Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Программа реализуется из расчета 2 часа в неделю в 5-7 классах, 1 час - в 8 классе. Уроки в 8 классе проводятся в неделимой группе (девочки + мальчики).Рабочая программа составлена на основе примерной образовательной программы основного общего образования (2015 г.), Фундаментального ядра содержания общего образования, основной образовательной программы ОУ в соответствии с содержанием учебников. Учебники: Технология: 5класс; под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вентана -Граф, 2012; Технология: 6 класс; по...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе примерной образовательной программы основного общего образования (2015 г.), Фундаментального ядра содержания общего образования, основной образовательной программы ОУ в соответствии с содержанием учебников. Учебники: Технология: 5класс; под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вентана -Граф, 2012; Технология: 6 класс; под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана - Граф, 2013; Технология: 7 класс; под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана - Граф, 2014. Учебники включены в федеральный перечень.

Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся.

Предмет «Технология» принимает на себя значительную долю деятельности образовательной организации по формированию универсальных учебных действий в той их части, в которой они описывают присвоенные способы деятельности, в равной мере применимые в учебных и жизненных ситуациях. В отношении задачи формирования регулятивных универсальных учебных действий «Технология» является базовой структурной составляющей учебного плана школы.

Цели программы:

  1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

  2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

  3. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

Программа реализуется из расчета 2 часа в неделю в 5-7 классах, 1 час - в 8 классе. Уроки в 8 классе проводятся в неделимой группе (девочки + мальчики).

Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии). Объяснение учителя в той или иной форме составляет не более 0,2 урочного времени.

Подразумевается и значительная внеурочная активность обучающихся. В рамках внеурочной деятельности активность обучающихся связана:

  • с выполнением заданий на самостоятельную работу с информацией (формируется навык самостоятельной учебной работы, для обучающегося оказывается открыта большая номенклатура информационных ресурсов, чем это возможно на уроке, задания индивидуализируются по содержанию в рамках одного способа работы с информацией и общего тематического поля);

  • с проектной деятельностью (индивидуальные решения приводят к тому, что обучающиеся работают в разном темпе - они сами составляют планы, нуждаются в различном оборудовании, материалах, информации - в зависимости от выбранного способа деятельности, запланированного продукта, поставленной цели);

  • с выполнением практических заданий, требующих наблюдения за окружающей действительностью или ее преобразования (на уроке обучающийся может получить лишь модель действительности).

Таким образом, формы внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология» - это проектная деятельность обучающихся, экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования), позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта в проекте обучающегося, актуального на момент прохождения курса.

В соответствии с целями выстроено содержание деятельности в структуре трех блоков.

Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.

Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.

Содержание блока 2 организовано таким образом, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь, регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).

Базовыми образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием блока 2, являются технологии проектной деятельности.

Блок 2 реализуется в следующих организационных формах:

теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности - в рамках урочной деятельности;

практические работы в средах моделирования и конструирования - в рамках урочной деятельности;

проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий; производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.

Содержание блока 3 организовано таким образом, чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных источников), включает общие вопросы планирования профессионального образования и профессиональной карьеры, анализа территориального рынка труда, а также индивидуальные программы образовательных путешествий.

Все блоки содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного блока служат исходным продуктом для постановки задач в другом - от информирования через моделирование элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам.

Планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).

Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

Выпускник научится:

  • называть и характеризовать актуальные управленческие, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов;

  • называть и характеризовать перспективные управленческие, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов;

  • объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;

  • проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

Выпускник научится:

  • следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

  • оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;

  • прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

  • в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность - качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;

  • проводить оценку и испытание полученного продукта;

  • проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

  • описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

  • анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

  • проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих:

    • изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;

    • модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;

    • определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);

    • встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;

    • изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

    • проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих:

    • оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);

    • обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;

    • разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;

    • проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:

    • планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);

    • планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

    • разработку плана продвижения продукта;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

  • модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

  • технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

Выпускник научится:

  • характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,

  • характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,

  • разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,

  • характеризовать группы предприятий региона проживания,

  • характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося,

  • анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,

  • анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,

  • получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,

  • получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.

Выпускник получит возможность научиться:

  • предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;

    • анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы следующим образом:

5 класс

По завершении учебного года обучающийся:

    • разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;

    • объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;

    • осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;

    • конструирует модель по заданному прототипу;

    • получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;

    • получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;

    • получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ;

    • получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;

    • получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

    • получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

6 класс

По завершении учебного года обучающийся:

    • читает элементарные чертежи и эскизы;

    • выполняет эскизы интерьера;

    • освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности) ;

    • получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов;

    • получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.

    • приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;

    • составляет памятку, инструкцию, технологическую карту;

7 класс

По завершении учебного года обучающийся:

    • характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

    • осуществляет выбор товара в модельной ситуации;


    • характеризует рекламу как средство формирования потребностей;


    • следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта;

    • получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).

    • получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов;

8 класс

По завершении учебного года обучающийся:

    • описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;

    • оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека;

    • называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;

    • объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;

    • называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере информационных технологий;

    • называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания;

    • осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;

    • осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей, конструирование электрических цепей в соответствии с поставленной задачей;

    • получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки;

    • характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;

    • перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для передачи энергии;

    • объясняет понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю;

    • называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания;

    • называет и характеризует актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами;

    • характеризует современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и перспективы ее развития;

    • называет и характеризует актуальные и перспективные технологии транспорта;

    • характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции её развития;

    • объясняет специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризует тенденции развития социальных технологий в 21 веке, характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий,

    • разъясняет функции модели и принципы моделирования,

    • создаёт модель, адекватную практической задаче,

    • отбирает материал в соответствии с техническим решением или по заданным критериям,

    • составляет рацион питания, адекватный ситуации,

    • регламентирует заданный процесс в заданной форме,

    • проводит оценку и испытание полученного продукта,

    • описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения,

    • получил и проанализировал опыт лабораторного исследования продуктов питания,

    • получил и проанализировал опыт разработки организационного проекта и решения логистических задач,

    • получил и проанализировал опыт компьютерного моделирования / проведения виртуального эксперимента по избранной обучающимся характеристике транспортного средства,

    • получил и проанализировал опыт выявления проблем транспортной логистики населённого пункта / трассы на основе самостоятельно спланированного наблюдения,

    • получил и проанализировал опыт моделирования транспортных потоков,

    • получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу

    • получил и проанализировал опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования,

    • получил и проанализировал опыт создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку,

    • получил и проанализировал опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами.

Критерии и нормы оценки

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса технологии в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%. Ответ оценивается, если ученик выполнил:

  • 90% и более заданий - отлично

  • 75-90% - хорошо

  • 60-75% - удовлетворительно

  • менее 60% - неудовлетворительно

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях

выставляете отметка:

  • - «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких

  • погрешностей;

  • - «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • - «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • - «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не

владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала), отказ от выполнения учебных обязанностей.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • 90% и более отлично

  • 75-90% хорошо

  • 60-75% удовлетворительно

  • менее 60% неудовлетворительно

Ответ оценивается отметкой «5», полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины; правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на

отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,

исправленные по замечанию учителя:

• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов

или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее

понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения

программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее

важной части учебного материала;

• допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной

терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких

наводящих вопросов учителя.

• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

• не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

• отказался отвечать на вопросы учителя.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Критерии оценки проектов

  1. Критерии для оценки сформированности компетентности разрешения проблем:

- постановка проблемы;

- целеполагание и планирование;

- оценка результата;

2. Критерии оценки информационной компетентности:

- поиск информации;

- обработка информации;

3. Критерии для оценки коммуникативной компетентности:

- письменная коммуникация;

- устная коммуникация;

- продуктивная коммуникация (работа в группе).



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Направление «Технологии ведения дома».

Раздел 1. «Кулинария». (42 часа)

Тема 1. Санитария и гигиена (2 часа).

Общие правила безопасных приёмов труда, санитарии и гигиены. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.

Тема 2. Физиология питания (4 часа).

Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах. Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; первая помощь при пищевых отравлениях.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.

Тема 3. Блюда из овощей.(4 часа)

Виды овощей, используемых в кулинарии. Назначение, правила и условия механической обработки овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов. Технология приготовления салатов из сырых и отварных овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов (варка, жарение, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование). Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление салата из сырых овощей. Приготовление блюда из вареных овощей.

Тема 4. Блюда из яиц, бутерброды, горячие напитки.(4 часа)

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Виды горячих напитков. Технология приготовления чая.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюда из яиц. Приготовление бутербродов и чая.

Тема 5. Блюда из молока и кисломолочных продуктов (4часа).

Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока. Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой кулинарной обработки. Технология приготовления молочных супов и каш. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу. Ассортимент кисломолочных продуктов и творожных изделий. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление молочного супа или молочной каши. Приготовление блюда из творога.

Тема 6. Блюда из рыбы и морепродуктов (4 часа).

Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой рыбы и рыбных консервов. Санитарные условия механической кулинарной обработки рыбы.

Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической и тепловой кулинарной обработке рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и рыбных продуктов моря. Требования к качеству готовых блюд.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюд из рыбы. Приготовление блюд из морепродуктов.

Тема 7. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (2 часа).

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Способы варки макаронных изделий. Соотношение крупы, жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление гарнира из макаронных изделий. Приготовление рассыпчатой, вязкой или жидкой каши.

Тема8. Изделия из теста (4часов).

Механическая кулинарная обработка муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Технология выпечки блинов, оладий и блинчиков. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу.

Технология приготовления пресного слоёного теста. Условия выпекания изделий из пресного слоёного теста, способы определения готовности.

Рецептура и технология приготовления песочного теста. Влияние количества жиров и яиц на пластичность теста и рассыпчатость готовых изделий. Правила раскатки песочного теста. Инструмент для раскатки и разделки теста. Ароматизирование песочного теста ванилью, лимонной цедрой, шоколадом и др. формование и выпечка изделий из песочного теста (температура выпечки, определение готовности).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление вареников с начинкой. Выпечка блинов. Выпечка кондитерских и изделий из пресного слоёного теста. Выпечка изделий из песочного теста.

Тема 9. Блюда из птицы (2 часа).

Виды сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Технология приготовления блюд из с/х птицы. Способы разрезания птицы на части и оформление готовых блюд при подаче к столу.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюд из сельскохозяйственной птицы.

Тема 10. Блюда из мяса(4часа).

Значение мясных блюд в питании. Понятие о пищевой ценности мяса. Условия и сроки хранения мяса и мясных полуфабрикатов. Оборудование и инвентарь, применяемые для механической и тепловой обработки мяса. Технология приготовления мясных блюд. Требования к качеству готовых блюд. Подача готовых блюд к столу.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление мясных блюд ( по выбору).

Тема 11. Заправочные супы (2 часа).

Значение супов в рационе питания. Технология приготовления мясных бульонов, используемых для приготовления заправочных супов. Способы очистки бульона. Технология приготовления заправочных супов. Значение соотношения воды и остальных продуктов в супах. Оформление готового супа зеленью. Оценка качества супа и подача его к столу.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление заправочного супа.

Тема 12. Сервировка стола. Этикет. (4 часа)

Особенности сервировки стола к завтраку, обеду и ужину. Набор столовых приборов и посуды. Правила пользования столовыми приборами. Подача готовых блюд к столу. Правила подачи десерта. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Сервировка стола к завтраку, приготовление завтрака простым способом. Сервировка стола к обеду.

Тема 13. Способы хранения пищевых продуктов.(2 часа)

Способы хранения пищевых продуктов. Подготовка плодов и овощей к консервированию. Технология приготовления варенья из ягод и фруктов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление варенья из ягод и фруктов.

Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов.(94часа)

Тема 1. Свойства текстильных материалов.(8 часов)

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных волокон . Изготовление нитей и тканей в условиях ткацкого современного производства. Основная и уточная нити в тканях. Лицевая и изнаночная стороны в тканях. Виды переплетения нитей в тканях. Свойства тканей и нитей (механические, физические, технологические, эксплуатационные. Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон.

ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изучение свойств нитей основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон, долевой нити в ткани. Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шёлка и шерсти. Обнаружение нитей из химических волокон в тканях.

Тема 2. Элементы машиноведения. (10часов)

Бытовая швейная машина, её технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Устройство челнока УШМ. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Виды неполадок в работе швейной машины, причины их возникновения и способы их устранения. Назначение и конструкция различных современных приспособлений к швейной машине.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Намотка нитки на шпульку. Заправка нижней и верхней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Закрепление строчки обратным ходом машины. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.

Тема 3. Конструирование швейных изделий (18 часов).

Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды .

Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Основные точки и линии измерения фигуры человека. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования. Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчётные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Тема 4. Моделирование швейных изделий. (6часов).

Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Виды художественного оформления швейных изделий. Определение количества ткани на изделие. Проверка основных размеров выкройки по своим меркам и коррекция чертежа выкройки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Моделирование изделия. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою. Расчёт количества ткани на изделие.

Тема 5. Технология изготовления швейных изделий. (52 часов)

Ручные стежки и строчки. Технология выполнения машинных швов, их условные обозначения. Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Правила выполнения следующих технологических операций:

- обработка деталей кроя;

- обработка застёжек, карманов, бретелей, поясов, бретелей, проймы и горловины;

- обмётывание швов машинными способами;

- обработка верхнего края поясного изделия притачным поясом;

- обработка низа швейного изделия машинным способом.

Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание машинными швами и окончательная отделка фартука. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выполнение ручных стежков, строчек и швов. Отработка техники выполнения соединительных, краевых швов. Выполнение раскладки выкроек на различных тканях. Прокладывание контурных линий на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Проведение примерки, исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Определение качества готового изделия.

Раздел 3.Художественные ремёсла.(28 часов)

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство.(2 часа)

Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов России. Традиционный вид рукоделия: вышивка. Инструменты и приспособления, применяемые в вышивке. Отделка изделий вышивкой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Зарисовка современных и старинных орнаментов.

Тема 2. Вышивка. (6часов)

Технологическая последовательность вышивания. Правила перевода рисунка на ткань. Технология выполнения простейших вышивальных швов: «вперед иголку», «за иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный, «козлик». Изготовление вышитого изделия. Влажно-тепловая обработка вышитого изделия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Изготовление изделия. ВТО вышитого изделия. Окончательная отделка.

Тема 3. Вязание крючком (10 часов).

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель. Раппорт узора и его запись.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление образцов вязания крючком и сувениров.

Тема 4. Вязание на спицах (10 часов).

Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных нитей. Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Приёмы вязания на двух спицах. Условные обозначения. Технология выполнения вязаных изделий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Вязание образцов и изделий на спицах.

Раздел 4.Оформление интерьера.(8часов)

Тема 1. Интерьер кухни. (4часа)

Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскиза изделия декоративно-прикладного творчества для оформления кухни.

Тема 2. Интерьер жилого дома (2 часа).

Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Подбор штор, занавесей, портьер, накидок и т. д.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление макета оформления окна тканями.

Тема 3. Эстетика и экология жилища. Интерьер прихожей.(2 часа)

Экология и микроклимат жилища. Приборы для поддержания температурного режима, влажности, и состояния воздушной среды. Функциональное назначение прихожей. Освещение прихожей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выполнение чертёжа «План прихожей»

Раздел 5. Технологии исследовательской и творческой деятельности. (30 часов)

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность.(30 часов)

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление фартука для работы на кухне. Разработка документации изготовления фартука. Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера. Блюда национальной кухни для традиционных праздников. Проекты социальной направленности.

Направление «Индустриальные технологии»

Раздел 1 Технологии домашнего хозяйства. (10 часов)

Эстетика и экология жилища(2 часа)

Системы энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском доме. Экология и микроклимат жилища. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Освещение в интерьере.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Оценка микроклимата в доме. Разработка плана размещения осветительных приборов.

Технологии ремонтно-отделочных работ ( 8 часов).

Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы. Оснастка для выполнения ремонтно-отделочных работ. Технологии наклейки обоев. Способы размещения декоративных элементов в интерьере. Профессии: дизайнер интерьера, ландшафтный дизайнер.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Эскиз отремонтированной комнаты. Выбор инструментов и материалов. Определение себестоимости ремонтно-отделочных работ. Эскиз оформления стен декоративными элементами. Технологическая последовательность ремонтно-отделочных работ.

Раздел 2.Электротехника (12 ч.)

Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии (4 часа).

Общее понятие об электрическом токе, о напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Составление электрических схем подключения потребителей энергии к источникам тока. Сборка электрической цепи по схеме.

Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики (4 часа).

Принципы работы устройств защиты. Счётчик, расход и экономия электроэнергии. Устройства автоматики и их схемы. Экологические аспекты применения электроустановок. Правила безопасной работы с электроустановками. Профессии электротехнического производства и обслуживания электроустановок.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Расчёт суточного расхода электроэнергии и её стоимости. Исследование схем электроустановок.

Тема 3. Бытовые электроприборы (4 часа).

Виды и безопасная эксплуатация электробытовых приборов, их характеристики. Пути экономии электрической энергии в быту. Характеристики ламп и осветительных приборов. Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами. Современные электронагревательные приборы, холодильники и стиральные машины. Профессии, связанные с обслуживанием и ремонтом бытовых электроприборов. Пути получения профессионального образования.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Ремонт соединительных элементов бытовых приборов. Оценка эксплуатационных параметров электроприборов.

Раздел 3. Современное производство и профессиональное образование (4 часа)

Тема 1. Сферы производства и профессиональное образование (2 часа)

Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения предприятия. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Исследование деятельности производственного предприятия или предприятия сервиса.

Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера (2 часа).

Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Оплата труда. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования и трудоустройства.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Анализ регионального рынка труда.

Учебно-тематический план. 5 класс.

№ раздела, темы

Разделы, темы.

Количество часов

Раздел 1.

Кулинария

14

1.

Санитария и гигиена

2

2.

Физиология питания

2

3.

Блюда из овощей

4

4.

Блюда из яиц, бутерброды и горячие напитки

4

12.

Сервировка стола. Этикет.

2

Раздел 2.

Создание изделий из текстильных материалов

34

1.

Свойства текстильных материалов

4

2.

Элементы машиноведения

6

3.

Конструирование швейного изделия - фартука

6

4.

Моделирование фартука

2

5.

Технология изготовления фартука

16

Раздел 3.

Художественные ремёсла

8

1.

Декоративно-прикладное искусство

2

2.

Вышивка

6

Раздел 4.

Оформление интерьера

4

1.

Интерьер кухни

4

Раздел 5.

Технологии творческой деятельности

8

1.

Творческий проект

8

Итого:

68

Содержание программы. 5 класс.

Раздел 1. «Кулинария». (14 часов )

Тема 1. Санитария и гигиена (2 часа).

Общие правила безопасных приёмов труда, санитарии и гигиены. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.

Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи.

Безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.

Тема 2. Физиология питания (2 часа).

Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Поиск рецептов блюд , соответствующих принципам рационального питания.

Тема 3. Блюда из овощей.(4 часа)

Виды овощей, используемых в кулинарии. Назначение, правила и условия механической обработки овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов. Технология приготовления салатов из сырых и отварных овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов (варка, жарение, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование). Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление салата из сырых овощей. Приготовление блюда из вареных овощей.

Тема 4. Блюда из яиц, бутерброды, горячие напитки.(4 часа)

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц.

Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов.

Виды горячих напитков. Технология приготовления чая.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюда из яиц. Приготовление бутербродов и чая.

Тема 12. Сервировка стола. Этикет. (2 часа)

Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посуды. Правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Сервировка стола к завтраку, приготовление завтрака простым способом.

Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов.(34часа)

Тема 1. Свойства текстильных материалов.(4 часа)

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных волокон . Изготовление нитей и тканей в условиях ткацкого современного производства. Основная и уточная нити в тканях. Лицевая и изнаночная стороны в тканях. Виды переплетения нитей в тканях. Свойства тканей и нитей (механические, физические, технологические, эксплуатационные. Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон.

ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изучение свойств нитей основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон, долевой нити в ткани.

Тема 2. Элементы машиноведения. (6часов)

Бытовая швейная машина, её технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Намотка нитки на шпульку. Заправка нижней и верхней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Закрепление строчки обратным ходом машины.

Тема 3. Конструирование швейных изделий (6 часов).

Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды .

Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Основные точки и линии измерения фигуры человека. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования. Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчётные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Тема 4. Моделирование швейных изделий. (2 часа).

Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Виды художественного оформления швейных изделий. Определение количества ткани на изделие. Проверка основных размеров выкройки по своим меркам и коррекция чертежа выкройки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Моделирование изделия. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою.

Тема 5. Технология изготовления швейных изделий. (16 часов)

Ручные стежки и строчки. Технология выполнения машинных швов, их условные обозначения. Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Правила выполнения следующих технологических операций:

- обработка деталей кроя;

- обработка поясов, бретелей, карманов;

Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание машинными швами и окончательная отделка фартука. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выполнение ручных стежков, строчек и швов. Отработка техники выполнения соединительных, краевых швов. Выполнение раскладки выкроек на различных тканях. Прокладывание контурных линий на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Проведение примерки, исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Определение качества готового изделия.

Раздел 3.Художественные ремёсла.(8 часов)

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство.(2 часа)

Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов России. Традиционный вид рукоделия: вышивка. Инструменты и приспособления, применяемые в вышивке. Отделка изделий вышивкой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Зарисовка современных и старинных орнаментов.

Тема 2. Вышивка. (6часов)

Технологическая последовательность вышивания. Правила перевода рисунка на ткань. Технология выполнения простейших вышивальных швов: «вперед иголку», «за иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный, «козлик». Изготовление вышитого изделия. Влажно-тепловая обработка вышитого изделия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Изготовление изделия. ВТО вышитого изделия. Окончательная отделка.

Раздел 4.Оформление интерьера.(4часа)

Тема 1. Интерьер кухни. (4часа)

Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскиза изделия декоративно-прикладного творчества для оформления кухни.

Раздел 5. Технологии творческой деятельности. (8 часов)

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность.(8 часов)

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление фартука для работы на кухне. Разработка документации изготовления фартука.

Учебно-тематический план. 6 класс.

№ раздела, темы

Разделы, темы.

Количество часов

Раздел 1.

Кулинария

12

1.

Физиология питания

2

2.

Блюда из молока и кисломолочных продуктов

2

3.

Блюда из рыбы и морепродуктов

2

4.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

2

5.

Изделия из теста

4

Раздел 2.

Создание изделий из текстильных материалов

30

1.

Свойства текстильных материалов

2

2.

Элементы машиноведения

2

3.

Конструирование швейных изделий

6

4.

Моделирование швейных изделий

2

5.

Технология изготовления швейных изделий

18

Раздел 3.

Художественные ремёсла

10

1.

Вязание крючком

10

Раздел 4.

Оформление интерьера

6

1.

Интерьер жилого дома

6

Раздел 5.

Технологии творческой деятельности

10

1.

Исследовательская и созидательная деятельность

10

Итого :

68

Содержание программы . 6 класс.

Раздел 1. «Кулинария». (12 часов)

Тема 2. Физиология питания (6 часов).

Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах. Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; первая помощь при пищевых отравлениях.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Поиск рецептов блюд , соответствующих принципам рационального питания. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Составление меню из малокалорийных продуктов.

Тема 5. Блюда из кисломолочных продуктов (2часа).

Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока. Условия и сроки хранения свежего молока. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу. Ассортимент кисломолочных продуктов и творожных изделий. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюда из творога.

Тема 6. Блюда из рыбы и морепродуктов (2 часа).

Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения рыбы и рыбных консервов. Санитарные условия механической кулинарной обработки рыбы. Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической и тепловой кулинарной обработке рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и продуктов моря. Требования к качеству готовых блюд.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюд из рыбы. Приготовление блюд из морепродуктов.

Тема 7. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (2 часа).

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Способы варки макаронных изделий. Соотношение крупы, жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров. Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, макаронных изделий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление гарнира из макаронных изделий.

Тема8. Изделия из теста (4 часа).

Виды теста. Механическая кулинарная обработка муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Технология выпечки блинов, оладий и блинчиков. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выпечка блинов. Приготовление вареников с начинкой.

Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов.(30часов)

Тема 1. Свойства текстильных материалов.(2 часа)

Способы получения и свойства натуральных волокон . Виды переплетения нитей в тканях.

ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шёлка и шерсти.

Тема 2. Элементы машиноведения. (2часа)

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Устройство челнока УШМ. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.



Тема 3. Конструирование плечевых изделий (6 часов).

Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Основные точки и линии измерения фигуры человека. Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчётные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа плечевого изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Тема 4. Моделирование швейных изделий. (2 часа).

Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Виды художественного оформления швейных изделий. Определение количества ткани на изделие. Проверка основных размеров выкройки по своим меркам и коррекция чертежа выкройки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Моделирование изделия. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою.

Тема 5. Технология изготовления швейных изделий. (18 часов)

Технология выполнения машинных швов, их условные обозначения. Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Правила выполнения следующих технологических операций:

- обработка деталей кроя;

- обработка плечевых швов;

- обработка проймы и горловины;

- обмётывание швов машинными способами;

- обработка низа швейного изделия машинным способом.

Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Отработка техники выполнения соединительных, краевых швов. Выполнение раскладки выкроек на различных тканях. Прокладывание контурных линий на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Проведение примерки, исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Определение качества готового изделия.

Раздел 3.Художественные ремёсла.(10 часов)

Тема 1. Вязание крючком (10 часов).

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель. Раппорт узора и его запись.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление образцов вязания крючком и сувениров.

Раздел 4.Оформление интерьера.(6 часов)

Тема 1. Интерьер жилого дома (6 часов).

Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Организация зон отдыха, детского уголка. Оформление интерьера картинами, предметами декоративно-прикладного искусства. Подбор штор, занавесей, портьер, накидок, мебели, обоев и т. д. Роль освещения в интерьере. Использование общего и местного освещения. Виды и формы светильников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Создание эскиза детской комнаты. Составление плана реализации проекта «Оформление детской комнаты». Проектирование рационального размещения мебели в детской комнате.

Раздел 5. Технологии творческой деятельности. (10 часов)

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность.(10 часов)

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ. Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера. Блюда национальной кухни для традиционных праздников. Изготовление швейных изделий. Оформление детской комнаты.

Учебно-тематический план. 7 класс.

№ раздела, темы

Разделы, темы.

Количество часов

Раздел 1.

Технологии творческой деятельности

12

1.

Исследовательская и созидательная деятельность

2

2.

Мини-проект «Мой бюджет»

2

3.

Проект «Приготовление обеда»

4

4.

Проект «Изготовление изделий из текстильных материалов».

2

Раздел 2.

Технологии домашнего хозяйства

2

1.

Семейная экономика. Бюджет семьи

2

Раздел 3.

Оформление интерьера

2

1.

Эстетика и экология жилища. Интерьер прихожей.

2

Раздел 4.

Кулинария

12

1.

Блюда из мяса

4

2.

Блюда из птицы

2

3.

Заправочные супы

2

4.

Способы хранения пищевых продуктов

2

5.

Сервировка стола к обеду.

2

Раздел 5.

Создание изделий из текстильных материалов

30

1.

Свойства текстильных материалов

2

2.

Конструирование и моделирование швейного изделия

8

3.

Элементы машиноведения

2

4.

Технология изготовления швейного изделия

18

Раздел 6.

Художественные ремёсла.

10

1.

Вязание на спицах

10

Резерв

2

Итого :

68



Содержание программы. 7 класс.

Раздел 1 «Технологии творческой деятельности». (2 часа)

Исследовательская и созидательная деятельность (4 часа)

Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников. Этапы проектной деятельности. Оформление конструкторской и технологической документации проекта. Способы представления результатов проектирования. Выполнение упражнений. Создание электронной презентации проекта.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Создание электронной презентации проекта. Проект по теме «Технология ведения домашнего хозяйства». Проект по теме «Кулинария». Проект по теме «Создание изделий из текстильных материалов». Защита комплексного творческого проекта

Мини-проект «Мой бюджет»(2часа)

Исследование состава семьи. Определение потребности. Краткая формулировка задачи проекта. Исследование источников своих доходов. Исследование своих расходов. Расчёт баланса доходов и расходов. Анализ проекта. Защита проекта.

Проект «Приготовление обеда»(2 часа)

Определение потребности. Краткая формулировка задачи проекта. Исследование вкусовых предпочтений членов семьи, суточной потребности в энергии участников обеда. Выработка требований к обеду. Выработка набора идей. Выбор лучшей идеи. Проработка лучшей идеи. Составление технологических карт приготовления блюд. Анализ проделанной работы. Оформление рекламы обеда. Защита проекта.

Проект «Изготовление изделий из текстильных материалов»(2 часа).

Оформление конструкторской и технологической документации проекта. Способы представления результатов проектирования. Защита проекта.

Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства (2часа).

Семейная экономика. Бюджет семьи(2 часа)

Бюджет семьи. Потребности человека и потребительская корзина. Рациональное планирование расходов семьи.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Определение бюджетного баланса и структуры семейных доходов и расходов.

Раздел 3. Оформление интерьера (2 часа)

Эстетика и экология жилища. Интерьер прихожей.(2 часа)

Экология и микроклимат жилища. Приборы для поддержания температурного режима, влажности, и состояния воздушной среды. Функциональное назначение прихожей. Освещение прихожей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выполнение чертёжа «План прихожей»

Раздел 4. Кулинария (12 часов)

Блюда из мяса (4 часа)

Значение мясных блюд в питании. Понятие о пищевой ценности мяса. Технология приготовления мясных блюд. Требования к качеству готовых блюд.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюд из мяса. Приготовление блюд из рубленого мяса.

Блюда из птицы(2часа)

Виды сельскохозяйственной птицы. Технология приготовления с/х птицы. Способы разрезания птицы на части и оформление готовых блюд при подаче к столу.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюд из курицы.

Заправочные супы(2 часа)

Значение супов в рационе питания. Технология приготовления заправочных супов. Оценка качества супа и подача его к столу.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление заправочного супа.

Способы хранения пищевых продуктов.(2 часа)

Способы хранения пищевых продуктов. Подготовка плодов и овощей к консервированию. Технология приготовления варенья из ягод и фруктов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление варенья из ягод и фруктов.

Сервировка стола. Этикет. (2 часа)

Особенности сервировки стола к обеду. Набор столовых приборов и посуды. Правила пользования столовыми приборами. Подача готовых блюд к столу. Правила подачи десерта. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Сервировка стола к обеду.

Раздел 5. Создание изделий из текстильных материалов (42 часа)

Свойства текстильных материалов (2 часа) .

Свойства химических волокон и тканей из них. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Определение вида тканей по сырьевому составу.

Конструирование и моделирование поясного изделия (8 часов).

Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчётные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий. Построение чертежа прямой юбки. Приёмы моделирования прямой юбки. Подготовка выкройки к раскрою. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Снятие мерок. Расчёт и построение чертежа прямой юбки. Моделирование прямой юбки.

Элементы машиноведения (2 часа).

Приспособления к швейной машине для потайного подшивания, обмётывания петель, пришивания пуговицы, притачивания потайной застёжки-молнии .

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление образца подшивания потайной строчкой.

Технология изготовления швейного изделия(18 часов) .

Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Правила выполнения следующих технологических операций:

- обработка деталей кроя;

- обработка застёжек, поясов;

- обмётывание швов машинными способами;

- обработка верхнего края поясного изделия притачным поясом;

- обработка низа швейного изделия машинным способом.

Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Раскладка деталей выкройки и раскрой. Обработка деталей кроя. Смётывание деталей кроя и проведение примерки. Обработка вытачек и боковых швов. Обработка пояса и верхнего среза юбки притачным поясом. Обработка застёжки тесьмой-молнией. Обработка нижнего среза юбки. Обработка петли, пришивание пуговиц.

Раздел 6. Художественные ремёсла(10 часов).

Вязание на спицах (10 часов)

Изделия, связанные спицами, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания спицами. Подготовка материалов к работе. Выбор номера спиц в зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель . Приёмы вязания на двух спицах. Технология изготовления мелких вязаных изделий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление образца «платочной вязки». Изготовление образца «чулочной вязки». Изготовление вязаного изделия

Проект «Изготовление изделий из текстильных материалов»(2 часа).

Оформление конструкторской и технологической документации проекта. Способы представления результатов проектирования. Защита проекта.

Учебно-тематический план. 8 класс.

№ раздела, темы

Разделы, темы.

Количество часов

Раздел 1.

Технологии творческой деятельности

12

1.

Исследовательская и созидательная деятельность

12

Раздел 2.

Технологии домашнего хозяйства

8

1.

Экология жилища.

1

2.

Технологии ремонтно-отделочных работ

7

Раздел 3.

Электротехника

10

1.

Электромонтажные и сборочные технологии

4

2.

Электротехнические устройства с элементами автоматики

2

3.

Бытовые электроприборы

4

Раздел 4.

Современное производство и профессиональное образование

4

1.

Сферы производства и профессиональное образование

2

2.

Профессиональное образование и профессиональная карьера

2

Резерв

1

Итого :

34



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 8 класс (34ч)

Направление «Индустриальные технологии»

Раздел 1 «Технологии исследовательской и творческой деятельности». (10 часов)

Исследовательская и созидательная деятельность (10 часов)

Выбор тем проекта. Обоснование конструкции изделия и этапов её изготовления. Поиск научно-технической информации. Творческие методы поиска новых решений. Этапы проектирования и конструирования. Методы определения себестоимости изделия. Оформление конструкторской и технологической документации проекта. Способы представления результатов проектирования. Защита проекта.

ПРОЕКТЫ ( в течение года):

- творческий проект;

- проект «Ремонт комнаты»;

- проект «Моя профессиональная карьера».

Тема творческого проекта выбирается из тем, изученных в 5-7 классах.

Раздел 2 «Технологии домашнего хозяйства». (8 часов)

Экология жилища(1 час)

Экология и микроклимат жилища. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Оценка микроклимата в доме.

Технологии ремонтно-отделочных работ ( 6 часов).

Виды ремонтно-отделочных работ. Правила безопасной работы при ремонтно-отделочных работах. Малярные работы. Современные материалы и инструменты для выполнения малярных работ. Технология малярных работ. Обойные работы. Материалы и инструменты для обойных работ. Технологии наклейки обоев. Ремонт потолков и полов. Профессии: дизайнер интерьера, ландшафтный дизайнер. Оценка и анализ проекта «Ремонт комнаты».

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Расчёт площади комнаты. Выбор материалов, инструментов и оборудования для работы. Планирование работы. Эскиз отремонтированной комнаты. Анализ первоначальных идей и выбор лучшей. Расчёт экономических затрат на ремонт комнаты. Технологическая последовательность ремонтно-отделочных работ.

Раздел 3.Электротехника (10 ч.)

Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии (4 часа).

Общее понятие об электрическом токе, о напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Составление электрических схем подключения потребителей энергии к источникам тока. Заделка провода кольцом. Подбор электромонтажных инструментов для сращивания проводов.

Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики (2 часа).

Принципы работы устройств защиты. Счётчик, расход и экономия электроэнергии. Устройства автоматики и их схемы. Правила безопасной работы с электроустановками. Профессии электротехнического производства и обслуживания электроустановок.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Расчёт суточного расхода электроэнергии и её стоимости. Исследование схем электроустановок.

Тема 3. Бытовые электроприборы (4 часа).

Виды и безопасная эксплуатация электробытовых приборов, их характеристики. Пути экономии электрической энергии в быту. Характеристики ламп и осветительных приборов. Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами. Современные электронагревательные приборы, холодильники и стиральные машины. Профессии, связанные с обслуживанием и ремонтом бытовых электроприборов. Пути получения профессионального образования. Экскурсия в электротехнический лицей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Оценка эксплуатационных параметров электроприборов. Энергетический аудит квартиры

Раздел 4. Современное производство и профессиональное образование (4 часа)

Тема 1. Сферы производства и профессиональное образование (2 часа)

Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения предприятия. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника. Профессионально важные качества. Игра «Поиск».

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Исследование деятельности производственного предприятия или предприятия сервиса.

Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера (2 часа).

Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Оплата труда. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования и трудоустройства.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Анализ регионального рынка труда. Пути профессионального образования.

Рекомендуемая литература

для учащихся:

- Технология: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.; под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вентана -Граф, 2012;

- Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.; под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана - Граф, 2013;

- Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.; под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана - Граф, 2014;

- Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.; под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана - Граф, 2015;

- Павлова М.Б., Шатурина А.Ю., Сасова И.А. Технология: Тетрадь творческих работ: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса (вариант для девочек)/ Под. Ред. И.А.Сасовой. -М.: Вентана-Граф, 2012г.

- Павлова М.Б., Шатурина А.Ю., Сасова И.А. Технология: Тетрадь творческих работ: Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса (вариант для девочек)/ Под. Ред. И.А.Сасовой. -М.: Вентана-Граф, 2013г.

- Павлова М.Б., Шатурина А.Ю., Сасова И.А. Технология: Тетрадь творческих работ: Рабочая тетрадь для учащихся 7 класса (вариант для девочек)/ Под. Ред. И.А.Сасовой. -М.: Вентана-Граф, 2014г.

- Твоя профессиональная карьера: учебник для учащихся 8 классов общеобразовательной школы / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 240 с.

- Климов, Е. А. Основы производства. Выбор профессии: проб. учебное пособие для учащихся 8-9 классов средней школы / Е. А. Климов. - М.: Просвещение, 1988.

Для учителя:

- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов/ Под ред. Проф. Е.Я.Когана. -Самара: Учебная литература, Издательский дом «Фёдоров», 2006.

- Маркуцкая С.Э. Технология в схемах, таблицах, рисунках. 5-9 классы. Обслуживающий труд/ С.Э.Маркуцкая, -М.:Издательство «Экзамен», 2008.

- Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя/ под ред. И.А.Сасовой -М.: Вентана-Графф,2003

- Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011.

- Райзберг, Б. А. Основы экономики и предпринимательства: учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев / Б. А. Райзберг. - М., 1992.

- Сасова, И. А. Технология . 5 - 8 классы : программа / И . А. Сасова, А. В. Марченко. -М.:

Вентана-Граф, 2007.

- Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации: методические рекомендации для студента и кл. руководителя / сост. А. А. Донсков. - Волгоград: Перемена, 1998.


















© 2010-2022