- Преподавателю
- Технология
- Методическая разработка открытого урока Изготовление шпильки нарезной плашкой
Методическая разработка открытого урока Изготовление шпильки нарезной плашкой
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Булгакова В.М. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ленинградской области
Киришский политехнический техникум
Методическая разработка
урока по УП 04.01Учебная практика
по выполнению слесарных и слесарно - сборочных работ
на тему: Опиливание плоских поверхностей
для студентов среднего профессионального образования по специальности:
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного
оборудования
Кириши 2015
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МК Зам. Директора по УПР
______________________________ ________________М.В.Титова
Протокол №___от________20____г "____"_____________20_____г
Председатель МК_______________
Методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой по ПМ 04.01 Слесарные и слесарно - сборочные работы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования
Разработчик:
Булгакова В.М., мастер высшей категории
"___"_____________20___г
Открытый урок по УП 04.01 Учебная практика
по выполнению слесарных и слесарно- сборочных работ
Тема урока "Опиливание плоских поверхностей"
Цели урока:
Обучающая - Формирование навыков пользования слесарным инструментом: ручной ножовкой, напильником, измерительным инструментом.
Развивающая - развитие мыслительной деятельности обучающихся, формирование профессиональной самостоятельности, самоконтроль, умение планировать профессиональную деятельность.
Воспитательная - - воспитание внимательности, ответственности и дисциплинированности, бережного отношения к инструменту, материалу.
Материальное оснащение урока: тиски, заготовки, плоские напильники, измерительные линейки, кордовые щётки, плакаты, технологические карты.
Ход занятия
1. Организационная часть - проверка присутствующих
2. Вводный инструктаж
а) повторение пройденного материала по теме "Резка металла" - фронтальный опрос
б) изложение нового материала по теме "Опиливание"
в) закрепление полученных знаний по новой теме
3. Текущий инструктаж - самостоятельная работа студентов
4. Заключительный инструктаж
5. Задание на дом
2. Вводный инструктаж
Фронтальный опрос по вопросам:
1) Назначение резки металла
2) Инструмент, применяемый при резке металла
3) Из чего состоит слесарная ножовка и как её собрать
4) Правильные приёмы опиливания
5) Каковы причины поломки полотна ножовки
6) Почему при резании ножницы "мнут" металл, а не режут
7) Правила техники безопасности при резании металла
Для закрепления материала предложить студентам показать практические приёмы по выполнению операции резки металла
Изложение нового материала:
Опираясь на знания студентов по материаловедению и технологии слесарно- сборочных работ разобрать следующие вопросы:
операция опиливания и её назначение с использованием плакатов
инструменты и приспособления, применяемые при опиливании
виды напильников
показ правильных приёмов опиливания
брак при опиливании
правила техники безопасности при опиливании
Конспект урока
Опиливанием называется операция по обработке металлов и снятия небольшого слоя при помощи режущего инструмента напильника. Напильник представляет собой стальной брусок определенного профиля и длины, на поверхности которого имеются насечки, образующие впадины и остро заточенные зубцы, имеющие в сечении форму клина. Напильники подразделяют по крупности насечки, по форме насечки, по длине и форме бруска, по назначению. Напильники по назначению подразделяют на следующие группы: общего назначения, специального назначения, надфили, рашпили, машинные.
Напильник общего назначения состоит: из носка, рабочей части, ненасеченного участка, хвостовика и ребра.
Напильники общего назначения предназначаются для общеслесарных работ. По числу насечек на 1 см длины делятся на шесть номеров: 0, 1, 2, 3, 4, 5. Напильники с насечкой 0 и 1 (драчевые) имеют наиболее крупные зубья и служат для грубого опиливания, когда требуется удалить большой слой металла 0,5 - 1 мм. Напильники с насечкой 2 (личные) применяют для чистового опиливания, снимаемый слой металла не превышает 0,1-0,3 мм. Напильники с насечкой 3, 4, 5 (бархатные) служат для окончательной отделки изделий. Они снимают слой не более 0,025 - 0,5 мм.
По форме поперечного сечения они делятся на 8 типов: плоские, плоские остроносые, трехгранные, круглые, полукруглые, ромбические, ножовочные.
Напильники специального назначения применяют для обработки цветных сплавов и неметаллических материалов.
Надфили применяют для граверных, лекальных, ювелирных работ, для зачистки в труднодоступных местах.
Рашпили предназначены для обработки мягких металлов и неметаллических материалов.
Частыми видами брака при опиливании являются: неровности поверхностей и завалы краев заготовки как результат неумелого пользования напильником; вмятины или повреждения поверхности в результате неправильного зажима ее в тисках; неточность размеров опиленной заготовки из-за неправильной разметки, снятия очень большого или малого слоя металла, а также неправильности измерения или неточности измерительного инструмента; задиры, царапины на поверхности детали, возникающие в результате небрежной работы и неправильно выбранного напильника.
При опиловочных работах необходимо выполнять следующие правила техники безопасности: при опиливании заготовок с острыми кромками нельзя поджимать пальцы левой руки под напильник при обратном ходе; образовавшуюся в процессе опиливания стружку необходимо сметать с верстака щеткой. Строго запрещается сбрасывать стружку обнаженными руками, сдувать ее или удалять сжатым воздухом; при работе следует пользоваться только напильниками с прочно насаженными рукоятками; запрещается работать напильниками без рукояток или напильниками с треснувшими или расколотыми рукоятками.
Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.
Рассказать на каких изделиях будут отрабатываться приёмы работы и закрепляться навыки.
Показать готовые изделия, образцы.
Разобрать чертежи и технологические карты.
Задание по опиливанию: изготовление детали "кернер".
Рассказать о последовательности выполнения задания по технологической карте.
Показать приемы работы в рабочем и замедленном темпе.
Рассказать о самоконтроле в процессе выполнения работы.
Рассказать о рациональной организации рабочего места.
Рассказать о правилах безопасности выполняемых работ. Особое внимание обратить на использование инструментов по назначению, на острые кромки заготовок и режущего инструмента.
Предостеречь от брака в работе, указав на типичные ошибки: неправильные приемы опиливания, получение деталей бочкообразной формы, не соблюдение размеров.
Предложить студентам воспроизвести приемы опиливания перед всей группой.
Сообщить студентам критерии оценок.
3. Текущий инструктаж.
Содержит 4 целевых обхода.
Первый целевой обход: проверить содержание рабочих мест и усвоение рабочего положения при опиливании.
Второй целевой обход: проверить балансировку напильника при опиливании и оказать помощь в выполнении приемов опиливания слабым студентам.
Третий целевой обход: проверить правильность ведения самоконтроля.
Четвертый целевой обход: проверить правильность соблюдения технических условий в работе и правила техники безопасности.
4. Заключительный инструктаж.
Подвести итоги работы.
Принять работу у студентов и выставить оценки.
Отметить, кто из студентов добился отличного качества работы.
Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов.
Ответить на вопросы студентов, сообщить тему следующего урока.
5. Выдать домашнее задание.
Собрать инструмент, убрать рабочее место.
Приступить к уборке мастерской.
Мастер п/о: Булгакова В.М.