• Преподавателю
  • Технология
  • Доклад на тему: «Многообразие инновационных методов: нооген, кейс метод, образовательный юмор, портфолио по технологии»

Доклад на тему: «Многообразие инновационных методов: нооген, кейс метод, образовательный юмор, портфолио по технологии»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему: «Многообразие инновационных методов: нооген , кейс метод, образовательный юмор, портфолио по технологии».









Подготовила преподаватель технологии МКОУ «Октябрьская СОШ» Карлова Н.В.

27.08.2014г.

Сегодня большое внимание уделяется формированию ИКТ-компетенций школьников. И это вполне оправдано тем, что информация и научные знания стали факторами, определяющими общий стратегический потенциал общества. Задача учителя заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно искать и осваивать знания, которые необходимы для подготовки их к успешной жизни в информационном обществе. В условиях увеличения информационных потоков и информатизации общества главный акцент должен быть сделан на то, чтобы превратить компьютер в рабочий инструмент.

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Каждый день интернет-сообщество российских учителей пополняется новыми именами, в сети появляются новые образовательные ресурсы, в школы приходят новые программные средства. Учитель не может находиться в стороне от этих процессов. Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) проходит по пути наращивания методического материала каждым учителем в рамках своего предмета. Сегодня учитель имеет возможность достаточно широко использовать информационные и коммуникационные технологии на уроках по любому предмету.

Использование компьютерных технологий на уроках технологии - дело уже не будущего, а настоящего времени. Учителю компьютер не диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Для конкретного ученика использование компьютеров на уроках и во внеурочной деятельности может создать уникальную информационную среду и способствовать успешному продвижению по индивидуальной образовательной траектории.

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях - умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога "ученик-компьютер".

Урок труда во многом отличается от уроков по другим, особенно гуманитарным предметам.

В педагогике существуют различные классификации методов обучения. В методике трудового обучения различают четыре группы методов:

1.Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.

2.Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.

3.Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.

4.Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий и квалификационных пробных работ (в профильных и профессиональных классах).

Знание многообразия методов и приемов помогают учителю трудового обучения применять их в правильном взаимосочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей школьников.

В методике трудовой подготовки школьников выделяются устный (вводный, текущий, заключительный) и письменный инструктажи.

Во всех случаях, проводя вводный инструктаж, учитель должен стремиться создавать проблемные ситуации, побуждающие учащихся к творческому мышлению и активным практическим действиям.

Одна из задач вводного инструктажа проверка того, достаточны ли знания школьников для выполнения практических упражнений. Если обнаруживается недостаточно этих знаний, то в ходе инструктажа пробел ликвидируется.

Вводный инструктаж, даже проведенный наилучшим образом, еще не гарантирует правильного выполнения школьниками трудового задания. Поэтому за вводным инструктажем обычно следует текущий инструктаж.

На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание "фокус-групп", проектные технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.

Кейс - метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY. В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании.

Познакомившись с методом обучения, который называется КЕЙС-метод, можно попробовать применить элементы этого метода на своих уроках трудового обучения. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает какую либо практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний. Затем следует анализ ситуаций.

Анализ ситуаций может применяться при всех этапах вводного и заключительного инструктажа. Важно сконструировать знания, умения и навыки. Этот метод можно применять при опросе, при объяснении нового материала, при закреплении, при контроле.

Например: Обучающимся предлагается такая ситуация. Они разъехались на каникулы, решили написать друг другу письма и поделиться своими проблемами, В письме, как бы между прочим, они задают вопросы, связанные с их проблемой. Получив письмо с ответом, анализируют ситуацию, предложенную подругой или другом.

Применение такого метода стимулирует умственное развитие обучающихся, обусловленное самостоятельной поисковой деятельностью, и способствует дальнейшему формированию творческого мышления.

Проведение ноогеновских погружений по договору с общеобразовательной школой, гимназией или лицеем дает наилучший результат, если вместе со специалистами, организаторами процесса, психологами и детьми, в практике «Нооген» участвуют школьные учителя. Однако их роль, функция и назначение при этом кардинально меняются. Прежде всего, учитель помимо позиции «знающего» предмет педагога переходит еще в позицию «координатора», назначение которого скоординировать работу детей над сложной, казалось бы, не преодолимой проблемой. Ноогеновские задачи не имеют однозначного решения, и жесткой предметной структуры. Все, что может быть сделано и опредмечено, является результатом интеллектуального усилия группы и каждого участника в отдельности. Не все учителя выдерживают напряжение «незнания ответа» в присутствии учеников. Зачастую ситуация интеллектуального развития у взрослых протекает более болезненно, чем у детей. И, тем не менее, развитие учителей происходит. Происходят качественные изменения на всех уровнях. Наиболее успешны в этом сильные предметники и, те начинающие педагоги, для которых свой предмет - жизненная ценность. У них исчезают страхи перед новыми сложными задачами, растут притязания на авторство, появляются собственные методические разработки и конкурсные успехи. Они становятся более свободными и интересными для школьников, у них появляются успешные ученики, призеры олимпиад и т.д. Таким образом, можно заключить, что гуманитарная технология «НооГен» выступает мощным ускорителем (катализатором) процессов развития в общеобразовательной школе и, при соблюдении необходимых условий, значительно повышает качество общего образования.

Образовательный процесс НГ делится на два параллельных подпроцесса. Первый, базовый подпроцесс представляет собой коллективную работу над сложной задачей, не имеющей готового решения. Формулировка задачи производится заранее, но объявляется только перед началом работы. Здесь уместно привести примеры ранее использовавшихся задач, но сразу следует отметить, что повторно одна и та же задача, как правило, не используется. Для технологии важно, чтобы взрослые координаторы тоже не имели опыта решения данной задачи, иначе они мешают детям делать ошибки и самостоятельно искать правдоподобные решения. Например, предлагается «построить мир, в котором, то, что сказано, то и происходит». Такое задание достаточно быстро ставит рабочую группу в тупик, если группа пытается построить устойчивый и интересный мир. Результаты наработок групп докладываются и обсуждаются на общем собрании, где требуется отстоять логичность своей версии. Как правило, группа сталкивается с непониманием других групп и получает много вопросов, на которые надо получить ответы в дальнейшей работе. Управление процессом внутригрупповой работы и межгрупповой коммуникации осуществляется за счет рефлексии координаторов и их помощников в специально отведенное время.

Второй подпрцесс является вспомогательным (обеспечивающим) по отношению к первому, хотя может протекать и независимо от первого. Столкновение участников школы с трудностями решения НГ задач в скоре обнажает дефициты средств работы у подавляющего большинства участников. Поэтому, во второй половине дня проводятся специально подготовленные психологические тренинги и упражнения, которые облегчают процесс личностного продвижения участников. Эти занятия проводятся в форме мини-испытаний, которые проходят все участники групп. Эти занятия направлены на укрепление энергетики участников, на проработку элементарных способностей, которые нужны для успешного решения НГ задач. Например, упражнения, направленные на умение услышать другого человека, задавать вопросы различного типа, на умение построить элементарное обобщение, на умение сохранить нужную интонацию, регулировать темп собственной речи и т. д. Комплекс упражнений подбирается так, чтобы максимально учесть проблемы участников НГ процесса и, по возможности, поставить педагогические задачи на каждого ребенка.

Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Преимущества метода проектов: 1) системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам; 2) развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных; 3) развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков; 4) развитие уверенности в своих силах.

Ну и нельзя сказать об «Образовательном эффекте улыбки», «образовательном юморе». Главная причина повышенной серьезности учителей - страх потерять контроль над ситуацией. Веселье имеет свойство длиться, нарастать. Попробуй остановить эту лавину.

Учителю страшно потерять контроль не только над уровнем шума, но и над уровнем отношений. Развеселившись, дети порой «переступают черту», забывают об установившейся иерархии отношений, нормах поведения.

Педагог боится, что не сможет адекватно среагировать, если в его присутствии ученики вдруг поведут себя слишком вольно, слишком естественно, забыв, что рядом преподаватель, а не просто смеющийся человек.

Есть и более мелкие тревоги: страх потерять зря время, чего-то важного не успеть. Юмор необходим и как средство создания комфортной психологической атмо¬сферы. Как возможность снять напряжение - до или после контрольной, при первом знакомстве.

Если подросток, готовясь выйти к доске, разыгрывает минутную пантомиму: трясущиеся колени, дрожащие руки, нервное одергивание воротничка - подыграйте. Не нужно напоминать, как мало у нас времени. И многие еще не успели выступить... Ученик выбрал не худший способ справляться со смущением (настоящим страхом), не показывая виду, что нервничает, заодно завоевывать симпатии аудитории.

Юмор незаменим в ситуации конфликта, особенно когда кто-то уже готов кричать и хлопать дверью. Шутка если и не предотвратит трагический жест, по крайней мере значительно ослабит разрушительный эффект.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.





© 2010-2022