- Преподавателю
- Технология
- Программа кружка прикладного творчества
Программа кружка прикладного творчества
Раздел | Технология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яровая Н.П. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГБ ПОУ ХКОТСО
_________________Е.С. Шелест
«1» сентября 2015г.
Педагогический совет
№1 от 27.09.2015г
Программа кружка
декоративно - прикладного творчества
Возраст учащихся: 15 - 18 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель кружка: Яровая Нина Павловна, педагог дополнительного образования
г. Хабаровск, 2015
Обсуждено на заседании методической комиссии профессиональной подготовки.
Программа кружка декоративно-прикладного творчества.
Разработала: Нина Павловна Яровая, руководитель кружка.
Рецензент: Олеся Игоревна Супрун зам. директора по УВР.
КГБ ПОУХКОТСО
Адрес: 68011, Хабаровск, ул. Советская,24
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы - прикладная
Программа кружка «Декоративно - прикладного творчества» по содержанию является художественно - эстетической; по функциональному предназначению - прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.
Рабочая программа кружка «Декоративно - прикладное творчество» составлена на основе Примерных программ художественно - эстетического цикла и состоит в том, чтобы дать возможность студентам проявить себя творчески, раскрыться в области декоративно - прикладного искусства. Студенты с творческими способностями - активные, пытливые. Они способны видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; они способны принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, и они способны создать нечто новое, оригинальное. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится и творить. Украшая свои изделия, студенты приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Данная программа кружка рассчитана на один год обучения студентов в возрасте 15 - 18 лет.
Новизна программы состоит в том, что в программу внесен раздел, как элементы предпринимательской деятельности обучающихся. Студенты принимают участия в ярмарках, рекламируют свои изделия и по возможности реализуют их. Программа кружка дополнительного образования по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической. В процессе работы кружка студенты получат:
- начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
- начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;
- получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на развитие мотивации к познанию и творчеству; на профилактику асоциального поведения; на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности студента, ее интеграции в систему мировой и отечественных культур; укрепление психического и физического здоровья.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
Она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- приципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- формах и методах обучения (активные методы, конкурсы, экскурсии, ярмарки, домашнее задание)
- методах контроля и управления образовательным процессом;
- средства обучения
в зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично - поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому студенту реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Цель и задачи программы кружка декоративно прикладного творчества
Цель программы: раскрыть потенциальные творческие способности каждого обучающегося через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать и презентовать свои работы;
Задачи программы
Обучающие:
- развивать:
-
познавательные компетентности;
-
информационные компетентности;
-
коммуникативные компетентности;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формировать творческие способности духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание студентов;
- воспитывать в студентах любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
- добиться максимальной самостоятельности в творчестве.
Структура программы:
Программа кружка основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу в форме занятий, совместной работы студентов с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
- работа с природным, бросовым материалом;
- роспись по стеклу;
- работа с тканью и нитью;
- творческий проект;
- выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных);
- выставки, экскурсии, праздники.
Программа ориентирует студентов на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках
Характеристика ожидаемых результатов
В результате обучения в кружке в течение учебного года студенты должны получить.
знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
- о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно - прикладного искусства (лепка, роспись, бисероплетение, изготовление топиарий. и.т.п.);
- о современном декоративно-прикладном искусстве;
- расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
- в области композиции;
- о проектной деятельности.
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
- создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям;
- вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;
- работать в программе Power Point.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность образовательного процесса составляет 300 часов: возраст студентов, участвующих в реализации данной программы 16 - 18 лет.
● 1 год обучения 300 часов;
Формы и режим занятий. Режим занятий по программе соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251-03 в части определения рекомендуемого режима занятий, а также требованиям к обеспечению безопасности студентов согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ.
● 1 год обучения 3 занятия в неделю по 3 часа;
- вторник
- среда
- пятница
Формы занятий:
● теоретические занятия;
● практические занятия;
● творческие занятия;
● экскурсии;
● выставки;
● ярмарки;
● презентации;
● рационализаторская деятельность;
● проектная деятельность;
● конкурсы профессионального мастерства;
● изучение специальной литературы;
● ознакомление с новинками техник прикладного творчества;
● изготовление изделий согласно программы;
● консультации специалистов.
При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов, экспертиза. Программа кружка декоративно - прикладного творчества создаёт условия для приобретения общих (универсальных) способов действия (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах деятельности, что составляет основу компетентностного подхода в дополнительном образовании. Программа кружка прикладного творчества направлена на становление профессиональных компетентностей.
Согласовано:
Методическая комиссия
__________ М.В. Демидова
«____» _________ 2015г
Утверждаю:
Зам. Директора по УВР
О. И. Супрун
«___» __________ 2015г
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
работы кружка декоративно - прикладного творчества
№
Наименование темы
Всего
часов
Кол - во
часов
т/о
п/о
1
Вводное (организационное) занятие. Охрана труда и пожарная безопасность в мастерских.
3
3
2
История развития декоративно - прикладного творчества в мире и в России.
3
3
3
Экскурсия в художественный салон
г. Хабаровска
3
3
4
Ознакомление с приёмами и методами художественно-прикладного творчества (с учетом региональной составляющей) и влиянии на формообразование изделий стилей
и моды сегодняшнего времени.
3
3
5
Поделки из кофейных зерен.
30
5
10
6
Чудеса из соленого теста.
15
5
10
7
Бисер и бисероплетение.
15
5
8
Композиции из холодного фарфора.
15
5
10
9
Торцевание из гофрированной бумаги.
15
5
10
10
Витражные техники. Работа со стеклом.
12
4
8
11
Поделки из природного материала. Декупаж
новогодних композиций.
12
4
8
12
Топиарии из декоративных фруктов.
15
5
10
13
Выполнение творческих заданий.
Проектирование, конструирование и изготовление сувениров. Участие в предпринимательской деятельности колледжа.
75
9
66
14
Выполнение творческих проектов.
21
7
14
Изготовление поделок. Реализация поделок на выставке - ярмарке «Парад профессий»
60
3
54
15
Подведение итогов работы объединения за год обучения.
3
3
Всего за год
300
72
200
Содержание программы
Задачи:
-
развивать творческие способности обучающихся;
-
воспитывать чувство прекрасного;
-
учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;
учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности обучающихся.
Предполагаемые результаты: Участие в выставке - ярмарке «Парад профессий», ярмарке в рамках предпринимательской деятельности.
Материально - технические условия, мотивация условий: использование технологии проектной деятельности, индивидуальной и коллективной форм работы, мастер - классы.
Для проведения контроля освоенных знаний подводятся итоги реализации дополнительной образовательной программы на выставках - ярмарках демонстрируем свои поделки. По итогам года обучения проводится выставка изготовленных изделий,
Кол - во часов
Наименование темы
1 - 3
Вводное (организационное) занятие. Охрана труда и пожарная безопасность в мастерских.
4 - 6
История развития декоративно - прикладного творчества в мире и в России.
7 - 9
Экскурсия в художественный салон Хабаровска.
10 - 12
Ознакомление с приемами и методами художественно - прикладного творчества ( с учетом региональной составляющей) и влиянии на формообразование изделий, стилей и моды сегодняшнего времени.
13 - 15
Мастер класс «Как сделать кофейное дерево).
16 - 18
Композиции из шпагата и кофейных зерен: идеи и мастер - класс.
19 - 21
Кофейная чашка для влюбленных в кофе… мастер класс.
22 - 24
Кофейные топиарии. Мастер класс.
25 - 27
Разработка эскизов магнитов на холодильник.
28 - 30
Кофейные магниты на холодильник.
31 - 33
Изготовление топиарий из кофейных зерен.
34 - 36
Составление композиций из топиарий.
37 - 39
Составление композиций из топиарий.
40 - 42
Выполнение творческого проекта.
43 - 45
Приготовление соленого теста.
46 - 48
Зарисовки эскизов композиций из соленого теста.
49 - 51
Изготовление композиции из соленого теста.
52 - 54
Окраска деталей композиции.
55 - 57
Сборка композиции в целое произведение.
58 - 60
Изготовление цветов из бисера.
61 - 63
Изготовление деревьев из бисера
64 - 66
Изготовление украшений из бисера.
67 - 69
Изготовление украшений из бисера
70 - 72
Изготовление подарка из бисера.
73 - 75
Изучение состава холодного фарфора.
76 - 78
Приготовление холодного фарфора.
79 - 81
Изготовление из холодного фарфора цветов.
82 - 84
Изготовление из холодного фарфора цветочных композиций.
85 - 87
Разработка творческого проекта.
88 - 90
Подготовка бумаги к работе.
91 - 93
Торцевание гафрированной бумагой шарика из пенопласта.
94 - 96
Изготовление композиции
97 - 99
Изготовление топиария способом торцевания.
100 - 102
Изготовление топиария способом торцевания.
103 - 105
Подготовка стекла к работе. Нанесение рисунка на стекло.
106 - 108
Выполнение работы в технике витража.
109 - 111
Выполнение картины в технике витража
112 - 114
Выполнение картины в технике витража
115 - 117
Поделки из природного материала.
118 - 120
Декупаж новогодней игрушки.
121 - 123
Изготовление новогоднего сувенира.
124 - 126
Изготовление новогоднего сувенира.
127 - 129
Подбор материала для топиария из декоративных фруктов.
130 - 132
Изготовление топиария из декоративных фруктов
133 - 135
Разработка творческого проекта.
136 - 138
Разработка творческого проекта.
139 - 141
Защита творческого проекта.
142 - 144
Проектирование творческих работ (на выбор).
145 - 147
Проектирование творческих работ (на выбор).
148 - 150
Проектирование творческих работ (на выбор).
151 - 153
Проектирование творческих работ (на выбор).
154 - 156
Изготовление сувенира (на выбор)
157 - 159
Изготовление сувенира (на выбор)
160 - 162
Изготовление сувенира (на выбор)
163 - 165
Изготовление сувенира (на выбор)
166 - 168
Изготовление сувенира (на выбор)
169 - 171
Выполнение творческого проекта «Подарок маме»
172 - 174
Выполнение творческого проекта «Подарок маме»
175 - 177
Выполнение творческого проекта «Подарок маме»
178 - 180
Выполнение творческого проекта «Подарок маме»
181 - 183
Выполнение творческого проекта «Подарок маме»
184 - 1876
Выполнение творческого проекта «Подарок маме»
187 - 189
Выполнение творческого проекта «Подарок маме»
190 - 192
Защита творческого проекта.
193 - 195
Презентация подарка для мамы.
196 - 198
Участие в предпринимательской ярмарке
199 - 201
Участие в предпринимательской ярмарке
202 - 204
Участие в предпринимательской ярмарке
205 - 207
Разработка подарочного сувенира
208 - 210
Разработка подарочного сувенира
211 - 213
Изготовление подарочного сувенира
214 - 216
Изготовление подарочного сувенира
217 - 219
Разработка творческого проекта «Мое любимое хобби»
220 - 222
Разработка творческого проекта «Мое любимое хобби»
223 - 225
Разработка творческого проекта «Мое любимое хобби»
226 - 229
Разработка творческого проекта « Цветочная фантазия»
229 - 231
Разработка творческого проекта « Цветочная фантазия»
232 - 234
Разработка творческого проекта « Цветочная фантазия»
235 - 237
Разработка творческого проекта « Цветочная фантазия»
238 - 240
Изготовление поделок на выставку - ярмарку «Парад - профессий»
241 - 243
Изготовление поделок на выставку - ярмарку «Парад - профессий»
244 - 246
Изготовление поделок на выставку - ярмарку «Парад - профессий»
247 - 249
Изготовление поделок на выставку - ярмарку «Парад - профессий»
250 - 252
Изготовление поделок на выставку - ярмарку «Парад - профессий»
253 - 255
Изготовление поделок на выставку - ярмарку «Парад - профессий»
256 - 258
Изготовление поделок на выставку - ярмарку «Парад - профессий»
259 - 261
Изготовление поделок на выставку - ярмарку «Парад - профессий»
262 - 264
Изготовление поделок на выставку - ярмарку «Парад - профессий
265 - 267
Изготовление поделок на выставку - ярмарку «Парад - профессий
268 - 270
Изготовление поделок на выставку - ярмарку «Парад - профессий
271 - 273
Изготовление поделок на выставку - ярмарку «Парад - профессий
274 - 275
Разработка творческого проекта (на выбор)
276 - 279
Разработка творческого проекта (на выбор)
280 - 282
Разработка творческого проекта (на выбор)
283 - 285
Реализация творческого проекта
286 - 288
Реализация творческого проекта
289 - 291
Реализация творческого проекта
292 - 294
Презентация сувенира.
295 - 297
Презентация сувенира.
298 - 300
Итоговое заседание кружка.
Методическое обеспечение программы
ТСО и наглядные пособия:
- использование компьютера, электронные носители;
- интернет ресурсы;
поделочные материалы;
Рекомендации
При организации работы кружка декоративно - прикладного творчества я выполняю следующую работу:
- составляю программу и план работы кружка;
- веду установленную документацию и отчетность;
- комплектую состав воспитанников кружка, способствую сохранению контингента в течение срока обучения;
- выявляю творческие способности воспитанников, способствую их развитию;
- создаю благоприятные условия для реализации интересов и потребностей воспитанников;
- отвечаю за сохранность оборудования и инвентаря, используемого для работы кружка;
- обеспечиваю педагогически обоснованный выбор форм, методов и средств обучения и воспитания воспитанников;
- обеспечиваю выполнение учебной программы и плана работы кружка;
- обеспечиваю соблюдение правил техники безопасности, охраны труда во время проведения занятий;
- организую участие воспитанников кружка в массовых мероприятиях колледжа (выставках, конкурсах, ярмарках, творческих отчетах) и т.д.
Литература
Основная для педагога
-
Алексеев З.Е. Организация технического творчества учащихся. - М.: высшая школа, 2007г.
-
Пархоменко в.П. Основы рационализаторской и изобретательской работы. - Минск: высшая школа, 2010г.
-
Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников. - М.: Просвещение, 2000г.
-
Техническое моделирование и конструирование. /Под ред. В.В. Колотилова. - М.: Просвещение, 2005г.
Дополнительная
-
Кружок «Умелые руки», - СПб.: Кристал; Залери СПб, 2005г.
-
Речицкий З.И. Профессия - изобретатель. - М.: Просвещение, 2008г.
-
Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников. - М.: Просвещение, 2008г.
-
Тамбарг Ю.Г. развитие творческого мышления ребенка. - СПб.: Речь, 2002.
Электронно - программные средства
-
Российский общеобразовательный портал: техническое творчество http// edu. Ru; collection. edu.ru.
Аудиовизуальные средства
-
Презентации и лекции.
-
Таблицы.
-
Схемы.
-
Памятки.
-
Макеты.
-
Наборы методических материалов
Журналы и газеты для учащихся
-
Наука и жизнь (журнал).
-
Сделай сам (журнал).
-
Юный техник (журнал).