Рабочая программа Информационные технологии при изучении естествознания, 7 класс

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа с углубленным изучением английского языка № 1228»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора школы

от

Рабочая программа

по предмету «Информационные технологии при изучении естествознания»


в 7 В, Г классе

на 2015 - 2016 учебный год

Составитель: Григорьева Г.В.,

учитель химии

высшей квалификационной категории

Принята на методическом совете

Протокол от 28.08.2015 №



г. Москва


2015 г.




АННОТАЦИЯ


к рабочей программе


по предмету «Информационные технологии при изучении естествознания»


в 7 В, Г классе

на 2015 - 2016 учебный год




Составитель: Григорьева Г.В.,

учитель химии

высшей квалификационной категории










Программа курса «Информационные технологии при изучении естествознания» - новая модель современного школьного курса для учащихся 7 классов. Эта программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Стремительное развитие современного общества диктует новые подходы и методы в изучении обязательных дисциплин, сочетающие лучшие традиции русской школы с инновационными методами и технологиями. Увеличение потока информации ставит современную школу перед необходимостью создания новых образовательных структур и моделей, одной из которых является введение в число преподаваемых дисциплин интегрированных курсов, разрабатываемых с учетом специфики учебного процесса.

Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимыся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Одной из важнейших составляющих образования на настоящее время является формирование у школьников информационной компетенции в процессе изучения школьных предметов. Информационное общество требует новой эрудиции, «...которая не представляет собой выученных наизусть фактов и теорий с возможностью их изложения в нужный момент («старая» эрудиция), а превратилась в возможность нахождения нужной информации («новая» эрудиция)»1

«Следует отметить, что формирование базовых компетентностей тесно связывается с сохранением общей фундаментальности системы образования. Иными словами, компетентностный подход реализуется не вместо традиционных знаний, умений и навыков, а наряду с ними. Так, перед учителем ставится задача не только сформировать у учащихся знания сути ведущих научных теорий и наиболее важных фактов, а также умений их использовать для объяснения и предсказания различных явлений, но и формирование базовых компетентностей, во многом имеющих надпредметный характер»2

Использование инновационных методик, информационно-коммуникационных технологий не только позволит оптимизировать изучение естествознания, поднять престиж предмета, но и будет способствовать организации информационной деятельности школьников, развитию у них познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитывать ответственное отношение к информации в правовом и этическом поле; выработает навык применения ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Настоящая программа включает в себя:

- теоретический материал;

- вопросы и задания практического характера;

- вопросы и задания занимательного характера.

Изучение данного курса предполагает активное использование компьютерной техники, мультимедийного оборудования, компьютерных программ, Интернета.

Цели курса:

  • научить использовать современные инновационные и информационно-коммуникационные технологии в освоении естествознания, постановке и решении образовательных задач, моделировании научного эксперимента;

  • научить свободно ориентироваться в информационном пространстве, сохранять, воспроизводить, обрабатывать и передавать информацию, формирующую знания, умения и навыки по предмету;

  • сформировать у учащихся основные теоретические понятия естествознания, обеспечить наглядное восприятие химических, физических, биологических явлений и конкретных веществ;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, развитию их логического мышления для постановки и решения практических проблем и выявления значения естествознания в современной жизни.

Достижение этих целей предполагает решение ряда конкретных задач:

  • Научить находить и обрабатывать информацию с использованием ИКТ.

  • научить осуществлять само- и взаимоконтроль.

  • развить творческие способности личности ученика.

  • подготовить учащихся к самостоятельному выбору профильного обучения на старшей ступени школьного образования, а также специализации вузовского образования.

В силу практической значимости данная программа направлена на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, является средством обучения и развития интеллектуальных качеств личности школьников. Эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету, вызвать желание узнать больше, помочь в освоении предмета.

Основными методами и приемами работы являются следующие:

- работа с компьютерной программой;

- слово учителя и сообщение учащихся (с использованием слайдов презентации, фрагментов учебного фильма, аудиозаписей);

- эвристическая беседа по темам (с использованием слайдов презентации, фрагментов учебного фильма, аудиозаписей);

- исследовательский метод (поиск Интернет-ресурсов, работа над проблемной ситуацией, исследование научной проблемы);

- работа с Интернет-ресурсами, иллюстрациями, создание гипертекстовых документов, презентаций, фрагментов учебного фильма, компьютерной игры;

- проектный метод (работа над проектом индивидуально и в группах, создание гипертекстовых документов, презентаций, фрагментов учебного фильма)

- экскурсии.

Знания, умения и навыки, получаемые учащимися в результате усвоения курса:

  1. Уметь использовать образовательные компьютерные программы;

  2. Оперировать компьютерными объектами;

  3. Создавать и обрабатывать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы и изображения;

  • создавать и обрабатывать рисунки и изображения с использованием основных операций графических редакторов;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов и с помощью мастера презентации.

    1. Владеть навыками поиска информации, используя компьютерные энциклопедии и справочники, компьютерные сети и каталоги, поисковые машины;

    2. Пользоваться ПК и его периферийным оборудованием (принтером, сканнером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой).

    3. Иметь представление об информационных процессах, как-то: представление информации, передача информации, обработка информации, средства и устройства обработки информации, информационные процессы в обществе;

Материал изучается по схеме последовательного нарастания трудности и повышения самостоятельности учащихся.

Данный курс реализуется с использованием современных педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, группового обучения, а также урочных технологий - игровых и компьютерных (мультимедийных).

В программу включены демонстрационные опыты, проводимые учителем, и практические, лабораторные работы, выполняемые учащимися. В данном курсе используются мультимедийные презентации, созданные учителем.

Тематическое планирование разработано на основе учебника «Химия. 8 класс» Рудзитис Г.Е.3 и программы курса химии VII - IX классов для основной школы.4



Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Дата

7В, 7Г

Оборудование и материалы

Домашнее задание

1.

Охрана труда при работе в кабинете информатики

Инструкция по охране труда в кабинете информатики

Записи в тетрадях

2.

Возможности электронных презентаций при изучении отдельных разделов естествознания. Основные требования к созданию компьютерных презентаций

Образцы учебных презентаций по естествознанию

Записи в тетрадях

3.

Включение эффектов анимации, картинок, рисунков в отдельные слайды при изучении естествознания

Образцы слайдов

Поиск картинок в Интернете

4.

Лабораторная работа по теме «Сравнение физических свойств металлов и неметаллов»

Инструкция по технике безопасности. Прибор для изучения электропроводности, шкала твердости, образцы веществ (медь, алюминий, сера, графит)

Поиск картинок в Интернете, § 1 учебника «Химия. 8 класс» Рудзитис Г.Е.

5.

Создание таблицы в программе Power Point на примере темы «Физические свойства металлов и неметаллов». Оформление результатов лабораторной работы в виде таблицы.

Слайд, табл. «Сравнение физических свойств металлов и неметаллов»

Поиск информации в Интернете

6.

Вставка картинок с изображениями металлов и неметаллов на слайды презентации. Создание гиперссылки на слайд в презентации «Физические свойства металлов и неметаллов»

картинки с изображениями металлов и неметаллов на электронном носителе

Записи в тетрадях

7.

Лабораторная работа по теме «Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами»

Лабораторные штативы, сетки, стаканы, фарфоровые чашечки, пробирки, спиртовки

Записи в тетрадях, § 3

8.

Лабораторная работа по теме «Строение пламени» Фиксирование результатов с помощью фото- и видеоаппаратуры

Представление результатов лабораторной работы в текстовом редакторе. Вставка фото- и видеофрагментов в презентацию

Стеклянные трубочки, свечи, гвозди, лучинки, спички, инструкции к лабораторной работе

Записи в тетрадях, § 3

9.

Оформление результатов лабораторной работы в виде таблицы.

Программа Power Point, рабочие тетради

Записи в тетрадях, § 3, с. 13

10.

Создание титульного слайда на примере презентации «Атомы и молекулы»

Программа Power Point, рабочие тетради,

слайд презентации

Записи в тетрадях, § 7

11.

Создание схем на примере темы «Простые и сложные вещества»

Программа Power Point

Записи в тетрадях, § 9

12.

Включение эффектов анимации в схему «Простые и сложные вещества»

Программа Power Point

Записи в тетрадях, § 9

13.

Создание схем в программе Power Point на примере темы «Физические и химические явления». Вставка картинок в схему, Включение эффектов анимации.

Слайд, табл. «Физические и химические явления»

Записи в тетрадях, § 6

14

Химические элементы. Знаки химических элементов. Составление текстов средствами Power Point.

Форматирование текста с помощью подменю «Шрифт»

Программа Power Point, рабочие тетради

Записи в тетрадях, § 10

15

Построение диаграмм при оформлении слайдов «Распространение химических элементов»

Программа Power Point, рабочие тетради

Поиск информации по заданной теме в Интернете

16

Составление химических формул (символы химических элементов, индексы). Включение эффектов анимации.

Программа Power Point, рабочие тетради

Записи в тетрадях, § 14

17.

Написание уравнений химических реакций (коэффициенты и индексы, символы)

Карточки

Записи в тетрадях, § 1

18.

Создание схем в программе Power Point на примере темы «Сущность химической реакции». Включение эффектов анимации.

Программа Power Point, рабочие тетради

19.

Углекислый газ. Использование информации для создания опорного конспекта

Слайды презентации с неструктурированной информацией

Поиск информации по заданной теме в Интернете

20.

Металлы - презентация, основные требования к оформлению

Презентация «Металлы»

Записи в тетрадях, § 20

21.

Обзор ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)

Распечатка ЦОР

Поиск информации по теме «Металлы» в Интернете

22.

Выбор темы для самостоятельного создания презентаций (работа в группах), составление плана презентации

Интернет

Поиск информации по заданной теме в Интернете

23.

Работа по поиску информации в Интернете по выбранной теме, включение в презентацию

Интернет

Создание презентаций

24.

Промежуточные отчеты групп по созданию презентаций по выбранной теме. Обсуждение содержания и оформления.

Создание презентаций

25.

Требования к тематическому учебному проекту

Обсуждение тематики проектов. Мозговой штурм.

Записи в тетрадях

26.

Практическая работа по изготовлению различных средств наглядности для учебного проекта

(изготовление моделей молекул, фотографирование моделей)

Модели молекул. Цифровые камеры.

Записи в тетрадях

27.

Вставка картинок и их редактирование с помощью панели Рисование

Слайд презентации

Записи в тетрадях

28.

Неметаллы. Развитие в науке теоретических представлений о веществе. Поиск информации в Интернет-ресурсах, обработка и включение в презентацию

Интернет

Поиск информации по заданной теме в Интернете

29.

Демонстрация возможностей Power Point для оформления презентаций

Презентация «Неметаллы»

Записи в тетрадях

30

Практикум «Оформление проектов»

Подготовка проектов

31.

32.

Консультации по содержанию и оформлению проектов

Подготовка проектов

33.

Заключительная конференция. Представление проектных работ учащимися

Проектные работы учащихся

34.

Обобщающий урок «Естествознание и компьютерные технологии»


Литература

1 Пломб Т., Брюммельхуис А. Национальный план внедрения информационных технологий в подготовке учителей для Нидерландов. World Bank, 1998.

2 П. А. Оржековский. Проблемы обучения химии на основе компетентностного подхода./ Обучение химии в 2008/2009 учебном году. Методические рекомендации / Под ред. Оржековского П.А.- М.: МИОО, 2008, с. 8

3 Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 207 с.

4 Программа курса химии VII - IX классов для основной школы.

8

© 2010-2022