Рабочая программа по курсу Твоя профессиональная карьера

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.        Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван курс «Твоя профессиональная карьера». Курс отличается тем, что в процессе его проведения школьники IX  классов осуществляют п...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №70»



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

____________

«___»__________2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________

«___»__________2014 г

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОАУ СОШ №70

____________

«___»__________2014 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Твоя профессиональная карьера»

на 2014- 2015 учебный год

Класс(ы): 9

Составитель: Ильиных Г.А.

Квалификационная категория: I



Оренбург- 2014

Раздел I. Пояснительная записка.

Программа по направлению «Твоя профессиональная карьера» для учащихся 9 класса составлена на основе Приказа МО Оренбургской области от 13.08.2014 г. № 01- 21/1063 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области» и программы курса «Твоя профессиональная карьера», авторы: Бондарева В.П.,Гуткин М.С., Т.М. Занковская, Г.Ф. Михальченко, Т.В. Пфейфер, Е А. Рыкова, И.А. Умовская, М.А. Холодная, Т.И. Шалавина, г. Москва «Просвещение», 2006г.

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван курс «Твоя профессиональная карьера». Курс отличается тем, что в процессе его проведения школьники IX классов осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.

Цели курса:
- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа "Я"», мира труда и профессий. Практическая - представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности. Общее количество часов, отводимое на курс - 34 часов из расчета 1 час в неделю. В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены. По окончании IX класса учащиеся должны осознанно выбрать направление дальнейшего обучения (тип профессионального училища, среднего специального учебного заведения, класс (школу) с углубленным изучением общеобразовательных предметов, школу-лицей, гимназию и др.). Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др.






Раздел II.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Тип урока

Дата

Домашнее задание

Вид контроля

(п/р, л/р, к/р

и т.д.)

Примечание



1

Вводный инструктаж. Введение.

Урок - беседа



Правила ТБ

Беседа


2

Способность быть внимательным

Комбинирован-ный

Сообщение

«Роль внимания в избираемой профессии»

Беседа, опрос

3

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника»

Комбинирован-ный

Сообщение на тему

«Перспективы развития радиоэлектроники»

Беседа, опрос

4

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника»

Комбинирован-ный

Выполнить профессиограму на профессию мастер по ремонту радиоаппаратуры

Беседа, опрос

5

Способность к запоминанию

Комбинирован-ный

Написать в тетрадь основные виды памяти, необходимые для успешной деятельности по избираемой вами профессии

Беседа, опрос

6

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника»

Комбинирован-ный

Выполнить профессиограму на профессию инженера-конструктора и инженера-технолога

Беседа, опрос

7

Способность оперировать пространственными представлениями

Комбинирован-ный

Выполнить профессиограму на профессию монтажника.

Беседа, опрос

8

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника»

Комбинирован-ный

Конспект учить

Беседа, опрос

9

Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями

Усвоение новых знаний

Конспект учить

Беседа, опрос

10

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-знаковая система»

Комбинирован-ный

Конспект учить

Беседа, опрос

11

Способность изменять способы интеллектуальной деятельности

Комбинирован-ный

Заполнить таблицу в тетради

Беседа, опрос

12

Индивидуальные стили кодирования информации

Комбинирован-ный

Составить композицию геометрического орнамента

Беседа, опрос

13

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-художественный образ»

Комбинирован-ный

Конспект учить

Беседа, опрос

14

Индивидуальные стили переработки информации

Усвоение новых знаний

Конспект учить

Беседа, опрос

15

Неисчерпаемость человеческих ресурсов

Комбинирован-ный

Конспект учить

Беседа, опрос

16

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-природа»

Комбинирован-ный

Дописать в тетрадь список малораспространенных культур

Беседа, опрос

17

Человек в новых социально-экономических условиях

Усвоение новых знаний

Конспект учить

Беседа, опрос

18

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-природа»

Комбинирован-ный

Составить технологическую карту по уходу за растениями

Беседа, опрос

19

Человек в новых социально-экономических условиях

Комбинирован-ный

Заполнить таблицу в тетради

Беседа, опрос

20

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-природа»

Комбинирован-ный

Конспект учить

Беседа, опрос

21

Человек среди людей

Комбинирован-ный

Конспект учить

Беседа, опрос

22

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек»

Комбинирован-ный

Составить профессиограму и психограмму по профессиям типа «человек-человек»

Беседа, опрос

23

Человек среди людей

Комбинирован-ный

Сообщение «Как вести себя в конфликтной ситуации»

Беседа, опрос

24

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек»

Комбинирован-ный

Конспект учить

Беседа, опрос

25

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Комбинирован-ный

Конспект учить

Беседа, опрос

26

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек»

Комбинирован-ный

Составить профессиограмму профессии врача

Беседа, опрос

27

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Усвоение новых знаний

Конспект учить

Беседа, опрос

28

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек»

Комбинирован-ный

Составить профессиограмму профессии фельдшер или младшая медсестра

Беседа, опрос

29

Пути получения профессии

Комбинирован-ный

Написать сообщение на тему «Мой путь в профессию»

Беседа, опрос

30

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек»

Усвоение новых знаний

Конспект учить

Беседа, опрос

31

Моя профессиональная карьера

Комбинирован-ный

Выполнить

анализ личного профессионального плана

Беседа, опрос

32

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек»

Комбинирован-ный

Составить профессиограмму фармацевта

Беседа, опрос

33

Моя профессиональная карьера

Комбинирован-ный

Составить формулу своей возможной профессии

Беседа, опрос

34

Оценка способности школьников к выбору профессии

Комбинирован-ный

Составить профессиограмму интересующей вас профессии

Беседа, опрос


  1. Раздел III. Перечень знаний и умений, формируемых по данному курсу

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Раздел IV. Учебно - методический комплект

Литература для учащихся.

Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. - М., 2004.

Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. - М., 1999.

Климов Е. А. Как выбирать профессию? - М., 1999.

Павлютенков Е. М. Кем быть? - Киев 2005.

Литература для учителя.

Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. - М., 2007.

Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. - М., 2006. "

Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. материалы: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. - М., 2008.

Бондарев В. Выбор профессии. - М., 1999.

Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. - М., 2004.

Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. - М., 1999.

Климов Е. А. Как выбирать профессию? - М., 2003.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М., 2001.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 2003

Коломинский Я. Л. Человек - психология. - М., 2000.



© 2010-2022