Модель личности, отвечающей социальным потребностям современного общества

Нынешние условия, определенно, оказывают влияние на личность современного человека. Особенно четко это проявляется в современном обществе и заметно отражается на подрастающем поколении. В своей статье я рассматриваю основные черты личности, присущие современному человеку, а точнее учащемуся современной школы. Так же в статье строится модель личности современного ученика основной школы. При этом особое внимание уделяется модели личности выпускника школы. Представлены основные компетентности и сфе...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «АЛТАЙСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»

















Модель личности, отвечающей социальным потребностям современного общества



Выполнил

учитель информатики

Усенкова Валентина Владимировна





Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:

  1. человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности, или

  2. устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:

  • содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью;

  • степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;

  • степенью осознанности человеком своего места в обществе;

  • содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью;

  • спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение её разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Нынешние условия, несомненно, накладывают свой отпечаток на человеческую личность. Формируются личностные установки, качества, ценности, привычки, которые являются предпосылками для эффективного функционирования современного общества. Некоторые авторы пытались выделить "личностный синдром", "современный менталитет" или "модель современного человека". Классическое исследование в этой области начал проводиться с 70-х годов под эгидой Гарвардского проекта по социальным и культурным аспектам развития. Сегодня благодаря этому исследованию можно определить «модель современной личности», ей присущи следующие черты:

  1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах: "в готовности принять новое лекарство или прибегнуть к новому методу оздоровления, воспользоваться новым средством передвижения или средством информации, принять новую форму брачной церемонии или новый тип обучения молодежи".

  2. Готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма. "Современный человек способен признавать существование разных точек зрения. Он не боится, что взгляды других изменят его собственное видение мира. Он также не считает, что общественное мнение должно формироваться сверху".

  3. Ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое, экономия времени, пунктуальность.

  1. "Уверенность современного человека в том, что он способен организовать свою жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия". Это относится и к возможности покорения природы, и к контролю над политическими, экономическими и другими социальными проблемами.

  1. Планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни.

  1. Вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни (экономические законы, торговые правила, правительственная политика), позволяющие рассчитывать действия.

  2. Чувство справедливости распределения, т. е. "вера в то, что вознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и вкладу".

  1. Высокая ценность образования и обучения.

  2. Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью.

Когда одни люди описывают других, зачастую можно услышать следующее: «Она широкой души человек», при этом имеется в виду, что она жизнерадостна, дружелюбна и общительна, или же: «У него мелкая душа», что означает скучного и нудного человека. На самом деле, конечно, душа не может быть ни мелкой, ни широкой; просто у каждого свой тип личности.

Черта - это особая составляющая личности, описывающая определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения, например склонности к застенчивости или общительности, недоверчивости или доверчивости, обязательности или беспечности. Таким образом, говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека.

Ученые определили множество черт личности, и большинство психологов согласны с тем, что черты, составляющие личность человека, могут быть представлены в виде иерархии. В иерархической модели личности - «Большая пятерка» - сверху можно расположить пять основных черт: экстраверсия, невротизм, уживчивость, добросовестность и открытость опыту. Каждая черта «Большой пятерки» состоит из различных особых черт.

  1. Экстраверсия.

Экстраверсия, или положительный эмоциональный настрой, - это черта характера, благодаря которой человек испытывает положительные эмоции, хорошо чувствует себя в социуме и думает об окружающих в позитивном свете. Экстраверты - люди с высоким показателем экстраверсии, обычно они общительны, мягки и дружелюбны. Интроверты - люди с низким показателем экстраверсии, они испытывают меньше положительных эмоций и хуже взаимодействуют с другими людьми. На работе экстраверты чаще, чем интроверты, испытывают положительные эмоции, чувствуют удовлетворение от своей работы, и в целом их мнение об организации и окружающих людях можно охарактеризовать как позитивное. Экстраверты быстрее идут на контакт с сослуживцами. Они могут отлично работать там, где требуются частые контакты с людьми, например в области продаж или в сфере обслуживания клиентов.

  1. Невротизм.

В отличие от экстраверсии невротизм, или отрицательный эмоциональный настрой, говорит о том, что человек склонен к отрицательным эмоциям, депрессии и в целом воспринимает самих себя и окружающих негативно.

Люди с отрицательным эмоциональным настроем ощущают чувство беспокойства и в целом негативно относятся к себе и к окружающим. Люди, в большой степени склонные к невротизму, чаще других испытывают отрицательные эмоции и переживают длительный стресс по различным поводам. Люди, склонные к невротизму, чаще испытывают на работе отрицательные эмоции, чаще переживают стрессы и в целом отрицательно относятся к обстановке в своей организации. Часто термин «невротик» используется в средствах массовой информации и популярных изданиях применительно к людям с психологическими проблемами. На самом деле невротизм - это черта характера, которая в той или иной степени присуща всем нормальным и психически здоровым людям.

  1. Уживчивость.

Уживчивость - это черта, которая ставит человека между теми, кто хорошо ладит с другими людьми, и теми, кто ладит с людьми плохо. Приятность в общении в целом и способность думать о других характерны для людей с высокой уживчивостью. Люди с низкой уживчивостью несговорчивы, недоверчивы, зачастую грубы, они не умеют сочувствовать и не любят быть в коллективе. Низкая степень уживчивости может быть полезной в таких профессиях, которые требуют от человека несговорчивости, например сборщик налогов или сержант, муштрующий роту. С уживчивыми людьми в целом легко найти общий язык, они «командные игроки».

Уживчивость может быть ценным качеством в сферах, где требуется налаживать хорошие отношения с людьми.

  1. Добросовестность.

Добросовестность - это то, насколько человек осторожен, скрупулезен и упорен. Люди с высокой степенью добросовестности организованны и очень дисциплинированны. Людям с низкой степенью добросовестности может недоставать целеустремленности и самодисциплины. Добросовестность важна во многих сферах деятельности и считается хорошим предиктором качественного выполнения работы во многих областях деятельности

  1. Открытость опыту.

Последняя из личностных черт модели «Большая пятерка», открытость опыту, показывает, насколько человек оригинален, открыт для всевозможных стимулов, насколько широк круг его интересов, и насколько он готов к риску. Люди, открытые опыту, могут получить преимущество в областях, где происходит быстрая смена обстановки, где нужны нововведения или есть необходимость брать на себя существенные риски. Чтобы эта черта работника проявилась в творческом и инновационном поведении, необходимо определить должность и должностные обязанности.

Исследования показывают, что личностные черты «Большой пятерки» важны для определения взаимоотношений и типов поведения на работе и таким образом для понимания в целом организационного поведения.

Как вы, наверное, уже поняли, не бывает хорошего или плохого типа личности. Каждый человек по-своему уникален

В последнее время в социальной сфере резко усилились политические, экономические, экологические процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию.

И поэтому одним из направлений воспитательной работы школы на современном этапе является подготовка ученика как личности интеллектуальной, высоконравственной, творческой, стремящейся к

постоянному самосовершенствованию, создание условий в школе для дальнейшей социальной адаптации учащихся


Модель личности ученика.

Личность, характеризующаяся следующими качествами: устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применение знаний на практике, исполнительность, инициативность, самоуважение, уверенность, чувствительность к добру, эстетическое восприятие природы и человека, добросовестность, стыдливость, бодрость, привычка к режиму, навыки гигиены, естественность поведения, умение согласовывать личное и общественное, заботливость, аккуратность, старательность, искренность, правдивость.

Модель личности выпускника основной школы.

Определяющими чертами личности выпускника основной школы являются следующие: гуманизм как ответственность за свое поведение и умение противостоять безнравственности, умение учиться и трудиться, принципиальность, совестливость, объективная самооценка, умения самовоспитания, самоутверждения, самоопределения.

Выпускник владеет навыками учебно-познавательной деятельности на высоком уровне:

  • адекватно воспринимает устную речь, способен передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

  • владеет монологической и диалогической речью, умеет вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

  • умеет письменно передавать прослушанную информацию с заданной степенью свернутости, составлять планы, тезисы, конспекты, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

  • умеет перефразировать мысль, использовать выразительные средства языка и знаковых систем (таблиц, схем и т.д.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • использует для решения познавательных задач различные источники информации включая энциклопедии, словари, Интернет - ресурсы и другие базы данных;

  • в полной мере владеет знаково-символической системой, умеет читать графический язык, находить в справочниках и использовать нужные формулы, владеет практическими приемами измерений и построений, умеет составлять алгоритмы деятельности.

  • использует для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.), определяет структуру объекта познания, умеет выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого;

  • креативен, обладает богатым воображением, развитыми эстетическими воззрениями знает выдающихся представителей российской и мировой культуры;

  • определяет адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирует известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • умеет мотивированно отказаться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполняет различные творческие работы, участвует в проектной деятельности;

  • готов к выбору профиля дальнейшего образования, ориентирован на успех; готов к работе по индивидуальной образовательной программе;

  • владеет арсеналом мыслительных операций: индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование аналогия.

  • готов к сдаче экзаменов по форме ГИА.

Модель личности выпускника средней школы.

Человек, здоровый физически, психически и нравственно, личность, способная к самоопределению в социуме, творчески активная и гуманная, толерантная, обладающая прочными базовыми знаниями ключевыми компетенциями за курс средней школы и глубокими знаниями по курсам, ориентированным на продолжение образования; личность, характеризующаяся благодарной памятью школе и всем, кто учил и учился вместе с ней.

С точки зрения образовательного результата личность можно представить как совокупность ряда компетентностеи, выступающих как мера способности человека включиться в деятельность, мера его социальной зрелости.

Основные ключевые компетентности:

  • умеет самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использует элементы причинно -следственного и структурно - функционального анализа, исследует несложные реальные связи и зависимости;

  • участвует в проектной деятельности, в организации и проведении учебно -исследовательской работы, владеет приемами исследовательской деятельности;

  • создает собственные произведения, идеальные и реальные модели объектов, процессов и явлений, в том числе, с использованием мультимедийных технологий, реализует оригинальный замысел, использует разнообразные средства, умеет импровизировать;

  • владеет техникой продуктивного чтения, полным набором методов работы с книгой: составлению тезисов, конспектов, планов; "чтением" схем, карт, графиков; выбирает вид чтения в соответствии с поставленной целью; умеет переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

  • умеет работать со справочной и научно-популярной литературой, библиографически грамотен;

  • владеет основными видами публичных выступлений, следует этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • владеет основными формами письменной монологической речи: письмо, сочинение, статья, биография, заявление;

  • владеет современными средствами информационных технологий, использует мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • воспринимает и интерпретирует различную социальную, экономическую, политическую информацию;

  • рефлексивен и креативен, готов к продолжению профессионального образования. Имеет хорошо сформулированный навык осознанного выбора образовательных профессиональных программ.

  • готов к сдаче ЕГЭ.


Обобщенная модель личности

В системе целей воспитания важное место занимает образ выпускника современной школы. В ряде работ ученых и практиков (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, ОС. Газман, И.П. Иванов, А.И. Кочетов, В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, В.Д. Шадриков и др.) уже вырисовывается обобщенная модель выпускника школы, отвечающая новым условиям. Она может быть представлена четырьмя сферами: интеллектуальной, нравственной, эстетической и действенно-практической. Эти сферы включают следующие интегративные качества личности.

Интеллектуальная сфера:

любознательность - заинтересованность, наблюдательность, увлеченность;

эрудированность - осведомленность, аргументированность,

критическое отношение к информации;

сообразительность - осмысленность, понятливость, обоснованность, продуманность, последовательность, догадливость;

объективность - наблюдательность, реалистичность, пытливость, убежденность, способность к глубокой и адекватной оценке окружающего мира.

Сфера нравственности:

гуманность - заботливость, отзывчивость, благородство, милосердность;

честность - правдивость, верность, принципиальность,

непримиримость;

совестливость - стыдливость, порядочность, стеснительность, добросовестность, благородство, старательность, ответственность, работоспособность, качественность, бережливость;

коллективистичность - вежливость, тактичность, общительность, гражданственность, сопереживаемость.

Эстетическая сфера

восприимчивость - чувствительность, увлеченность, способность видеть и понимать гармонию и красоту, потребность в прекрасном;

эстетичность - эстетика поведения, потребность познавать прекрасное, творчество;

оптимистичность - жизнерадостность, вера в свои силы, бодрость.

Действенно-практическая сфера:

работоспособность - продуктивность, производительность деятельности высокое качество результатов;

демократизм - высокий уровень свободы и ответственности, социальная справедливость, оптимальное сочетание "хочу-могу-надо";

самостоятельность - исполнительность, достоинство, свободолюбие, своеобразность, собранность, организованность;

решительность - самоуважение, уверенность в себе, активность в достижении цели, умение извлекать уроки из неудач, мужество.

Эти интегративные группы качеств, естественно, для каждой возрастной категории дифференцируются по содержанию, степени выраженности, возрастным особенностям.

В начальной школе интегративные показатели личности ребенка реализуются в следующих качествах: устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применение знаний на практике, исполнительность, инициативность, самоуважение, уверенность, чувствительность к добру, эстетическое восприятие природы и человека, добросовестность, стыдливость, бодрость, мажорность, привычка к режиму, навыки гигиены, естественность поведения, умение согласовывать личное и общественное, заботливость, аккуратность, старательность, искренность, правдивость. Ведущими в формировании этих качеств выступают: наблюдательность, добросовестность, бодрость, мажорность, умение согласовывать личное и общественное.

В среднем школьном возрасте определяющими являются: гуманизм как ответственность за свое поведение и умение противостоять безнравственности, умение учиться и трудиться, принципиальность, совестливость, объективная самооценка, уверенность в себе, романтичность, выносливость.

В старшем возрасте личность подростка определяют: мировоззренческие позиции, потребность в самовоспитании, целеустремленность, эстетическое творчество, ответственность, свободолюбие, общественный долг и честь, благородство, преданность идеалам.

В каждом возрасте существует ядро интегративных качеств, которое составляет возрастную норму воспитанности, необходимую человеку для общения, деятельности в коллективе, а также для самораскрытия и самореализации. Если в младшем школьном возрасте ведущим нравственным качеством является умение согласовывать личное и общественное в поведении и деятельности ребенка, то в подростковом возрасте - это сочетание ответственности и принципиальности, в старшем - свободолюбия и чувства долга. Ядром интеллекта в начальной школе является наблюдательность, в подростковом - умение учиться и культура умственного труда, у старшеклассников - мировоззренческие позиции (система взглядов на мир и себя).

Волевые качества также дифференцируются в зависимости от возраста. Основа воли у младших школьников - честность и добросовестность, у подростков - справедливость, объективная самооценка и уверенность в себе, у старших - целеустремленность, предприимчивость, смелость.

В чувствах у младших школьников преобладает мажорность, у подростков - романтичность, у старшеклассников - потребность в эстетическом творчестве, оригинальности.

В моделях не отражено развитие уровня знаний, умений и навыков, т.к. они определяются действующими стандартами образования. Жирным шрифтом в тексте модели обозначены ведущие качества личности на данном возрастном этапе.

Основные черты личности можно определить с помощью специальных методик. Наибольшее распространение получила «Методика многостороннего исследования личности». В ней используется более 12 шкал, каждая из которых определяет какую либо черту личности. Для каждой шкалы используется своя интрепретация. Все исследования должен проводить психолог.

Методика многостороннего исследования личности

  • 1 Оценочные шкалы MMPI.

1.1 Шкала «?».

1.2 Шкала L.

1.3 Шкала F.

1.4 Шкала К.

1.5 Индекс F-K (Индекс Уэлша).

  • 2 Базисные шкалы MMPI.

2.1 Общая характеристика.

  1. 1-я шкала: (ипохондрии или соматизации тревоги) сверхконтроля.

  2. 2-я шкала: (тревоги и депрессивных тенденций) пессимистичности.

  1. 3-я шкала: (истерии или вытеснение факторов, вызывающих тревогу) эмотивности.

  2. 4-я шкала: (психопатии или реализация эмоциональной напряженностив непосредственном поведении) импульсивности:

2.6 5-я шкала: (выраженность мужских или женских черт характера).

2.7 6-я шкала: (параноидности или ригидности аффекта).

2.8 7-я шкала: (психастении или фиксации тревоги и ограничительного поведения) тревожности'.

2.9 8-я шкала: (шизоидности или аутизации) индивиду алистичности.

2.10 9-я шкала: (гипомании или отрицания тревоги) оптимистичности.

2.11 0-я шкала: социальной интраверсии или социальных контактов.


© 2010-2022