- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа Информационные технологии при изучении естествознания, 7 класс
Рабочая программа Информационные технологии при изучении естествознания, 7 класс
Раздел | Технология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Григорьева Г.В. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением английского языка № 1228»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы
от
Рабочая программа
по предмету «Информационные технологии при изучении естествознания»
в 7 В, Г классе
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель: Григорьева Г.В.,
учитель химии
высшей квалификационной категории
Принята на методическом совете
Протокол от 28.08.2015 №
г. Москва
2015 г.
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе
по предмету «Информационные технологии при изучении естествознания»
в 7 В, Г классе
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель: Григорьева Г.В.,
учитель химии
высшей квалификационной категории
Программа курса «Информационные технологии при изучении естествознания» - новая модель современного школьного курса для учащихся 7 классов. Эта программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Стремительное развитие современного общества диктует новые подходы и методы в изучении обязательных дисциплин, сочетающие лучшие традиции русской школы с инновационными методами и технологиями. Увеличение потока информации ставит современную школу перед необходимостью создания новых образовательных структур и моделей, одной из которых является введение в число преподаваемых дисциплин интегрированных курсов, разрабатываемых с учетом специфики учебного процесса.
Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимыся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Одной из важнейших составляющих образования на настоящее время является формирование у школьников информационной компетенции в процессе изучения школьных предметов. Информационное общество требует новой эрудиции, «...которая не представляет собой выученных наизусть фактов и теорий с возможностью их изложения в нужный момент («старая» эрудиция), а превратилась в возможность нахождения нужной информации («новая» эрудиция)»1
«Следует отметить, что формирование базовых компетентностей тесно связывается с сохранением общей фундаментальности системы образования. Иными словами, компетентностный подход реализуется не вместо традиционных знаний, умений и навыков, а наряду с ними. Так, перед учителем ставится задача не только сформировать у учащихся знания сути ведущих научных теорий и наиболее важных фактов, а также умений их использовать для объяснения и предсказания различных явлений, но и формирование базовых компетентностей, во многом имеющих надпредметный характер»2
Использование инновационных методик, информационно-коммуникационных технологий не только позволит оптимизировать изучение естествознания, поднять престиж предмета, но и будет способствовать организации информационной деятельности школьников, развитию у них познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитывать ответственное отношение к информации в правовом и этическом поле; выработает навык применения ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Настоящая программа включает в себя:
- теоретический материал;
- вопросы и задания практического характера;
- вопросы и задания занимательного характера.
Изучение данного курса предполагает активное использование компьютерной техники, мультимедийного оборудования, компьютерных программ, Интернета.
Цели курса:
-
научить использовать современные инновационные и информационно-коммуникационные технологии в освоении естествознания, постановке и решении образовательных задач, моделировании научного эксперимента;
-
научить свободно ориентироваться в информационном пространстве, сохранять, воспроизводить, обрабатывать и передавать информацию, формирующую знания, умения и навыки по предмету;
-
сформировать у учащихся основные теоретические понятия естествознания, обеспечить наглядное восприятие химических, физических, биологических явлений и конкретных веществ;
-
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, развитию их логического мышления для постановки и решения практических проблем и выявления значения естествознания в современной жизни.
Достижение этих целей предполагает решение ряда конкретных задач:
-
Научить находить и обрабатывать информацию с использованием ИКТ.
-
научить осуществлять само- и взаимоконтроль.
-
развить творческие способности личности ученика.
-
подготовить учащихся к самостоятельному выбору профильного обучения на старшей ступени школьного образования, а также специализации вузовского образования.
В силу практической значимости данная программа направлена на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, является средством обучения и развития интеллектуальных качеств личности школьников. Эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету, вызвать желание узнать больше, помочь в освоении предмета.
Основными методами и приемами работы являются следующие:
- работа с компьютерной программой;
- слово учителя и сообщение учащихся (с использованием слайдов презентации, фрагментов учебного фильма, аудиозаписей);
- эвристическая беседа по темам (с использованием слайдов презентации, фрагментов учебного фильма, аудиозаписей);
- исследовательский метод (поиск Интернет-ресурсов, работа над проблемной ситуацией, исследование научной проблемы);
- работа с Интернет-ресурсами, иллюстрациями, создание гипертекстовых документов, презентаций, фрагментов учебного фильма, компьютерной игры;
- проектный метод (работа над проектом индивидуально и в группах, создание гипертекстовых документов, презентаций, фрагментов учебного фильма)
- экскурсии.
Знания, умения и навыки, получаемые учащимися в результате усвоения курса:
-
Уметь использовать образовательные компьютерные программы;
-
Оперировать компьютерными объектами;
-
Создавать и обрабатывать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы и изображения;
-
создавать и обрабатывать рисунки и изображения с использованием основных операций графических редакторов;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов и с помощью мастера презентации.
-
Владеть навыками поиска информации, используя компьютерные энциклопедии и справочники, компьютерные сети и каталоги, поисковые машины;
-
Пользоваться ПК и его периферийным оборудованием (принтером, сканнером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой).
-
Иметь представление об информационных процессах, как-то: представление информации, передача информации, обработка информации, средства и устройства обработки информации, информационные процессы в обществе;
-
Материал изучается по схеме последовательного нарастания трудности и повышения самостоятельности учащихся.
Данный курс реализуется с использованием современных педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, группового обучения, а также урочных технологий - игровых и компьютерных (мультимедийных).
В программу включены демонстрационные опыты, проводимые учителем, и практические, лабораторные работы, выполняемые учащимися. В данном курсе используются мультимедийные презентации, созданные учителем.
Тематическое планирование разработано на основе учебника «Химия. 8 класс» Рудзитис Г.Е.3 и программы курса химии VII - IX классов для основной школы.4
Тематическое планирование
№ п/п
Название темы
Дата
7В, 7Г
Оборудование и материалы
Домашнее задание
1.
Охрана труда при работе в кабинете информатики
Инструкция по охране труда в кабинете информатики
Записи в тетрадях
2.
Возможности электронных презентаций при изучении отдельных разделов естествознания. Основные требования к созданию компьютерных презентаций
Образцы учебных презентаций по естествознанию
Записи в тетрадях
3.
Включение эффектов анимации, картинок, рисунков в отдельные слайды при изучении естествознания
Образцы слайдов
Поиск картинок в Интернете
4.
Лабораторная работа по теме «Сравнение физических свойств металлов и неметаллов»
Инструкция по технике безопасности. Прибор для изучения электропроводности, шкала твердости, образцы веществ (медь, алюминий, сера, графит)
Поиск картинок в Интернете, § 1 учебника «Химия. 8 класс» Рудзитис Г.Е.
5.
Создание таблицы в программе Power Point на примере темы «Физические свойства металлов и неметаллов». Оформление результатов лабораторной работы в виде таблицы.
Слайд, табл. «Сравнение физических свойств металлов и неметаллов»
Поиск информации в Интернете
6.
Вставка картинок с изображениями металлов и неметаллов на слайды презентации. Создание гиперссылки на слайд в презентации «Физические свойства металлов и неметаллов»
картинки с изображениями металлов и неметаллов на электронном носителе
Записи в тетрадях
7.
Лабораторная работа по теме «Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами»
Лабораторные штативы, сетки, стаканы, фарфоровые чашечки, пробирки, спиртовки
Записи в тетрадях, § 3
8.
Лабораторная работа по теме «Строение пламени» Фиксирование результатов с помощью фото- и видеоаппаратуры
Представление результатов лабораторной работы в текстовом редакторе. Вставка фото- и видеофрагментов в презентацию
Стеклянные трубочки, свечи, гвозди, лучинки, спички, инструкции к лабораторной работе
Записи в тетрадях, § 3
9.
Оформление результатов лабораторной работы в виде таблицы.
Программа Power Point, рабочие тетради
Записи в тетрадях, § 3, с. 13
10.
Создание титульного слайда на примере презентации «Атомы и молекулы»
Программа Power Point, рабочие тетради,
слайд презентации
Записи в тетрадях, § 7
11.
Создание схем на примере темы «Простые и сложные вещества»
Программа Power Point
Записи в тетрадях, § 9
12.
Включение эффектов анимации в схему «Простые и сложные вещества»
Программа Power Point
Записи в тетрадях, § 9
13.
Создание схем в программе Power Point на примере темы «Физические и химические явления». Вставка картинок в схему, Включение эффектов анимации.
Слайд, табл. «Физические и химические явления»
Записи в тетрадях, § 6
14
Химические элементы. Знаки химических элементов. Составление текстов средствами Power Point.
Форматирование текста с помощью подменю «Шрифт»
Программа Power Point, рабочие тетради
Записи в тетрадях, § 10
15
Построение диаграмм при оформлении слайдов «Распространение химических элементов»
Программа Power Point, рабочие тетради
Поиск информации по заданной теме в Интернете
16
Составление химических формул (символы химических элементов, индексы). Включение эффектов анимации.
Программа Power Point, рабочие тетради
Записи в тетрадях, § 14
17.
Написание уравнений химических реакций (коэффициенты и индексы, символы)
Карточки
Записи в тетрадях, § 1
18.
Создание схем в программе Power Point на примере темы «Сущность химической реакции». Включение эффектов анимации.
Программа Power Point, рабочие тетради
19.
Углекислый газ. Использование информации для создания опорного конспекта
Слайды презентации с неструктурированной информацией
Поиск информации по заданной теме в Интернете
20.
Металлы - презентация, основные требования к оформлению
Презентация «Металлы»
Записи в тетрадях, § 20
21.
Обзор ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)
Распечатка ЦОР
Поиск информации по теме «Металлы» в Интернете
22.
Выбор темы для самостоятельного создания презентаций (работа в группах), составление плана презентации
Интернет
Поиск информации по заданной теме в Интернете
23.
Работа по поиску информации в Интернете по выбранной теме, включение в презентацию
Интернет
Создание презентаций
24.
Промежуточные отчеты групп по созданию презентаций по выбранной теме. Обсуждение содержания и оформления.
Создание презентаций
25.
Требования к тематическому учебному проекту
Обсуждение тематики проектов. Мозговой штурм.
Записи в тетрадях
26.
Практическая работа по изготовлению различных средств наглядности для учебного проекта
(изготовление моделей молекул, фотографирование моделей)
Модели молекул. Цифровые камеры.
Записи в тетрадях
27.
Вставка картинок и их редактирование с помощью панели Рисование
Слайд презентации
Записи в тетрадях
28.
Неметаллы. Развитие в науке теоретических представлений о веществе. Поиск информации в Интернет-ресурсах, обработка и включение в презентацию
Интернет
Поиск информации по заданной теме в Интернете
29.
Демонстрация возможностей Power Point для оформления презентаций
Презентация «Неметаллы»
Записи в тетрадях
30
Практикум «Оформление проектов»
Подготовка проектов
31.
32.
Консультации по содержанию и оформлению проектов
Подготовка проектов
33.
Заключительная конференция. Представление проектных работ учащимися
Проектные работы учащихся
34.
Обобщающий урок «Естествознание и компьютерные технологии»
Литература
1 Пломб Т., Брюммельхуис А. Национальный план внедрения информационных технологий в подготовке учителей для Нидерландов. World Bank, 1998.
2 П. А. Оржековский. Проблемы обучения химии на основе компетентностного подхода./ Обучение химии в 2008/2009 учебном году. Методические рекомендации / Под ред. Оржековского П.А.- М.: МИОО, 2008, с. 8
3 Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 207 с.
4 Программа курса химии VII - IX классов для основной школы.
8