Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















ТЕМА ПРОЕКТА:

«Традиционные технологии рукоделия в изготовление

каргопольского костюма»

Автор - составитель:

Васильева Любовь Геннадиевна

Учитель технологии МОУ СОШ № 24

г. Подольск





Москва 2014

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .3

Цель и задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . . . . . . . . . . . . .4

Актуальность проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .... . . . . . . . . . . . . . 4

Этапы проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. .5

Женский костюм, село каргополье архангельской области ХIХ век.......6

Почему куклы безлики!............................................................................. 9

Изготовление кармана-лакомника ………………………………………. 12

Изготовление рубахи ……………………………………………………... 14

Каргопольский косоклинный сарафан………………………………...... 17

Кукла в каргопольском костюме ……………………………………...… 19

Технологическая карта по изготовлению каргопольского костюма с использованием традиционных технологий рукоделия…………………….21

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 21

Литература ……………………………………………………………......... 22





ВВЕДЕНИЕ

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.

О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм - это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Глазунов Иван Ильич (род. 1969, Москва) " В каргопольском костюме"

Цель проекта:

Развитие познавательного интереса, творческих способностей и технологических знаний в процессе изучения и создания куклы в каргопольском костюме с использованием традиционные технологии рукоделия.

Задачи проекта:

- воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию;

- развитие художественно-творческих способностей на примере изготовляемого изделия;

- собрать материал о региональных особенностях русского народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека;

- создание кармана-лакомника, с использованием вышивки тамбурным швом опираясь на народные источники.

Актуальность проекта

Археология, письменные источники в которых упоминаются различные виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об истории русского народного костюма.

Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.

Изучение традиций в народном искусстве достаточно актуально и всегда интересно. Они передаются из поколения в поколения.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Работу над творческим проектом можно разделить на три этапа: подготовительный, технологический, заключительный.

Подготовительный этап включал в себя:

- выбор темы проекта с учетом потребности в изделии; наличия необходимых материалов, инструментов, оборудования, соответствия технологическим возможностям;

- выбор и анализ конструкции изделия с учетом оригинальности, доступности, эстетичности;

- разработка технологии изготовления изделия, составление технологической карты.

Технологический этап включал в себя:

- выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом.

При этом необходимо строго соблюдать последовательность выполнения операций, соблюдая правила безопасной работы.

Заключительный этап включал в себя:

- осуществление контроля качества;

- определение затрат на изготовление изделия;

- предложение возможных путей реализации.

Этапы реализации проекта:

- знакомство с традиционной русской вышивкой;

- знакомство с народным костюмом;

- практическое выполнение изделия.

Источниками информации для работы послужили:

- литература отечественных авторов;

- ресурсы всемирной сети Интернет.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ, СЕЛО КАРГОПОЛЬЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ХIХ ВЕК


Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большей длиной (доходила до ступней). Богатые женщины носили одновременно две рубахи - исподнюю и верхнюю, причем верхнюю шили из дорогих тканей. Рубаха могла гладко облегать шею, но могла быть также собрана у ворота в густую сборку и обшита узкой каймой. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом.

Поверх рубахи замужние женщины обычно носили понёву - юбку, запахнутую вокруг фигуры. Эта юбка состояла из трех сшитых между собой полотнищ и крепилась вокруг талии шнуром - гашником. Поневу часто шили из пестрых тканей.

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Обычным костюмом девушек была холщовая одежда - запона - прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх нее. Запону всегда подпоясывали.

По праздникам поверх поневы или запоны надевали нарядную одежду - навершник, обычно из дорогой ткани с вышивкой. Эта одежда имела вид туники, была длинной и довольно широкой, с короткими широкими рукавами. Навершник не подпоясывали и тем самым придавали женской фигуре статичность и монументальность.

Женская обувь мало отличалась от мужской. Женщины носили либо лапти с онучами, либо бескаблучные сапоги из цветной кожи, Эти сапоги часто вышивали.

В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать волосы. С открытыми волосами могли ходить лишь незамужние. Поэтому сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», т. е. опозориться.

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Девушки могли носить распущенные длинные волосы, подхваченные лентой, тесьмой или повязкой. Наиболее характерной прической для девушки была одна коса, заплетенная низко на затылке. Часто на голову надевали венец - обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Венец мог иметь зубцы - треугольные или четырехугольные. Венец, у которого была приподнята передняя часть, назывался очельем. Замужние женщины закрывали волосы плотно прилегающим чепцом - повойником, который состоял из донышка и околыша, стянутого на затылке. Поверх него обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника, так называемый убрус. Убрус был полотняный, а у знатных женщин шелковый. Его накидывали на голову и скалывали под подбородком. Два конца его, свисавшие на грудь, были богато вышиты. Убрус мог быть не только белого, но и красного цвета.

Знатные женщины поверх убруса надевали шапки из дорогой ткани. Эти шапки внешне ничем не отличались от мужских. Они имели вид невысокого колпака с околышем или меховой оторочкой.

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

ПОЧЕМУ КУКЛЫ БЕЗЛИКИ!

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

В традиционной культуре куклам в течение нескольких тысячелетий народ приписывает обереговую силу. Обереговые куклы различных народов мира имеют одну характерную особенность: они безлики. Они могут иметь чистый лик, вывязанный каким-либо традиционным узором, нитями, природными материалами, но лики не имеют глаз, носа, рта.

Исследователи этого явления в народной культуре говорят о том, что безликие куклы не позволяют злым силам вселиться в куклу и творить зло там, где они находятся. А также безликая кукла не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло (через такую куклу) живому человеку.

Люди верили, что куклы обладали волшебными свойствами: они могли защитить человека от злых сил, болезней и несчастий, помочь найти свой жизненный путь. Поэтому многие куклы бережно хранились в семье и передавались от матери к дочери, а дальше внучке и правнучке. Каждая кукла имела свое значение, были: игровые, обрядовые, обережные, целительные куклы.

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола,

смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы.

Были и другие куклы, которыми играли. Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы.

Наши предки не знали научной терминологии, но понимали, что развитие, например, воображения и мелкой моторики важно. Кроме того, играя с куклами, они вырабатывали модель будущего поведения. Также дети сами могли выдумывать выражения лица куклы - радуется она или плачет, смеется или грустит.

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Такая кукла практически полностью забыта современными людьми. Потерян большой пласт нашей истории и культуры. В то время, как кукла сопровождала человека с рождения до смерти. Она составляла важную часть приданого, оберегала новорожденных, давала представление о девушке как рукодельнице.

Тряпичная кукла ручной работы - это игрушка или украшение интерьера, а чаще всего и то и другое одновременно, которая несет в себе теплоту человеческих рук. Каждая из них имеет свои особенности и изготавливаются с применением различных техник, средств и материалов.

Изготовление куклы

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРМАНА ЛАКОМНИКА

Сумка-Лакомник - это небольшая сумочка или карманчик, который прикреплялся к поясу шнуром или подвешивался на петельках. Лакомник был неотъемлемой частью женского костюма конца XIX - начала XX в. в.

В таких кармашках носили ключи, деньги, сладости, разные мелкие вещи, помимо этого он служил украшением, так как шили лакомник из ярких тканей, красиво отделывали тесьмой, вышивкой, кружевом и бисером.

В своей работе я использовала «тамбурный шов». Этот вид шва был очень распространен в русской народной вышивке 19 века.

Особую популярность шов цепочкой обрёл в Ярославской, Костромской и Тверской губерниях. Шов цепочкой представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой. Положение иглы при шитье шва цепочкой - кончик иглы всегда движется «на себя».

Основной тамбурный шов:

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Зигзагообразный тамбурный шов:

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма



ИЗГОТОВЛЕНЕИЕ КАРГОПОЛЬСКОЙ РУБАХИ

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Детали рубахи:

Рубаха состоит из двух частей - верха, который называют здесь «рукавами», и стана. Такое разделение характерно для большинства рубах Русского Севера. Готовые части рубахи соединяются в последний момент.

Исключение составляют лишь обрядовые рубахи «исцельницы», т.е. цельнокроеные.

Верхняя часть: перед (1 дет.), спинка (1 дет.), большая деталь рукава (2 дет.), малая деталь рукава (2 дет.) ластовица большая (2 дет.), ластовица малая (2 дет.).

Стан: переднее и заднее полотнища (2 дет), боковой клин к переднему полотнищу (2 дет.), боковой клин к заднему полотнищу (2 дет.), полотнище для вышивки (4 дет.+1дет.), полоса красной ткани (1 дет.).

Сначала сошьем верхнюю часть рубахи - рукава.

Теперь сошьем нижнюю часть рубахи - стан.

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма



Оформление горловины рубахи уголками

Техника «Лоскутные уголки» - отличительной особенностью данной техники является то, что уголки не нужно вырезать, их нужно складывать из полос ткани или квадратов. Получившиеся уголки сшиваются в полосы, которыми затем оформляют горловину.

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

КАРГОПОЛЬСКИЙ КОСОКЛИННЫЙ САРАФАН

Каргопольский костюм 19 века состоял из длинной рубахи, расшитой по рукавам и подолу,сарафана, и своеобразного головного убора-сороки.

Каргопольские сарафаны обычно шились из домотканой пестряди - мелкой или средней величины клетки. Основные цветовые сочетания - красный, белый, синий, бежевый, но использовались и другие оттенки - сиреневый, розовый, голубой, коричневый. Позже сарафаны стали шить из покупной фабричной светлой ткани с яркими букетиками цветов. Крой при этом остался таким же, но иногда добавлялась пышная оборка по подолу, украшенная лентами и кружевом.

Описываемый сарафан сшит на руках и состоит из прямых полотнищ и боковых клиньев. Лямки удлиненные. Спереди начинается от линии груди (не над грудью), а по спинке - чуть выше талии. Грудка по отношению к спинке приподнята.

В настоящее время сарафан можно сшить из плотной шерсти в клеточку или из клетчатого льна, продублированного плотной подкладкой. Подкладку лучше сделать из бортовки. Детали из бортовки складываются с деталями из основной ткани изнанка к изнанке, срезы обеих тканей обметываются вместе, и в дальнейшем изделие шьется из получившихся двойными деталей так же, как если бы это была обычная плотная ткань. Это делается для придания сарафану характерной упругой пышной формы, которую дает домотканая пестрядь.Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма



Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма



Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюмаТрадиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Обработка косынки фистонами.

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма


КУКЛА В КАРГОПОЛЬСКОМ КОСТЮМЕ

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

Традиционные технологии рукоделия в изготовление каргопольского костюма

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КАРГОПОЛЬСКОГО КОСТЮМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РУКОДЕЛИЯ

1. Изготовление основы куклы.

2. Определение размеров деталей костюма в соответствии с размером куклы.

3. Разработка схемы вышивки для кармана лакомника.

4. Раскроить детали рубахи по подготовленным шаблонам.

5. Изготовление рубахи.

6. Изготовление сарафана.

7. Выкроить деталь платка по шаблону, обработать фистонами и вместе с тесьмой повязать на голове куклы.

8. Подвязать пояс на кукле, прекрепить карман-лакомник.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения работы, я познала очень много нового для себя. Большой интерес для меня представляла история развития русской одежды. Я познакомилась с ролью одежды в жизни человека, с характерными чертами русско-национального костюма, бытовым укладом, русской культуры. Таким образом, считаю, что с поставленной перед собой задачей я справилась.

При реализации проекта были изучены:

В результате сделанной работы я узнала:

  • историю развития русского народного костюма;

  • знание и владение приемами народной вышивки и композиции;

  • знание и владение технологией конструирования и обработки деталей костюма.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Божьева Н.П. Русский орнамент в вышивке: традиции и современность: Учебное пособие. - М.: Северный паломник, 2008.

  2. Еременко Т.И. Иголка-волшебница: Кн. для учащихся 5-8 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1988.

  3. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. - М., 1990.

  4. Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера XIX - начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». - М.: Северный паломник, 2006.

  5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. - М.: Наука. - 1978.

  6. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. - М.: Легпромбытиздат, 1994.

© 2010-2022