Конспект урока «Лекарственные растения в домашней аптечке. »

Тема:«Лекарственные растения в домашней аптечке.» Цель: знакомство  учащихся с лекарственными растениями нашего региона. Задачи: Образовательная: -углубить и расширить знания учащихся о ценности и                                        лечебных  свойствах   лекарственных растений, о правилах                              их сбора и хранения;                             -формировать умение находить и разумно использовать                              дары природы на благо людей. Коррекционно-разви...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Лекарственные растения в домашней аптечке.»

Цель: знакомство учащихся с лекарственными растениями нашего региона.

Задачи:

Образовательная: -углубить и расширить знания учащихся о ценности и

лечебных свойствах лекарственных растений, о правилах

их сбора и хранения;

-формировать умение находить и разумно использовать

дары природы на благо людей.

Коррекционно-развивающая: развивать познавательную активность,

расширять кругозор:

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе родного

края, экологическую культуру.

Словарь: одуванчик, василёк, мать-и-мачеха, календула, ромашка, дуб,

крапива, липа, подорожник, шиповник, берёза.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

- Для каких целей нам нужна «Домашняя аптечка»?

( для оказания первой медицинской помощи)

-Назовите, что входит в состав домашней аптечки.

( перевязочный материал, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники.)

-Каково назначение термометра

- Чем и как вас лечат, когда вы заболеваете?

(ответы учащихся)

--Чем ещё можно лечиться?

( лекарственными растениями)

  1. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы, связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами, как и когда растения нужно собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений. У одних растений ценные вещества находятся в листьях - значит надо собирать листья; у других - в корнях; у некоторых - в цветках и плодах. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Тема нашего урока: «Лекарственные растения в домашней аптечке».

Запись темы урока в тетрадь.

Эпиграфом нашего урока будут слова выдающегося таджикского учёного средневековья:

«Нет растения, чтобы не было лекарственным

Нет болезни, чтобы не вылечили растения».

4.Изложение нового материала.

Люди всего мира всё чаще прибегают к растениям, используя их для исцеления недугов, идя тем самым на примирение с природой. Возрождается интерес к лекарственным растениям. Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.

Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».

На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. В последствии из этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сады.

Свойства целебных растений описывались в «травниках», «цветниках», «зельниках», некоторые из которых дошли до наших времён. В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов. И большинство из этих растений растут у нас в Ростовской области.

Лекарственные растения - это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

Запись определения в тетрадь.

Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем , вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами - лекарственное. Это одуванчик, подорожник, крапива, лопух, полынь. Загляните за огороды, сады, увидите тысячелистник, пустырник, а под ногами прыткую травку спорыш.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья

Те, что для людей полезны, -

И отступят все болезни!

В. Лукша

Каждое из этих растений обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя интересная история.

Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, - на окраинах полей, по берегам рек и оврагов, на опушке леса в начале апреля появляются золотые головки мать-и-мачехи.

Ярко-жёлтый цветок неказистый:

Сверху листьев холодная гладь,

Снизу - ласковый слой бархатистый,

Словно тронет приветливо мать

Мать-трава, трава - ранник, царь-зелье, камчужная трава, двуличник - вот далеко не полный перечень названий этого растения, цветки которого - первые радостные солнечно-жёлтые вестники весны. О нём писал В. Берестов: «Это яркий жёлтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья.

Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда».

Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрёшь о щёку -и станет тепло. Это мать -говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке - почувствуешь холод. Это- мачеха.

Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.

Настойка из листьев и цветов мать-и-мачехи применяется при простудных заболеваниях .

Учащиеся записывают в карточку№1 «Лекарственные растения» название и применение лекарственных растений при лечении заболеваний.

Отгадайте загадку.

Когда идёшь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо -шарики

На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые

Они как пух легки.

Стоят и чуть качаются

От ветерка с реки.

Да, это одуванчик . Одно из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах. Существует много легенд об одуванчике. Вот одна из них. Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.

В народной медицине Руси одуванчик считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения.

Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени , почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты.

Выполните задание: Узнайте растение по описанию и из букв составьте её название.

Растёт она вокруг,

И враг она и друг.

Как копья волоски

Покрыли все листки.

Обломишь волосок -

Прольётся едкий сок

На кожу -и смотри

Уже и волдыри!

Но если дружишь с ней -

И кожа здоровей,

И волосы густы,

Красивы и чисты.

В ней витаминов клад,

Весной её едят.

-Что это за растение? (крапива)

Крапива как лекарственное растение известна очень давно. В народе крапиву ещё называют жгучка, стрекучка, костырка, жигалка. Одна крапива заменяет семерых врачей - гласит народная мудрость.

Крапива используется как лекарственное и пищевое растение. Настои крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья крапивы годятся для щей и салатов.

Отгадайте ещё одну загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (берёза)

Да, ребята, нет дерева милее и роднее берёзы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Берёза - символ Родины. Так и хочется прочитать строки из стихотворения А. Прокофьева:

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В зелёном сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю берёзку русскую -

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Шумит, как это водится.

Идёт, где не положено,

Поёт, где не положено,

Под ветром долу клонится,

И гнётся, а не ломится!

Много веков служит берёза верой и правдой , принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый берёзовый веник в бане, и дёготь, одна ложка которого портит бочку мёда, но врачует кожные заболевания, раны, язвы, ожоги (мазь Вишневского).

Физкультурная минутка.

Ярче светит солнце, припекает , пчёлы гудят. В воздухе струится удивительно тонкий, нежный аромат. Это цветёт…..

Отгадайте ребус:

пила

3214 (липа)

Так всегда и бывает - зацветёт липа, и на смену весне приходит лето.

Отвар из липового цвета применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Дёготь из веток и стволов использовали для лечения кожных заболеваний. Свежие измельчённые листья прикладывали к ранам и ожогам.

Отгадайте что это за цветок?

Колосится в поле рожь.

Там во ржи цветок найдёшь.

Хоть не красный он, а синий,

Всё на звёздочку похож.

(василёк)

Когда-то очень давно, как гласит греческая легенда, жили на земле кентавры - полулошади-полулюди. Мудрейшим среди них считался Хирон, прославившийся большими познаниями в медицине.

Однажды разгорелась жестокая битва. Отравленная стрела, пущенная врагом, тяжело ранила Хирона. Но мудрый кентавр не погиб, ему удалось отыскать растение, которое помогло залечить рану. Этим растением был василёк.

В Европе издавна василёк считался одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из васильков входит даже в изображение государственного герба. У русских во время праздника урожая первый сноп, украшенный васильками, ставили в красный угол дома.

Венки из васильков крестьяне развешивали в избах, чтобы не водились сверчки.

Синий василёк - прекрасный медонос. А ещё люди из этого растения научились делать краску.

Василёк помогает излечивать простуду и глазные болезни, болезни почек.

Выполните задание : о каких цветах идёт речь?

Меня желтоглазым цветком называют.

Сорвали цветок - лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит поверьте,……….срывать.

На Карпатах существовало поверье, что весной едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в цветы, а в начале зимы эти цветы вновь превращаются в снежинки.

И действительно, ромашки, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу.

В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью и почётом.

Ученик читает стихотворение наизусть.

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель,

Поднимется жар,

Придвинь к себе кружку,

В которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь - сон будет крепким и спокойным. Широко применяется в косметических целях.

В народной медицине применяют ромашку от простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.

Календулу в народе называют «заячьим маком», «невестой лета». Из-за необычной формы семян , они похожи на коготки кошки ,календула имеет ещё одно название - ноготки . Это растение - настоящий кладезь здоровья и красоты.

Настойка календулы помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо, обладает сильными противовоспалительными и противомикробными свойствами.

Выполните задание: о каком растении идёт речь?

Путника друг, …………….,

Скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Путника друг, …………….,

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство

Тут же на тропке, у ног.

Вс. Рождественский.

Он встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название.

Подорожник растёт там, где ходят люди, т.к. его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже называли его «След Белого».

В народной медицине его применяют издавна. Прозвищ у подорожника много: порезник, ранник, поранчик и др.

Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах.

Настой листьев подорожника применяют при болезнях органов дыхания, желудка. Его отвар помогает и при зубной боли. Но наибольшее распространение получило применение листьев подорожника наружно при ранах, порезах, ожогах.

Дуб на Руси считали священным, у славян под ним проходили собрания, судилища, свадебные обряды.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный,

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

Дубовые настои применяют в виде ванн как ранозаживляющее средство, при обморожении. Дубовую кору добавляют в состав зубных паст и эликсиров.

О каком растении говорится в стихотворении?

На зорьке румяной

………………проснулся.

Он каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ.

Бутоны окрасила

В розовый цвет.

Т.Голуб.

А знаете ли вы, что витамина С очень много в шиповнике?

На Руси плоды шиповника как лекарство от цинги ценилось очень дорого. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире. Если пить ароматный и вкусный настой (напиток) из шиповника каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и весёлое настроение. Растёт шиповник вдоль дорог, на приусадебных участках. Фармацевтическая промышленность выпускает готовые препараты из плодов шиповника: витаминизированный сироп из плодов шиповника, чаи.

Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других.

Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу.

Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке. Это: календула, ландыш, земляника, чабрец, шиповник, берёза.

5.Закрепление изученного.

- О чём мы с вами узнали на уроке?

-Реши кроссворд. «Узнайте лекарственное растение по фотографии.»

-Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натёрли ногу? (подорожника)

-Какие растения используют при лечении простудных заболеваний?

Почему растения надо охранять?

- о чём хочет сказать автор:

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

С. Варгун.

6. Домашнее задание.

Для ребят, живущих в семьях.

Выясните, какие лекарственные растения растут возле вашего дома. Узнайте, какие из них применяют ваши приёмные родители. Зарисуйте одно лекарственное растение в тетрадь

.

Для ребят, живущих в школе-интернате.

Подумайте, из каких лекарственных растений можно было бы создать в школе «Лекарственный огород».




© 2010-2022