• Преподавателю
  • Технология
  • Конспект урока по СБО: Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы

Конспект урока по СБО: Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по СБО: Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы.Конспект урока по СБО: Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы.Конспект урока по СБО: Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы.Конспект урока по СБО: Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы.Конспект урока по СБО: Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы.Конспект урока по СБО: Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы.Конспект урока по СБО: Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы.

Тема: Междугородный железнодорожный транспорт.

Вокзалы, их назначение и основные службы.

Цель: Познакомить обучающихся с междугородным железнодорожнымтранспортом, назначением вокзалов и основными службами вокзала.

Задачи:

Образовательные:

  1. Сообщить обучающимся сведения об истории возникновения железнодорожного транспорта.

  2. Познакомить обучающихся с назначением вокзалов и их основных служб.

Коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать коррекции слухового и зрительного восприятия через работу с различными источниками информации.

  2. Способствовать развитию умения выражать четко и последовательно свою мысль.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любознательность, интерес к изучаемому предмету.

  2. Расширение социального опыта обучающихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер,презентация.

Дидактический материал:карточки на закрепление материала, карточки «Службы вокзала», презентация.


Ход урока

  1. Организация начала урока

Цель: организация внимания и внутренней готовности.

- Встали, подравнялись. Садитесь.

- Кто сегодня дежурный?

- Все ли присутствуют на уроке?

- Как называется наш урок?

- Какой он по счёту?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Молодцы!

2. Сообщение темы и цели урока

Цель: сообщить новую тему; поставить перед обучающимися цель.

- Ребята, тема сегодняшнего урока «Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы».

- На этом уроке мы вспомним виды транспорта, транспортных средств.

Узнаем сведения об истории возникновения железнодорожного транспорта, познакомимся с видами поездов дальнего следования, с вокзалами и основными службами вокзалов.

3.Повторение пройденного материала

Цель: повторить и закрепить знания обучающихся по теме «Транспорт» за 6 кл.

Работа с презентацией

Задание №1

  • Что такое транспорт? Составь определение понятия «транспорт» из набора слов.(средство для перевозки грузов и людей)

  • Какие виды транспорта представлены на экране? (автомобильный, воздушный, водный, железнодорожный)

Задание №2

Определи, что из представленного относят к гужевому, прочему транспорту?

Фронтальный опрос:

  • К какой группе можно отнести транспорт нашего села? (автомобильный)

  • Назовите, какой вы знаете городской пассажирский транспорт? (автобус, трамвай, троллейбус, метро, такси)

  • Как передвигается пригородный поезд?(в основном в пределах области).

Обобщение

- Итак, чтобы добраться из одного города в другой, человек может воспользоваться разными видами транспорта. Мы вспомнили виды транспорта, как передвигаются пригородные поезда, вспомнили городской пассажирский транспорт.

- Молодцы! Вы многое помните с прошлого года.

Физкультминутка

Цель: повысить или удержать умственную работоспособность, снять статическое напряжение мышц спины.

Исходное положение: руки на парте. Руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.

  1. Изложение новой темы

Цель:изложить содержание учебного материала с опорой на имеющиеся у обучающихся знания.

- В этом году мы с вами продолжаем изучать раздел «Транспорт». Тема урока сегодня: «Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы, их назначение и основные службы».

В прошлом году мы знакомились с пригородными поездами, а сегодня

познакомимся с железнодорожным транспортом дальнего следования, с вокзалами и их назначением.

Работа в тетрадях

Записать число и тему урока в тетрадях. Следить за осанкой.

Рассказ учителя:

-Почему этот вид транспорта называется железнодорожным? (потому что этот транспорт передвигается по железной дороге).

Два мастера, простые русские люди, - отец и сын Черепановы около 180 лет назад построили первый в России паровоз и первую железную дорогу. Длина этой дороги составляла всего 3,5 км.

Если мы посмотрим на слово «Паровоз», то нам станет ясно, с помощью чего он двигался по рельсам. С помощью пара, который образовывался при сгорании угля, т.е. на паровой тяге.

Труд Черепановых дал России право занять место в числе первых четырёх стран мира по времени введения железных дорог с паровой тягой. Эти страны - Англия, США, Франция, Россия.

А уже через несколько десятилетий железнодорожный транспорт стал в России основным видом транспорта. Тысячи километров железных дорог было построено на территории страны. По ним перевозили торговые и промышленные грузы. Люди получили возможность быстро переезжать из одного города в другой.

В начале строительства железных дорог в России все поезда съезжались в Москву, чтобы отсюда продолжить свой путь.

В 1851г. была построена Октябрьская железная дорога, которая соединила два города - Москву и Санкт-Петербург. Длина этой дороги 664 км.

В 1870 г. строятся целых пять железных дорог: Нижегородская, Рязанская, Северная, Курская и Белорусская.

К концу 19 в. появились Рижская, Павелецкая, Киевская, Савеловская железные дороги.

Если посмотреть на карту России, то мы видим красным цветом отмечены линии железных дорог. Мы можем сказать, что железнодорожный транспорт - ведущийв российской транспортной системе.

Виды станций

  • Конечные

  • Промежуточные

  • Узловые

Конечные станции - первая и последняя станции на пути следования поезда.

Промежуточные станции - те,которые находятся между конечными(первой и последней) станциями на пути следования поезда.

Узловые станции - те станции, где пересекаются несколько железных дорог и на которых можно делать пересадку на другие направления


Конечная Промежуточная Узловая Конечная

(схематичная зарисовка в тетрадь)

- А сейчас ребята, посмотрите на экран. Транспортные средства, которые вы видите на экране, относятся к железнодорожному транспорту - это поезда дальнего следования.

В состав поезда входит локомотив и вагоны.

Существует 2 вида поездов дальнего следования:

  1. Пассажирский, который служит для перевозки людей. В его состав входит от 15-20 вагонов.

  2. Грузовой или товарныйслужит для перевозки товара. В его состав может входить 50-60 вагонов.

(схематичная зарисовка в тетрадь)

Поезда для перевозки людей:

  • Пассажирские

  • Скорые

  • Скоростные

Отличаются они друг от друга количеством остановок на своём пути. Скоростной поезд останавливается только на конечной станции, поэтому его скорость передвижения очень большая (до 250 км/ч). Примером скоростного поезда является «Невский экспресс», «Сапсан».

- Как вы думаете, почему поезд назван таким словом, как «сапсан»?

- «Сапсан» назван в честь самой быстрой птицы в мире - сокола-сапсана, способного развивать скорость до 322 км/ч.

- Давайте, попробуем разобраться люди, каких профессий работают в поезде?

- Ребята, знаете ли вы, кто управляет поездом? (машинист)

- А кто отвечает за комфорт пассажиров? (проводник)

-В каждом пассажирском поезде есть представитель полиции, который отвечает за порядок в поезде.

Начинают свой путь и прибывают поезда на большие железнодорожные станции, где находятся вокзалы.

Вокзал - это специальное здание, расположенное на больших железнодорожных станциях, предназначенное для обслуживания пассажиров, управления движением поездов и размещения персонала.

(запись термина в тетрадь)

Железнодорожный вокзал всегда является частью вокзального комплекса, в который помимо пассажирского здания, входят привокзальная площадь и перрон (куда прибывают и откуда отправляются поезда).

-Как вы думаете, какие службы функционируют на вокзале?

(работа с презентацией, заполнение таблицы)

Службы вокзала

Функции

Кассы продажи билетов на поезда дальнего следования

Продажа билетов на поезда дальнего следования

Расписание движения поездов

Информация о направлении, времени отбытия поездов

Камеры хранения

Хранение вещей пассажиров

Буфет

Зал ожидания

Для отдыха и ожидания поезда

Справочное бюро

Даёт справки о направлении движения и времени отправления, о стоимости билетов, об их наличии

Комната матери и ребенка

Полиция

Для обеспечения общественного порядка

Медпункт

Для оказания медицинской помощи

Железнодорожные вокзалы в основном находятся во всех крупных городах России.

- Как вы думаете, в каком городе расположен ближайший к нам железнодорожный вокзал?

Ближайший к нам железнодорожный вокзал находится в г. Арзамасе. Их там 2. Один из них совмещён с автовокзалом.

В г. Москва находится 9 железнодорожных вокзалов: Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Павелецкий, Савеловский, Рижский, Ярославский, Ленинградский.

На железнодорожном вокзале находятся следующие службы:

- О том, как ориентироваться в расписании движения поездов, о приобретении и стоимости билета,от чего зависит стоимость, мы познакомимся на следующем уроке.

7. Закрепление изученного материала

Цель: закрепить знания, полученные при изучении новой темы.

  • О каком виде транспорта мы сегодня говорили?

  • Какой транспорт называют железнодорожный?

  • Какие бывают станции?

  • Зачем нужны узловые станции?

8. Подведение итогов урока

- Мы узнали, что железнодорожный транспорт является одним из видов междугородного сообщения. С его помощью осуществляется доставка грузов и пассажиров в разные города. Когда-нибудь, хоть раз

в жизни, каждый из вас воспользуется железнодорожным транспортом. Знания, полученные на уроке, я думаю, пригодятся вам в жизни.

- Мне понравилась ваша работа на уроке.

- Молодцы!

Урок окончен.


© 2010-2022