- Преподавателю
- Технология
- Разработка рекомендаций к применению модульной технологии обучения по предмету «Черчение»
Разработка рекомендаций к применению модульной технологии обучения по предмету «Черчение»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Разуева О.А. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Разработка рекомендаций к применению модульной технологии обучения по предмету «Черчение»
Целью работы будет являться разработка и теоретическое обоснование модульной программы по предмету «Черчение» в общеобразовательном учреждении.
Для достижения указанной цели предстоит решить такие задачи как:
-
изучение сущности, принципов и подходов к проектированию модульной технологии обучения и выявление возможностей их применения в процессе обучения в сельской школе;
-
анализ существующей программы и методики преподавания предмету «Черчение» в средней общеобразовательной школе;
-
выбор концепции модульного обучения и разработка модульной программы в соответствии с ней;
-
разработка обучающих модулей;
-
разработка рекомендаций для реализации процесса модульного обучения по предмету «Черчение».
Гипотеза: внедрение модульной технологии обучения будет эффективнее, если содержание модульных программ по предметам формировать на основе анализа учебной деятельности, выделяя её продуктивные структурные элементы.
Приступая к внедрению модульной технологии в учебный процесс общеобразовательной школы, следует провести ряд организационных мероприятий: семинары, собрания с учителями, учащимися и их родителями, продемонстрировав им все достоинства и результаты модульного обучения; педсоветы, на которых обсудить проблемы переход на модульное обучение; разработать учебные планы, алгоритмы проведения занятий. Всё это позволит избежать серьёзных ошибок, которые погубили эксперимент в ряде школ.
Для разработки учебных планов целесообразно воспользоваться технологией концентрированного обучения, при которой обучение происходит уплотнённо, компактно.
Согласно тематическому плану, представленному в таблице 1 курс 8 класса реализуется за 34 часа в учебный год, а длительность одного учебного часа - 40 минут.
В данной работе в соответствии с принципами концентрированного обучения длительность одного учебного часа - 30 минут. Учебный план модульного обучения в соответствии с технологией концентрированного обучения выглядит следующим образом:
Учебный план модульного обучения по «Черчению» для 8 класса.
№ полуг.
№ недели
1 полугодие
2 полугодие
3 полугодие
4 полугодие
Количество часов в неделю
4-я неделя
13
10
12
10
Из них:
во вторник
в четверг
7
6
5
5
6
6
5
5
Количество часов определяем исходя из базового тематического плана путём процентного соотношения относительно длительности урока. Так при 40 - минутном уроке в год на «Черчение» будет выделено 1360 минут. Полученное время делим на продолжительность модульного урока, т. е. 30 минут, получаем 45 часов. Это означает, что в отличие от традиционного обучения на предмет «Черчение» по модульной программе должно выделиться 45 часов. Путём процентного соотношения относительно длительности урока получаем количество уроков в неделю.
Обучение «Черчению» будет реализовываться в четвёртую неделю каждого полугодия, причём принципиально по вторникам и четвергам. Это обусловливается тем, что согласно санитарно - гигиеническим рекомендациям потенциал учащихся на неделе возрастает, начиная со вторника и спадает в четверг - пятницу. Так, например, расписание вторника на четвёртой неделе 1 полугодия будет иметь следующий вид:
Расписание уроков на вторник.
-
№ ур.
Наименование предмета
Перерыв после урока, мин.
1
Черчение *
10
2
Черчение
10
3
Черчение
10
4
Черчение
15
5
Черчение
10
6
Черчение
10
7
Черчение
-
В остальные дни недели, в соответствии с составленным расписанием в
случае распространения модульного обучения на другие учебные предметы целесообразно проводить занятия по геометрии, технологии, трудовому обучению, т. е. предметы, имеющие межпредметные связи с «Черчением».
Это гарантирует большую эффективность усвоения материала и применение его на практике в других видах деятельности.
Как представлено в таблице 3 первое занятие - вводное.
На вводном занятии педагог знакомит учащихся с элементарными правилами и спецификой модульного обучения. Приводит обоснование целесообразности применения данной технологии в обучении конкретного предмета. Далее учитель демонстрирует учащимся Учебные элементы и объясняет правила пользования ими. Учитель обращает особое внимание учащихся на цели конкретных Учебных элементов, требуемое оборудование или средства обучения, сопутствующие Учебные элементы. Затем знакомит учащихся с методикой освоения теоретического материала, выполнения практических заданий. Переходя к контролирующему блоку, учитель озвучивает преимущества самооценки и самоанализа, знакомит с правилами выполнения тестов и определения усвоения учебного материала.
После ознакомления учащихся с Учебными элементами учитель раздаёт на каждый стол рекомендации по пользованию Учебными элементами. Рекомендация по использованию Учебных элементов для учащихся приведена в приложении 7.
Затем учитель отвечает на возникшие вопросы и со следующего урока, подготовив необходимые средства обучения, начинает процесс обучения «Черчению» по модульной программе.
В целях повышения эффективности продуктивности модульного обучения целесообразно обеспечить учебный процесс компьютерной поддержкой, т. е. компьютеризировать модульное обучение.