Рабочая тетрадь как многофункциональное средство самостоятельной работы обучающихся

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая тетрадь как многофункциональное средство самостоятельной работы обучающихся.

Симонова Т.В.

Переход системы высшего образования на ФГОС НПО предполагает не только увеличение доли самостоятельной работы обучающихся, но и понимание самостоятельной работы как важнейшего средства организации учебно-познавательной деятельности студентов. Поскольку именно в ней проявляется мотивация обучающегося, целенаправленность, индивидуальные стили деятельности, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества.

Современное понимание самостоятельной работы обучающегося полно отражает трактовка Л.К. Наумовой и О.В. Акуловой: самостоятельная работа обучающегося как вид учебно-познавательной деятельности, направленной на освоение профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения качественных результатов.

Система самостоятельной работы обучающегося - это система, характеризующаяся целостностью структур, образованных единством и взаимосвязью содержательно-деятельностного, организационно-технологического, рефлексивно-оценочного компонентов в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов по освоению учебной дисциплины.

Новое понимание сущности самостоятельной учебной деятельности обуславливает необходимость упорядочения и системной организации СРО.

Выстраивание системы СРО должно осуществляться в соответствии с общей логикой формирования компетенций, установленной в основных профессиональных образовательных программах (ОПОП), учебных программах дисциплин, с учетом определенных в стандартах целей СРО, требований к её организации, содержанию и технологиям реализации.

Проведенный анализ ФГОС НПО, работ посвященных проблемам организации СРО позволил определить направления деятельности преподавателя по разработке системы СРО:

  • создание учебных программ с учетом увеличения доли СРО, выделение в их структуре аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы и определение содержания учебного материала выносимого на самостоятельное изучение;

  • регламентация всех видов заданий для самостоятельной работы по объему и по срокам выполнения (регулярность выдачи плановых заданий и регулярность контроля их выполнения);

  • конструирование различных типов заданий, создающих возможность самопознания, самоопределения, самореализации; заданий на развитие внутренней мотивации, на выстраивание индивидуального образовательного маршрута;

  • оптимизация методов обучения; внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих эффективность образовательного процесса и позволяющих обучающемуся в удобное для него время осваивать учебный материал;

  • совершенствование текущего и итогового контроля, посредством создания банка контрольно-измерительных материалов, позволяющих организовать различные виды проверки качества освоения дисциплины и уровня ожидаемых результатов;

  • обеспечение условий успешной самостоятельной работы за счет разработки методического сопровождения СРО, создание системы дидактического обеспечения, позволяющего включить обучающегося в продуктивную самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Необходимость подготовки специалистов нового типа, умеющих творчески и широко мыслить, искать пути рационального решения возникающих задач, обладающих навыками самоконтроля, способностью самостоятельно выдвигать новые идеи, требует организации целенаправленной работы по обеспечению условий эффективной организации СРО. К педагогическим условиям отнесены: нормативно-информационное, учебно-методическое обеспечение СРО, кадровое обеспечение (преподаватель, способный организовать современный образовательный процесс).

Реализовать данные условия сможет преподаватель, освоивший новые функции профессиональной деятельности, которые заключаются в поддержке, сопровождении самостоятельной деятельности обучающегося; конструировании информационной образовательной среды, включающей в себя необходимые ресурсы; создании условий для оценивания и рефлексии СРО. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, простроить индивидуальный образовательный маршрут по вхождению его в мир выбранной профессии - таковы приоритеты современного преподавателя.

Система СРО, отражающая специфику СРО на уровне назначения и средств, ее обеспечивающих, предусматривает выделение нескольких взаимосвязанных аспектов: целевое назначение и направление деятельности обучающихся во внеаудиторной самостоятельной работе (подготовка к аудиторным занятиям; повторение, углубление, расширение и применение знаний и умений; самостоятельное изучение материала); средства информационно-образовательной среды, обеспечивающие СРО (учебник, учебные пособия, учебные материалы, методические рекомендации, разнообразные дидактические материалы на печатной и электронной основе; дополнительные источники информации, интернет ресурсы); рейтинговая система оценивания результатов освоения дисциплины, которая включает оценивание решения задач, выполнения работ практикума, анализа и результативности работы с дидактическими средствами; рубежный контроль (освоение материала отдельного раздела или модуля) и итоговый контроль.

Создание информационно-образовательной среды, отраженной в учебно-методическом комплексе, включающей разнообразные дидактические средства как в печатном, так и в электронном виде - главное направление деятельности преподавателя и условие успешной организации СРО. Использование дидактических средств позволяет системно организовать СРО, способствует включению обучающихся в учебно-познавательную деятельность, обеспечивает освоение изучаемой дисциплины, формирование компетенций согласно требованиям ФГОС НПО.

Смена парадигмы образования от передачи «готовых знаний» к парадигме формирования компетенций предусматривает реализацию не только новых подходов к организации СРО, но и создание современных дидактических средств, способствующих повышению мотивации обучающихся к осуществлению самостоятельной работы, обладающих не только набором новых функций, но и объединяющих в одном дидактическом средстве функции нескольких средств обучения. Рабочая тетрадь, являясь дидактическим средством обучения, будет системообразующим элементом в системе СРО.

Основополагающими исследования определены три группы принципов:

- принципы отбора содержания, его представления и структурирования: научности, связи теории и практики, субъектности, доступности, систематичности, вариативности;

- принципы ориентации на личность обучаемого: индивидуализации, ценностно-смысловой направленности, прочности и действенности результатов образования, включения в личностно значимую деятельность, личностного целеполагания, выбора индивидуальной образовательной траектории, продуктивности обучения;

- принципы организации взаимодействия обучаемых с содержанием образования, педагогом и коллективом студентов: сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности, сознательности и активности, сотрудничества, положительной мотивации, образовательной рефлексии.

При разработке модели рабочей тетради обучающегося учитывались требования к современному учебнику и другим образовательным средствам, которые заключаются в следующем: ориентация на требования стандарта, фиксирующего содержательное наполнение формируемых компетенций; наличие контекста ведущих жизненно важных задач (предметно-познавательных, личностных и др.); взаимосвязь образовательных средств с открытой информационной образовательной средой; развитие самостоятельности и инициативы обучаемых; ориентация на диагностику достижений и поддержку обучаемых.

Специфика современных образовательных средств связана с перераспределением функций между отдельными образовательными средствами (учебник, дидактические средства (портфолио, технологическая карта, методические рекомендации и т.п.). Так как функции образовательных средств определяются целями современного образования и предназначением конкретного образовательного средства, то новые подходы к образованию, развитие образовательных средств приводит к разнообразию функций, росту их количества.



© 2010-2022