• Преподавателю
  • Технология
  • «Формирование духовно - нравственных качеств учащихся, через изготовление подарков на уроках ИЗО и технологии»

«Формирование духовно - нравственных качеств учащихся, через изготовление подарков на уроках ИЗО и технологии»

В данной статье представлен опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств обучающихся через уроки ИЗО и технологии. Я предлагаю изготовлять подарки к праздникам через уроки и учить детей дарить их. Тем самым будить в детях лучшие мысли, лучшие чувства и стремления. (Может кто-то скажет, что это мелочи. Но в воспитании нравственности не может быть мелочей!). В программе общеобразовательных учреждений сказано: «Приоритетной целью образования в школе является духовно-нравственное раз...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Фейлер Елена Викторовна

учитель технологии и ИЗО, 1-ой квалификационной категории

МБОУ Солёноозёрная СОШ №12


Инновационная деятельность:

«Формирование духовно - нравственных качеств учащихся, через изготовление подарков на уроках ИЗО и технологии».


1. Актуальность избранной проблематики.

Инновационная деятельность позволяет выполнить задачи школы.

Школа планирует свою работу так, чтобы выполнялся социальный заказ. В настоящее время социуму нужны, просто необходимы, духовно- нравственные люди.

Наша школа работает по программе «Вокруг тебя - мир!», в основе которой лежит духовно-нравственно воспитание. Именно воспитание нравственности - основа всякой воспитательной системы школы.

« Если воспитательная система школы не пронизана воспитанием нравственности во всех смыслах повседневной школьной жизни, то результат воспитания будет минимальный.» (Н.И. Дереклеева.)

Поэтому я решила через уроки ИЗО и технологии внести вклад в формирование духовно-нравственных качеств обучающихся.

Мною запланировано изготовлять подарки к праздникам через уроки

и учить детей дарить их. Тем самым будить в детях лучшие мысли, лучшие чувства и стремления. (Может кто-то скажет, что это мелочи. Но в воспитании нравственности не может быть мелочей!).

В программе общеобразовательных учреждений сказано: «Приоритетной целью образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира…

Значит, моё направление работы является актуальным и связано с проблемами образования.

Изготовление подарков стало традицией школы. Дети делают их к праздникам: «День учителя», «Немецкое рождество» (т.к. в нашем селе много людей немецкой национальности, и в школе изучается немецкий язык), «День Святого Валентина», «Международный женский день», « Пасха» и, конечно, учатся дарить их.

« Если вы любите дарить подарки, значит, вы умеете преодолеть собственный эгоизм и умеете позаботиться о том, что нужно другим людям, об их пожеланиях и настроении». (Н.Г. Колодезнева).

Делать подарки - это искусство, которому, как и всякому другому искусству, можно и нужно научиться, так как это является проявлением внутренней культуры человека. Учителя, друзья, родители приходят в восторг, получив удивительные, необычные подарки. А ещё у них появляется радостная улыбка на лице, когда дети, преподнося подарок, говорят пожелания от всей души.

« Душевное слово всегда удивительно,

В том сила его и главная суть,

Что душу другого оно доверительно,

Может почтительно в миг распахнуть»

Гамзат Цадаса.

Преподношение милого небольшого подарка к празднику «связывает» людей, ведь одновременно происходит обмен частичкой своего душевного тепла.

« Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком»

(А. де Сент-Экзюпери.)

Ценность подарка определяется не его денежной стоимостью.

Подарок - это выражение вашего хорошего отношения к человеку, и если он сделан своими руками, то «цена» его удваивается.

Подарки к праздникам изготовляют учащиеся с1-го по 8-й классы.

Просматривая социальный паспорт школы, можно увидеть, что много учащихся из многодетных и малообеспеченных, а так же из неблагополучных семей. Многие родители не работают, живут только за счёт своего придворного хозяйства. Поэтому купить подарок к празднику для многих нет возможности. Купить хороший материал для изготовления поделок сувенирного назначения, тоже становится проблемой. Всё, что покупают родители к урокам - это клей, кисточки, краски, цветную бумагу. Но и это уже хорошо!

Такое положение дела делает ребёнка активным в поиске идеи для подарка и материале для его изготовления.

«Всё из жизни, всё для жизни» - наше правило при выборе материала для изготовления подарка. Мастерить приходится из подручного «бросового» материала, который буквально лежит под ногами. Не нужным, выброшенным предметам даётся вторая жизнь, превращая их в чудесные сувениры.

« Твори! Выдумывай! Пробуй!» - девиз нашего детского объединения.

Подарки, сделанные своими руками, нельзя сравнить с купленными в магазине, как не сравнить ни с чем удовольствие от удачно воплощённого замысла и от радости, доставленной близким и друзьям.


  1. Направленность инновационной работы: на разработку новых типов уроков, способов обучения, методов воспитания).

Первое, что я сделала, это определила место подарков в содержании образовательной программы «Технология» и ИЗО и художественный труд.

Изготовление подарков своими руками включила и в учебный процесс, через уроки технологии и ИЗО.

В методическом письме о преподавании учебного предмета «технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования сказано: «… Овладение опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда - одна из основных целей курса технологии. Для реализации раздела

«Технология изготовления изделий из различных материалов» - предусматривается не менее 50% учебного времени…

Предполагается, что все виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности… При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально- нравственные аспекты трудовой деятельности, личностно и общественная значимость создаваемых объектов труда.»

Как раз изготовляя подарки, используя различные материалы, мы выполняем требования государственного стандарта общего образования. (это ещё раз подтверждает актуальность темы.)

Учащиеся овладевают приёмами изготовления подарков, приобретают знания об их значимости, пользе. « Работа хороша, когда в ней польза и душа».

Постигая процесс создания подарков, учащиеся накапливают, осваивают багаж знаний, того, что уже создало человечество, и приобретают способность нарушить сложившийся стереотип и сделать что-то новое, придумать самому и воплотить свою личную идею. Ведь постоянное копирование чьих-то идей или выполнение работ по шаблону не развивает фантазию и воображение, не даёт возможности создать работу, видя её « внутренним оком».

Не надо отходить от программы и заменять темы уроков. В каждом классе есть темы, которые удачно подходят для изготовления подарков к вышеперечисленным праздникам.

Например: в первой четверти, во 2 классе есть тема: « Стаканчик для инструментов» (2 часа). Этот урок как раз подходит, чтобы изготовить необычную карандашницу и подарить учителям на их праздник «День Учителя».

В 1 четверти в 3 классе есть тема: « Двойная поздравительная открытка» (2 часа) - эта тема тоже подойдёт для этого праздника.

Можно изготовлять подарки с каким-то одним классом, а можно привлечь все классы. Это зависит от того, сколько надо сделать подарков и от наполняемости классов (в нашей школе есть классы, в которых 6 - 9 учеников).

К Новогоднему празднику с начальными классами можно сделать подарки для ёлки (вторая четверть как раз посвящена изготовлению ёлочных игрушек), с ребятами 5-8 классов, которые освоили больше приёмов выполнения работ изготовляются уже индивидуальные подарки : для родных, друзей.

Если в начальных классах нет деления труда для мальчиков и девочек - всем даётся одно задание, то в старших классах дело обстоит иначе: мальчики и девочки выполняют разную работу. Поэтому подарки мальчиками и девочками выполняются из разных материалов, используются разные приёмы выполнения работы. Получив подарок, девочки удивляются тому, что смастерили мальчики и наоборот. Подарки долго рассматриваются. От девочек поступают предложения: попробовать изготовить подарок из древесины. И мы пробуем. Ведь необходимо удовлетворять личностные потребности детей.

На праздник «День защитника Отечества», с девочками 8 класса, сделали для пап и дедушек сувениры «Летящие уточки».

Девочки решили, что будут дарить свои подарки со словами: «Пусть летящие уточки на своих крыльях принесут счастье, удачу, здоровье, мир в семью».

Если какой-то праздник приближается под приём работы с солёным тестом, значит, мы выполняем подарки, используя материал для изготовления «солёное тесто». Если осваиваем вязание крючком, то подарки будут самые разные, но все выполненные крючком.

Подарок, это не просто какая-то поделка, которую можно поставить и забыть о ней. Подарок имеет большую значимость, чем просто поделка. Делая подарок для своего близкого, для человека, которому ты что-то хочешь подарить, всегда относишься с большей ответственностью, вкладываешь нечто большее, чем просто своё умение.

Очень важно отслеживать выполнение каждой изготовляемой работы, вовремя предупредить ошибку, помочь ребёнку, если тот затрудняется, дать совет, чтобы ни одна работа не была выполнена так, что её будет стыдно дарить. Каждый ребёнок должен быть удовлетворён своей выполненной работой. Подарок должен быть красивым. «Красота - средство воспитания чуткой совести» В.А. Сухомлинский).

Надо учить детей самостоятельно анализировать работу. Все дети должны знать критерии оценки и по этим критериям самостоятельно оценивать свою работу.

Готовясь к уроку, мне, как учителю, необходимо помнить:

дидактические требования. ( Я их позаимствовала у Е.А. Лутцевой в методическом пособии «Ступеньки к мастерству»)

  • Выполняя работу, ребёнок должен овладеть не более двумя новыми для него практическими умениями (неумение дифференцировать цели предстоящей деятельности учеников - самый распространённый недостаток в работе учителей, последствием которого становятся некачественные изделия и неудовлетворённость детьми от сделанной ими работы);

  • Изделия не должны носить случайный характер;

  • Выполнение заданий должно давать учащимся широкий спектр знаний, развивать мышление, обогащать речь, а так же развивать нравственные качества личности.

Цели обучения изготовления подарков.

  • Приобщение учащихся к культуре, освоение и осмысление учащимися нравственных и эстетических ценностей.

  • Формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и навыков путём обучения технологическим приёмам работы с разными материалами.

При этом выдвигаются следующие задачи:

  • Развитие творческого потенциала детей;

  • Ознакомление с различными ремёслами;

  • Привитие таких качеств как экономность, бережливость, аккуратность, взаимопомощь, усидчивость;

  • Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, осязания.

  • Формирование художественного вкуса и навыков ручного труда;

  • Развитие активности детей в поиске идей для подарка;

  • Воспитывать внимательное, уважительное отношение друг к другу;

  • Прививать навык оказывать знаки внимания другому человеку, доставлять ему радость;

  • Формирование навыков общения детей в совместной творческой деятельности.

В начальных классах одной из задач урока должна быть: развитие мелкой моторики рук. Об этом говорится в примерной программе общего образования «технология»: « …необходимо развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида….»

Для развития мелкой моторики, глазомера, координации движений руки применяются разные техники выполнения работы: хорошим упражнением является техника наклеивания нарванных мелких кусочков бумаги на поверхность, так же растяжка пластилина пальчиками, лепка солёным тестом, украшение работ бисером и пайетками. Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им выполнение такой работы. Массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребёнка, его самочувствие, к тому же ребенок получает во время работы массу положительной энергии.

«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский.

Этапы работы детей над созданием подарков.

Этапы работы детей рассмотрим на примере изготовления подарков к празднику

«день Учителя».

« Голове работа - душе праздник!»

Изготовление подарков своими руками помогает ребятам ощутить магическое могущество, скрытое в их, казалось бы, неумелых руках. А когда они делают для своих учителей, значимость работы возрастает, магические способности усиливаются и простые баночки из-под шампуня, дезодоранта превращаются в удивительные вазочки, карандашницы.

Ребятам предлагается сделать самостоятельно подарок для учителя, используя пустые баночки из-под дезодоранта, шампуня, диск, яркую глянцевую бумагу из журналов, шерстяные нитки.

На первом этапе все думают, что же можно из этого сделать, высказывают свои предположения. Совместно, с помощью учителя догадываются, что из этих баночек получится необычной формы карандашница.

На втором этапе совместно формулируют цель.

На третьем этапе учащимся демонстрируются баночки, обклеенные в технике

«рваной мозаики». Проходит анализ готовых работ.

Необходимо с помощью вопросов направить рассуждения детей:

Рассмотрите поделку.

  • Для чего может служить такая баночка?

  • Какой материал понадобился для её изготовления?

  • В какой технике выполнена данная работа?

  • Какие инструменты понадобятся для работы?

  • Кто может рассказать, как выполняется наклеивание кусочков на поверхность?

  • Можно ли такую поделку подарить на какой- нибудь праздник?

  • Можно ли такую поделку назвать сувениром?

  • Хотели бы вы научиться изготовлять такой подарок?

  • Кому можно его подарить?

  • С чего начнём работу?

Общими усилиями выстраивается технологическая последовательность выполнения карандашницы в технике « рваная мозаика» - это четвёртый этап работы.

Пятый этап - это этап практической работы.

В нашей школе классы малокомплектные, поэтому на уроке присутствуют два класса одновременно. Темы уроков разные, например: во 2 классе «Стаканчик для инструментов», а в 4 классе «Объёмные работы из нескольких нитяных помпонов». Оба класса должны сделать карандашницу - подарок ко дню учителя.

И 2 и 4-й классы уже знакомы с техникой выполнения «рваная мозаика».

2-й класс составляет композицию из баночек из-под дезодоранта, обклеивает кусочками бумаги баночку, шарик, колпачок, приклеивает всё на диск, покрывает лаком.

А 4-ый класс, используя эту же технику, обклеивает баночку из-под шампуня, предварительно обрезав её по замыслу. Ребята 4-го класса работают быстрее, да и обклеить им надо только одну баночку. Поэтому с учащимися 4-го класса изучается новая техника: изготовление помпонов из ниток. Им раздаются картонные кольца - шаблоны и объясняется план выполнения помпонов, с демонстрацией последовательности выполнения. Изготовленными помпонами ребята в дальнейшем украшают карандашницу. Можно просто наклеить на неё помпоны разного цвета в определённом порядке, а можно превратить обклеенную баночку в «собачку», приклеив ушки, лапки, мордочку и хвостик из помпонов. (На последующем уроке четвероклассники продолжат работать с помпонами: будут учиться самостоятельно изготовлять кольца-шаблоны и выполнять объёмную игрушку из помпонов пользуясь инструкцией).

Последний этап работы - это оценка, анализ выполненной работы, выставление оценок.

Кроме этого, учащимся предлагается придумать своему подарку рекламу или сочинить небольшой стишок.

Многие ребята берутся за это дело. И вот что у них получается:

1) «Этот сувенир, просто необходим! И чтобы ручки не терять, их можно в сувенир вставлять!»

2) Сувенир, сувенир, до чего ж ты сердцу мил!

Изготовь его с душой, чтобы праздник был большой: Праздник празднует душа: Ах,поделка хороша!

4) Ручка, фломастер, карандаш- каждый в отдельности помощник наш.

Где им храниться? Как жить?

Надо дом им смастерить.

Сделаем карандашницу и подарим каждому!

5)Сделай подарок своими руками,

Подари его учительнице или маме!

3. Результат инновационной работы:

Наблюдая за деятельностью учащихся, их активностью в подготовке к праздникам, можно сделать вывод, что результат есть: цели обучения и воспитания достигаются. Для детей изготовление подарков для близких людей стало внутренней потребностью.

Этот вывод подтвердили родители.

Мною была составлена анкета из 10-ти вопросов:

- Нравятся ли подарки, которые дети дарят вам на праздники?

  • Изготовляют ли ваши дети дома самостоятельно подарки для родственников, друзей? Если «да», то точно такие же, как в школе, или придумывают что-то новое?

  • Принимаете ли вы участие в изготовлении подарков вместе с детьми? И др.

Обработав ответы родителей, выявлено, что дети дома самостоятельно делают подарки и не по одному, а несколько. Все имеющиеся в доме пустые баночки превращаются в карандашницы, подставки под зубные щётки, расчёски, под салфетки, вазы под цветы, шкатулки.

Оказывается, что есть мама, которая от своей дочери научились вязать крючком, и теперь вяжет половики- кружки из порванных цветных пакетов.

Одна ученица увлекла свою старшую сестру лепкой из солёного теста, и они совместно изготовили уже много различных панно в подарок близким.

Мама ученицы 5 класса рассказывает, что её дочери очень понравилось делать вазы, используя песок и манку. Сначала она просто «высыпала» какой-нибудь рисунок по бутылке, а потом стала наклеивать поверх песка цветы из солёного теста: розы, ромашки, подсолнух. Раскрашивала гуашью, а когда увидела в магазине бронзу, уговорила купить пакетик и сделала вазу с объёмными золотистыми завитками. Очень красиво получилось. Она подарила по вазе уже всем родственникам. И все просто в восторге.

Родителям нравится то, чем занимаются их дети на уроках. Они помогают тем, что приносят в школу старые пластинки, лоскутки, коробочки, пустые баночки красивой формы, шишки от лиственницы и ели, соломку и ещё много всякой всячины не нужной им, но очень нужной нам.

« Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь».

Ф.М. Достоевский.

Используемая литература:


  1. Лутцева Е.А.. Технология 1 класс. Методическое пособие. Вентана Граф.-2008.

  2. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность»: 5 класс.- М.: «5 за знания», 2006.- 196с.

© 2010-2022