Статья Кружковая деятельность по технологии как необходимое условие для социализации школьниц

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кружковая деятельность по технологии как необходимое условие для социализации школьниц


Артюх Татьяна Ильинична, учитель технологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Новоалтайска Алтайского края»

В современных условиях с особой остротой встает проблема подготовки подрастающего поколения к будущей самостоятельной трудовой жизни. Чем больше человек знает и умеет, тем легче найти свою дорогу в жизни, удовлетворить свою потребность в самовыражении.

Актуальность. Сегодня, когда вопрос занятости детей, развитие их творческого потенциала, умение занимать свое свободное время полезными делами, наиболее актуален, большое внимание уделяется дополнительному образованию учащихся посредством вовлечения их в кружковую работу. С этой целью на базе нашей школы работает много кружков, один из которых - «Хозяюшка».

Условия мастерской.

Для реализации деятельности кружковой работы имеется хорошо оборудованная мастерская, позволяющая выполнять швейные изделия любой сложности. Мастерская укомплектована не только универсальными машинами, но и спецмашинами, оборудованием для влажно-тепловой обработки.

Программа кружка «Хозяюшка» разработана по просьбам учащихся и рассчитана на учениц 5-8 класса. Идея создания этой программы основывается на том, чтобы учащиеся не только научились шить, смогли осознать значимость своей деятельности, но и в будущей жизни смогли использовать навыки, приобретённые на занятиях кружка. Программа утверждена на заседании городского ППО в 2008 г. Это творческое объединение учащихся, имеющих способности к творческой деятельности и стремящихся совершенствовать свои знания и умения.

Цель программы: развитие творческого потенциала учащихся, создание условий для проявления инициативы, организация досуга.

Задачи:

• Привитие познавательного интереса к созданию одежды.

• Формирование умений и навыков в пошиве одежды.

• Воспитание художественного вкуса, трудолюбия, целеустремлённости.

• Создание условий для более полной и всесторонней реализации творческой активности, индивидуальных способностей.

Содержание программы отличается от базисной тем, что даёт более широкую свободу для реализации своих идей. Если на уроках учащиеся ограничены рамками обязательной рабочей программы, то на занятиях кружка они могут более полно раскрыть свой творческий потенциал. Для обоснования содержания и специфики программы, прежде всего, необходимо учитывать тот факт, что в задачи средней школы входит не только образовательная функция, но и воспитательная. Следовательно, школа призвана готовить детей как к профессиональной деятельности, так и к жизни в быту и взаимоотношениям с людьми.

В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с темами:

-основы художественного проектирования одежды;

-основы конструирования и моделирования одежды;

-технология изготовления швейных изделий.
Учащиеся кружка должны знать:

• классификацию одежды;

• эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к швейным изделиям;

• назначения, конструкции, технологии выполнения и графические обозначения швов: стачных и краевых, технологическую последовательность обработки изделий;

• экономную раскладку выкройки на ткани, технологическую последовательность раскроя ткани, способы отделки и влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;

• правила расчёта стоимости готового изделия;

Учащиеся должны уметь:

• выполнять машинные швы;

• выполнять раскрой ткани с учётом направления рисунка;

• производить влажно-тепловую обработку готового изделия;

• производить расчёт стоимости готовых изделий

Учащиеся должны понимать:

• социальную значимость приобретаемых знаний, умений и навыков;

• пути реализации полученных образовательных результатов;

• необходимость проявления инициативы и творчества, мобилизации знаний и опыта для получения желаемого результата.

Набор учащихся в кружок свободный, по желанию. Вид группы профильный, основной состав детей постоянный, но и все желающие поработать на занятиях кружка временно, принимаются. Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа, 70 часов в год.

Основной целью кружка является содействие наиболее полной и всесторонней реализации творческого потенциала учащихся, развитие творческой активности школьников, их индивидуальных способностей, привитие интереса к труду, расширение их кругозора. Также кружок ставит своей целью усиление профессиональной подготовки молодёжи и расширение возможностей трудоустройства.

Они изучают основы дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

Практические занятия помогут девушкам расширить свои навыки и умения и получить моральное удовлетворение от выполненной работы.

Кружковая деятельность - особая сфера жизни учащихся. Максимальное разнообразие, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей - важные принципы её организации. Именно кружковая деятельность при правильной организации создает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха.

На занятиях учащиеся выступают в роли дизайнеров, художников - модельеров при разработке моделей, конструкторов, закройщиков и швей при создании костюмов, а также моделей при демонстрации одежды. Девушки смогут не только сшить одежду для себя, но и принести пользу школе. Реставрация и изготовление костюмов для школы, оформление школьных праздников, изготовление штор - вот далеко не весь перечень деятельности кружковцев во благо школы.

Большое значение имеет технология проведения занятий и психологическая атмосфера в коллективе.

Формы проведения занятий:

1.Демонстрация изделий.

2.Занятия с элементами лекций.

3.Практические занятия.

4.Самостоятельная работа с литературой.

5.Работа над проектом

При работе применяются индивидуальные и коллективные формы деятельности, групповая и командная организация труда. Предпочтение отдается практической работе. Результат работы кружка - это ежегодные показы моделей на подиуме в актовом зале с подготовленными ведущими. Такая форма демонстрации результата нравится детям, актовый зал обычно полон и тепло встречает каждую демонстрируемую модель.

Использование современных образовательных технологий обеспечивает повышение мотивации учащихся к творческой деятельности, дает возможность поднимать результативность деятельности кружка. Это технологии проектной деятельности, исследования частного случая, игровые и ИКТ-технологии.

Изготавливая одежду для себя или своей семьи, девочки понимают и гордятся тем, что экономят семейный бюджет.

Результативность работы кружка «Хозяюшка»

Основная деятельность кружка направлена на поддержку и поощрение способных детей. Члены кружка шьют себе одежду, активно участвуют во всех мероприятиях, связанных с моделированием и показом моделей на уровне школы. Кружковцы принимают участие в выставках, конкурсах, олимпиадах, применяют полученные знания в исследовательской деятельности. Так, с исследовательскими проектами «Школьная форма: за и против» и «Декор в костюме» члены кружка приняли участие в школьном НОУ «Интеллект». По итогам учебного года во время прохождения предметной декады были организованы конкурсы «А ну-ка, девочки», показы моделей одежды с ведущими, которые знакомили учащихся с направлением моды, ассортиментом предложенных моделей, рекомендациями по внешнему виду школьников, комментариями подготовленных для показа моделей. Ежегодно после окончания школы 3-4 девочки, бывшие кружковцы, поступают в ВУЗы и колледжи по швейному профилю.

Список литературы

  1. Журналы мод «Бурда моден»

  2. «Аксессуары из ткани» «Ниола-пресс» 1998г.

  3. Волчек Н.М. Лоскутное шитье. Минск, 2000.

  4. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. / Под ред. А.Ф. Ахабадзе, А.Л. Грекуловой, К.В. Жукова и др. М.: Советская энциклопедия, 1979.

  5. Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. М.: РИПОЛ классик, 2000.

  6. Техника шитья лоскутных аппликаций / Авт.-сост. Сидоренко В.И. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

  7. Журналы «Школа и производство».

  8. nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/rabochaya-programma-po-predmetu-shveinoe-delo-5-klass-spet


© 2010-2022