• Преподавателю
  • Технология
  • Статья по технологии на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ НА ПРИМЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»

Статья по технологии на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ НА ПРИМЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ НА ПРИМЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»

Основатель гуманистической психологии, выдающийся американский психолог К.Роджерс в средине 70 гг. XX в. в одной из своих лекций для педагогов по просьбе последних попытался представить себе, какие вопросы он задал бы себе, если бы внезапно стал учителем. Среди озвученных вопросов были: «Что интересует моих учеников?», «Как сохранить и поддержать любознательность ребенка?», «Как обеспечить поступление таких материалов для моих учеников, которые были бы интересными, захватывающими, отвечали бы разным склонностям и способностям, могли бы обеспечить свободный выбор на свой вкус того, что хочется, что посильно усвоить именно сейчас и именно мне и, может быть, никому другому?», «Могу ли я "дать простор" творческому человеку?» 1 . В своей лекции более 40 лет тому назад К. Роджерс озвучил вопросы, раскрывающие такие стороны деятельности учителя и его взаимоотношений с учениками, которые выступают на первый план в случае признания за учеником права на свободный выбор направления своего развития.... Право, которое есть у ребенка с рождения, право, которое отстаивал К. Роджерс, создавая свое гуманистическое направление в психологии в прошлом века, признали и отечественные педагоги. То, к чему стремились К. Роджерс и его последователи в прошлом - начале нынешнего веков стало не только реальностью, но и необходимостью... В «Законе об образовании» в статье 3 п.1.3. определяется гуманистический характер образования . Пути реализации такого образования многообразны и давно исследованы. Одним из них является применение проектной деятельности в процессе обучения в школе, которая с введением ФГОС стала обязательной. Содержательный раздел ООП ООО включает Программу развития УУД, которая предусматривает формирование у обучающихся основ культуры проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов предметного или межпредметного учебного проекта . Таким образом проектная деятельность становится важным и необходимым видом деятельности в процессе образования учащихся, которая может осуществляться по всем учебным предметам или межпредметно. И именно проектная деятельность, как никакая другая реализует гуманистический подход в образовании и дает ответы на поставленные К. Роджерсом вопросы. Ведь только она в полной мере охватывает сразу несколько аспектов развития личности ребенка, позволяя ученику в школе, реализуя свой проект: учиться самому и не только по программе; учиться тому, что интересует его, сохраняя и поддерживая его любознательность; обеспечивает поступление тех материалов для ученика, которые интересны и захватывающие для него, так как он сам их выбирает в соответствии со своими склонностям и способностям, на свой вкус. Того, что хочется, что посильно усвоить именно сейчас и именно ему и, может быть, никому другом; получить «простор» для реализации себя, как творческого человека (наивысшей потребности в «Пирамиде потребностей» по А.Маслоу2).

Освоение учащимися основ проектной деятельности, знакомство с назначением, видами проектов и соответствующих этапов работы, закрепление полученных знаний на практике путём выполнения проектно-исследовательской практической работы стало возможным в 5 классе на предмете «Технология» при реализации Примерной программы по технологии для V класса, утвержденной ЭНМС СПБ АППО (2014г.). В данной программе содержание обучения технологии имеет интегрированный характер и предполагает построение образовательного процесса на основе межпредметных связей. Программа построена по модульному принципу, т.е. состоит из набора модулей и разработана на основе реализации направления технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности (метода учебных проектов). Логично предположить, что межпредметные связи будут наиболее полно реализованы при изучении Модуля II программы «Введение в исследовательскую, опытническую и проектную деятельность». Полученные знания должны быть закреплены на практике путём выполнения проектно-исследовательской практической работы .Одним из вариантов такой работы, основанной на межпредметных связях является реализация проекта «Экологический календарь». Тема выбрана не случайно, ведь формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления является требованием ФГОС ООО к личностным результатам, а формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике - требованиям к метапредметным результатам.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»

Структура паспорта данного проекта соответствует «Паспорту исследовательского проекта», предложенным В.С. Рохловым, доцентом кафедры методики преподавания биологии МИОО (Института открытого образования г. Москва)3

1. Название проекта: «Экологический календарь»

2. Цели проекта: реализация учебной программы по предмету Технология, 5 кл. (Модуля II программы «Введение в исследовательскую, опытническую и проектную деятельность»), повышение познавательного интереса учащихся к , включение учащихся в активную и реальную деятельность, позволяющую осмыслить личностную значимость этой деятельности и ее результатов и оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными характеристиками; развитие коммуникативных способностей, умений ориентироваться в информационно- насыщенной среде.

3. Авторы проекта (школа, класс, количество участников): ГБОУ школа №294 Центрального района Санкт-Петербурга, учащиеся 5а класса (16 человек).

4. Научный руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень): Пчелкина Людмила Юрьевна, учитель биологии, природоведения, педагогический стаж 14 лет, 1 кв. категория.

5. Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень). Нет.

6. Тип проекта.

6.1. По доминирующей в проекте деятельности: творческий, информационно-поисковый.

6.2. По предметно-содержательной области: экологический, естественнонаучный

6.3. По характеру координации проекта: со скрытой координацией (гибкий).

6.4. По количеству участников проекта: групповой (малогрупповой, группы от 2 до 5 чел).

6.5. По широте охвата содержания: межпредметный (экология, природоведение, биология, география, окружающий мир, русский язык, ИЗО).

6.6. По времени проведения: среднепродолжительный (реализация в течение одного месяца).

6.7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса.

7. Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный проект: естествознание.

8. Учебный предмет, в рамках которого выполнен учебный проект: природоведение.

9. Методы, использованные в работе над проектом:

традиционные:

  • самостоятельная работа с различными источниками (интернет-ресурсы, научно-популярные журналы и др.): сбор, анализ и обобщение информации;

  • метод работы в малых группах.

инновационные:

  • метод самопрезентации;

  • рефлексия.

10. Форма представления проекта: презентация (показ,сопровождаемый кратким рассказом и творческим заданием для слушателей)стенгазеты (листа календаря)

11. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы.

12. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, Интернет (сайт).

13. Словарь исследователя (понятийный аппарат):

экология, экологические проблемы, экологические катастрофы, международные экологические организации, экологические мероприятия и др.



1Роджерс К. «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем..." - psychlib.ru/mgppu/hre/hre-276.htm

2Пирамида потребностей по Маслоу - Википедия ru.wikipedia.org›Пирамида Маслоу

3 В.С. Рохлов «Организация проектной деятельности в школе» , Газета «Биология» №14/2005 издательского дома «Первое сентября»

© 2010-2022