Системно - деятельностный подход на уроке по технологии – как условие реализации ФГОС

Современное образование в условиях введения и реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании Технологии. Деятельностный подход в образовании способствует реализации главной задачи основного общего образования – «воспитание успешного поколения граждан страны, владеющие знаниями, навыками и компетенциями. В условиях ФГОС основой уро...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Уссурийское суворовское военное училище

Министерства обороны российской Федерации»













Методическая разработка

по теме

«Системно - деятельностный подход на уроке по технологии - как условие реализации ФГОС»






Составил преподаватель отдельной дисциплины Шляхтов В.В.







г. Уссурийск

2015 г.


АННОТАЦИЯ



Современное образование в условиях введения и реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании Технологии.

Деятельностный подход в образовании способствует реализации главной задачи основного общего образования - «воспитание успешного поколения граждан страны, владеющие знаниями, навыками и компетенциями.

В условиях ФГОС основой урока является практическая направленность изучения теоретических положений. Тип урока нового стандарта - урок решения практических, проектных задач, позволяет реализовать системно-деятельностный подход в образовании.

Основной задачей в данной теме является: поэтапно научить суворовцев правильно наносить рельефный рисунок на металл; раскрытие творческих возможностей, умений, подходов в работе с предложенным материалом, используя, в том числе навыки владения инструментами, именно поэтапное изложение материала, от простого к сложному, позволит в конце занятия получить желаемый результат, а именно - знания, умения и первоначальные навыки.

Цель методической разработки: дать учащимся общее представление художественной обработки металла, воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, ответственность за результат своей деятельности.

Ожидаемые результаты: создание системной и качественной целевой программы c целью формирования у учащихся ключевых образовательных компетенций:

-ценностно-смысловая;

-общекультурная;

-учебно-познавательная;

-информационная;

-коммуникативная;

-социально-трудовая

-личностного самосовершенствования.



ТИПЫ УРОКА

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний.

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу.

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий).

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности.

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.

Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач).

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

Урок повторения предметных знаний.

Закрепление предметных знаний, формирование УУД.

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.

Контрольный урок.

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи.

Результаты контрольной или самостоятельной работы.

Коррекционный урок.

Индивидуальная работа над допущенными ошибками.

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

Интегрированный урок.

Интеграция знаний об определенном объекте изучения.

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний.

Комбинированный урок.

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока.

Запланированный результат.

Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее, компьютерном классе, предметном кабинете).

Практическая направленность изучения теоретических положений.

Применение УУД при изучении данной темы; творческое оформление отчетов; умение использовать рабочие инструменты; умение пользоваться дополнительными информационными источниками.

Урок решения практических, проектных задач.

Практическая направленность изучения теоретических положений.

Использование средств учебного курса в целях изучения темы.







СОДЕРЖАНИЕ


1. Теоретическая часть……………………………………………………..6

1.1. Системно - деятельностный подход как условие реализации ФГОС………………………………………………………………………....6

1.2. Художественная обработка металла басма…………………………8

2. Практическая часть…………………………………………...…………9

2.1. План-конспект урока……………………………………………….....12

3. Заключение……………………………………………………………….15

4. Список используемой литературы……………………………………17









Системно - деятельностный подход как условие реализации в ФГОС

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

1. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

2. Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования.

3. Ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД).

4. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса.

5. Учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения.

6.Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

7. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.

8. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности ».

Деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающихся основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, мета предметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.












Художественная обработка металла басма


Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основного общего образования предполагают серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании технологии. Основой урока является практическая направленность изучения теоретических положений.

Тип урока нового стандарта - урок решения практических, проектных задач, позволяет реализовать системно-деятельностный подход в образовании. Результативность обучения - использование средств учебного курса в целях получения знаний.

Открытие новых знаний учащимися напрямую связано с развитием универсальных учебных действий (УУД), которые реализуются через систему практических заданий:

Личностные: способность учащегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Регулятивные: самостоятельная познавательная деятельность, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.

Познавательные: умение анализировать, выстраивать логику, включающую установление причинно-следственных связей, практическое применение знаний, умений, навыков в непредвиденных ситуациях.

Коммуникативные: навыки работы в группе, коллективе, владение различными инструментами.

По опыту работы наиболее эффективно проведение урока на тему художественная обработка металла басма. В рамках перехода к требованиям ФГОС основного общего образования главной целью курса обучения по предмету является формирование мета предметных, предметных, личностных результатов, универсальных учебных действий, духовно-нравственной культуры обучающихся средствами предметной области знаний.

Такие уроки способствует усилению знаний обучающихся, активизирует методы обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.


Практическая часть

Тема урока: Художественная обработка металла басма (7 класс).

Методическое обоснование.

Урок по теме «Художественная обработка металла басма» относится к разделу «Создание декоративно-прикладных изделий» на изучение данной темы отводится 2 часа. Урок соответствует требованиям учебной программы по предмету (Технология 7 класс к учебнику П.С. Самородский, В.Д. Симоненко).

Содержание учебного материала, форма урока, приемы и способы организации учебного взаимодействия выбирались с учетом, как уровня организации классного коллектива, так и индивидуальных особенностей, способностей и интересов учащихся, а так же их возрастных особенностей.

В рамках перехода к требованиям ФГОС основного общего образования главной целью курса обучения по предмету Технология является - формирование метапредметных, предметных, личностных результатов, универсальных учебных действий, духовно-нравственной культуры обучающихся, знаний.

Используемый метод позволяет суворовцам применить накопленный опыт прежде всего путём коллективного взаимодействия в рамках совместной деятельности как со взрослыми, так и с ровесниками. Главная цель научить не знаниям, а работе (самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения), умению учиться.

Ожидаемые результаты обучения суворовцев:

1.Использование приобретенных ими знаний и умений в максимально различных ситуациях;

2.Формирование умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

3.Развитие готовности к самообразованию;

4.Развитие познавательной компетентности;

5.Развитие навыков самостоятельной деятельности.

Данный урок открытия новых знаний напрямую связан с развитием универсальных учебных действий (УУД), которые реализуются через систему практических заданий.

Личностные: способность учащегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Регулятивные: самостоятельная познавательная деятельность, включающая элементы логической, обще-учебной деятельности.

Познавательные: ознакомление с новыми методами работы с металлом, выстраивать план работы.

Практическое применение знаний, умений, навыков в непредвиденных ситуациях.

Коммуникативные: умение работы в группе, коллективе, владение различными инструментами.

Особенности проведения урока по теме: «Художественная обработка металла басма»

Урок проходит по этапам:

1.Организационный этап.

2. Цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.Проверка знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

4. Применение знаний и умений на уроке.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их устранение.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, подведение итогов по изученному материалу

Данная тема отвечает возрастным требованиям детей 13 лет, ведь для этого возраста характерно мышление, анализ различных ситуаций, целеустремлённость, взаимовыручка, желание учиться творчески, мыслить и созидать своими руками. Средства наглядности выступают как стимуляторы, побуждающие к познанию, развитию интереса, воображения, создающие эмоциональную сферу обучения. Использование различных инструментов, и техник в учебном процессе позволяет:

1. Облегчить работу суворовцам во время практических занятий.

2. Применять инструменты на практике.

3. Ознакомить учащихся с экспериментальным методом исследования.

4. Показать применение приобретенных знаний в технике, технологиях и быту.

5. Усилить интерес учащихся к обучению.

6. Формировать у суворовцев опытно-экспериментаторские навыки.

Для работы в группах разработаны: требования безопасности во время работы, даются рекомендации по выполнению творческого проекта, наставления по работе с различными инструментами.

Преподаватель определяет и контролирует темп выполнения этапов работы на уроке, а так же обращает внимание на проведении контроля после выполнения заданий.

В ходе работы над практическими заданиями, преподаватель контролирует ход работы суворовцев, темп работы.

На уроке реализуются межпредметные связи - изобразительное искусство, математика, геометрия, элементы военной составляющей.

На заключительном этапе урока суворовцы обобщают полученные знания и умения.

При подведении итогов урока отводится время на оценку работы группы: учащиеся обсуждают свою деятельность на уроке, оценивают приобретенный опыт на уроке.

При проектировании урока особое место отведено показателям здоровья сбережения. На разных этапах урока прослеживается физическая и психологическая составляющая: чередование видов учебной деятельности. Суворовцы самостоятельно проводят физкультминутку - дыхательную гимнастику, связывая полученные знания с повседневной жизнедеятельностью.

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавание учащихся 7 класса позволит постепенно вовлечь суворовцев в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, иначе говоря, умению учиться.







План-конспект урока


Класс: 7

Тема урока: художественная обработка металла басма.

Тип урока: урок решения практических задач - практическая направленность изучения теоретических положений (использование средств учебного курса в целях достижения поставленной задачи).

Цель урока: научить суворовцев художественной обработки металла.

Задачи:

Обучающие:

В ходе урока узнать:

1. Историю возникновения художественной обработки металла.

2. Виды художественной обработки металла.

3. Технологию изготовления басмы.

Развивающие:

1. Применение применять ранее полученные знания и навыки при изучении данной темы.

2. Формирование и развитие умений и навыков в работе.

3. Умение сопоставлять и анализировать полученный результат.

Воспитательные:

1. Воспитание усидчивости в практической работе.

2. Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

3. Формирование умения коллективного взаимодействия при работе в группе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать разновидности художественной обработки металла, уметь объяснять практическое применение басмы.

Личностные: способность учащегося осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать оптимальные решения.

Регулятивные: развитие самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической и общеучебной деятельности.

Познавательные: умение выстраивать логику рассуждения, включающую установление причинно-следственных связей; практическое применение знаний, умений и навыков.

Коммуникативные: развитие навыков работы в коллективе, умение исполнять различные социальные роли.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, слайдовая презентация, учебник технология 7 класс.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, военная составляющая, геометрия, математика.

Методы обучения: визуальный, практический.

Используемые технологии развития универсальных учебных действий: создание учебных ситуаций, решение учебных задач, учебное сотрудничество.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.


Ход урока



п/п

Этапы урока

Время

(мин.)

Работа обучаемых

1

Организационный момент

1. Доклад дежурного.

2. Проверка наличия суворовцев.

15

Выполняют команду дежурного.

Подготавливают рабочее место.

2

Мотивация к учебной деятельности

Проверка ранее изученного материала (тест).

15

Выполняют тестовую работу на уроке.



4

Изучение нового материала

Учебный процесс:

1.Объявление темы и цели урока.

2.Вводная беседа по данной теме.

3.Изложение нового материала по вопросам:

Басма.

Инструменты.

4.Проблемы при изложении темы на уроке.

5. Закрепление темы фронтальным опросом.

6. Практическая работа.

30


Конспектируют в рабочую тетрадь.

Разбивка суворовцев на группы.

Участвуют в обсуждении с педагогом.

Конспектируют в рабочую тетрадь.

Задают вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Приступают к выполнению практического задания.


5

Подведение итогов урока.

- Анализ урока (провожу фронтальный опрос по пройденному материалу).

- Рефлексия урока.

15

Отвечают на вопросы.

Оценивают урок.

6

Задание на самоподготовку.

5

Записывают задание на самоподготовку.



















Заключение


Системно-деятельностный подход - это метод обучения, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии системно-деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Реализация системно-деятельностный метод обеспечивает следующий системно дидактический принцип:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития учащихся.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: необходимо предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессобразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей и развитие диалога.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к рассмотрению вариантов и адекватному принятию решений в разных ситуациях.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Основной задачей преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировалось желание реализовать свои возможности, творческие идеи в учебном процессе.

Для того чтобы знания учащихся были результативными необходимо преподавателю оказывать помощь учащимся, постоянно работать над собой.

Позиция преподавателя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом (Что вас удивило? Что интересного вы узнали?).

Учебная задача - задача, решая которую учащиеся выполняет цели учителя.



































Список используемой литературы


1. В.Д. Симоненко; П.С. Самородский; А.Т. Тищенко, учебник технология для 7 класса «Москва» 2008 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт- standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224.

3. В.Д. Симоненко; П.С. Самородский; А.Т. Тищенко «Сборник поурочного планирования» 2013г.

17


© 2010-2022