Раскрой фартука 5 класс Технология (девочки)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Раскрой фартука


Цель: ознакомить с требованиями подготовки к раскрою швейного изделия с условиями настила ткани и рациональной раскладки деталей выкройки, с разметкой изделия, с приемами работы (булавки, ножницы и др.); научить раскраивать изделие, экономно расходуя ткань.

Наглядные пособия: Образец фартука, фартук и его крой; раскладка выкройки и разметка деталей фартука с двойной грудкой; контрольные лекала, образцы швов: стачной, вподгибку; все в натуральную величину.

Оборудование и материалы: сантиметровые ленты, ножницы закройщика для ткани, портновские булавки, карандаши; коробки для отходов.

На классной доске выписаны термины: настил, припуск, контур, обводка, выпад.

Ход урока

I. Повторение и объяснение с практическим закреплением.

Дается задание: освободить стол, приготовить все для раскроя: раскладка деталей фартука на ткани, детали выкройки, булавки и др. (см. выше).

Учащиеся:

а) вспоминают о разметке изделий из ткани по линейке и
шаблону (лекало) с обводкой контура карандашом или
швейным мелом (I класс);

б) рассказывают о раскладке выкроек на ткани и эконом-
ном расходовании ее (II класс);

в) показывают приемы раскроя ткани (III класс).

Им напоминают о прибавках ткани на соединение деталей и обработку.

Определяются условия для настила ткани и предварительной раскладки на ней деталей выкройки фартука.

Организуется фронтальное практическое закрепление знаний:

  1. Ткань сложить вдвое по долевому сгибу, лицевой стороной внутрь, сгибом к себе.

  2. Если ткань с рисунком в полоску, проконтролировать, чтобы сгиб ткани прошел посередине полосы - оси симметрии рисунка ткани.

  3. Раскладку выкроек начинать с крупных деталей. Если рисунок направлен в одну сторону, выкройки раскладывать на ткани в одном, выбранном для изделия направлении. С целью экономии ткани выкройки раскладывать так, чтобы неизбежные отходы ткани (выпад) получать не в виде мелкого многочисленного лоскута, а в виде крупных кусков, пригодных для практического использования.

  4. При раскладке выкроек парных деталей (карманов) особо тщательно контролировать совмещение одинакового рисунка полосок в обоих слоях настила ткани.

Далее учитель объясняет, что длинные узкие детали изделия обычно раскраивают без выкроек - производят расчеты и разметку на ткани; выкройки бретели и пояса используют в качестве мерочек для контроля ширины детали и направления долевой нити.

Детали, которые в одежде подвергаются большому натяжению (пояс, бретели), раскраивают по долевой нити. В этом случае при завязывании концов и натяжении дета¬лей на фигуре ткань не будет растягиваться, а следователь¬но, не будут разрываться нитки машинных строчек, выпол¬ненные на этих деталях.

Ширина пояса в готовом виде 3 см, в развернутом с прибавкой 2 см на швы - 8 см. Пояс состоит из двух час¬тей, при раскрое их надо следить за совмещением одинако¬вого рисунка у поперечного среза ткани.

Ширина бретели в готовом виде 2 см, если ее раз-вернуть и прибавить 2 см на шов, то в крое она будет ши-риной 6 см. Рисунок ткани на обеих бретелях должен быть симметричным по отношению к линии середины переда.

Размечая и раскраивая части пояса и бретели, надо следить за тем, чтобы линии срезов прошли строго по до-левой нити или по рисунку ткани (вдоль полосы).

При двойной грудке расход ткани для фартука не-сколько увеличивается, зато внешний вид изделия улучша¬ется (особенно если ткань тонкая):

а) грудка не приобретает серый оттенок (из-за на-

ходящейся под ней темной одежды) и хорошо гармонирует

с другими двойными деталями нагрудной части фартука -

поясом и бретелями;

б) на ней нет наружных машинных строчек, кото-

рые у большинства учащихся не получаются ровными и

параллельными относительно краев грудки. Обтачивание

двойной грудки с трех сторон дает возможность зрительно

получить ровные края (даже если строчка не совсем ров-

ная).

Подгрудку размечают прямо на ткани или исполь¬зуют выкройку грудки.

Их можно раскроить и рядом - целым куском, то¬гда двойная грудка по долевому срезу получится только с

одним швом, расположенным по одному из краев грудки или посередине подгрудки.

Выпад ткани (отходы) используют для пробных машинных строчек, для выполнения машинных швов

Прежде чем окончательно разложить детали вы¬кройки на ткани, надо проверить расход ее. 7/. Текущий инструктаж.

Известная пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» почти в буквальном смысле отражает необходи-мость предварительных раскладок выкроек и расчетов рас-хода ткани.

Учащиеся устанавливают наиболее рациональный вариант раскладки выкройки фартука и разметки деталей его с учетом ширины и рисунка ткани. III. Практическая работа. Раскрой фартука.



СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НОЖНИЦАМИ:

а) ножницы держать за кольца правой рукой так,

чтобы прорезь винта была направлена к се-

бе, а узкое лезвие ножниц при этом находи-

лось под тканью;

б) резать в направлении от себя прямо или вле-

во (так удобнее работать: не надо менять

положение тела);

в) не передвигать ткань во время работы, при-

держивать ее левой рукой (во избежание пе-

рекосов);

г) резать средней частью лезвий, не сдвигать

их до конца, следить за тем, чтобы концы

ножниц продвигались по линии, намеченной

для разреза (иначе срез может получиться

неровным, зубцами).



Учащимся дается задание: проверить правильность настила ткани, совмещение кромок, нет ли перекоса или складочек.

Определяются основные условия и последовательность раскроя изделия.

Учащиеся самостоятельно раскраивают фартук, используя инструкционную карту (рис. 28)

Подготовка ткани к раскрою. Инструкционная карта

1. Проверить качество ткани: нет ли разрывов, пятен, де-

фектов.

2. Определить лицевую сторону ткани, характер рисунка,

направление долевой нити.

3. Отутюжить ткань.

4. Отложить ширину пояса (7 см) от долевого среза и про-

вести меловую линию по лицевой стороне ткани.

5. Перегнуть ткань вдоль, лицевой стороной внутрь, так,

чтобы долевой срез совпал с меловой линией. Сколоть

ткань булавками.

6. Выровнять поперечный срез с помощью угольника, про-

вести меловую линию (рис.29).

Рис. 29.Последовательностьраскроя.

7. Наложить выкройку нижней части фартука серединой к сгибу ткани, отступив от выровненного поперечного среза на величину припуска, указанного на выкройке.

8. Обвести контур выкройки.

9.Отложить припуски на обработку верхнего и боковых срезов нижней части фартука и провести меловые линии. 10.Последовательно наложить на ткань все остальные де¬тали выкройки фартука. Обвести их контуры, отложить припуски и провести меловые линии. 11 .Проверить правильность раскладки деталей выкройки на ткани: направление долевой нити и рисунка, соответст¬вие припусков, указанных на деталях выкройки. 12.Разрезать верхний слой ткани до сгиба, отогнуть его и наложить выкройку косынки, как показано на рисунке. Об¬вести контур выкройки с учетом припусков на швы. 13.Отрезать ткань для пояса и вырезать детали фартука и косынки по линиям припусков на швы. 14. Отколоть детали выкройки и сколоть детали кроя.



IV. Заключительном часть.

Анализ допущенных отклонений. Рекомендуется привести примеры неэкономного расходования ткани от-дельными учащимися.

Сообщить учащимся, что крой фартука они будут хранить в школе в рабочих папках или в жестких полиэти-леновых мешочках.

Занятие 12. Подготовка деталей кроя фартука

Цель: формировать у учащихся понимание необходимо¬сти учета свойств материалов (бумаги, ткани) при работе с выкройками и кроем; повторить разновидности стежков, выполняемых способом «вперед иголку», научить приме¬нять их при подготовке деталей кроя. Наглядные пособия.: образцы разновидностей стеж¬ков, выполняемых способом «вперед иголку»: сметочные, прокладочные, ручной сборки; образец прокладывания ко¬пировальных стежков - силков; образец стачного шва - надставка детали; образец фартука; крой фартука с наколо¬тыми выкройками, прямоугольники и квадраты из бумаги и аналогичные им из ткани.

На классной доске выписаны слова и термины:

проложить, копировальные и прокладочные стежки, над-ставка.

Оборудование и материалы: швейные машины с иглой № 90 и нитками № 50; место для утюжки и утюги; наперстки, штопка разных цветов для прокладывания сил¬ков, иголки с широким ушком и булавки; ножницы.

Ход урока I. Сообщение познавательных сведений.

Учитель демонстрирует образцы фартука и его крой с наколотыми выкройками. Объясняет учащимся, что все детали кроя фартука представляют собой прямоугольники, две стороны которых проходят по долевой нити ткани и две - по поперечной.

Повторение свойств долевых и поперечных срезов ткани.

Учитель показывает прямоугольники, квадраты, выре-занные из бумаги и аналогичные им по форме и величине из ткани; учащиеся сравнивают одинаковые пары прям



© 2010-2022