Занятие-тренинг «Твоя будущая профессия»

"Занятие-тренинг «Твоя будущая профессия» посвящено профессиональному самоопределению школьников. "Обычно учителя технологии в школах проводят элективный курс «Выбор профессии». Это занятие является итоговым после изучения данного курса. "Занятие разработала и опробовала учитель технологии ВКК Лебедева Н. В. Это занятие имело большой педагогический эффект и прошло на «одном дыхании». Школьники проявили себя не пассивными слушателями, а активными людьми, умеющими высказывать свою точку зрения и о...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие-тренинг «Твоя будущая профессия»

Занятие - тренинг «Твоя будущая профессия».



Цели:

Воспитательная: развивать у учащихся социально-коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая ее.

Образовательная: сформировать у учащихся навыки взаимодействия с рынком труда в современных социально-экономических условиях; способствовать формированию у учащихся практических умений по систематизации информирования о профессиях.

Методическая: апробация на практике новых форм работы с учащимися

на доске - высказывание:



«Истинное сокровище для людей - найти себя в труде».





ПЛАН - КОНСПЕКТ



  1. Организационный момент

(объявить тему занятия, проверить готовность учащихся к занятию, отметить явку).


Учитель: Ребята, мы с вами с начала года занимаемся профориентационной работой, профессиональным самоопределением. Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к молодым людям. Вы должны быть готовы к тому, что в течении жизни возможно придется несколько раз менять свою профессию, осваивать новые виды деятельности, уметь искать работу, трудоустраиваться и продвигаться по служебной лестнице. Когда вы в начале наших занятий по курсу «Профессиональное самоопределение» заполнили анкету оптанта, то обработав ее, мною замечено, что 67% ребят нашего класса еще не определились с выбором профессии и не знают куда пойти учиться после школы.

И только 33% ребят знают, какую профессию хотят получить. У вас впереди еще два с половиной года на размышления о своем профессиональном пути. При заполнении карты первичной индивидуально-психологической профконсультации мы дадим вам советы и рекомендации по выбору профессии, учитывая интересы, склонности, темперамент, состояние здоровья. Окончательный выбор сделаете вы сами.

Вам следует помнить, что в условиях рыночной экономике на рынке труда существует большая конкуренция и поэтому сейчас от вас требуется хорошо учиться, вооружаться знаниями - это поможет добиться профессионального успеха.


  1. Психологический тренинг

Давайте проведем сегодняшнее наше занятие в форме психологического тренинга. Мне очень хочется, чтобы вы активно участвовали в нем, смело высказывали свою точку зрения, свое мнение.

Предлагаю вам для обсуждения ситуации.

Ситуация 1

Ученица пришла к профконсультанту и сказала, что хочет стать парикмахером. Профконсультант не рекомендует девочке эту профессию, т.к. из беседы с лечащим врачом выяснила, что есть отклонения в состоянии здоровья. Как вы думаете какие? Давайте представим их разговор.

Примерный сценарий

Девочка сидит перед профконсультантом.

Профконсультант: «При обработке твоих анкет я вижу, что ты предпочитаешь профессии типа «человек-человек» и тебе нравится делать прически своим подругам».

Ученица: «Да, очень нравится».

Профконсультант: «Конечно, помогать людям быть красивыми замечательно, это поднимает людям настроение. Но знаешь ли ты, что парикмахер долгое время, т.е. всю рабочую смену стоит на ногах и бывает, что ему некогда даже присесть».

Ученица: «Ну и что. Я молодая и не устаю».

Профконсультант: «Из беседы с твоим лечащим врачом я выяснила, что у тебя плоскостопие средней тяжести, поэтому не желательно выбирать профессию, которая предполагает большую нагрузку на ноги. Давай подумаем о запасном варианте при выборе профессии».

Ученица: «Нет, я буду только парикмахером!»

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, почему людям с плоскостопием не рекомендуется целый день находиться стоя?

2. Что бы вы предложили девочке в качестве запасного варианта при выборе профессии?

Подведение итогов обсуждения и примерные выводы. Типичная ошибка при выборе не учитываются отклонения в здоровье. Людям с такой болезнью как плоскостопие рекомендуется рабочая поза «сидя». Можно изготавливать шиньоны, парики или быть модельером причесок.

Ситуация 2

Вас пригласили на собеседование для устройства на работу. Менеджер по работе с кадрами проводит собеседование с разными претендентами.

Примерный сценарий

В офис заходит девушка в короткой джинсовой юбке, с оголенным животом, пояс на юбке с огромной металлической пряжкой, макияж в избытке. Девушка садится, кладет ногу на ногу.

Менеджер по трудоустройству задает ей вопрос: «Имеете ли вы навыки работы с компьютером?»

Девушка: «Конечно, кто их сейчас не имеет?»

Менеджер: «Знаете ли вы английский язык?»

Девушка: «В школе я его учила, но говорить свободно не могу, пытаюсь делать переводы со словарем».

Менеджер: «В нашей фирме ненормированный рабочий день. Вас это устроит?»

Девушка: «Что значит ненормированный, у вас что и по выходным работают?»

Менеджер: «Да, если это необходимо».

Девушка: «Ну не знаю, можно попробовать, может у меня получится».

Менеджер: «Мы ознакомились с вашим резюме. В нем есть ваш телефон. До свидания, если вы нас устроите, то вам перезвонят».

Заходит молодой человек в деловом, элегантном костюме, рубашке, в классической обуви.

Менеджер по трудоустройству спрашивает: «Имеете ли Вы навыки работы с компьютером?»

Молодой человек: «Да, конечно. Я имею удостоверение оператора ЭВМ, у меня есть опыт работы с компьютером».

Менеджер: «Устроит ли Вас ненормированный рабочий день?»

Молодой человек: «Конечно. Я готов работать хоть целыми днями, так как мне очень хочется трудиться на вашей фирме».

Менеджер: «А Вы умеете водить легковую машину?»

Молодой человек: «У меня есть права. Я автомобилист - любитель».

Менеджер: «Это хорошо, нам нужны люди, умеющие водить машину».

Молодой человек: «А можно поинтересоваться, какой оклад я буду получать?»

Менеджер: «Мы ценим добросовестных и исполнительных сотрудников, и оклад будет зависеть от качества работы. Сегодня я с Вами должен проститься. У нас есть Ваш телефон. Мы Вам позвоним, если Вы нас устроите».

Заходит девушка, скромно одетая с мамой.

Менеджер: «Кто из вас хочет устроиться к нам на работу?»

Мама: «Моя дочь, а я просто ее сопровождаю, она очень робкая».

Менеджер: «Изучив ваше резюме, мы выяснили, что вы владеете навыками работы с компьютером, только не понятно на каком уровне?»

Девушка застенчиво: «На уровне пользователя».

Менеджер: «Устроит ли Вас ненормированный рабочий день?»

Мама: «Это что, ей надо будет поздно возвращаться домой? Сейчас ведь так страшно по темноте ходить».

Менеджер: «Но у нас, к сожалению, бывают, что сотрудники засиживаются допоздна, если есть такая необходимость».

Мама: «Ну что ж будем ее встречать после работы»

Менеджер: «В своем резюме вы очень много написали о своей биографии, но мы не увидели в нем владеете ли вы иностранными языками? Какое у вас хобби?»

Девушка: «Я очень хорошо владею английским и немецким языками, окончила дополнительные курсы английского языка»

Мама добавляет: «Моя дочь умница. Любит рисовать, вязать»

Менеджер: «А если у вас водительские права?»

Девушка: «Нет»

Мама: «Зачем ей права? Пусть мужчины ее возят на машине»

Менеджер: «Сегодня я с вами прощаюсь, мы получили о вас дополнительную информацию и сообщим ответ по телефону»

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете кому из этих трех человек отдаст предпочтение работодатель?

2. Понравится ли работодателю то, что девушка пришла устраиваться на работу не одна, а с мамой?

3. Нужно ли сообщать в резюме очень много фактов из автобиографии?

Подведение итогов обсуждения и выводы

Собираясь на собеседование желательно надеть элегантный деловой костюм, классическую обувь. Девушкам - юбку классической длины (по колено), блузку без глубокого выреза, пользоваться умеренным макияжем. Так как поговорка «По одежке встречают, а по уму провожают» говорит о том, что все-таки понятие «эффект первого впечатления» зависит от внешнего вида человека, в данном случае соискателя работы.

Ребята, а теперь я поделю вас на три группы, и мы попробуем командой провести ранжирование качеств человека для определенной профессии по степени важности.

Музыкальный фон

1. Профессия повар-кондитер:

(честность, ответственность, физическая выносливость, хорошая долговременная память, глазомер, тонкое цветоразличие).

2. Профессия водитель автомобиля:

(глазомер, самообладание, ответственность, высокая эмоциональная устойчивость, хорошая физическая подготовка, способность к концентрации внимания).

3. Профессия секретарь-референт:

(сосредоточенность внимания, общительность, хороший слух, внимательность, доброжелательность).

Выводы.

Вы работали сейчас в командном составе, вместе старались прийти к общему мнению. В профессиональной деятельности вам тоже придется работать командой или бригадой. Поэтому старайтесь, ребята, уважать мнение других людей, учитесь быть коммуникабельными.

А теперь я предлагаю вам поиграть.

Ребята, назовите, какие профессии вам наиболее интересны (≈10 профессий). Учитель записывает их на доске.

Инструкция: Сейчас я буду называть профессию, а вы в течение нескольких секунд определите: кому из ваших одноклассников больше подойдет та или иная профессия. По моему хлопку в ладоши все одновременно покажите рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для этой профессии) и замрите, пока будет подсчитано количество рук.

Вывод: Во время этой игры вы получили возможность соотнести образ одноклассников с различными профессиями.

А теперь давайте вспомним стихотворение из детства Сергея Михалкова «А что у вас?»

- Какие профессии упоминались в нем?

(пилот, летчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатая, портниха, доктор, учитель).

- Как вы думаете, что хотел донести этим стихотворением до ребят - поэт?

Предполагаемый ответ

Словами «Мамы разные нужны, Мамы разные важны» он хотел подчеркнуть, что все профессии востребованы. И если даже она не престижна, но она бывает не менее социально значимая.

Вывод: По результатам диагностики, проведенной в нашем классе, получилось, что по престижности на первом месте важные профессии - программист, менеджер, юрист. Но в центре занятости молодежи мы выяснили, что рынок труда переполнен специалистами данных профессий. Молодым людям после окончания ВУЗов нелегко трудоустроиться. Поэтому, выбирая профессию, следует учитывать и социальный заказ общества.

Вот, например, некоторые наши мальчики (из анкеты) остановили свой выбор на профессии автослесарь. В настоящее время у нас в стране очень ценят высоквалифицированных специалистов. Их труд хорошо оплачивается и востребован. Эти ребята не останутся без работы.

От выбора профессии зависит судьба человека. Какой она будет у вас? Важно не ошибиться. У каждого свой путь.

Заключительная часть


(музыкальный фон)

Ребята, в заключении я хочу сказать вам, что профессий в мире очень много. Важно, чтобы из всего этого многообразия вы выбрали правильное решение.

Каждая профессия полезна, нужна, уважаема. А я хочу закончить наше занятие своим четверостишием, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:

Желаю вам такой профессии,

Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,

Чтоб быстро по служебной лестнице

Могли вы смело подниматься,

Желаю вам коллег порядочных,

Начальства умного и справедливого,

Чтоб на работу вы бежали с радостью,

А своим творчеством делились искренне.


© 2010-2022