Рабочая программа кружка Кубанское рукоделие

Занятия в кружке «Кубанское рукоделие» нацелены на изучение и использование веками накопленного опыта народа, в котором всегда соединяются и польза, и красота. Через народное искусство  осуществляется связь времен и поколений.          Простые, на первый взгляд, и в то же время прекрасные художественные творения народных мастеров помогают привить любовь к родному краю, учат видеть и любить природу, ценить  народные традиции и обычаи Кубани, уважать труд взрослых. Благодаря произведениям народног...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8 города Лабинска Краснодарского края




Рабочая программа

кружка «Кубанское рукоделие»


для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида









Составитель: Шевченко Алла Ивановна - учитель профессионально-трудового обучения.





I.Пояснительная записка.

.

В системе нравственного и эстетического воспитания учащихся, в процессе обучения в коррекционной школе, важная роль следует отводить народному и декоративно-прикладному творчеству. Занятия в кружке «Кубанское рукоделие» нацелены на изучение и использование веками накопленного опыта народа, в котором всегда соединяются и польза, и красота. Через народное искусство осуществляется связь времен и поколений.

Простые, на первый взгляд, и в то же время прекрасные художественные творения народных мастеров помогают привить любовь к родному краю, учат видеть и любить природу, ценить народные традиции и обычаи Кубани, уважать труд взрослых. Благодаря произведениям народного и декоративно-прикладного искусства в сознании учащихся формируются представления о красоте и добре.

Изучение народного искусства в учебном процессе способствует формированию навыков и умений, развитию эстетических, творческих, нравственных качеств личности.

Организация процесса обучения с использованием традиций народного искусства, направленного на развитие творческих способностей, потребовала применить различные методические приемы и методы личностно ориентированного обучения, способствующие освоению народного декоративно-прикладного искусства.

Особенностью данной программа является практическая направленность на возрождение народных ремесел и промыслов на Кубани, приобретенные в ходе занятий навыки позволяют учащимся выполнять конкуректно-способные изделия, которые экспонируются на выставках различного уровня ( «Город мастеров», «Адрес детства - Кубань», в этнокультурном центре «Атамань») или быть реализованы.

Основной целью кружка «Кубанское рукоделие» является создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся средствами этнопедагогики.

Задачи:

Образовательные:

-ознакомить учащихся с народными ремеслами , промыслами и мастеровыми Кубани;

- способствовать овладению художественными материалами и накоплению практического опыта при создании художественных работ.

Развивающие:

-способствовать развитию у учащихся индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, чувства прекрасного;

- помочь подростку в достижении внутренней гармонии.

Коррекционные:

- способствовать коррекции психофизиологического развития учащихся, развивать фантазию, воображение, пространственное мышление через развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

-воспитывать уважение к народным традициям;

-способствовать формированию у учащихся эстетического восприятия, развивать эстетический вкус, приучать к нравственно- эстетическим оценкам;

- обеспечивать подросткам эмоциональную среду -«ситуацию успеха».

II. Организационно - педагогические основы обучения.

Программа опирается на творческое развивающее обучение. Творческие способности учащихся формируются последовательно от общего к частному на основе свободного выбора творческой деятельности.

Занятия в кружке способствуют развитию чувства компетентности, в том числе и у детей, слабо успевающих по общеобразовательным предметам. Они самоутверждаются через выполнение работ декоративно-прикладного характера. Программа кружка «Кубанское рукоделие» рассчитана на учащихся 8-9 классов. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.

Общая структура содержания материала программы состоит из следующих основных модулей по художественной обработке материалов:

  1. Куклы: обрядовые, традиционные, сувенирные.

  2. Талаш( листья початков кукурузы)- куклы, цветы, поделки.

  3. Кубанская вышивка.

III. Принципы, формы и методы, используемые для реализации программы.

Основным принципом обучения данной программы является доступность. Она составлена и рассчитана на детей старшего возраста.

Путем упражнений приходит умение создавать целостное изделие или элементы будущей коллективной работы. С помощью наглядного примера кружковцы овладевают приемами пользования декоративными и природным материалами. Активное использование индивидуально подхода в обучении способствует развитию творческих способностей учащихся. Применяемый метод поощрительной деятельности педагога по отношению к учащимся является сильным рычагом повышения мотивационной деятельности кружковцев.

В реализации программы большое значение имеет участие в выставках, конкурсах школьных, городских, краевых.

Вводные занятия проводятся с приглашением мастериц кубанского рукоделия, презентациями видового материала, книг по темам модулей программы кружка.

Объяснение теоретической и практической частей занятий сопровождается презентационными материалами с пошаговым выполнение объектов труда, наглядными пособиями.

IV. Прогнозируемый результат обучения по программе.

Работа в кружке предполагает в первую очередь формирование общечеловеческих ценностей: понимать красоту в малом, почувствовать себя творцом и частичкой родного края.

По итогам обучения в кружке учащиеся должны достичь определенных результатов в одном или нескольких видах деятельности, участвовать своими работами в выставках - ярмарках; приобрести навыки, дающие возможность изготавливать конкуректно-способные вещи, которые будут востребованы на рынке.

Тема занятия

Кол-во часов

Всего

Теор.

Прак

1.Беседа «Рукоделие - удел творческих людей» -знакомство с кубанскими мастерицами (Ткаченко Т.Г.-заслуженным деятелем декоративно-прикладного творчества Кубани) - презентация «Народные мастера Кубани»).

2

2


II. Куклы: обрядовые, традиционные, сувенирные

38

8

30

1.Вводное занятие. Беседа о видах кукол: «В некотором царстве..»(презентация). Инструменты, материалы. Техника безопасности при работе иглой.

2

2


2. Изготовление обрядовой куклы:

-куватки, пеленашки;

-столбушка, травница;

- десятиручка, Рождественский Ангел.


6 6 6


1

1

1


5

5

5

3. Изготовление сувенирной куклы:

мягкие куклы (колокольчик);

каркасные куклы (Ягуша)


8

10


1

2


7

8

III. Талаш (листья початков кукурузы)

18

3

15

1.Вводное занятие: (Презентация «Волшебная кукурузка»).

Правила безопасности приемов труда.

Ма­териалы, инструменты.

2

2


2. Сортировка и подготовка листьев к работе.

1


1

3.Изготовление «Солнышка», куколки.

2


2

4.Изготовление цветов:

-розы;

- кувшинки.

7


7

5. Куклы из талаша и природного материала.

6


6

IV. Кубанская вышивка.

19

3

15

1. Беседа с презентацией: «Кубанские рушники».

1

1


2. Материалы и оборудование. ТБ при выполнении работ.

1

1


3. Изготовление сувенирных вышитых изделий:

-хусточка;

- рушничок;

- одежда для кукол.

17

1

16

Всего часов:

78

15

63


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

работы кружка «Кубанское рукоделие».

Клас

№№

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Беседа «Рукоделие - удел творческих людей»( Ткаченко Т.Г.- заслуженный деятель декоративно-прикладного творчества Кубани).

1

2

Презентация «Народные мастера Кубани» - знакомство с кубанскими мастерицами.

1

Куклы: обрядовые, традиционные, сувенирные

38

1

Вводное занятие. Беседа о видах кукол.

1

2

Инструменты, материалы. ТБ при работе с иглой, ножницами.

1

3

Изготовление обрядовой куклы. Беседа «В некотором царстве…»

1

4

Раскрой деталей Куватки, подбор тесьмы и ниток.

1

5

Сворачивание (вар1) закрутки Куватки, оформление тесьмой.

1

6

Сворачивание (вар.2) закрутки Куватки, оформление нитками, тесьмой.

1

7

Изготовление куклы Терешечки.

1

8

Изготовление куклы Пеленашки.

1

9

Беседа «Кукла в жизни девочки».

1

10

Раскрой деталей куклы Столбушки.

1

11

Изготовление куклы Столбушки.

1

12

Раскрой куклы Травницы.

1

13

Сборка куклы Травницы.

1

14

Презентация «Ретуальная кукла».

1

15

Раскрой деталей куклы Десятиручка.

1

16

Сборка деталей куклы.

1

17

Сборка деталей рук.

1

18

Оформление куклы лентами.

1

19

Изготовление сувенирной куклы. Стилизованная кукла Колокольчик.

1

20

Раскрой деталей куклы Колокольчик.

1

21

Обработка деталей косой бейкой.

1

22

Изготовление основы куклы (из поролона).

1

23

Раскрой деталей для головы и ручек.

1

24

Сборка головы и рук куклы.

1

25

Сборка колокола куклы.

1

26

Оформление куклы косынкой и лентами.

1

27

Особенности изготовления каркасной куклы.

1

28

Материалы и инструменты для изготовления каркасной куклы.

1

29

Изготовление каркаса куклы из проволоки.

1

30

Изготовление каркаса туловища куклы «Ягуши».

1

31

Изготовление основы головы куклы.

1

32

Соединение каркаса туловища с головой.

1

33

Оформление туловища тканью.

1

34

Изготовление юбки и подъюбника.

1

35

Изготовление блузки.

1

36

Изготовление гетр и обуви.

1

37

Оформление головки (лицо, волосы)

1

38

Сборка и одевание куклы Ягуши,

1

Талаш (листья початков кукурузы)

18

1

Вводное занятие. Презентация «Волшебная кукурузка». Правила безопасности.

1

2

Приемы труда (технология). Материалы и инструменты

1

3

Сортировка листьев. Подготовка их к работе.

1

4

Изготовление поделки «Солнышко».

1

5

Изготовление поделки «Куколка».

1

6

Изготовление цветов:

Подбор и подготовка талаша для изготовления роз и листьев.

1

7

Вырезание деталей листьев. Изготовление стебельков.

1

8

Сборка листьев.

1

9

Изготовление розы.

1

10

Сборка розы и листьев на стебель.

1

11

Изготовление кувшинки. Складывание талашных лепестков в кувшинку.

1

12

Сборка кувшинки на стебель.

1

13

Куклы из талаша и природного материала.

Подбор талаша для изготовления кукол.

1

14

Изготовление головки куклы Казачка.

1

15

Изготовление ручек и юбки.

1

16

Оформление куклы (волосы, украшение тесьмой, цветами)

1

17

Изготовление основы куклы Казачок.

1

18

Оформление куклы Казачок тесьмой, природным материалом.

1

Кубанская вышивка.

19

1

Беседа с презентацией «Кубанские рушники»

1

2

Материалы и оборудование . ТБ при выполнении работ.

1

Изготовление сувенирных вышитых изделий

3

Хусточка- что это такое? Виды хусточек.

1

4

Подбор рисунка, ниток. Расчет рисунка на канве.

1

5

Вышивка рисунка орнамента.

1

6

Заполнение орнамента.

1

7

Заполнение углов хусточки.

1

8

Оформление хусточки бахромой или кружевами.

1

9

Освоение вышивки орнамента на швейной машине.

1

10

Вышивка орнаментом одной стороны рушничка.

1

11

Вышивка другой стороны рушничка.

1

12

Оформление рушничка кружевами.

1

13

Вышивание элементов одежды для куклы.

1

14

Вышивка фартука.

1

15

Оформление фартука лентами и кружевами.

1

16

Вышивка оплечников блузки.

1

17

Пошив блузки для куклы.

1

18

Изготовление юбки.

1

19

Оформление юбки лентами и кружевами

1

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

Всего:

78 ч.

Используемая литература.

1. Программно-методическое обеспечение 10-12 кл. с углубленной трудовой подготовкой в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида: пособие для учителя / под ред..Щербаковой А.М, ПлобаковойН.М.. М. ГИЦ ВЛАДОС, 2006.

2 Вакуленко Е.Г. Народные мастера Кубани.- Краснодар: «Традиция», 2009

3. БересневаЕ., ДогаеваН., Кукольный сундучок.- М.: «Белый город», 2010

4. ВойнатовскаяЕ. Авторская текстильная кукла. - Санкт-Петербург: «Питер», 2013.

5. Иванова А.А. Вышивка.- М.: «Культура и традиции», 2003.

6. Иванова.Л.И. Ручное вышивание.- М.: «Культура и традиции», 2009.

7. СандерсонД. Вышивка крестом. - «Мир книги», 2006.

8. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка, первые шаги .- ЭКСМО-ПРЕСС, 1998.

9. Сухорукова Е.П., Чекулинская Л.Г. Искусство делать цветы.- М.: «Культура и традиции», 1994.

10. ТкаченкоТ.Г. Поделки из талаша. Журнал «Школа и производство» №4,2012.


© 2010-2022