- Преподавателю
- Технология
- Занятие-тренинг «Твоя будущая профессия»
Занятие-тренинг «Твоя будущая профессия»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лебедева Н.В. |
Дата | 10.10.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Занятие - тренинг «Твоя будущая профессия».
Цели:
Воспитательная: развивать у учащихся социально-коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая ее.
Образовательная: сформировать у учащихся навыки взаимодействия с рынком труда в современных социально-экономических условиях; способствовать формированию у учащихся практических умений по систематизации информирования о профессиях.
Методическая: апробация на практике новых форм работы с учащимися
на доске - высказывание:
«Истинное сокровище для людей - найти себя в труде».
ПЛАН - КОНСПЕКТ
-
Организационный момент
(объявить тему занятия, проверить готовность учащихся к занятию, отметить явку).
Учитель: Ребята, мы с вами с начала года занимаемся профориентационной работой, профессиональным самоопределением. Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к молодым людям. Вы должны быть готовы к тому, что в течении жизни возможно придется несколько раз менять свою профессию, осваивать новые виды деятельности, уметь искать работу, трудоустраиваться и продвигаться по служебной лестнице. Когда вы в начале наших занятий по курсу «Профессиональное самоопределение» заполнили анкету оптанта, то обработав ее, мною замечено, что 67% ребят нашего класса еще не определились с выбором профессии и не знают куда пойти учиться после школы.
И только 33% ребят знают, какую профессию хотят получить. У вас впереди еще два с половиной года на размышления о своем профессиональном пути. При заполнении карты первичной индивидуально-психологической профконсультации мы дадим вам советы и рекомендации по выбору профессии, учитывая интересы, склонности, темперамент, состояние здоровья. Окончательный выбор сделаете вы сами.
Вам следует помнить, что в условиях рыночной экономике на рынке труда существует большая конкуренция и поэтому сейчас от вас требуется хорошо учиться, вооружаться знаниями - это поможет добиться профессионального успеха.
-
Психологический тренинг
Давайте проведем сегодняшнее наше занятие в форме психологического тренинга. Мне очень хочется, чтобы вы активно участвовали в нем, смело высказывали свою точку зрения, свое мнение.
Предлагаю вам для обсуждения ситуации.
Ситуация 1
Ученица пришла к профконсультанту и сказала, что хочет стать парикмахером. Профконсультант не рекомендует девочке эту профессию, т.к. из беседы с лечащим врачом выяснила, что есть отклонения в состоянии здоровья. Как вы думаете какие? Давайте представим их разговор.
Примерный сценарий
Девочка сидит перед профконсультантом.
Профконсультант: «При обработке твоих анкет я вижу, что ты предпочитаешь профессии типа «человек-человек» и тебе нравится делать прически своим подругам».
Ученица: «Да, очень нравится».
Профконсультант: «Конечно, помогать людям быть красивыми замечательно, это поднимает людям настроение. Но знаешь ли ты, что парикмахер долгое время, т.е. всю рабочую смену стоит на ногах и бывает, что ему некогда даже присесть».
Ученица: «Ну и что. Я молодая и не устаю».
Профконсультант: «Из беседы с твоим лечащим врачом я выяснила, что у тебя плоскостопие средней тяжести, поэтому не желательно выбирать профессию, которая предполагает большую нагрузку на ноги. Давай подумаем о запасном варианте при выборе профессии».
Ученица: «Нет, я буду только парикмахером!»
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, почему людям с плоскостопием не рекомендуется целый день находиться стоя?
2. Что бы вы предложили девочке в качестве запасного варианта при выборе профессии?
Подведение итогов обсуждения и примерные выводы. Типичная ошибка при выборе не учитываются отклонения в здоровье. Людям с такой болезнью как плоскостопие рекомендуется рабочая поза «сидя». Можно изготавливать шиньоны, парики или быть модельером причесок.
Ситуация 2
Вас пригласили на собеседование для устройства на работу. Менеджер по работе с кадрами проводит собеседование с разными претендентами.
Примерный сценарий
В офис заходит девушка в короткой джинсовой юбке, с оголенным животом, пояс на юбке с огромной металлической пряжкой, макияж в избытке. Девушка садится, кладет ногу на ногу.
Менеджер по трудоустройству задает ей вопрос: «Имеете ли вы навыки работы с компьютером?»
Девушка: «Конечно, кто их сейчас не имеет?»
Менеджер: «Знаете ли вы английский язык?»
Девушка: «В школе я его учила, но говорить свободно не могу, пытаюсь делать переводы со словарем».
Менеджер: «В нашей фирме ненормированный рабочий день. Вас это устроит?»
Девушка: «Что значит ненормированный, у вас что и по выходным работают?»
Менеджер: «Да, если это необходимо».
Девушка: «Ну не знаю, можно попробовать, может у меня получится».
Менеджер: «Мы ознакомились с вашим резюме. В нем есть ваш телефон. До свидания, если вы нас устроите, то вам перезвонят».
Заходит молодой человек в деловом, элегантном костюме, рубашке, в классической обуви.
Менеджер по трудоустройству спрашивает: «Имеете ли Вы навыки работы с компьютером?»
Молодой человек: «Да, конечно. Я имею удостоверение оператора ЭВМ, у меня есть опыт работы с компьютером».
Менеджер: «Устроит ли Вас ненормированный рабочий день?»
Молодой человек: «Конечно. Я готов работать хоть целыми днями, так как мне очень хочется трудиться на вашей фирме».
Менеджер: «А Вы умеете водить легковую машину?»
Молодой человек: «У меня есть права. Я автомобилист - любитель».
Менеджер: «Это хорошо, нам нужны люди, умеющие водить машину».
Молодой человек: «А можно поинтересоваться, какой оклад я буду получать?»
Менеджер: «Мы ценим добросовестных и исполнительных сотрудников, и оклад будет зависеть от качества работы. Сегодня я с Вами должен проститься. У нас есть Ваш телефон. Мы Вам позвоним, если Вы нас устроите».
Заходит девушка, скромно одетая с мамой.
Менеджер: «Кто из вас хочет устроиться к нам на работу?»
Мама: «Моя дочь, а я просто ее сопровождаю, она очень робкая».
Менеджер: «Изучив ваше резюме, мы выяснили, что вы владеете навыками работы с компьютером, только не понятно на каком уровне?»
Девушка застенчиво: «На уровне пользователя».
Менеджер: «Устроит ли Вас ненормированный рабочий день?»
Мама: «Это что, ей надо будет поздно возвращаться домой? Сейчас ведь так страшно по темноте ходить».
Менеджер: «Но у нас, к сожалению, бывают, что сотрудники засиживаются допоздна, если есть такая необходимость».
Мама: «Ну что ж будем ее встречать после работы»
Менеджер: «В своем резюме вы очень много написали о своей биографии, но мы не увидели в нем владеете ли вы иностранными языками? Какое у вас хобби?»
Девушка: «Я очень хорошо владею английским и немецким языками, окончила дополнительные курсы английского языка»
Мама добавляет: «Моя дочь умница. Любит рисовать, вязать»
Менеджер: «А если у вас водительские права?»
Девушка: «Нет»
Мама: «Зачем ей права? Пусть мужчины ее возят на машине»
Менеджер: «Сегодня я с вами прощаюсь, мы получили о вас дополнительную информацию и сообщим ответ по телефону»
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете кому из этих трех человек отдаст предпочтение работодатель?
2. Понравится ли работодателю то, что девушка пришла устраиваться на работу не одна, а с мамой?
3. Нужно ли сообщать в резюме очень много фактов из автобиографии?
Подведение итогов обсуждения и выводы
Собираясь на собеседование желательно надеть элегантный деловой костюм, классическую обувь. Девушкам - юбку классической длины (по колено), блузку без глубокого выреза, пользоваться умеренным макияжем. Так как поговорка «По одежке встречают, а по уму провожают» говорит о том, что все-таки понятие «эффект первого впечатления» зависит от внешнего вида человека, в данном случае соискателя работы.
Ребята, а теперь я поделю вас на три группы, и мы попробуем командой провести ранжирование качеств человека для определенной профессии по степени важности.
Музыкальный фон
1. Профессия повар-кондитер:
(честность, ответственность, физическая выносливость, хорошая долговременная память, глазомер, тонкое цветоразличие).
2. Профессия водитель автомобиля:
(глазомер, самообладание, ответственность, высокая эмоциональная устойчивость, хорошая физическая подготовка, способность к концентрации внимания).
3. Профессия секретарь-референт:
(сосредоточенность внимания, общительность, хороший слух, внимательность, доброжелательность).
Выводы.
Вы работали сейчас в командном составе, вместе старались прийти к общему мнению. В профессиональной деятельности вам тоже придется работать командой или бригадой. Поэтому старайтесь, ребята, уважать мнение других людей, учитесь быть коммуникабельными.
А теперь я предлагаю вам поиграть.
Ребята, назовите, какие профессии вам наиболее интересны (≈10 профессий). Учитель записывает их на доске.
Инструкция: Сейчас я буду называть профессию, а вы в течение нескольких секунд определите: кому из ваших одноклассников больше подойдет та или иная профессия. По моему хлопку в ладоши все одновременно покажите рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для этой профессии) и замрите, пока будет подсчитано количество рук.
Вывод: Во время этой игры вы получили возможность соотнести образ одноклассников с различными профессиями.
А теперь давайте вспомним стихотворение из детства Сергея Михалкова «А что у вас?»
- Какие профессии упоминались в нем?
(пилот, летчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатая, портниха, доктор, учитель).
- Как вы думаете, что хотел донести этим стихотворением до ребят - поэт?
Предполагаемый ответ
Словами «Мамы разные нужны, Мамы разные важны» он хотел подчеркнуть, что все профессии востребованы. И если даже она не престижна, но она бывает не менее социально значимая.
Вывод: По результатам диагностики, проведенной в нашем классе, получилось, что по престижности на первом месте важные профессии - программист, менеджер, юрист. Но в центре занятости молодежи мы выяснили, что рынок труда переполнен специалистами данных профессий. Молодым людям после окончания ВУЗов нелегко трудоустроиться. Поэтому, выбирая профессию, следует учитывать и социальный заказ общества.
Вот, например, некоторые наши мальчики (из анкеты) остановили свой выбор на профессии автослесарь. В настоящее время у нас в стране очень ценят высоквалифицированных специалистов. Их труд хорошо оплачивается и востребован. Эти ребята не останутся без работы.
От выбора профессии зависит судьба человека. Какой она будет у вас? Важно не ошибиться. У каждого свой путь.
Заключительная часть
(музыкальный фон)
Ребята, в заключении я хочу сказать вам, что профессий в мире очень много. Важно, чтобы из всего этого многообразия вы выбрали правильное решение.
Каждая профессия полезна, нужна, уважаема. А я хочу закончить наше занятие своим четверостишием, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:
Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься,
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне.