Конспект урока «Лён. Льняная ткань»

Цель урока: расширение представления о видах волокон. Задачи: Образовательная- актуализация знаний о хлопке и х/б тканях, определение свойств льняного волокна , этапов создания льняного полотна. Коррекционно-развивающая - коррекция и развитие связной устной речи,коррекция основных способов мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение).   Воспитательная- мотивация к учёбе, ответственное отношение к труду.   1. Оргмомент. 2. Коррекционная минутка ( разгадывание ребуса – ВОЛОКНО) 3. Повтор...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока «Лён. Льняная ткань»

Цель урока: расширение представления о видах волокон.

Задачи:

Образовательная- актуализация знаний о хлопке и х/б тканях, определение свойств льняного волокна , этапов создания льняного полотна.

Коррекционно-развивающая - коррекция и развитие связной устной речи, коррекция основных способов мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение).

Воспитательная- мотивация к учёбе, ответственное отношение к труду.

1. Оргмомент.

2. Коррекционная минутка ( разгадывание ребуса - ВОЛОКНО)

3. Повторение. Хлопок и хлопчатобумажная ткань.( Рассказ учащихся, показ слайдов).

4.Сегодня, ребята, совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем о том, как в старину создавалось льняное полотно. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Лён. Льняная ткань». Лён жары не любит и растёт на севере. До чего красив цветущий лён - всё поле в голубых цветочках.(2 слайда).

Педагог: Посмотрите, ребята, на лен и скажите, где у льна семена.

Дети: Семена льна в коробочках - бубенчиках.

Педагог: А что получают из семян льна?

Дети: Льняное масло.

Педагог: Правильно. А как вы думаете, ребята, что получают из стебля льна?

Дети: Волокно.

Педагог: А почему здесь лен с корешком?

Дети: Лен дергают, а не косят, чтобы получить больше волокна.

Педагог: Верно, ребята, а теперь скажите, почему лен называют универсальным растением?

Дети: Лен и кормит, и одевает, и в хозяйстве помогает.

Педагог: Молодцы, ребята. А теперь давайте представим, что мы живем с вами в далеком прошлом на севере нашей страны. Нам нужно вырубить участок в тайге и посеять лен. Давайте, изобразим сценку рубки леса.

(Дети "рубят" деревья.)

Педагог: Вот мы подготовили поле. Давайте засеем его. Как мы это будем делать?

(Дети "сеют" лен.)

Педагог: Вот засеяли мы лен весной, ухаживали за ним, созрел он к Успению (28 августа). Как мы будем убирать лён?

(Дети вручную "дергают" лен.)

Педагог: Молодцы, ребята. Вот и давайте отметим в своих тетрадях слово "лен". Это первое слово в нашем процессе рождения домотканого полотна.

(Дети отмечают в своих тетрадях слово "лен".)

Педагог: А теперь свезем мы наш лен на ток, обмолотим его цепами, соберем семена для будущего урожая. Хорошо замочим лен, а потом отделим волокно. Вот оно . Возьмите его в руки и опишите его.

(Дети делают описание волокна .Слайд.) Свойства льна:

- цвет

- блеск

- длина

- толщина

- мягкость

- извитость

- прочность

Педагог: Вот теперь запишите себе в тетрадь еще одно слово о рождении льняного полотна. Какое это слово?

Дети: Волокно.

Педагог: Вот этот процесс получения изо льна волокна длился с 28 августа до 14 октября (до Покрова). Вот оно, волокно. А что мы дальше будем делать из волокна?

Дети: Мы теперь будем его прясть.

Педагог: А какие инструменты нам понадобятся для этого?

(Дети видят на слайде прялку и веретено).

Педагог: Вот и подошли мы с вами, ребята, к определению еще одного слова в рождении домотканого полотна. Какое это слово?

Дети: Это слово "нить".

Педагог: Правильно. А кто прял пряжу?

Дети: Женщины и девочки.

Педагог: А как вы думаете, ребята, с какого возраста девочки в крестьянской семье учились прясть?

(Ответы детей).

Педагог: А чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы попросим нашего Историка рассказать об этом.

Историк: Девочки в крестьянской семье учились прясть с 5 лет. Отцы делали им маленькие прялочки. Ведь девочки выходили замуж рано, в 12-13 лет, поэтому они готовили себе сундук приданого. Все, к чему прикасались руки наших предков, было удобным и красивым. Вот так, ребята, до середины февраля, до начала великого поста, и пряли наши прабабушки. А потом мужчины устанавливали ткацкие станы , и женщины начинали ткать льняное полотно. ( Показ слайда).

Педагог: Спасибо, уважаемый Историк. Наш рассказ об удивительном домотканом полотне продолжается. Приступая к процессу создания полотна, каждая женщина знала, какое именно полотно она будет ткать: простое или же с узорами. А чтобы узоры были особенно красивыми, нити нужно было покрасить. А как вы думаете, ребята, где брали краску наши предки?

(Ответы детей).

Педагог: А вот какие растения наши предки использовали для окрашивания нитей и самого полотна, давайте, ребята, попросим нашего уважаемого Биолога рассказать об этом. Биолог. Наши предки знали более пятидесяти растений, которыми можно было окрасить нити или же готовое полотно. Для получения красного цвета использовалась лебеда, а желтого - бессмертник, василек, череда и щавель. Оранжевый цвет давал чистотел, зеленый- крапива, пижма, шишки осины. Синюю краску получали из корня дуба и ясеня, цветов василька, ягод черники. Вот какими наблюдательными были наши предки, ребята. Педагог. Давайте поблагодарим, ребята, нашего Биолога за интересный рассказ и продолжим путешествие в историческое прошлое предков- славян. В процессе льноткачества все интересно.

Педагог: Вот сейчас, ребята, мы подошли вплотную к определению следующего основного слова в процессе рождения полотна. Какое это слово?

(Дети называют слово "полотно").

Педагог: А теперь, ребята, на основе записанного составим цепочку рождения домотканого льняного полотна. Прочитайте, пожалуйста, вашу запись.(Показ слайда).

Ответ детей:

Конспект урока «Лён. Льняная ткань»

Вот и подошло к концу наше замечательное путешествие в историческое прошлое наших предков.

5. Физминутка на коррекцию зрения.

6. Современный процесс изготовления льняной ткани:

-выращивание льна механизировано (уборка льна льнокомбайнами и теребильными машинами - показ слайда);

- на прядильных фабриках лён разрыхляют, треплют, чешут, получают ровницу, прядут на специальных машинах.( слайд);

- ткут ткань на ткацких фабриках. Вот так выглядят ткацкие станки( показ слайда);

- отделка ткани( пропитывание различными растворами для улучшения свойств и -внешнего вида ткани, окраска - многообразие красок);

- льняные ткани идут на пошив одежды и, конечно, на пошив постельного и столового белья(салфетки, полотенца, скатерти). (показ слайда).

7.Лабораторная работа: «Определение х/б и льняных тканей» по следующим признакам:

1.По внешнему виду.

2.На ощупь.

3.По разрыву.

Признаки тканей

Ткани

Слова для ответа

х/б

льняные

Блеск

Блестящие

Матовые

Толщина нитей

Равномерная

Неравномерная

Мягкость

Мягкие

Жёсткие

Гладкость поверхности

Гладкая

Шероховатая

Прочность на разрыв

Прочные

Менее прочные

Обрыв нити

В виде ватки

В виде кисточки

(Показ слайда)

Педагог: зачитайте, пожалуйста, свойства х/б и льняных тканей.(Показ слайда)

8. Подведение итогов . Изготовление аппликации в виде цветка.

Отвечая на вопрос , необходимо приклеить лепесток нужного цвета.(Слайд).

1)В какой части растения находятся волокна льна?

- в стебле ( голубой )

- в коробочке с семенами ( красный )

2)Сможете ли вы отличить х/б от льняной ткани?

- да (голубой )

- нет ( красный )

- не знаю ( жёлтый )

3)Узнали ли вы что-то новое на уроке?

- да ( голубой )

- нет ( красный )

4) Могут ли пригодиться сведения о льне в вашей жизни ?

- да ( голубой )

- нет ( красный )

- не знаю ( жёлтый )

5) Понравился ли тебе урок ?

- да ( голубой )

- нет ( красный).

9. Оценки за урок. Урок окончен.

© 2010-2022