- Преподавателю
- Технология
- Разработка урока Швейная машина, подготовка к работе. Приемы работы на швейной машине
Разработка урока Швейная машина, подготовка к работе. Приемы работы на швейной машине
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузьминова С.В. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс: 5;
Раздел: Создание изделий из текстильных материалов;
Тема урока: Швейная машина, подготовка к работе. Приемы работы на швейной машине.
I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока:
Образовательные:
1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков подготовки швейной машины к работе и работы на ней.
-
Способствовать осознанию важности правил организации рабочего места, правил техники безопасности при работе на швейной машине.
-
Способствовать формированию представления об устройстве бытовой швейной машины.
Развивающие:
-
Способствовать развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине.
-
Способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе.
-
Способствовать развитию моторики мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при заправке верхней и нижней нити.
-
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при выполнении лабораторной работы «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины».
Воспитательные:
-
Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических качеств личности.
-
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой.
Профориентационные:
-
Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий легкой промышленности.
-
Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
-
Воспитывать уважение к работающему человеку.
-
Сформировать представление о профессии швея.
Методическое оснащение урока:
-
Материально-техническая база:
-
кабинет технологии;
-
компьютер, проектор, экран, презентация;
-
швейные машины с ручным (3 шт.) и электрическим приводом (2 шт.)
-
инструменты, приспособления: укладка со швейными принадлежностями,
-
материалы: шаблоны для выполнения прямых строчек, два лоскута светлой х/б ткани.
-
Дидактическое обеспечение:
-
учебник Технология 5 класс, авторы Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
-
рабочая тетрадь для учащегося на печатной основе, авторы Н.В. Синица, Н.А. Булгаева
-
учебно-техническая документация (УТД) :
- инструкционные карты (ИК):
«Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка нижней нитки, выведение нижней нитки наверх» (У. с.121-123 )
«Приемы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки, закрепка вначале строчки, закрепка в конце строчки, окончание работы, неполадки, связанные с неправильно заправкой ниток, регулирующие механизмы» (У. с. 123-125)
- «Правила безопасной работы» (У. с.125)
образцы строчек;
-
карточки самоконтроля, взаимоконтроля (Приложение 3);
-
карточки с домашними заданиями - 1, 2, 3, 4 уровня (Приложение10)
-
материалы для контроля знаний учащихся
- карточки-задания - К-1, (Приложение7), К-2 (Приложение12),
К-3 (Приложение 14), К-4 (Приложение 14)
- кроссворд (Приложение 13)
Тип урока: комбинированный
Вид урока: получение и закрепление новых знаний
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Мотивационно-целевой этап
I. Организационный момент
Цель этапа:
-
настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
-
создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
-
приветствие
-
проверка явки учащихся
-
заполнение учителем классного журнала
-
проверка готовности учащихся к уроку
-
настрой учащихся на работу
-
доведение до учащихся плана урока
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-
эмоциональный настрой на урок (приветствие - стихотворение)
Формируемые способы деятельности:
-
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-
активное слушание
-
выдвижение предположений о теме урока
Формируемые способы деятельности:
-
формулирование собственных ожиданий
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
-
слушание собеседника
Формируемые способы деятельности:
-
построение понятных для собеседника высказываний
II. Проверка выпол-нения домашнего задания
Цель этапа:
-
установить правиль-ность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания
-
устранить в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях
-
выяснить степень усвоения заданного на дом материала
-
определить типичные недостатков в знаниях и их причины
-
ликвидировать обнаруженных недочётов
-
выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок
-
обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
-
формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще
-
проверка работы в рабочей тетради (задание 17, №7) (Приложение )
-
проверка качества выполнения образцов (взаимоконтроль)
(Приложение )
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-
повторение раннее изученного материала по теме «Ручные швы»
-
Формируемые способы деятельности:
-
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
-
контролируют правильность ответов обучающихся при помощи карты самоконтроля
Формируемые способы деятельности:
-
адекватное восприятие оценки учителя
Познавательные УУД
-
Осуществляемые действия:
-
Самоконтроль и взаимоконтроль учебно-познавательной деятельности
-
Формируемые способы деятельности:
-
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
-
взаимодействуют с учителем во время опроса
Формируемые способы деятельности:
-
продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения
-
умение полно и точно выражать свои мысли
III. Актуализация знаний
Цель этапа:
-
организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
-
актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания
-
предъявить задания, близкие жизненному опыту детей
-
зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний
-
организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании
Фронтальная беседа:
1. Знакомство с историей создания швейной машины.
объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся
2. Современные бытовые швейные машины
3. Знакомство с классификацией швейных машин.
(Приложение )
-
заслушивание ответов учащихся
Осуществляемые действия:
-
активизация имевшихся ранее знаний
-
активное погружение в тему
-
высказывание различных вариантов решения данной проблемы
Формируемые способы деятельности:
-
умение слушать одноклассников при беседе
-
принимать и сохранять учебную цель и задачу
Познавательные УУД
Осуществляемые действия
-
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
-
слушают вопросы учителя
-
отвечают на вопросы учителя
-
осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
Формируемые способы деятельности:
-
формирование умения извлекать информацию из презентации, текстов
-
формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
-
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
-
формирование умения обобщать и классифицировать по признакам
-
формирование умения находить ответы на вопросы
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
-
взаимодействие с учителем во время опроса
-
участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
Формируемые способы деятельности:
-
формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности
-
формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
Практический этап
IV. Проблемное изложения нового знания
Цель этапа:
-
зафиксировать причину затруднения у учащихся
-
сформулировать и согласовать цели урока
-
организовать уточнение и согласование темы урока
-
организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
-
организовать фиксацию преодоления затруднения
Правила безопасной работы
(У. с. 125)
Демонстрация учителем основных деталей швейной машины
Демонстрация:
Подготовки швейных машин к работе:
- намотать нитку на шпульку,
- заправить верхнюю и нижнюю нить, выведение нижней нитки наверх
Приемов работы на швейной машине
- начало работы,
-поворот строчки,
-закрепка в начале и конце строчки,
-окончание работы,
-неполадок, связанных с неправильной заправкой ниток.
Демонстрация:
-регулирующих механизмов
(У. с 121-125)
-
Игра «Светофор»
(Приложение )
-
заслушивание ответов учащихся
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
-
самостоятельное определение темы урока
-
осознание целей и задач обучения
-
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
-
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности:
-
формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
-
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
-
формирование умения слушать и понимать других
-
формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
-
формирование умения работать индивидуально
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
-
развитие умения получать информацию из текста учебника и строить сообщения в устной форме
-
развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
-
развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности:
-
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
V. Первичное закрепление знаний учащихся
Цель этапа:
-
зафиксировать алгоритм выполнения
-
организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)
Закрепление знаний требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала Выполнить задание
Работа учащихся с карточкой
(Приложение )
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
-
применение на практике и последующее повторение нового материала
Формируемые способы деятельности:
-
формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
-
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
-
формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
-
формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности:
-
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
VI. Физкультминутка
(Приложение )
VII.Лабораторная работа «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины» Цель этапа:
-
тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке
-
проверить умения работать учащихся по алгоритму
-
организовать самостоятельную работу учащихся
-
организовать самопроверку самостоятельной работы
-
организовать по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок
-
организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы
7.1. Вводный инструктаж учителя:
-
сообщение учащимся названия практической работы;
-
разъяснение учащимся задач практической работы;
-
ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;
-
ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
-
ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК) (У. .с. 126)
(Приложение )
-
предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);
-
инструктаж по технике безопасности.
7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.
7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
7.3.1. Формирование новых умений:
-
проверка организованности начала работы учащихся;
-
проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
-
соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
7.3.2. Усвоение новых знаний:
-
проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
-
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3. Целевые обходы:
-
инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
-
концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
-
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
-
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
-
рациональное использование учебного времени учащимися.
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
-
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
-
разбор типичных ошибок учащихся;
-
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
-
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
Личностные УУД
Осуществляемые действия:
-
проявление эмоционального отношения и волевых усилий при выполнении лабораторной работы
-
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
Формируемые способы деятельности:
-
применение на практике полученных знаний и последующее повторение
Регулятивные УУД
Осуществляемые действия:
-
самоконтроль выполнения задания
-
взаимоконтроль при работе в паре, выполнении лабораторной работы
Формируемые способы деятельности:
-
планирование своего действия в соответствии с ходом лабораторной работы
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
-
усвоение новых способов умственной деятельности через выполнение практической работы, получения информации
Формируемые способы деятельности:
-
умение структурировать знания
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач
Рефлексивно-оценочный этап
VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Цель этапа:
-
включить новый способ действий в систему знаний учащихся
-
тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации
-
инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
-
сообщение о теме следующего урока
-
задание учащимся на подготовку к следующему уроку (Приложение )
Познавательные УУД
Осуществляемые действия:
отработка алгоритма по изученной теме
«Швейная машина, подготовка ее к работе. Приемы работы на швейной машине»
-
поиск в компьютерных источниках «История создания швейной машины» (в сети Интернет, в электронных книгах)
Формируемые способы деятельности:
-
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
-
поиск и выделение информации
-
применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств
IX. Уборка рабочих мест
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа:
-
организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
-
организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
-
организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
-
по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
-
рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока (Приложение )
-
объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
-
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся
Коммуникативные УУД
Осуществляемые действия:
-
оценка и самооценка учебной деятельности
-
обобщение и систематизация знаний
-
учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
Формируемые способы деятельности:
-
формирование умений полно и точно выражать свои мысли
Литература
-
Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. - М.: Изд-во «Эслан», 2003. - С. 117-119
-
Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
-
Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. - 2011. - № 12. - С. 12-18.
-
Атаулова О.В., Кондракова Л.В. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС проектирование и анализ [Текст]: методические рекомендации/ под общей рекомендацией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2012. - С.87-101.
-
Зарубина, В.В. Разработка основной образовательной программы ООО [Текст]: методические рекомендации / В.В. Зарубина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2012. - 48 с.
Интернет - ресурсы
kindergenii.ru/HTMLs/fizminutki.htm
nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/10/18/ustroystvo-shveynaya-mashina-s-ruchnym-privodom
myshared.ru/slide/71490/
uchportal.ru/load/108-1-0-2334
festival.1september.ru/articles/585551/
journal-bipt.info/load/79-1-0-983
festival.1september.ru/authors/228-488-789
3