- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по курсу Твоя профессиональная карьера
Рабочая программа по курсу Твоя профессиональная карьера
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ильиных Г.А. |
Дата | 22.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №70»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
____________
«___»__________2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________
«___»__________2014 г
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОАУ СОШ №70
____________
«___»__________2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Твоя профессиональная карьера»
на 2014- 2015 учебный год
Класс(ы): 9
Составитель: Ильиных Г.А.
Квалификационная категория: I
Оренбург- 2014
Раздел I. Пояснительная записка.
Программа по направлению «Твоя профессиональная карьера» для учащихся 9 класса составлена на основе Приказа МО Оренбургской области от 13.08.2014 г. № 01- 21/1063 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области» и программы курса «Твоя профессиональная карьера», авторы: Бондарева В.П.,Гуткин М.С., Т.М. Занковская, Г.Ф. Михальченко, Т.В. Пфейфер, Е А. Рыкова, И.А. Умовская, М.А. Холодная, Т.И. Шалавина, г. Москва «Просвещение», 2006г.
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван курс «Твоя профессиональная карьера». Курс отличается тем, что в процессе его проведения школьники IX классов осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
Цели курса:
- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа "Я"», мира труда и профессий. Практическая - представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности. Общее количество часов, отводимое на курс - 34 часов из расчета 1 час в неделю. В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены. По окончании IX класса учащиеся должны осознанно выбрать направление дальнейшего обучения (тип профессионального училища, среднего специального учебного заведения, класс (школу) с углубленным изучением общеобразовательных предметов, школу-лицей, гимназию и др.). Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др.
Раздел II.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
Тип урока
Дата
Домашнее задание
Вид контроля
(п/р, л/р, к/р
и т.д.)
Примечание
1
Вводный инструктаж. Введение.
Урок - беседа
Правила ТБ
Беседа
2
Способность быть внимательным
Комбинирован-ный
Сообщение
«Роль внимания в избираемой профессии»
Беседа, опрос
3
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника»
Комбинирован-ный
Сообщение на тему
«Перспективы развития радиоэлектроники»
Беседа, опрос
4
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника»
Комбинирован-ный
Выполнить профессиограму на профессию мастер по ремонту радиоаппаратуры
Беседа, опрос
5
Способность к запоминанию
Комбинирован-ный
Написать в тетрадь основные виды памяти, необходимые для успешной деятельности по избираемой вами профессии
Беседа, опрос
6
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника»
Комбинирован-ный
Выполнить профессиограму на профессию инженера-конструктора и инженера-технолога
Беседа, опрос
7
Способность оперировать пространственными представлениями
Комбинирован-ный
Выполнить профессиограму на профессию монтажника.
Беседа, опрос
8
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника»
Комбинирован-ный
Конспект учить
Беседа, опрос
9
Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями
Усвоение новых знаний
Конспект учить
Беседа, опрос
10
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-знаковая система»
Комбинирован-ный
Конспект учить
Беседа, опрос
11
Способность изменять способы интеллектуальной деятельности
Комбинирован-ный
Заполнить таблицу в тетради
Беседа, опрос
12
Индивидуальные стили кодирования информации
Комбинирован-ный
Составить композицию геометрического орнамента
Беседа, опрос
13
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-художественный образ»
Комбинирован-ный
Конспект учить
Беседа, опрос
14
Индивидуальные стили переработки информации
Усвоение новых знаний
Конспект учить
Беседа, опрос
15
Неисчерпаемость человеческих ресурсов
Комбинирован-ный
Конспект учить
Беседа, опрос
16
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-природа»
Комбинирован-ный
Дописать в тетрадь список малораспространенных культур
Беседа, опрос
17
Человек в новых социально-экономических условиях
Усвоение новых знаний
Конспект учить
Беседа, опрос
18
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-природа»
Комбинирован-ный
Составить технологическую карту по уходу за растениями
Беседа, опрос
19
Человек в новых социально-экономических условиях
Комбинирован-ный
Заполнить таблицу в тетради
Беседа, опрос
20
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-природа»
Комбинирован-ный
Конспект учить
Беседа, опрос
21
Человек среди людей
Комбинирован-ный
Конспект учить
Беседа, опрос
22
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек»
Комбинирован-ный
Составить профессиограму и психограмму по профессиям типа «человек-человек»
Беседа, опрос
23
Человек среди людей
Комбинирован-ный
Сообщение «Как вести себя в конфликтной ситуации»
Беседа, опрос
24
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек»
Комбинирован-ный
Конспект учить
Беседа, опрос
25
Современный рынок труда и его требования к профессионалу
Комбинирован-ный
Конспект учить
Беседа, опрос
26
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек»
Комбинирован-ный
Составить профессиограмму профессии врача
Беседа, опрос
27
Современный рынок труда и его требования к профессионалу
Усвоение новых знаний
Конспект учить
Беседа, опрос
28
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек»
Комбинирован-ный
Составить профессиограмму профессии фельдшер или младшая медсестра
Беседа, опрос
29
Пути получения профессии
Комбинирован-ный
Написать сообщение на тему «Мой путь в профессию»
Беседа, опрос
30
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек»
Усвоение новых знаний
Конспект учить
Беседа, опрос
31
Моя профессиональная карьера
Комбинирован-ный
Выполнить
анализ личного профессионального плана
Беседа, опрос
32
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек»
Комбинирован-ный
Составить профессиограмму фармацевта
Беседа, опрос
33
Моя профессиональная карьера
Комбинирован-ный
Составить формулу своей возможной профессии
Беседа, опрос
34
Оценка способности школьников к выбору профессии
Комбинирован-ный
Составить профессиограмму интересующей вас профессии
Беседа, опрос
-
Раздел III. Перечень знаний и умений, формируемых по данному курсу
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Раздел IV. Учебно - методический комплект
Литература для учащихся.
Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. - М., 2004.
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. - М., 1999.
Климов Е. А. Как выбирать профессию? - М., 1999.
Павлютенков Е. М. Кем быть? - Киев 2005.
Литература для учителя.
Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. - М., 2007.
Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. - М., 2006. "
Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. материалы: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. - М., 2008.
Бондарев В. Выбор профессии. - М., 1999.
Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. - М., 2004.
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. - М., 1999.
Климов Е. А. Как выбирать профессию? - М., 2003.
Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М., 2001.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 2003
Коломинский Я. Л. Человек - психология. - М., 2000.