учащимся 5-х классов получить представление о целях, содер­жании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

- учебник: Технология. Технология ведения дома: 5 класса : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2014. - 192 с. : ил. рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

- методическое пособие для учителя: Синица, Н. И. Технология. Технология ведения дома : 5 класс : методические пособие / Н.В. Синица.- М.: Вентена-Граф, 2013.- 144с.)

Цель изучения данного курса

Организация образовательного процесса по технологии (Технологии ведения дома) в 5-х классах МБОУ СОШ № 10 для реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС основного общего образования.

  • формирование у школьников знаний и умений по ручной и механической обработке ткани с применением чертежей и технологических карт;

  • формирование у школьников представления о технологическом процессе кулинарной обработке продуктов, приобретение учащимися опыта пользования ручными инструментами и оборудованием;

  • ознакомление учащихся с простейшими способами технологии художественной отделки ткани.

В ходе обучения «Технологии ведения дома» по данной программе с использованием учебника, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

  • ознакомить обучающихся с наиболее распространенными технологиями обработки ткани и пищевых продуктов, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий и их свойствами;

  • сформировать элементарные умения по выполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке ткани и пищевых продуктов;

  • формирование деятельности учащихся по освоению приемов работы в различных видах технологий;

  • формирование деятельности учащихся по освоению приемов работы в различных видах технологий ведения дома.

В основу изучения технологии для 5-х классов положены такие принципы как:

  • развитие познавательных способностей обучающихся;

  • сознательность, творческая активность и самостоятельность;

  • наглядность и прочность результатов обучения;

  • обязательный поэтапный контроль;

  • бесконфликтность учебной ситуации;

  • гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста и успеха;

  • соединение обучения и воспитания.

Специфика данного курса

Основным видом деятельности учащихся, изучающих пред­мет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года уча­щиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Ку­линария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла».

С учетом специфики предмета основной целью изучения техноло­гии в системе основного общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Освоение технологического подхода, как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности, определяет общие цели учебного предмета «Технология»:

  • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; уме­ние объяснять объекты и процессы окружающей действитель­ности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них то­лерантных отношений и экологически целесообразного пове­дения в быту и трудовой деятельности;

  • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образова­ния, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и тех­нологий, отношения к технологии как возможной области бу­дущей практической деятельности;

  • приобретение учащимися опыта созидательной и твор­ческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов дея­тельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуни­кативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с инструментами в повседневной жизни.

Место данного курса в учебном плане ОУ

Предмет «Технология» является необходимым компонен­том общего образования школьников. Его содержание предо­ставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительнос­ти. Искусственная среда - техносфера - опосредует взаимо­действие людей друг с другом, со сферой природы и с соци­умом.

Базисный учебный (образовательный) план образователь­ного учреждения на этапе основного общего образования дол­жен включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5-х классах - 70 ч, из расчета 2 ч в неделю.

Рабочая программа обеспечивает требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования учащихся по направлению «Технологии ведения дома», определяемые Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по технологии за 35 учебных недель в году, из расчета 2 ч в неделю.

Обоснование особенностей изучения данного курса

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: обучающие стенды, плакаты, технологические карты для изготовления изделий, объекты труда, раздаточный материал.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В рабочей программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ (мини-проектов). Примерно 70% учебного времени отводится на практические занятия, самостоятельные работы, производственный труд; 30% на изучение теоретического материала.

Инвариантными содержательными линиями техно­логической подготовки школьников 5-х классов являются: формирование технико-технологической грамотности, понятия о технологической культуре производства, куль­туры труда, этики деловых межличностных отношений, развитие умений творческой созидательной деятельно­сти, подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально-трудовой адаптации в обще­стве.

Соотношение содержания программы и обязательного минимума содержания образования

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 10 с углублённым изучением отдельных предметов. Она включает в себя все разделы и темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по технологии, в соответствии с Примерной программой по технологии в рамках направления «Технологии ведения дома» 5 - 8 классы, 2010. (Стандарты второго поколения).

Кроме того, основой для составления рабочей программы принята типовая программа по технологии для 5-8-х классов, подготовленная авторским коллективом А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко в рамках направления «Технологии ведения дома», 2012 г., которая соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по технологии (2010 г.).

Формы и методы работы, определение образовательных технологий, используемых педагогом в процессе реализации данной программы

Для реализации данной программы используются педагогические технологии обучения: по уровню применения частнометодические, общепедагогические; по типу управления познавательной деятельностью традиционное, классическое; по подходу к обучающемуся личностно-ориентированное; по преобладающим методам - системный, элементы игрового, проблемный, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока.

Формы и методы обучения: технологии в 5-х классах является учебно-практическая деятельность учащихся (фронтальная, индивидуальная, групповая, рассказ, беседа, демонстрация трудовых навыков, самостоятельная работа учащихся).

. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение проектов. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению и машиноведению. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки конструкционных материалов, выполнение графических и расчетных операций, освоение ремонтных работ и выполнение мини-проектов. Для выполнения этих работ в школьной мастерской подготовлены соответствующие обучающие стенды и наборы раздаточного материала.

Формы и методы контроля: практическая работа (текущий контроль), выполнение проекта (итоговый контроль), тестовый контроль (периодический), устный контроль (текущий), чтение технологических карт.

Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, практико-лабораторных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.

Измерители учебных достижений

  1. Тестовые задания для проверки необходимого минимума теоретических знаний.

  2. Практические упражнения для проверки умений выполнения отдельных технологических операций.

  3. Лабораторно-практические работы с опорой на лабораторные исследования.

  4. Практические работы для проверки умений и навыков выполнения целостного технологического процесса.

  5. Итоговая работа - творческая работа или проект.

Прогнозируемые результаты по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как:

  • овладение необходи­мыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и частично механизированного труда с использованием распространенных инструментов, приспособлений;

  • применение в практической деятель­ности знаний, полученных при изучении основ наук.

Учебно-тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов самостоятельной работы учащихся (вне урока)

Теорию

Практику

1

Вводное занятие

2

1

1


2

Технологии домашнего хозяйства

2

1

1


3

Электротехника

1

0,5

0,5


4

Технологии творческой и опытнической деятельности по разделу "Технологии домашнего хозяйства"

4

2

2

1

5

Создание изделий из текстильных материалов

22

6

16

6

6

Технологии творческой и опытнической деятельности по разделу "Создание изделий из текстильных материалов"

8

4

4

4

7

Кулинария

14

4

10

2

8

Технологии творческой и опытнической деятельности по разделу "Кулинария"

4

2

2

2

9

Художественные ремёсла

8

3

5

3

10

Технологии творческой и опытнической деятельности по разделу " Художественные ремёсла "

5

2

3

2

Резерв учебного времени





Всего:

70

25,5

44,5

20

Результаты изучения предмета

В соответствии с рабочей программой изучение технологии в 5-х классах обеспечивает дос­тижение предметных, метапредметных и личностных резуль­татов.

Предметными результатами являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектиро­вания и создания объектов труда;

  • примерная оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

  • ориентация в имеющихся и возможных средствах и тех­нологиях создания объектов труда;

  • применение алгоритмов и методов решения организа­ционных и технико-технологических задач;

  • распознавание видов, назначения материалов, инстру­ментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

  • владение методами чтения технологической и инструктивной информации;

  • применение общенаучных знаний по предметам естест­венно-математического цикла в процессе подготовки и осу­ществления технологических процессов для обоснования и ар­гументации рациональности деятельности;

  • применение фор­м деятельности, соответствующими культуре труда и тех­нологической культуре производства.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

  • проведение простейших исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

  • подбор инструментов и приспособлений с учетом требова­ний технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • планирование последовательности операций и чтение операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожар­ной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • соблюдение трудовой и технологической дисципли­ны;

  • выбор и использование средств и видов пред­ставления технической и технологической информации и зна­ковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • подбор и применение инструментов, приспособлений и обо­рудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использова­нием контрольных и измерительных инструментов;

  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной дея­тельности.

В мотивационной сфере;

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

  • выражение готовности к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

  • согласование своих потребностей и требований с по­требностями и требованиями других участников познаватель­но-трудовой деятельности;

  • осознание ответственности за качество результатов труда;

  • проявление экологической культуры при обосновании объ­екта труда и выполнении работ;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  • рациональ­ная эстетическая организация работ;

  • художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего мес­та с учетом требований эргономики и научной организации труда;

  • опрятное со­держание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения проек­та с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

  • оформление технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

  • публичная презентация и защита проекта изделия, про­дукта труда или услуги.

В физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью сверлильного станка;

  • достижение необходимой точности движений при вы­полнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, приклады­ваемого к инструменту, с учетом технологических требова­ний;

  • сочетание образного и логического мышления в про­цессе проектной деятельности.

Метапредметными результатами являются:

  • алгоритмизированное планирование процесса познава­тельно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • проявление инновационного подхода к решению учеб­ных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • поиск новых решений возникшей технической или ор­ганизационной проблемы;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулиро­вание выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письмен­ной форме результатов своей деятельности;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энцикло­педии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • использование дополнительной информации при про­ектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

  • согласование и координация совместной познаватель­но-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требовани­ям и принципам;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой дея­тельности по принятым критериям и показателям;

  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответ­ствии с технологической культурой производства;

  • соблюдение норм и правил безопасности познаватель­но-трудовой деятельности и созидательного труда.

Личностными результатами являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

  • выражение желания учиться и трудиться в промышлен­ном производстве для удовлетворения текущих и перспектив­ных потребностей;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество сво­ей деятельности;

  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ре­сурсам;

  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяй­ства;

  • проявление технико-технологического и экономическо­го мышления при организации своей деятельности;

  • самооценка готовности к деятель­ности в сфере технического труда.

Тематическое планирование с указанием числа часов, отводимых на изучение тем, и определением основных

видов учебной деятельности, а также тематику творческой, исследовательской и проектной деятельности

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся




Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (4 ч)

Тема

Вводный инструктаж по ОТ и ПБ

(1 час)

Вводный урок

(1 час)

Правила поведения и техника безопасности в кабинете технология. Виды производственных травм.

Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских.

Выполнение тестового задания по ОТ и ПБ.

Изучение содержания и последовательности изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотекой кабинета, электронными средствами обучения.

Тема

«Интерьер кухни, столовой»

(2 ч )

Понятие об интерьере. Требования к интерьеру (эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические).

Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни на ПК

Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК

Раздел «Электротехника» (1 ч)

Тема
«Бытовые электроприборы» (1 ч )

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины и др.

Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне. Находить и представлять информацию об истории электроприборов. Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника

Раздел «Кулинария» (14 ч)

Тема

«Санитария и гигиена
на кухне»
(1 ч )

Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов.

Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии.

Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью.

Оказывать первую помощь при порезах и ожогах

Тема

«Физиология питания» (1 ч )

Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания

Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды

Тема

«Бутерброды и

горячие напитки» (2 ч )

Значение хлеба в питании человека. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Профессия пекарь. Виды горячих

напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Знакомиться с профессией пекарь

Тема

«Блюда из круп, бобовых

и макаронных изделий» (2 ч)

Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд

Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Знакомиться с устройством кастрюли-кашеварки. Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу. Определять консистенцию блюда. Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий. Находить и представлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Знакомиться с профессией повар.

Тема

«Блюда из овощей и фруктов»

(4 ч )

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка их к заморозке. Хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд

Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов. Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте. Готовить салат из сырых овощей или фруктов. Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Готовить гарниры и блюда из варёных овощей. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады

Тема

«Блюда из яиц»

(2 ч )

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при кулинарной обработке яиц. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд

Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам

Тема

«Приготовление завтрака.

Сервировка стола
к завтраку»

(2 ч )

Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами

Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки. Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом»

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22 ч)

Тема

«Свойства текстильных волокон растительного происхождения» (4 ч )

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях современного прядильного, ткацкого и отделочного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски тканей. Находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину. Изучать свойства тканей из хлопка и льна. Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач. Оформлять результаты исследований

Тема

«Конструирование швейных изделий» (4 ч )

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Копировать готовую выкройку. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий

Тема

«Швейная машина» (4 ч )

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад

Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнять закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Находить и представлять информацию об истории швейной машины. Овладевать безопасными приёмами труда

Тема

«Технология изготовления швейных изделий» (10 ч )

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с портновскими булавками. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обмётывание; временное соединение деталей - смётывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание (с открытым и закрытым срезами). Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания - машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей - стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке)

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Находить и представлять информацию об истории создания инструментов для раскроя. Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание. Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий, одежды. Овладевать безопасными приёмами труда. Знакомиться с профессиями закройщик и портной

Раздел «Художественные ремёсла» (8 ч)

Тема

«Декоративно-прикладное искусство»

(2 ч )

Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России. Посещать краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей). Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину

Тема

«Основы композиции и законы восприятия цвета»

(2 ч )

Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора

Тема

«Лоскутное шитьё» (4 ч )

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия

Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора. Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (21 ч)

Тема

«Исследовательская и созидательная деятельность»

(21 ч )

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности
в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта

Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников. Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Технологии жилого дома». Выполнять проект по разделу «Кулинария». Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект

Учебно-методический комплект. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс.

Программы:

Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы [Текст] : проект. - М. : Просвещение, 2010. - 96 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-020557-3.

Тищенко, А. Т. Технология : программа : 5 - 8 классы [Текст] / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М. : Вентана-Граф, 2012. - 144 с.

Учебно-методические пособия для учителя:

Основная литература:

  1. Технология. Технологии ведения дома [Текст]: 5 класс : методическое пособие / Н.В. Синица. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 144 с. Дополнительная литература:

1.Синица, Н. И. Технология: 5 кл. (вариант для девочек) [Текст] : метод. рекоменд. / Н. И. Синица; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентена- Граф, 2012. - 80 с.

Учебные пособия для учащихся:

1.Технология [Текст] : Технология ведения дома : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2014. - 192 с.: ил.

Электронные ресурсы, CD(DVD):

Энциклопедия современной хозяйки : незаменимый помощник в домашних делах [Электронный ресурс]. - М. : Одисей : Новый диск, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. - Систем. требования: ПК с процессором Pentium II 300 MГц ; 128 Мб ; Microsoft Windows NT/2000/XP/Vista ; монитор (1024х768), 16 бит ; дисковод СD-ROM ; URL : http//nd.ru.


© 2010-2022