• Преподавателю
  • Технология
  • Практико-ориентированный педагогический проект по созданию тактильных книг «Я через книгу вижу мир»

Практико-ориентированный педагогический проект по созданию тактильных книг «Я через книгу вижу мир»

Предыстория и краткая аннотация проекта. Создание проекта возникло не случайно. В 2011 году я приняла участие в краевом конкурсе по созданию тактильных книг для слепых и слабовидящих детей              « Чтобы дети верили в чудо». Тактильная книжка-коврик,  по мотивам русской народной  сказки «Репка», была достойно оценена компетентным жюри конкурса. Во время создания книги, пришлось прочесть немало литературы о специфике изготовления такого рода изданий. Тактильная книга – это рукотворное изделие. Она требует много времени и особых ма...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Практико-ориентированный педагогический проект по созданию тактильных книг

«Я через книгу вижу мир»









Автор работы: Моор Наталья Борисовна

учитель трудового обучения

КГБСУСО Тюменцевский детский

дом-интернат





с. Тюменцево 2013г.

Предыстория и краткая аннотация проекта.

Создание проекта возникло не случайно. В 2011 году я приняла участие в краевом конкурсе по созданию тактильных книг для слепых и слабовидящих детей « Чтобы дети верили в чудо». Тактильная книжка-коврик, по мотивам русской народной сказки «Репка», была достойно оценена компетентным жюри конкурса. Во время создания книги, пришлось прочесть немало литературы о специфике изготовления такого рода изданий. Тактильная книга - это рукотворное изделие. Она требует много времени и особых материалов для изготовления, поэтому таких книг мало и каждая библиотека или специальные учреждение нуждаются в таких пособиях для маленьких детей со зрительной депривацией. Тактильная книга - это средство коррекции и развития активного восприятия детей с нарушением зрения. Занятия с тактильной книгой могут быть полезны не только для слабовидящих детей, но и для малышей с интеллектуальным недоразвитием и могут решать те, же задачи: развивать память и речь, воображение и коммуникабельность; развивать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости; развивать сенсомоторные функции; развивать пластику и умение владеть своим телом; учить работать в коллективе.

В течение 13 лет я преподаю швейное дело в детском доме - интернате для умственно отсталых детей. Предмету дети обучаются по созданной мною и зарецензированной программе «Рукоделие с увлечением». Данная категория воспитанников - это дети с особыми образовательными потребностями, которые также требуют к себе особой методики воспитания и обучения. После участия в конкурсе мне пришла идея создать педагогический проект по изготовлению тактильных книг на занятиях в швейной мастерской, именно с моими воспитанниками. Посредством внедрения педтехнологий в образовательный процесс - создание учебных пособий, тактильных книг, позволит решать несколько задач. Закрепить у детей имеющиеся навыки ручного шитья, обучить элементарным операциям на швейной машине и уже в течение 3-4 месяцев, ручным и частично машинным способом, учащиеся могут создать коллективное швейное изделие. За короткий промежуток времени увидеть конечный результат своего труда, а самое главное это воспитание сочувствия и взаимопомощи, толерантного отношения к сверстникам с проблемами здоровья.





Обоснование потребности создания проекта.

Известно, что воспитание и обучение «особых» детей это сложный и в то же время увлекательный, творческий процесс. Педагогу необходимо всегда быть в поиске интересных форм, методов и приемов в обучении. У детей с ограничением интеллекта, снижена или отсутствует познавательная мотивация, многие имеют эмоционально-волевые нарушения, педагогическую запущенность, у воспитанников гораздо дольше остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы.

Целью обучения предмету швейного дела является: осуществление творческой реабилитации и психологической адаптации детей, через формирование необходимого запаса знаний, умений и навыков по швейному профилю и художественной обработке швейных изделий.

Ежегодное написание перспективного плана на учебный год предусматривало стандартное планирование заложенных программой тем, от выполнения ручных стежков до изучения швейной машины и пошива не сложных по крою швейных изделий. Но неоднородность состава групп по интеллектуальному развитию и сформированности практических навыков требовало пересмотра видов деятельности учащихся и направленности учебного процесса на формирование техники ручного шитья. Не всем воспитанникам за период обучения предмету удается освоить предложенный программой материал, а так хочется, чтобы все учащиеся могли сотворить своими руками полезное, практико-ориентированное швейное изделие. Даже владея элементарными навыками ручного шитья можно быть полезным в изготовлении учебных пособий.

В детский дом-интернат поступают воспитанники разного возраста, и состав групп может меняться в течение учебного года. Сформировать практические навыки в швейном деле за короткий срок пребывания в интернате поможет педагогический проект по созданию тактильных книг, где в течение нескольких месяцев можно изготовить коллективное швейное изделие и увидеть конечный результат своего труда.

Как известно сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Изготовление рукодельных книг поможет детям с нарушением интеллекта развить свои практические навыки в швейном деле, коррегировать мелкую моторику при выполнении ручных швейных работ, а для детей с нарушением зрения, для кого эти книги будут изготовлены, это развитие тактильных ощущений и моторики - обязательное условие в обучении слепого ребенка. Исследования показывают, что изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук, а наличие в книге пуговиц, шнурков, молний помогает детям развивать мелкую моторику рук.

«Вопрос об издании для незрячих детей книг, в которых сочеталась бы осязательная и зрительная информация, поднимался тифлологами неоднократно. Высокая стоимость этих книг и малые тиражи были препятствиями на пути реализации этой задумки», - пишет В.З. Денискина, заведующая Лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», кандидат педагогических наук, доцент.
Тактильная книга - это прекрасный способ соединить занятия по развитию этих очень необходимых навыков с игрой, которая не оставит равнодушной ни одного ребенка.

Актуальность настоящего проекта определяется необходимостью разработки специальных развивающих пособий по развитию мелкой моторики и осязательного восприятия для слепых и слабовидящих детей. Особенностью данного проекта является участие «особых» детей в создании книги.

Цель проекта: на основе изучения особенностей восприятия слепых и слабовидящих учащихся, разработать пособие по развитию мелкой моторики и осязательного восприятия.

Задачи:
1. Формировать познавательный интерес, повышать мотивацию к занятию швейным делом посредством внедрения педтехнологий в образовательный процесс.

2. Формирование у детей общих трудовых умений, активного творческого отношения к труду; рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность; умение планировать и организовывать свою работу и работу товарищей, осуществлять самооценку; воспитывать уважительное отношение к людям с ОВЗ.

Участники проекта: воспитанники дома-интерната, группы социальной адаптации.

Деятельность учащихся: самостоятельная, парная, групповая.

Использование исследовательских методов: просмотры видео, фотографий, определение проблемы, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ данных, подведение итогов, выводы.

Практическая значимость предполагаемых результатов: Тактильное пособие для развития мелкой моторики слепых и слабовидящих детей, как дидактическое пособие для занятий. Практические навыки изготовления данного пособия у детей с ограниченными возможностями здоровья. Практические навыки проектирования и составления проекта.

Сроки реализации проекта: 3 месяца (октябрь - декабрь 2012 года);

4Практико-ориентированный педагогический проект по созданию тактильных книг «Я через книгу вижу мир»Практико-ориентированный педагогический проект по созданию тактильных книг «Я через книгу вижу мир»0 часов (3 занятия в неделю)

Результат:

Структура проекта

I. Предпроектный этап

  1. Исследование истории вопроса

  2. Постановка проблемных вопросов

  3. Целеполагание

  4. Определение основных направлений деятельности

II.Этапы реализации проекта

  1. Уточнение целей и задач каждого участника проекта

  2. Пошаговое выполнение запланированных действий, оценивание каждого шага.

  3. Презентация окончательных результатов работы и ее оценка.

III. Рефлексивный этап

  1. Определение соответствие результатов первоначальному замыслу

  2. Определение качества полученного продукта

  3. Определение перспективы использования продукции и развитие проекта.

IV.Послепроектный этап

  1. Апробация

  2. Выбор вариантов продолжения проекта

Содержание проекта

Все изложенные выше этапы проекта включены в календарно-тематический план

Изготовление тактильной книги «Времена года»

дата

тема

деятельность учителя

деятельность учащихся

I

Презентация тактильных книг. Знакомство с понятием - моторика.

Знакомство с видами книг, их нужность.

Исследование

II

Постановка проблемы. Направления деятельности.

Определение основных видов деятельности предстоящей работы, распределение обязанностей.

Обсуждение, высказывание собственных идей.

III

Создание макета книги «Времена года»

Оформление задуманных страничек книги. Продумывание текстового содержания включение в книгу развивающих элементов.

Самостоятельные идеи для страничек книги.

IV

Презентация макета

Совместная деятельность

V

Ручные швы для изготовления элементов: сметочный, обметочный.

Показ образцов инструктаж по выполнению ручных швов

Выполнение упражнений по инструкционным картам

VI

Отделочная машинная строчка - зиг-заг

Показ образцов инструктаж по выполнению машинной строчки

Выполнение упражнений по инструкционным картам под контролем педагога

VII

Изготовление выкроек. Техника безопасности при выполнении практических работ.

Проведение инструктажа по технике безопасности. Продумывание плана работы.

Выполнение инструкций

VIII

Подбор фурнитуры для изготовления различных тактильных элементов.

Инструктаж консультирование по вопросам подбора.

Активная исследовательская деятельность

IX

Подбор текстового сопровождения к книге

Поиск литературы, интернет ресурсов

Выбор материала из предложенного, самостоятельный поиск и прочтение.

X

Изготовление страниц книги: зима, весна, лето, осень

Инструктаж, консультирование по вопросам оформления

Конструирование развивающих страниц, пошив под руководством учителя

XI

Изготовление обложки и переплета книги

Инструктаж, контроль.

Склеивание. Подбор идей

XII

Презентация проекта

тактильной книги «Времена года»

Совместная деятельность

XIII

Рефлексия. Определение дальнейшего пути проекта.

Определение соответствия результата замыслу

Личное впечатление, плюсы и минусы.

Рефлексивный этап проекта.

Тактильная книга готова и каждый участник проекта высказал свое мнение по поводу выполненной работы.

Кто - то подметил, что за период работы над книгой лучше стал вышивать, некоторые с восторгом делились тем, что лучше овладели приемами шитья на швейной машине. Но самое главное, о чем все воспитанники говорили с нескрываемой гордостью и радостью - польза книги для малышей, которую они создали своими руками.

Перспективы проекта.

В рамках проекта «Я через книгу вижу мир» можно создавать тактильные книги с различной тематикой. Уже намечен следующий проект изготовления тактильной книги о профессиях - «Кем быть?».







Используемая литература:

Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида: Методическое пособие /под ред. В.З. Денискиной. - М., 2006.

Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2001

Палат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей-М.,1997

Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. И.В.Жулаповой. - М.: Академия, 1999

Современный словарь по педагогике - Мн.: Современное слово, 2001

© 2010-2022